ASUS VG236H – не только 3D-монитор

Подавляющее большинство современных ЖК-дисплеев, совместимых с технологией NVIDIA 3D Vision и потому называемых «3D-мониторами», выпускается на панелях типа TN+Film. Этому есть логичное объяснение: для воспроизведения стереокартинки такие устройства чередуют вывод на экран отдельных видеопотоков для правого и левого глаза с частотой 120 Гц. В результате для того, чтобы прошедшее через затворные очки изображение для обоих глаз было четким и смазывание движущихся объектов не портило впечатление от 3D-эффекта, приходится использовать быстродействующие ЖК-панели с временем отклика не более 4-5 мс (GtG). А такими свойствами на сегодняшний день обладает только TN-технология.

Приемлемые вертикальные углы обзора, скорость и характер отклика, очки 3D Vision в комплекте

Равномерность подсветки, глянцевое покрытие экрана

Специализированный монитор для 3-D, имеющий неожиданно хорошие показатели качества статической картинки

Вердикт

Но все же, несмотря на немного скептическое отношение к современным 120-герцевым моделям мониторов с точки зрения качества изображения, мы постарались максимально объективно провести оценки и измерения представленного на тест устройства. И были приятно удивлены.

Первые впечатления от внешнего вида модели и ее эргономики положительные: регулируемая высота экрана – отличная функциональность. Жаль, что возможность его разворота в портретное положение отсутствует. Но это вполне оправданное ограничение возможностей, учитывая то, что аппарат построен на матрице типа TN+film, которая имеет не слишком широкие углы обзора по вертикали, становящиеся после поворота горизонтальными.

Тем не менее стоит сразу отметить, что в данном случае этот недостаток очень сильно скрадывается. Возможно, это вызвано глянцевой поверхностью экрана, либо специфическими свойствами самой панели, но изменение яркости картинки при смене угла зрения по вертикали на мониторе ASUS VG326H не так сильно выражено, как на большинстве TN-моделей. Конечно, оно присутствует, но проявляется значительно мягче, хотя на предельных отклонениях дело доходит даже до инверсии цветов.

Глянцевое покрытие экрана хорошо сочетается с полированным пластиком рамки, визуально увеличивая диагональ для стороннего наблюдателя. Но при этом «зеркальный» эффект при просмотре изображений с темным фоном или в играх с не очень яркой картинкой проявляется достаточно интенсивно. Поэтому для исключения отвлекающих отражений при исследовании «мрачных подземелий» в 3D-шутерах стоит играть в затемненном, а не ярко освещенном помещении.

Управляется монитор кнопками, расположенными справа на нижней грани рамки, пользоваться ими удобно, синий индикатор питания светит с низкой интенсивностью и в сторону от глаз пользователя, поэтому не привлекает к себе внимания. Наполнение пунктов меню минимально-достаточное, впрочем, большее количество регулировок для дисплея данного класса скорее было бы излишеством, чем полезным дополнением.

Интересная особенность: монитор имеет всего три входа для видеосигнала, из них два цифровых (Dual-link DVI-D и HDMI) и аналоговый компонентный Y, Pb, Pr. Обыкновенный D-Sub для VGA-интерфейса не предусмотрен, соответственно, подключить к нему, скажем, устаревший ноутбук будет непросто. Впрочем, специально оснащать этим аналоговым входом высокотехнологичный монитор, предназначенный для работы с самыми современными ПК, не представляется необходимым. В инструкции отмечено, что 120-герцевая кадровая развертка возможна только по DVI-каналу, необходимый кабель стандарта Dual-link входит в комплект поставки. HDMI же для этого не подойдет.

Качество статической картинки можно начать исследовать с оценки уровня заводского контраста. Его предустановленное значение в 80% немного, всего на 1–2% выше, чем необходимо для того, чтобы не проявлялись эффекты насыщения в светлых участках картинки. Самым требовательным к данному параметру является «Пользовательская» предустановка цветовой температуры, в остальных («Теплая», «Холодная», «Нормальная» и sRGB) регулировка контраста в 80% является оптимальной. Стоит отметить, что в последней яркость и контрастность фиксируются на таких значениях, что светимость экрана устанавливается на уровне около 100 кд/м2 — оптимальных для работы в приложениях на светлом фоне и в приемлемо освещенном помещении.

При установке контрастности не выше описанной передача яркостного градиента производится, плавно с минимальной ступенчатостью и без цветовых артефактов. Заметим, что измерения подтверждают довольно стабильную цветопередачу практически во всем диапазоне плотностей, что свидетельствует о тщательно настроенной системе растрирования.

По результатам измерений, наиболее приемлемыми для эксплуатации можно признать «Пользовательскую», «Теплую» и «Нормальную» предустановки. Именно в них монитор обладает лучшими запасами яркости и статической контрастности.

При общем для всех режимов уровне светимости черного в 0,31 кд/м2, близком к уровню собственных шумов используемого калибратора, фиксированная яркость настройки sRGB не позволяет достичь в ней высокого соотношения яркости белого к черному.

Зато именно в ней наиболее линейна яркостная передаточная функция, ее значения лежат в диапазоне γ=2,2…2,4, причем верхние значения достигаются на участке 10–0% насыщенности. В остальных режимах данный параметр стабильно завышен и имеет значения γ=2,4…2,75, причем пик приходится на уровень в 30% серого. Впрочем, такие огрехи достаточно несложно исправить подстройкой передаточной кривой средствами видеокарты. Система подсветки на люминесцентных лампах обеспечивает хорошую равномерность фона в 79,3%.

Скоростные характеристики монитора можно оценить как высокие. Скорость реакции элементов почти не зависит от выбранной предустановки цветовой температуры, только в «Холодной» включение символов происходит с минимальным запаздыванием, из-за чего видны небольшие шлейфы на светлом фоне.

Судя по поведению картинки в тестовых задачах, подавлением шлейфов занимается неотключаемая система разгонного импульса, но ее работа корректна и проявляется только в едва заметном подергивании подвижных объектов или текста вместо плавного их перемещения. Проверить ее реакцию на изображение, генерируемое всеми типами игр, не представляется возможным, но в 3D-шутерах и авиасимуляторах не видно артефактов, вызванных ее вмешательством.

Работа ASUS VG236H в стереоскопическом режиме типична для всех устройств с системой NVIDIA 3D Vision, поэтому подробно на ней останавливаться мы не будем.

Технические характеристики

Длина диагонали 23”

Разрешение 1920 x 1080 пикселов

Шаг пикселов 0,266 мм

Технология панели TN+film

Время реакции элементов матрицы (g-2-g) 2 мс

Заявленная/измеренная максимальная яркость 400/291 кд/м2

Заявленная/измеренная статическая контрастность 1000:1/941:1

Равномерность подсветки 79,3%

Видеоинтерфейсы DVI-D, HDMI, Component Y, Pb, Pr

Габариты (Ш х Г х В) 550 х 250 х 420 мм

Масса 7 кг

Гарантия 36 мес.

Ориентировочная цена $499

Продукт предоставлен ASUS