11.22.63

11_22_63_i01b

Расхожая фраза «книга лучше», несмотря на всю свою банальность, идеально подходит для описания минисериала 11.22.63, снятого по роману Стивена Кинга 11/22/63. И дело совсем не в том, что авторы фильма принесли разделители в названии в жертву дизайну логотипа, проблема в общем настрое киноадаптации, который не имеет ничего общего с духом оригинала. Но самое интересное, что в целом 11.22.63 даже неплохой сериал, вот только читать роман перед его просмотром категорически не рекомендуется.

11.22.63

Жанр фантастика
Создатель Бриджет Карпентер
В ролях Джеймс Франко (Джейк Эппинг), Крис Купер (Эл Темплтон), Сара Гадон (Сейди Данхилл), Дэниел Уэббер (Ли Харви Освальда), Черри Джонс (Маргарита Освальд), Люси Фрай (Марина Освальд), Джордж Маккей (Билл Теркотт), Леон Риппи (Гарри Даннинг), Т. Р. Найт (Джонни Клейтон), Бруклин Судано (Кристи), Джош Дюамель (Фрэнк Даннинг)
Телеканал Hulu
Год выпуска 2016
Серий 8
Официальный сайт, IMDb, КиноПоиск

По большому счету, в романе и сериале совпадают только основная идея, главные герои и некоторые реперные точки истории. В остальном же это совершенно разные произведения. В сериале есть персонажи, которых не было в романе, при этом им уделяется достаточно много экранного времени, другие действующие лица внезапно получают новые сюжетные линии и превращаются чуть ли не в ключевых героев. Важные для понимания происходящего эпизоды исключаются, вместо них появляются другие, хронология событий переворачивается с ног на голову, характеры героев трансформируются и т.д. и т.п.

Основа сюжетной канвы и книги 11/22/63, и сериала 11.22.63 – путешествие в прошлое, сквозь случайный временной пролом в подсобке небольшой придорожной забегаловки, для того, чтобы исправить некоторые фатальные ошибки и, в первую очередь, — предотвратить убийство президента Джона Ф. Кеннеди 22 ноября 1963 г.

Роман 11/22/63 — программное, важное для Стивена Кинга произведение. Он задумал написать историю о покушении на Кеннеди еще в 1972 г., но в то время был просто не готов взяться за столь масштабную работу. Писателю понадобилось почти 40 лет, чтобы дозреть. Большой, около 900 стр., неторопливый и очень детальный роман рассказывает не только и не столько о покушении на президента США, сколько об Америке 60-х годов, о настроениях в обществе, жизни обычных людей. При этом произведение затрагивает проблемы расовой и классовой сегрегации, домашнего насилия, роли маленького человека в истории. Ну и, кроме всего прочего, – это очень трогательная, хрупкая и завораживающая история любви.

А еще эта книга – настоящая энциклопедия жизни в 60-х годах. Важный информационный пласт романа – скрупулезное, детальное описание бытовых привычек американцев середины прошлого века. С точным упоминанием марок пива и продуктов ежедневного употребления, любимых магазинов представителей разных классов, спортивных событий, популярных групп и звучащих по радио композиций. Вообще, музыка – это еще один важный персонаж романа. Ощущение погружения в эпоху просто поразительное. Во время чтения 11/22/63 кажется, что ты сам, вместе с главным героем живешь в 60-х. Гонишь по пустынному шоссе в открытом Ford Sunliner, смакуя каждый глоток, пьешь, сидя в придорожном кафе, корневое пиво, жаришься в переполненном автобусе, задыхаясь от клубов табачного дыма. Бесценное ощущение сопричастности, которое удается писателям так редко.

К сожалению, всего этого в сериале нет. Вместо очень честной, порой неприглядной, а порой очень притягательной картинки прошлого авторы предлагают нам красочную, увлекательную и безопасную экскурсию по бутафорским 60-ым. Чего стоит одна только сцена перехода в прошлое, кстати, в 1960, а не в 1958 г., как в романе. Такое впечатление, что режиссер попытался впихнуть в один кадр все знакомые ему стереотипы о том времени, нисколько не заботясь о том, как они сочетаются друг с другом. Полуденные тени, молочник развозит молоко (ранее утро), рабочие возвращаются с фабрики (вечер, будний день), люди стоят в очереди у ларька за пивом (вторая половина дня), школьницы едут в школу (утро), дети играют возле дома (выходной). Что вообще происходит? И таких мелких шероховатостей, которые не добавляют картине достоверности, в сериале масса.

При этом 11.22.63 может похвастаться отличным актерским составом. Джеймс Франко на самом деле почти идеально подходит на роль Джейка Эппинга, а оскароносный Крис Купер великолепно играет смертельно больного Эла Темплтона. Сара Гадон просто красавица, вот только она на 20 см ниже Сейди Данхилл, а рост своей героини Кинг подчеркивает неоднократно, он важен для понимания некоторых нюансов. Ну и, конечно, Дэниел Уэббер, который просто пугающе похож на Ли Харви Освальда. Bad Robot Productions и Warner Bros. Television не поскупились, и роли даже второстепенных персонажей в 11.22.63 исполняют титулованные актеры.

Кроме того, 11.22.63 — красивый сериал. Конечно, до блестящего War & Peace ему далеко, но у 60-ых свой собственный шик. Эпоха широких юбок, классических автомобилей и рок-н-ролла окрыляет. На старательно построенную, хотя и несколько лубочную картинку приятно смотреть. Впрочем, в недавнем The Man in the High Castle те же 60-ые с привкусом оккупации получились, как нам кажется, ярче.

Если вы не читали легшую в основу 11.22.63 книгу, вы, скорей всего, даже не заметите подвоха. Перед вами предстанет достаточно качественный и необычный сериал о путешествии во времени с легким налетом хоррора. Если же вы уже успели прочитать 11/22/63, то вы очень быстро поймете, что это всего лишь обезжиренная, бескофеиновая и безвкусная версия романа и, вероятней всего, бросите просмотр уже после первой серии. Удивительно, как Кинг допустил подобное, ведь писатель входит в число продюсеров шоу.

Одно радует. Наверняка после выхода сериала часть зрителей захочет познакомиться с оригинальным произведением. Обязательно сделайте это, ведь 11/22/63 – один из лучших романов Кинга. Настоятельно рекомендуем великолепный украинский перевод с огромным количеством сносок и комментариев переводчиков, расшифровывающих очевидные для американцев, но далеко не всегда понятные нам нюансы текста.

3.5
Оценка ITC.UA
Плюсы: Америка 60-х, путешествия во времени, актерский состав
Минусы: Кардинальные расхождения с текстом романа, несовпадение характеров, героев, мест, хронологии и т.д., не передан дух романа
Вывод: В целом неплохой фантастический сериал, к сожалению, имеющий мало общего с романом Стивена Кинга
Расхожая фраза «книга лучше», несмотря на всю свою банальность, идеально подходит для описания минисериала 11.22.63,…
Расхожая фраза «книга лучше», несмотря на всю свою банальность, идеально подходит для описания минисериала 11.22.63,…
3.5 / 5