Александр Нестеренко, директор ARTKB: Я хочу чтобы у нашей страны возник имидж технологичного государства

Знімок екрана 2014-05-29 о 11.26.47

На прошлой неделе в Украине запустился акселератор Carrot с амбициозными планами развивать стартапы, которые хотят создавать аппаратные решения. До недавнего времени считалось, что создать в Украине хардверный продукт очень сложно и не стоит тратить на это время. Тем не менее, успешные старты таких проектов как Petcube и iblazr показали, что это вполне реально. На рынке возникла необходимость в экспертной помощи для молодых разработчиков. Предоставить её взялось бюро разработки продуктов ARTKB, собственно, и запустив акселератор Carrot. Мы решили пообщаться Александром Нестеренко, директором бюро и по совместительству управляющим партнером Carrot, о самом акселераторе и перспективах хардверных стартапов в Украине.

Как давно ваша компания работает в Украине и насколько тяжело было развивать этот бизнес в нашей стране?

Бюро ARTKB в теперешнем его виде работает с 2009 года. Но начиналось все гораздо раньше. После института (закончил Киевский Политех в 2004-ом) я работал на фрилансе, проектировал пресс-формы для литья пластмасс под давлением, разрабатывал пластмассовые изделия, корпуса приборов и т.д. У меня было много клиентов, определенная репутация. Но развития особо не наблюдалось. Затем с 2006 по 2008 был период работы в компаниях, первый опыт работы «на дядю». Не очень интересно, но очень познавательно. Особенно период работы на большом современном заводе, лидере отрасли в Украине, да и в масштабах Европы. Работал я на разных позициях – инженер-конструктор, специалист по подготовке серийного производства, руководитель направления в торговой компании. Это позволило мне освоить принципы функционирования производственных и торговых предприятий, построения бизнеса и т.д.

IMG_1631И вот после прохождения такой своеобразной образовательной программы, в 2008 году, в самый разгар кризиса, я оставил свое место работы и взялся за построение собственного бизнеса в области разработки новых продуктов – бюро ARTKB.

Касаемо сложности развития подобного бизнеса – тут ситуация двоякая. С одной стороны, рынка такого по сути не было, многие не понимали, что это такое, как можно отдавать разработку продукта на аутсорс , как можно вообще платить за дизайн продукта. Но это и большой плюс – рынок чистый, конкуренции нет, одни возможности. Этим я и воспользовался, я нашел свою нишу и занял ее.

На данный момент бюро разработки новых продуктов ARTKB является единственной компанией подобного рода в Украине. Наши проекты давно вышли за рамки нашей страны, мы стали экспертами по подготовке продукта к кампании на Kickstarter, и мы свободно делимся этим опытом с нашими клиентами.

За последний год компания ARTKB помогла сразу нескольким украинским стартапам разработать электронные устройства и отправить их в массовое производство, почему вы решили этим заняться?

Еще до недавнего времени 95% наших клиентов составлял средний и крупный бизнес. Такие компании как Roshen, Vents, Ecosoft, EDAPS и др. Я хорошо знаю специфику и производственные потребности таких предприятий, а потому знаю, чем могу быть им полезен, какие винтики могу заменить в их сложных процессах. Но именно понимание этой специфики и подтолкнуло меня обратить внимание на стартап-индустрию. Понимаете, в чем дело: компании, при наступлении каких-то кризисных явлений, первым делом сворачивают свои программы, которые не являются жизненно необходимыми на данный момент, в том числе и программы развития, под которые попадают и наши услуги. В то время как для стартапов, развивающихся мелких компаний, быстрая разработка новых продуктов и выталкивание их на рынок – это просто жизненная необходимость. Таким образом ценность нашей экспертизы для молодой компании в разы выше. На данный момент порядка 50% наших клиентов составляют перспективные стартапы.

Но помимо чистого расчета, мой интерес к стартап-индустрии лежит также и в социальной плоскости. Я хочу участвовать всеми силами в развитии стартап-экосистемы в Украине, я вижу большие перспективы для нашей страны в этой области, я хочу чтобы у нашей страны возник имидж технологичного государства, экспортера технологий, я хочу чтобы украинские технологичные компании производили фурор во всем мире. Уверен, у нас есть для этого все необходимое.

Какие цели вы преследуете с акселератором Carrot?

Вообще идея создания акселератора возникла после того, как в ARTKB начали приходить стартапы с просьбами наподобие «а давайте мы рассчитаемся с вами потом, в случае успеха?». При этом мы видим, что идея хорошая, ребята хорошие, вероятность успеха высока, почему бы не помочь? Начинаем придумывать какие то условия, схемы. Тут и пришла идея с акселератором – все равно мы делаем нечто подобное, так давайте назовем вещи своими именами. Как раз в это время ребята из Petcube уехали в Шеньчжень, в HAXLR8R, и я к ним заезжал пару раз в гости, будучи в Китае в командировках, подспудно узнавая, как функционируют хардверные инкубаторы. Познакомился с украинскими it-инкубаторами, изучил зарубежный опыт – так и выработали концепцию нашего акселератора.

Сейчас ситуация такая: если у вас есть идея и вы располагаете возможностями ее реализовать, но вам нужна техническая и производственная экспертиза – милости просим в ARTKB. Если же при всех прочих условиях ваши финансовые возможности ограничены (другими словами, вы не можете оплатить услуги ARTKB) – милости просим в акселератор Carrot. В рамках акселератора мы предоставим всю необходимую экспертизу и оплатим услуги подрядчиков.

Цель нашего акселератора – развитие украинской стартап-экосистемы вообще, и хардверного направления в частности. Если it-проекты у нас имеют все условия для поддержки и развития, то с железом, с физическими объектами у нас все движется очень вяло. Также совсем печально обстоят дела с запуском продуктов, не связанных со сложной электроникой и интернетом – игрушки, механические устройства, осветительные приборы, посуда, предметы быта и прочие продукты легкой промышленности. При этом у нас довольно серьезное комьюнити предметных дизайнеров, и нет практически никаких действенных лифтов для выхода их продуктов на рынок. Таким образом одна из целей – подтянуть этот сегмент хотя бы до уровня it-проектов.

Планируете зарабатывать на акселераторе?

Это может показаться смешным, но мы планируем 🙂

Что ваш акселератор может предложить стартапам?

Дизайн продукта, подготовка конструкторской документации, производство функционального прототипа, расчет экономики производства, подготовка к краудфандинговой кампании, подготовка серийного производства, контроль качества, логистика – в общем, все, что необходимо для запуска продукта в производство.

В развитии каких проектов вы заинтересованы в первую очередь? 

В первую очередь мы заинтересованы в развитии любых проектов, связанных с физическими продуктами, с реальным производством. Одним из основных условий является ориентированность на глобальные рынки. А точнее – конкурентоспособность продукта на развитых рынках.

Что нужно стартапу, чтобы попасть в Carrot?

Хорошая идея, фаундер с горящими глазами и определенными способностями – это самое главное.

Обязательно ли проект должен быть связан с электроникой? 

Абсолютно не обязательно. Internet of things, сложная электроника, простая электроника, механика, простые предметы – любой физический объект. Хоть подушечка для иголок. Правда, не представляю себе степень инновационности подушечки, чтобы это действительно было интересно, но, мало ли 🙂

Главное, чтобы был ответ на вопрос: за счет каких качеств этот продукт будет успешно конкурировать на глобальном рынке с продукцией многочисленных корпораций.

Стоит ли обращаться в Carrot тем, у кого есть только идея, но пока нет команды для её реализации?

Я считаю, что идея без реализации не стоит ничего. Наличие команды – важное условие, но не обязательное. Если нет команды, то должно быть нечто другое. Например, годы индивидуальных разработок, исследования, рабочие прототипы и т.д. Если мы видим, что человек верит в идею, отдает ей нечто большее, чем пустые разговоры – мы готовы сотрудничать.

Краудфандинг и Kickstarter — это единственный выход для украинских стартапов?

Конечно, не единственный. Это лишь инструмент. Далеко не любой продукт можно запустить на Kickstarter, но если продукт идеально вписывается в его концепцию – то надо этот инструмент использовать. Выбрать оптимальный путь развития и продвижения продукта – одна из самых серьезных задач для стартапа.

Когда мы начинаем работать со стартапом, мы изучаем возможные пути продвижения, учитываем наши возможности в том или ином направлении, привлекаем опытных менторов. Наша цель – не просто успешно провести кампанию на Kickstarter, а помочь построить работающий бизнес.