Автоматизация в крупных и особо крупных размерах


Продолжая тему программ для автоматизации управления предприятием, предлагаем читателю познакомиться с тиражируемыми комплексными системами для организаций среднего и крупного размера. Причем в сегодняшнем материале акцентируется внимание не столько на конкретных продуктах, сколько на анализе общих закономерностей и различий в классах АСУП.


Воснову статьи положены резуль таты "пилотного" исследования, проведенного
автором при поддержке "Компьютерного Обозрения" в августе—ноябре текущего
года, в котором согласились принять участие и предоставили информацию о своих
продуктах 24 компании. Однако прежде чем приступить собственно к рассмотрению
АСУП, необходимо сказать несколько слов о подходе, применяемом автором для их
анализа.

Как уже говорилось в предыдущих статьях ("Компьютерное
Обозрение", # 7, 2001
), основные отличия между АСУП заключаются в их
мощности, безопасности данных и балансе между простотой использования, функциональностью
и гибкостью настроек.

Но если мощность и безопасность данных в основном обеспечиваются поддерживаемыми
программно-аппаратными платформами и используемыми при разработке ПО технологиями,
то функциональность АСУП, по мнению автора, определяется следующими четырьмя "измерениями":

  • охват функциональных областей деятельности предприятия;
  • поддержка уровней управления;
  • наличие специализированных отраслевых решений (модификаций);
  • организация взаимодействия как внутри предприятия, так и с внешними контрагентами.

Возможно, данное предположение является спорным, но именно на него мы и будем опираться в этом обзоре.

ERP или не-ERP?

Разговор об АСУП для средних и крупных предприятий начнем с того, что постараемся определиться с используемыми понятиями.

Одним из наиболее часто употребляемых терминов является ERP (Enterprise Resource Planning), который ввела в обиход компания Gartner Group еще в начале 90-х. Самое интересное заключается в том, что, несмотря на десятилетнюю историю существования, четкого определения этому термину до сих пор нет!

Предполагается, что ERP-система логически развивает возможности MRPII-системы
и охватывает все (или большинство) функциональных областей деятельности предприятия.
Автор не случайно употребил слово "предполагается", потому что если
понятие MRPII стандартизировано, и функциональность MRPII-системы закреплена документально
, то ERP — это не более чем концепция развития АСУП, которая, к слову,
за последние десять лет претерпела ряд эволюционных изменений (о чем речь пойдет
чуть дальше).

Все АСУП, ориентированные на рынок средних и крупных предприятий, так или иначе, развивались под влиянием этой концепции. Поэтому в статье автор преднамеренно отказывается от употребления данного термина в отношении конкретных АСУП (чтобы избежать "навешивания ярлыков" — ERP/не-ERP) и использует собственную условную классификацию, основанную на функциональных и технологических параметрах АСУП.

Итак, все АСУП можно разделить на три группы — назовем их А, В и С.



Рис. 1. Области деятельности
предприятия, охватываемые АСУП

Группа А характеризуется полным или частичным охватом базовых функциональных
областей деятельности предприятия и ограниченными возможностями в одной или нескольких
специализированных областях (рис. 1). Спектр отраслевых решений определяется позиционированием
производителя — это либо много решений с базовой функциональностью (поскольку
на этом уровне отличия между отраслями незначительны), либо узкоспециализированные
решения под определенный вид деятельности, но имеющие ограничения как по базовой
и/или расширенной функциональности, так и по мощности. АСУП в этой группе ориентированы
на поддержку информационной системы до 100 рабочих мест.

Группа В обеспечивает полный охват базовых функциональных областей, глубокую проработку одних специализированных областей и частичную — других (в зависимости от позиционирования на рынке). Собственно позиционирование определяет и перечень отраслевых решений — это много решений с базовой функциональностью и/или ограниченный перечень (по типу производства, видам деятельности и т. д.) специализированных решений с расширенной функциональностью. Мощности АСУП, входящих в эту группу, достаточно для поддержки совместной работы нескольких сотен и даже тысяч пользователей.

Продукты группы С обеспечивают глубокую проработку большинства функциональных областей деятельности предприятия. Предлагается обширный перечень специализированных решений как для различных видов деятельности, так и для разных сфер управления (стратегическое планирование, управление специальными видами активов и т. д.). Поддерживаются информационные системы, насчитывающие тысячи и десятки тысяч пользователей.

Теперь, определившись в терминах и разобравшись с классификацией, давайте перейдем к детальному рассмотрению возможностей АСУП в перечисленных во вступлении "измерениях".

Функциональные области

Охват функциональных областей деятельности предприятий расширяется при переходе от группы к группе (таблица). Что же касается "национальных" отличий, то зарубежные АСУП в своих классах выглядят в целом более внушительно, чем отечественные. Этот факт в немалой степени влияет на цену. Так, если предел стоимости отечественной АСУП группы В находится в районе отметки 2 тыс. долл. за одно рабочее место, то для зарубежных АСУП соответствующей группы эта цифра только "открывает" ценовой диапазон.

Глубина проработки функциональности заключается в наличии специальных решений,
например:

  • в области управления финансами — это модули для анализа затрат по видам деятельности/операций, планирования инвестиций, управления специальными видами активов (нематериальные активы, недвижимость и т. д.) и операциями на финансовом рынке (ценные бумаги, кредиты, депозиты и т. д.);
  • в области управления складским хозяйством — разработка графиков погрузочных/разгрузочных работ, планирование пополнения складских запасов в территориально распределенной складской структуре, интеграция с радиооборудованием и автоматизированными складскими системами;
  • в области корпоративного управления — ведение параллельного учета по различным методикам, консолидация и разделение данных о доходах и расходах в группе организаций, поддержка нескольких национальных языков и стандартов ведения учета.

Вполне естественно, что практически ни один производитель не в состоянии самостоятельно реализовать абсолютно все возможности в рамках одного программного продукта. Поэтому разработчики идут по пути интеграции со специализированными системами от сторонних компаний.

Следует отметить, что использование дополнительных модулей сторонних производителей для своих АСУП и интеграция со специализированными системами (бюджетное планирование, САПР, управление проектами, персоналом и т. д.) на сегодня более свойственны зарубежным АСУП (независимо от группы), чем отечественным. Это обеспечивается, во-первых, ориентацией разработчиков на такой способ расширения функциональности, а во-вторых, наличием и использованием общеотраслевых стандартов на обмен информацией.

В связи с этим интересный подход применяет российская компания "Никос-софт". При внедрении она интегрирует свою разработку с зарубежной АСУП Solagem Enterprise, продвигая это решение на рынке под торговой маркой "Никос-Холдинг".

Консалтинговая компания Robertson & Blums также использует подобный подход, дополняя возможности системы Sun Systems специализированными модулями своей разработки. И хотя она не является отечественной, но ее решения направлены на рынок стран СНГ и Балтии в первую очередь.

Собственно, и зарубежные разработчики идут по пути использования специализированных модулей отечественного производства. Прежде всего это относится к модулям для управления персоналом и расчета заработной платы. Например, в iBaan применяется разработка компании "Ланит".

Функциональные возможности АСУП, помимо "межгрупповых", имеют еще и "межнациональные" отличия. Все зарубежные АСУП построены на одинаковой (фактически стандартной) идеологии совершения операций, поэтому, изучив принципы работы одного программного продукта, можно легко освоить любой другой, чего, к сожалению, не скажешь об отечественных системах.

Отечественные АСУП, которые в большинстве своем "зарождались" как заказные разработки и дальше "росли" вместе с потребностями заказчиков, несут на себе груз особенностей тех предприятий, для которых они создавались. Именно этот факт определяет отличия, наблюдающиеся в отечественных программных продуктах: в построении АСУП, группировке функций в модули, подходах к выполнению операций и т. д.

Отраслевые решения

Абсолютно все рассмотренные АСУП имеют отраслевые решения. Их перечень формируется с учетом позиционирования на рынке компании-разработчика. В одних случаях это узкая специализация (например, DeloPro, Frontstep, "IT-Предприятие", Maconomy, MAX, "Ирбис-предприятие"), другие же компании предлагают обширный спектр разработок.

Функциональность любых отраслевых решений определяет именно поддержка специальных
возможностей, о которых речь шла выше. Например, решение для пищевой промышленности
может содержать:

  • в одном случае — ведение бухгалтерского учета, расчет себестоимости продукции и заработной платы рабочих (с учетом особенностей отрасли);
  • в другом — отслеживание сроков годности и номеров партий готовой продукции;
  • в третьем — полную поддержку производственного процесса, включая ведение нескольких вариантов спецификаций продуктов и технологий производства, контроль качества материалов, отслеживание партий в производстве и т. д.

При этом можно провести довольно четкую границу по функциональности отраслевых решений только между группами А и В. АСУП в группах В и С могут иметь специализированные решения одного уровня.

Более того, программные продукты в группе В могут предлагать более высокую функциональность, чем АСУП в группе С. В данном случае речь идет о поддержке определенных видов деятельности (как-то: тип производства, торговли, услуг и т. д.), но группа С в целом может выигрывать за счет расширенных возможностей в смежных областях (финансы, маркетинг, персонал и т. д.).

Уровни управления

Существуют большие различия в поддержке методик управления между группами отечественных АСУП и между отечественными и зарубежными АСУП в целом. Отличия зарубежных АСУП между группами не столь значительны и в основном касаются методик, относящихся к стратегическому уровню управления: управление, основанное на эффективности видов деятельности (Activity Based Management — ABM), сбалансированная система показателей (Balanced Scorecard — BSC), управление цепочками поставок (Supply Chain Manangement — SCM), теория ограничений (Theory Of Constraints — TOC).

Причина отличий в управленческой функциональности АСУП зарубежного и отечественного производства кроется в различиях между бизнес-пользователями, на которых они ориентированы.

Зарубежные АСУП разрабатывались с учетом сложившихся в той бизнес-среде практики управления и ведения бизнеса. Поэтому они, во-первых, стандартно реализуют все устоявшиеся методики (бюджетирование, учет доходов/расходов по видам деятельности, расчет потребностей в материалах и т. д.), а во-вторых, активно "впитывают" современные управленческие методики и концепции (управление взаимоотношениями с контрагентами, цепочками поставок, сбалансированная система показателей и т. д.).

Отечественные же АСУП развиваются вместе с потребностями руководителей и своими функциональными возможностями косвенно характеризуют уровень потребности в тех или иных управленческих методиках.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что в большинстве случаев АСУП отечественного производства на шаг отстают от зарубежных систем (в своих группах). Особенно большой разрыв наблюдается в группе В. В то время как украинские и российские разработчики только-только реализовали поддержку MRP/ CRP, зарубежные АСУП массово переходят к новому алгоритму — расширенному планированию и формированию календарных графиков (Advanced Planning and Scheduling — APS), позволяющему существенно ускорить процесс расчета производственных графиков и ориентированному на интеграцию с системами для управления цепочками поставок (что, опять же, в первую очередь определяется потребностями "того" рынка).

Еще одно "межгрупповое" отличие заключается в поддержке специализированных инструментов для обработки накопленной информации: создание хранилищ/витрин данных и обработка информации для поиска внутренних закономерностей (data mining). Эти возможности в большей степени представлены в АСУП, входящих в группы В и С, чем в группу А, что определяется объемом хранимой информации и потребностями предприятий в этих функциях.

Взаимодействие: внутри и снаружи

Если проанализировать опубликованные за последние несколько лет материалы, посвященные современным тенденциям в сфере организации бизнеса, то легко можно выделить одно ключевое слово — взаимодействие.

Именно на упрощении взаимодействия с внешними контрагентами (поставщиками, покупателями и торговыми партнерами) ориентируют свои АСУП зарубежные производители (что, как уже не раз отмечалось выше, определяется требованиями рынка).

Большинство зарубежных АСУП выполняют обмен данными в формате EDI (Electronic Data Interchange) и XML. Поддерживаются схемы ведения бизнеса через Internet: закупки и продажи как партнерам, так и конечным покупателям. Предусматривается обмен данными с информационными системами контрагентов в автоматическом режиме. Причем в настоящее время речь идет уже не об обмене документами (заказы, счета-фактуры и т. д.), а о совместной разработке прогнозов и планов. Многие АСУП поддерживают стандарт совместного планирования, прогнозирования и пополнения запасов (Collaborative Planning, Forecasting and Replenishment — CPFR).

Ориентация зарубежных производителей на использование Internet нашла свое отражение даже в том, что многие системы изменили название "в духе времени".

Украинские предприятия в большинстве своем находятся на качественно иной стадии развития, и поэтому в отечественных АСУП основной упор сделан на создании единого информационного пространства внутри предприятия. Но в то же время многие АСУП уже поддерживают обмен данными в формате XML, а некоторые — предусматривают обмен данными с информационными системами контрагентов в автоматическом режиме (вопрос о поддерживаемых стандартах на формат представления данных при обмене остается "открытым", поскольку заслуживает отдельного рассмотрения).

Реализация электронного бизнеса в отечественных АСУП ограничена. Некоторые системы в группе А поддерживают осуществление продаж как партнерам, так и конечным покупателям (DeloPro, "СВОД" и "Универсал"). А в части АСУП в группе В предусмотрена поддержка закупочных операций ("БЭСТ-ПРО", "Виртуоз", "Парус-Предприятие 8").

Одной из современных тенденций является создание информационных порталов для внешних и внутренних пользователей с учетом их ролей в бизнес-процессах предприятия. Эти возможности в той или иной степени реализованы во всех зарубежных АСУП независимо от группы, а также в большей части АСУП группы В и в отдельных программных продуктах группы А (DeloPro и "Универсал") отечественных систем.

Технические параметры

Некоторые
функциональные и технические характеристики АСУП, принявших участие в исследовании*

Основное отличие отечественных и зарубежных
АСУП, относящихся к одной группе, заключается в поддержке разных программно-аппаратных
платформ, что в первую очередь определяется парком компьютерной техники в Украине
и России.

Клиентская часть отечественных АСУП полностью ориентирована на платформу Windows 9х/NT/2000. Поддержка DOS- и Unix-платформ является исключением. Клиентская часть под DOS реализована в "БЭСТ-ПРО" и "Универсал". На использование Unix-платформ нацелена всего одна украинская разработка — UMarket (не принимала участия в исследовании).

В зарубежных АСУП поддержка альтернативных ОС определяется в большей степени ориентацией программного продукта на ту или иную группу бизнес-пользователей и уже как следствие — на используемую ими технику. Например, в списке платформ, поддерживаемых системой Maconomy, есть даже Mac OS, что обусловлено нацеленностью продукта на компании, работающие в сфере рекламы, маркетинга и полиграфии. На рынке представлены как системы, которые в качестве клиентской платформы поддерживают только Windows 9х/NT/2000 (например, Axapta, MAX и OneWorld), так и АСУП, поддерживающие "старые" ОС (DOS, OS/2, Windows 3.1) и различные Unix-платформы (AIX, HP-UX, IRIX, Linux, SCO, Sinix, Solaris и т. д.).

Следует отметить, что в последнее время вопрос поддержки клиентских платформ теряет свою остроту в связи с переходом систем на Internet-архитектуру, что позволяет обеспечить доступ к АСУП через броузер с любой платформы.

Все АСУП (в последних версиях), входящие в группу С, и часть зарубежных АСУП в группе В (Frontstep, Maconomy, MFG/PRO и Solagem) поддерживают доступ ко всем функциям через броузер. Другая часть АСУП, входящих в группу В, и АСУП в группе А обеспечивают доступ к большей части функций.

Несмотря на то что отечественные бизнесмены отстают от западных в части использования Internet, из тринадцати рассмотренных отечественных программных продуктов только в одном не реализована возможность доступа к АСУП через броузер. Две трети АСУП предоставляют доступ к некоторым функциям, а в трех системах (DeloPro, "БЭСТ-ПРО" и "Виртуоз") поддерживается доступ к большей части функций. Это, во-первых, свидетельствует о том, что программисты работают в этом направлении, а во-вторых, косвенно характеризует потребность отечественного рынка в этих возможностях.

Серверная часть АСУП определяется не только "национальностью", но также группой и политикой разработчиков.

Зарубежные АСУП группы А и большинство отечественных систем групп А и В поддерживают СУБД начального уровня, такие, как Btrieve/PervasiveSQL, InterBase, MS SQL SBS, SQLBase. Кроме того, в большей части этих АСУП также обеспечивается поддержка и промышленных СУБД: MS SQL и Oracle.

Интересной особенностью нашего рынка является то, что отечественные разработчики АСУП на платформе MS SQL, входящих в группу А, не акцентируют внимание на поддержке младшей версии этой СУБД — SQL Small Business Server, которая является более экономичным решением начального уровня (до 50 рабочих мест), чем SQL Standard. Что, в первую очередь, обусловлено высоким уровнем пиратства, так как пока еще мало покупателей АСУП задумываются о стоимости серверной части.

В группах В и С есть как системы, ориентированные на одну из промышленных СУБД (Informix — MAX; Oracle — E-Business Suite, "Парус"; Progress — Solagem/"Никос-Холдинг"), так и поддерживающие обширный перечень продуктов разных производителей — обязательным "джентльменским набором" является MS SQL и Oracle, кроме того, некоторые АСУП работают с такими СУБД, как DB2, Informix, Progress, Sybase.

Что касается архитектур построения программных продуктов, то все рассмотренные зарубежные АСУП, независимо от группы, имеют версии (либо всей системы, либо отдельных модулей) в многоуровневой архитектуре клиент-сервер. Из отечественных разработчиков решения в этой архитектуре имеет лишь половина рассмотренных АСУП.

Масштаб предлагаемых решений, вообще, определяется не только поддерживаемыми серверными платформами и архитектурой, но и функциональными возможностями АСУП и потребностями заказчиков. Отечественные АСУП в группах А и В имеют "на счету" решения, по количеству рабочих мест в целом не уступающие зарубежным (в своих группах). В то же время зарубежные системы в группе С демонстрируют "экстремальные" показатели — в несколько десятков и сотен (mySAP.com) тысяч рабочих мест. Эти данные, опять же, косвенно характеризуют потребности различных групп бизнес-пользователей.

MRP — MRPII — ERP… Что дальше?



Рис. 2. Эволюция обработки
данных бизнес-пользователями

Как уже говорилось в начале статьи, концепция
ERP за десятилетний период развития претерпела ряд существенных изменений. В момент
зарождения речь шла в первую очередь об объединении разрозненных данных внутри
предприятия (рис. 2). По мере развития бизнес-среды
и роста потребностей в организации взаимодействия с контрагентами ERP трансформировалось
в eXtended enterprise Resource Planning (XRP), т. е. в "управление ресурсами
расширенного предприятия". Появление специализированных CRM-, SCM-, WMS-
и других систем, а также "развенчание" мифа о том, что ERP-систему можно
купить у одного производителя, привело к необходимости интеграции комплексных
АСУП со специализированными модулями. Родился термин Enterprise Application Suite
(EAS), который можно перевести как "комплекс приложений в рамках предприятия".

В результате этого процесса трансформации появился даже специальный термин "redefining ERP", т. е. переосмысление этого понятия. Итогом переосмысления стало возникновение вместо одного термина двух новых, предложенных разными исследовательскими группами. Gartner Group ввело аббревиатуру ERPII (Enterprise Resource & Relationship Processing), а AMR Research — ECM (Enterprise Commerce Management).

Не рассматривая детально отличия между концепциями двух компаний, постараемся определить, что между ними общего. Основным мотивом является объединение и совместная работа с данными в рамках сети бизнес-партнеров, т. е. если задача ERP — ликвидация информационных барьеров внутри предприятия, то ERPII/ECM ориентирована на "уничтожение" информационных барьеров между предприятиями.

Естественно, что эта концепция в первую очередь отражает потребности зарубежных
бизнес-пользователей. Насколько готовы ее принять отечественные компании, покажет
время.

Web-сайт автора: www.BusinessEngineering.com.ua