10 лучших украинских Web-компаний

Елена Чайка
"Украинский Молоток"

Web-сайт:
www.molotok.com.ua
Компания: netBridge Ukraine
Дата запуска: 26 июня 2000 г.
Позиционирование: Internet-аукцион
Источник дохода: платные сервисы
Выход
на рентабельность:
середина 2001 г.
Количество занятых людей:
4 постоянных + 3 привлекаемых
Цель: создать сообщество участников
Internet-торгов, внедрить в Uanet
аукционный бизнес

Molotok — собствен-ность компании net-Bridge. Помимо украинского, сегодня она
владеет еще тремя аналогичными ресурсами: в
России
, Болгарии и Румынии.
Все они работают на специализированном программном обеспечении, имеют одинаковую
технологию "раскрутки" и похожи как близнецы-братья, что заметно даже
невооруженным глазом (дизайн, кстати, разрабатывала студия Артемия Лебедева).
"Украинский Молоток" стартовал всего три месяца назад, но к настоящему
времени стал настолько популярен в Uanet, что мы не могли не отметить его. А руководит
этим проектом приятная деловая женщина — Елена Чайка, которая согласилась помочь
net-Bridge реализовать ее достаточно амбициозные планы в Украине, даже несмотря
на свою занятость в фирме INT.

Как и многие другие украинские Web-проекты из области e-commerce, Molotok.com. ua еще не приносит своим владельцам денег. Сегодня это абсолютно бесплатный аукцион, который зарабатывает популярность, авторитет и доверие пользователей. Введение платных услуг планируется в следующем году. Например, выставление лотов в список рекомендуемых аукционом, вступление продавцов в клуб "Молотка" и т. п. Кроме того, в планах "Украинского Молотка" — поиск маркетинг-партнера, имеющего опыт работы с аудиторией Uanet.

Кстати, знаете, чем отличаются украинские пользователи Internet-аукциона от российских?
Россияне считают его развлечением, наши — серьезным средством ведения бизнеса.
Между тем аукцион — прежде всего рискованная и азартная игра.

Алексей Гончаров
Ping

Web-сайт:
www.topping.com.ua
Компания: PACO Links
Дата запуска: 31 марта 1998 г.
Позиционирование: рейтинго-поисковая
система, каталог
Источник дохода: реклама
Выход на рентабельность: 2000 г.
Количество занятых людей: 6
Цель: добиться качественно нового
уровня рейтинго-поисковой системы

Первая версия "ПИНГа" появилась в начале 1998 г. Как рассказывает руководитель
проекта Алексей Гончаров, именно тогда он познакомился с Константином Тимохиным.
"При встрече оказалось, что у нас много общих идей, в частности по созданию
рейтинга украинских сайтов, — говорит он. — Через пару недель были готовы дизайн
и первая версия программного обеспечения, наши эксперименты поддержал одесский
провайдер PACO Links. Тестирование началось 31 марта 1998 г., в этот же день на
"ПИНГе" был зарегистрирован первый сайт, а с середины апреля проект
был запущен официально".

Приносит ли PING доход своим создателям? По их мнению, сегодня практически все Web-проекты нерентабельны, не потому, что они не зарабатывают деньги, а потому, что все вырученные средства реинвестируются. Пока основным источником дохода является продажа рекламы на сайте и в баннерных сетях, в перспективе планируется ввести платные сервисы. "Но на зарплату "ПИНГом" заработать уже можно, — улыбается Алексей. — Есть интерес инвесторов к проекту, но предлагаемые суммы не превышают наш годовой cash flow".

Что будет с рейтингом дальше? Создателям очевидно: PING рано или поздно станет
порталом.

Алексей Чуксин
МЕТА

Web-сайт:
meta-ukraine.com
Компания: "Мета"
Дата запуска: 12 ноября 1998 г.
Позиционирование: украинская поисковая
система
Источник дохода: реклама, Web-консалтинг
Выход на рентабельность: май 2000 г.
Количество занятых людей: 3
Цель: ближайшая — создание полноценного
поискового сервиса по украинским
Internet-ресурсам, в перспективе –
принципиально новых "умных" систем
сбора, обработки и поиска информации

Создатели "Меты" — Юрий Назаров,Юрий Логвинов и Алексей Чуксин —знакомы
со школы. В компании каждый из них отвечает за свой участок работы: организационный
менеджмент, программи-рование/админи-стрирование и рекламу/PR соответственно.

Как возникла "Мета"? "К тому моменту, когда у нас появилась идея сделать поисковик для Украины, российский "Апорт" фирмы "Агама" был уже признанной русскоязычной поисковой системой и нравился нам качеством работы, — вспоминает Алексей Чуксин. — Наше предложение о сотрудничестве встретило активную поддержку руководства "Агамы". Передача самой технологии произошла в начале 1998 г.".

После запуска сервера стало понятно, что поисковые услуги по украинским Internet-ресурсам очень востребованы. Популярность системы росла с каждым месяцем, и в определенный момент разработчики столкнулись с трудностями — возникли жалобы на скорость обработки запросов. Начался поиск партнеров, которые могли бы помочь решить проблемы с технической реализацией проекта. Поддержка пришла в апреле-мае этого года от Compaq и Microsoft. Первая через ACT Group Ukraine предоставила сервер Proliant ML350, вторая обеспечила переход системы на платформу Windows 2000. В результате производительность сервера возросла в четыре раза и, как следствие, количество запросов — почти вдвое. Положительно сказалось и расширение канала доступа к серверу, которое обеспечил провайдер "УкрНет".

В начале октября ожидается запуск новой версии "Меты". Ее главными отличиями
станут более точный поиск и появление реестра украинских сайтов.

Джозеф Лемир
Gala.net

Web-сайт:
www.gala.net
Компания: GalaMedia
Дата запуска: 1996 г.
Позиционирование: информационно-развлекательный
портал
Источник дохода: реклама, подписка,
e-commerce
Выход на рентабельность: 2000 г.
Количество занятых людей: около 50
Цель: стать информационным центром для всех русско-
и украиноязычных пользователей Internet

Gala.net является частью компании GalaMedia, в которую входят также GalaTV и GalaRadio. Первая Gala-страница появилась в WWW еще в апреле 1995 г., но активная деятельность компании в Сети началась два года назад, и за это время она разместила здесь около 80 Web-страниц, объединенных теперь в единый портал. Gala.net "берет" Internet штурмом: рекламные кампании, проводимые в Украине, России, Израиле, Европе и США, не проходят даром — ежедневно портал посещают около 1,5 млн. пользователей. Это, кстати, единственная в Украине Web-компания, которая рекламируется на бигбордах.

Gala.net родился в Киеве, и хотя и рассчитан на все русско- и украиноязычное население Internet, это украинский проект. Руководит им Джозеф Лемир (Joseph Lemire), придерживающийся в бизнесе того же подхода, что и владельцы America Online, — соединить все средства массовой информации (радио, телевидение, Internet) в рамках единого портала. По его словам, в Gala.net уже вложено 1,5 млн. долл. средств GalaMedia, продолжаются новые инвестиции. В фирму не раз обращались с предложениями о финансировании, но пока она на 100% является собственностью GalaMedia. "Gala.net — одна из тех компаний, которым бизнес в Internet приносит прибыль уже сейчас, — отмечает ее владелец. — И мы смотрим на инвестора не как на фирму, способную профинансировать проект, а как на стратегического партнера, который поможет продвинуть его вперед в технологическом плане".

В настоящее время GalaMedia занимается разработкой нового проекта, и Джозеф обещает сделать его одним из наиболее заметных деловых ресурсов в Uanet. Это будет финансовый портал с ежедневно обновляемой информацией на трех языках и общим объемом около 200 Web-страниц.

Сергей Моругин
UA TODAY

Web-сайт:
uatoday.net
Компания:
"Центр связей с общественностью"
Дата запуска: апрель 1999 г.
Позиционирование: СМИ
Источник дохода: реклама
Выход на рентабельность: 2000 г.
Количество занятых людей: 5
Цель: чтобы на вопрос "Что такое украинский
Internet?" отвечали — "UATODAY.net"

UA Today запускался в апреле прошлого года как эксперимент. Тогда Gazeta.ru существовала
всего несколько месяцев, а таких проектов, как Vesti.Ru, Lenta.Ru, Ytro.Ru и т.
п. еще не было вообще. С тех пор структура и содержание и российской, и украинской
Сети сильно изменились. "В какой-то момент мы оглянулись и поняли, что эксперимент
завершен, начался бизнес, — говорят издатель Сергей Моругин и управляющая проектом
Наталья Гумба (Ищенко). — Информационный монополизм в Uanet закончился, сегодня
все время приходится наблюдать за конкурентами. Однако рынок все еще не освоен,
много секторов, которые ждут своих первооткрывателей. Возможно, сейчас для СМИ
"входной билет" в Internet стоит дороже, чем полтора года назад для
нас, но пока еще речь идет о вполне разумных суммах… Поскольку мы были первыми,
то получили значительное преимущество на рынке, которое сейчас и реализуем. У
нас было время, чтобы собрать "свою" аудиторию, теперь она порой даже
давит на нас, когда ей, например, не нравятся выводы наших аналитиков. Иногда
приходится идти навстречу, переписывать материалы. Ведь один из наших главных
принципов заключается в том, что пользователь на сайте должен чувствовать себя
уютно, как в гостях у старых друзей".

Пока UA Today зарабатывает только баннерной рекламой и становится самоокупаемым проектом. Причем объемы рекламы, по словам создателей, растут прямо на глазах — ежемесячно в 1,3—1,5 раза.

Владимир Возняк
ITC Online

Web-сайт:
itc.kiev.ua

Компания: "Издательский Дом ITC"
Дата запуска: 1 февраля 2000 г.
Позиционирование: IT-портал
Источник дохода: реклама
Выход на рентабельность: конец 2002 — начало
2003 г.
Количество занятых людей: 4 штатных, работающих только над проектом,+
7 штатных сотрудников ITC (не считая редакторского и авторского коллективов)
Цель: сохранить темпы роста и 90% рынка
IT-ресурсов Uanet

Проект ITC Online начал свою работу 1 февраля 2000 г., однако возник он не на
пустом месте. До этого по адресу www.itc. kiev.ua располагался корпоративный сайт
"Издательского Дома ITC", а сегодня ITC Online — это четвертое СМИ,
выпускаемое издательством, и первое — электронное. За короткий промежуток времени
его популярность стремительно возросла, и теперь ежедневно сайт посещают 3000—3500
человек, причем 85% из них — жители Украины.

По сути ITC Online — инвестиционный проект, финансируемый "Издательским Домом ITC". Он нацелен на украинскую аудиторию, поэтому даже не рекламируется в Рунет (тем не менее входит в Rambler Top20 в категории "Компьютеры"). Его главная задача — служить онлайновым коммуникационным центром для всего украинского компьютерного сообщества, оправдывая свое название — IT Community Online. Параллельная — быть сетевым, читай интерактивным, средством массовой информации и каталогом одновременно, основное отличие которого — оперативная, актуальная и локализованная для нашего рынка информация.

Как отмечает Владимир Возняк, руководитель ITC Online, сегодняшнее состояние украинского сегмента Internet — пора надежд. "Машина заработает", когда число пользователей Uanet утроится по сравнению с тем, что мы имеем сейчас, и превысит 500 тыс. человек, потребляющих информацию на регулярной основе. Говоря другим языком, когда десятое место в "ПИНГе" будет составлять 4—5 тыс. хостов за день. И только после этого станут активно развиваться всевозможные виды Internet-бизнеса.

Михаил Дудник
Actis/Armitage

Web-сайт:
www.armitage.kiev.ua

Дата создания:
начало 1997 г.
Позиционирование: уникальные профессионалы
Источник дохода: консалтинг, разработка и создание
Web-систем
Инвестиции: приобретена российской Actis Systems
в октябре 1999 г.
Выход на рентабельность: 1997 г.
Количество занятых людей: 14
Цель: вести честный бизнес с хорошими партнерами

Начитавшись трудов Уильяма Гибсона, ко-торый ввел в обиход слово cyberspace, и
вдохновившись работами компании со странным названием Razorfish, сотрудник одной
из ведущих украинских фирм—сборщиков ПК в 1996 г. покинул свое прежнее место
работы, чтобы создать то, что тогда называлось студия Web-дизайна. Бывшие коллеги
недоумевали: как можно променять стабильный заработок "на какой-то там html".
А он вместе со своими новыми партнерами арендовал подвал, в котором Armitage’s
Studio выполняла самые первые заказы на разработку Web-сайтов…

"До этого мы работали в разных фирмах — от небольшого бизнеса до крупных IT-компаний, — вспоминает Михаил Дудник, директор Actis/Armitage. — Обобщая полученный опыт, можно сказать: мы знали, как не надо работать, и пошли от обратного".

До начала 1999 г. Armitage’s Studio развивалась как дизайн-студия. Далее стало
совершенно понятно, что просто Web-дизайном заниматься неинтересно, ведь клиенты
готовы заказывать все более сложные решения. Да и чудесный творческий беспорядок
тоже пора было прекращать. Так появилось желание изменить свой бизнес, которое
осенью прошлого года вылилось в объединение с российской Actis Systems. Теперь
компания работает по проектно-ориентированной модели. Сегодня единственный источник
дохода Actis/Armitage — предоставление полного комплекса услуг для фирм, заинтересованных
в использовании Internet для своего бизнеса. Сюда входит все — от стратегического,
технического и бизнес-консалтинга до реализации.

Константин Леонтьев
Finance.com.ua

Web-сайт:
finance.com.ua
Компания: "Инфинсервис"
Дата запуска: 1 июня 2000 г.
Позиционирование: финансовый портал
Источник дохода: реклама, платная информация

Выход на рентабельность:
не объявляется
Количество занятых людей: 4
Цель: отображается формулой "Финансовая информация
+ Internet = Finance.com.ua"

Finance.com.ua принадле-жит информационному агентству "Инфинсервис",
основная задача которого — поставка оперативной информации участникам украинских
финансовых рынков. Вследствие требований оперативности все продукты "Инфинсервис"
всегда распространялись исключительно по электронным каналам связи, так как большинство
данных просто не имеет смысла доставлять потребителям в бумажном виде. Сначала
для этих целей использовались Fido-технологии, факсимильная рассылка, собственная
BBS, позднее — e-mail, а в начале 1997 г. компания приступила к созданию финансового
Web-ресурса. В результате в начале 1998 г. был запущен корпоративный сайт агентства
(www.ifs.kiev. ua), переросший со временем в Finance.com.ua.

"Перефразируя Генри Форда, о нашей компании можно сказать: предоставим любую информацию, если это курсы, ставки, котировки", — говорит Константин Леонтьев, руководитель проекта.

В мае этого года большей частью "Инфинсервис" стала владеть инвестиционная компания SigmaBleyzer. Инвестиции были получены для создания новых информационных продуктов и поддержки существующих проектов. В ближайших планах — развитие и продвижение портала Finance.com.ua, в частности запуск его англоязычной версии, разработка решений для пользователей сотовой связи.

Как отмечает Константин, сегодня можно говорить лишь об окупаемости Finance.com.ua,
но не о прибыльности, поскольку все вырученные средства до сих пор вкладываются
в предприятие. "Скорее всего, большинство украинских контент-проектов являются
мощным инструментарием для маркетинговых исследований и акций, но как самостоятельный
бизнес вряд ли пригодны для получения прибыли", — считает руководитель Finance.com.ua.

Руслан Дмитракович, Алексей Мась
"Украинская Баннерная Сеть"

Web-сайт:
banner.kiev.ua
Компания: Internet Expert
Дата запуска: 30 января 1999 г.
Позиционирование: баннерная сеть
Источник дохода: реклама
Выход на рентабельность: март 2000 г.
Количество занятых людей: 5
Цель: создание единой рекламной площадки Uanet

Идея создать сеть обме-на баннерами возник-ла у Алексея Мася и Руслана Дмитраковича
осенью 1998 г. По задумке отличительной чертой системы являлась ориентация на
украинские Web-ресурсы. С того времени идеология практически не изменилась. "Функционально
система постоянно развивается, и одна из наших целей — сделать ее наиболее удобным,
быстрым и эффективным рекламным механизмом в украинском Internet, — говорят друзья.
— Кстати, в ходе работы выяснилась интересная особенность технической базы Uanet:
инфраструктура украинской Сети ориентирована на доступ не к локальным ресурсам,
а прежде всего к зарубежным, что создает немало проблем".

Инвестиций в проект пока не было — все сделано руками создателей и за их собственные средства. В планах — улучшение схемы работы с рекламными площадками, совершенствование ПО. Как считают владельцы "Украинской Баннерной", в ближайшие год-два рынок онлайновой рекламы будет активно расти, появится Internet-маркетинг в разных его проявлениях. Однако приток денег в Uanet, скорее всего, будет связан с освоением инвестиций, а не с увеличением объемов продаж товаров и услуг.

Джед Санден
SputnikMedia.net

Web-сайт:
www.sputnikmedia.net

Компания: SputnikMedia.net
Дата запуска: февраль 2000 г.
Позиционирование: информационно-деловой портал
Источник дохода: реклама
Выход на рентабельность: конец 2001 г.
Количество занятых людей: 35
Цель: стать первыми в Uanet по каждому направлению

Англоязычную газету "Kyiv Post" знают не только те, кто говорит по-английски,
но и практически вся деловая Украина. А начиналась она, как и любой бизнес, с
идеи. Идея, родившаяся у 23-летнего Джеда Сандена (Jed Sunden) в 1993 г. во время
его первого визита в Киев, была простой — создать газету, распространяемую бесплатно,
а зарабатывать при этом на рекламе. В то время еще никто не верил, что в Украине
такой бизнес будет доходным, но Джед оказался прав. Второй проект — Kyiv Business
Directory — также прибыльный, третий — женский журнал "Единственная"
— продан в начале этого года шведскому издательству "Edipresse", и,
наконец, самый молодой — SputnikMedia.net — обещает стать рентабельным в ближайшее
время. В общем, в Украине этот коммуникабельный американец "застрял"
надолго. По крайней мере, ему самому в это очень хочется верить.

На мысль начать Web-бизнес Джеда натолкнули отчеты о ситуации в Рунете в конце
1999 г. Первыми были запущены сайт англоязычных новостей www.kpnews.com
и бесплатный почтовый сервис www.gomail.com.ua.
За ними начали работу другие проекты, а первые положительные результаты деятельности
появились в августе текущего года, когда суммарный показ Web-страниц портала SputnikMedia.net
превысил 1 млн. Объем первоначальных инвестиций составил несколько сотен тысяч
долларов, в августе был продан небольшой пакет акций, так что на текущий момент
SputnikMedia.net инвестируется группой акционеров.

На сегодняшний день большинство идей воплощено, ресурсы SputnikMedia.net покрыли все интересные с рекламной точки зрения аудитории, и сейчас важно поднять их посещаемость для того, чтобы каждый сайт был лидером в своей категории. Причем стать первым — это не нездоровая амбиция, а цель, ради которой все и затевалось. "В Internet очень много зарабатывают только первые, вторые — уже на порядок меньше. То же самое будет и в Uanet", — уверен глава SputnikMedia.net.

По словам Джеда, сегодняшняя ситуация в украинском Internet сложная. В развитии
он отстает от Рунета на полгода, и если у нас произойдет такой же спад активности,
как сейчас в России, — многим из Web-проектов придется свернуть свою деятельность.
Выживут только сильнейшие, более мелкие — закроются либо продадутся.