Alien: Isolation — выжить любой ценой

maxresdefault

В Creative Assembly домашнее задание выполнили на отлично — визуальная эстетика Alien: Isolation абсолютно идентична тому, что мы видели в оригинальном фильме Ридли Скотта. Isolation, пожалуй, первая игра по франшизе, которая берет за основу именно “Чужого”, и давайте разберемся, почему это прекрасно.

Alien: Isolation

Жанр Survival Horror
Платформы PC/PlayStation 3/PlayStation 4/Xbox 360/Xbox One
Разработчик Creative Assembly
Издатели Sega, 1С-СофтКлаб
Сайт alienisolation.com

Оценка

Точная передача атмосферы первого фильма, отличные звук и картинка, обеспечивающие полное погружение в происходящее

Игра немного затянута, некоторое однообразие игрового процесса

Самая страшная игра про Чужих

Закрытая станция Севастополь, словно невероятно раздувшаяся в размерах копия Ностромо, встречает игрока перемигивающимися лампочками, допотопными клавиатурами и мерцанием древних ЭЛТ-мониторов. Станция почти заброшена — в однообразных коридорах, полных тумана и мрака, еще можно встретить людей или синтетиков из числа тех, кто не успел покинуть Севастополь, но чаще всего Аманда Рипли, прилетевшая сюда вместе с парочкой официальных представителей Вейланд-Ютани, оказывается предоставлена сама себе. Себе и страшным звукам, которые доносятся из вентиляционных труб… на станции явно что-то не так.

События игры разворачиваются спустя 15 лет после происшествия на Ностромо и в какой-то мере повторяют эту печальную историю. Аманда разыскивает свою пропавшую мать и прибывает на Севастополь для того, чтобы получить доступ к черному ящику с Ностромо, который на станцию привезли охотники за космическим мусором. К сожалению, кроме черного ящика, эти парни нашли и Дереликт, а значит, и яйца Ксеноморфов, ну а дальнейшая история всем известна — не успеешь и оглянуться, как у тебя по кораблю уже разгуливает кровожадное и практически неубиваемое создание.

Помните, чем “Чужие” отличались от “Чужого”? Сиквел был Sci-Fi боевиком, с бравыми солдатами, большими пушками и непрекращающейся стрельбой, в то время как “Чужой” — стопроцентный хоррор. В оригинальном фильме зрителя пугал не ксеноморф, бегающий по стенам, а как раз тот факт, что его нет на экране, а значит, он может быть где угодно. Например, за этой дверью. Или у тебя за спиной. Стойте, а что это сейчас капнуло с потолка?..

Alien: Isolation, благодаря отличному звуку и шикарной картинке (которая на самом деле гораздо лучше, чем на статичных скриншотах), воссоздает эту атмосферу до мельчайших деталей. Полное прохождение игры занимает примерно два десятка часов, и Чужого за это время вы будете видеть не так часто, как могли бы ожидать. Зато слышать его вы будете постоянно, и поверьте, это очень страшно. Причем, как и в фильме, страшнее всего именно тогда, когда на экране практически ничего не происходит. Гудят системы жизнеобеспечения Севастополя, из поврежденной трубы со свистом вырывается воздух, лампа дневного освещения мерцает, изредка освещая обстановку темной комнаты, и бум-бум-бум — шаги Ксеноморфа в вентиляции над головой. Рипли проползает под столом, прокрадывается за ящиками с имуществом корпорации Сигсон, скрываясь от враждебно настроенного синтетика, наконец, находит генератор, который необходимо запустить для того, чтобы открыть дверь в соседний отсек… Чертова штуковина заводится с таким оглушительным грохотом, что ты подскакиваешь на стуле. От неожиданности и еще от того, что сразу понятно, кого именно привлекут громкие звуки.

В панике оглянувшись по сторонам (быстрее, из соседней комнаты уже доносится знакомый визг), Рипли заскакивает в ближайший шкафчик и смотрит как в двери входит жуткая тварь. Убить Чужого в Alien: Isolation невозможно, пули его только разозлят, гранаты он игнорирует, а фаеры или звуковые приманки лишь отвлекут ненадолго, но и их лучше не использовать — если зверюга обратит на что-то внимание, то впоследствии точно обшарит в комнате каждый закоулок. Лучше просто пересидеть где-нибудь, авось пронесет.

Поведение Чужого не заскриптовано, поэтому предугадать его следующий поступок невозможно. Спрятав детектор движения (писк устройства может привлечь внимание Чужого) и затаив дыхание, Аманда наблюдает как тварь проверила шкафчики на противоположном конце комнаты, заглянула под столы и теперь приближается к ней. Ты ловишь себя на мысли, что сам сидишь без малейшего движения и тоже не дышишь. Ксеноморф принюхивается, но проходит мимо и в тот самый момент, когда ты уже рассчитываешь услышать звук, с которым пришелец забирается в вентиляцию, одним молниеносным рывком он сносит дверцу шкафчика с петель и последнее, что ты видишь, это мерзкие двойные челюсти чудища.

Последнее сохранение было минут 20 назад, но ведь это не проблема, потому что маршрут известен и осталось только… эй, а ты откуда тут взялся?! Аманда не заметила слюну, капающую с потолка, и снова — загрузка. Вот только на этот раз Чужой находится прямо у героини за спиной. Следующий раз загружаться приходится из-за того, что младшую Рипли обнаруживает синтетик, вдруг решивший покинуть свое место и прогуляться по коридорам. По-хорошему заметить-то он Аманду не должен был, но заметил. Как — непонятно, у игры минималистичный интерфейс, и ничто не сигнализирует о том, видна героиня сейчас окружающим или нет. Загрузившись, перестраховываемся — взламываем стоящий неподалеку терминал и запускаем сервисную программу, отправляя синтетика проверять компьютеры в серверной. На этот раз все портит аудиолог, который ты решил прослушать. На звуки голоса заглянул вооруженный и совсем недружелюбный житель станции, а на звуки выстрелов — уже и Чужой. Несмотря на то что первым зверюга нападет на стрелка, Рипли спастись тоже не удается. Снова загружаемся.

В такие моменты Alien: Isolation из лучшей в истории игры про Чужих превращается в сущий кошмар, а решение разработчиков отказаться от скриптов больше не кажется хорошей идеей. Представьте себе непредсказуемость исхода случайных встреч с обитателями станции, добавьте сюда вереницу однообразных комнат и коридоров и не забудьте об абсолютно неинформативной карте, цели заданий на которой отображаются очень приблизительно, и вы поймете, почему не все журналисты поют игре дифирамбы. Да и в плане геймплея, на самом-то деле, здесь все предельно просто. Главная задача только одна — выжить и сбежать со станции. В процессе Рипли бродит по Севастополю в поисках синих ключей от красных дверей, зеленых кнопок от оранжевых механизмов и взламывает маленькие белые компьютеры, чтобы получить доступ к большим серым компьютерам.

В перерывах между этими увлекательными занятиями бедняжка по 10 минут сидит в какой-нибудь тумбочке, прячась от Чужого, вырубает андроидов с помощью собственноручно собранных EMP-гранат и старается угадать, дружелюбные ли люди собрались в этом зале, или стоит обойти их по вентиляционным шахтам. В большинстве случаев настоятельно рекомендуется избегать любых контактов с обитателями Севастополя, как и любого вооруженного противостояния. Это само по себе чревато летальным исходом, это громко, а значит, может привлечь внимание Чужого, что тоже ни к чему хорошему не приведет. Ни коктейли Молотова, ни огнемет, который Аманда получает ближе ко второй половине игры, не уравнивают шансы. Огонь отпугивает Чужого, но лишь на время; что еще хуже, он его злит. А значит, в следующий раз тварь появится буквально через несколько мгновений и на этот раз она будет точно знать, где вас искать.

Что касается сюжета, то с ним у игры не все хорошо — сколько раз мы уже слышали историю про злобную Вейланд-Ютани и взбесившихся синтетиков? Сколько раз компьютер, управляющий космическим кораблем, следовал секретным протоколам, подвергая опасности жизни находящихся на борту людей? Слишком часто. И тем не менее, несмотря на общую предсказуемость, играть интересно. Выручает проект невероятная кинематографичность и удивительная атмосфера. Да, Alien: Isolation слегка затянута, а геймплей несколько однообразен, но если вы любите эту вселенную и хорошие хорроры, то вы просто обязаны поиграть в эту игру. Она, как минимум интересней, чем парочка последних экранизаций.