Бесплатный Офис – миф или реальность?

Бесплатных программ существует предостаточно, и мы регулярно их описываем на страницах нашего еженедельника. Некоторые из них действительно способны заменить коммерческие разработки, большая же часть рассчитана на решение довольно узких задач. Потому проблема комплектации бесплатным ПО типичного офисного рабочего места не так проста, как кажется на первый взгляд.

Давать какие-то советы и рекомендации в данном случае — дело крайне неблагодарное, тем более, что каждый специалист волей-неволей исходит из собственных предпочтений и предубеждений. Поэтому мы предложим некоторые идеи и самые общие рассуждения, которые должны послужить не "руководством к действию", а поводом для последующего более углубленного изучения данного вопроса.

Выбор платформы

Это — первое, о чем стоит крепко задуматься. Вариантов, собственно говоря, всего два: Windows и Linux. Теоретически в качестве бесплатной альтернативы можно использовать и другие клоны Unix, однако эти ОС все еще "слишком далеки от народа". Впрочем, то же самое до сих пор относится и к Linux. Хотя развитие KDE и сопутствующих продуктов (а отчасти и усилия некоторых "сборщиков" дистрибутивов) вселяют определенные надежды, Linux как клиентской платформе, по-видимому, еще предстоит пройти немалый путь развития и избавиться от "юношеского максимализма".

Переход на альтернативную ОС наверняка потребует пересмотра аппаратной базы, переучивания пользователей (много ли есть хороших и доступных книг о Linux?) и, скорее всего, введения штатной должности администратора. Для небольших организаций (для крупных, естественно, рассуждения несколько иные) это выльется в затраты, вполне соизмеримые с приобретением OEM-версий Windows 9х или корпоративного пакета лицензий. Использование Windows, кроме всего прочего, обеспечит при необходимости наиболее безболезненный переход к использованию специализированных программ (бухгалтерских, делопроизводства и т. д.).

Впрочем, это лишь одно из мнений, никоим образом не претендующее на истину в последней дистанции. Проблема действительно непростая и аргументов в пользу любого выбора найдется превеликое множество. Тем не менее во всем последующем материале предполагается использование именно ОС от Microsoft.

Как выбирать ПО

Комплектация рабочих мест — вопрос гораздо менее очевидный и однозначный. Даже если у компании имеется возможность приобрести Microsoft Office, далеко не всегда это действительно нужно. Хоть Microsoft и предлагает использовать Word в качестве стандартного редактора сообщений электронной почты, вряд ли в этом есть большой смысл. Аналогично, далеко не всем нужен Excel и уж подавно Access, PowerPoint и иже с ними. Не исключено, что во многих случаях с головой хватит самого обычного WordPad.

Тем не менее текстовые редакторы и электронные таблицы — наиболее важные в "конторской" работе программы, и именно им мы уделим внимание в первую очередь. Вполне логичными требованиями для них являются локализованный (украинский, русский) интерфейс, средства проверки правописания, добротно переведенная документация и справочная система, доступность учебников.

Не следует думать, что под это описание подходит один лишь Microsoft Office. Тут, кстати, нужно учесть еще тот факт, что необходимость в дополнительной литературе, как правило, возникает при изучении продуктов, напичканных вспомогательными и далеко не всегда очевидными функциями вроде того же Microsoft Word.

Этой теме посвящен отдельный материал, здесь же мы только отметим, что в подавляющем большинстве случаев предпочтительнее выбор останавливать либо на полностью бесплатных продуктах, максимально удовлетворяющих выдвигаемые требования, либо на проверенных и уже зарекомендовавших себя коммерческих. Бессмысленно, к примеру, пользоваться бесплатным (и, тем более, условно-бесплатным) текстовым редактором, но докупать к нему довольно дорогие модули проверки правописания, если за те же деньги можно приобрести, скажем, "Лексикон".

Один из устоявшихся предрассудков заключается в том, что "Microsoft Office стоит пользоваться хотя бы из соображений совместимости". Пакет Microsoft действительно чрезвычайно распространен и нередко считается стандартом де-факто. Правда и то, что обеспечить полную совместимость с форматами файлов Word и Excel весьма непросто. Тем не менее практически все продукты, противопоставляемые Microsoft Office, справляются с этой задачей довольно пристойно.

Более того, Microsoft бесплатно распространяет программы просмотра (к сожалению, только для платформы Windows) для документов Word, таблиц Excel, презентаций PowerPoint и даже отчетов и снимков Access, которые к тому же позволяют скопировать содержимое и вставить в другие программы.

В самом крайнем случае (к примеру, при интенсивном обмене документами с партнерами, использующими Microsoft Office) достаточно приобрести всего одну лицензию, установить ее на один компьютер и применять исключительно для преобразования входящих и исходящих файлов. Тем более, что этот процесс можно в значительной степени автоматизировать.

Впрочем, даже с учетом вышеприведенных рассуждений выбрать адекватную бесплатную замену Microsoft Office не так-то просто. Фактически лишь один продукт сегодня более-менее годится на эту роль.

StarOffice

Офисный пакет от Sun ("Компьютерное Обозрение", # 28, 2000) не только обладает соизмеримой функциональностью и мощными средствами автоматизации, но также русскоязычным интерфейсом, модулями проверки правописания и расстановки переносов. Поддерживаются форматы основных приложений Microsoft Office практически всех версий, однако при конвертации возникает множество нюансов, на которых мы подробно останавливались в предыдущей публикации. К сожалению, с тех пор описанные проблемы так и не были решены, не помогает даже 14-мегабайтовая заплатка, доступная на сайте Sun.

Впрочем, с пакетом StarOffice произошли гораздо более серьезные пертурбации — он превратился в открытый проект OpenOffice. Судя по всему, это будет нечто вроде симбиоза Netscape—Mozilla (лишь бы не такой "долгострой"), во всяком случае Sun буквально со дня на день должна представить бета-версию StarOffice 6, тогда как предварительные релизы OpenOffice доступны давным-давно. Известны даже некоторые основные направления развития пакета: разделение приложений, которые наконец-то смогут запускаться по отдельности, улучшенная совместимость с Microsoft Office, XML в качестве стандартного формата документов.

По идее, это — идеальный случай для того, чтобы создать действительно "народный" офисный пакет. Почему бы заинтересованным отечественным организациям (если пофантазировать дальше, то даже и на государственном уровне) в той или иной форме не принять участие в этом проекте и не довести до ума именно средства локализации и языковой поддержки, справочную систему? Кстати, ничего зазорного в использовании бесплатного офисного пакета нет — не погнушалось же применить StarOffice Министерство обороны США.

Другие пакеты

Безусловно, на StarOffice свет клином не сошелся. Его несомненные преимущества — локализация и лингвистические средства для русского языка — в некоторых случаях не играют большой роли. Поэтому не лишне будет познакомиться и с другими пакетами.

602Pro PC Suite 2000

602Pro PC Suite пытается не уступать Microsoft Office даже в таких вещах, как специализированные окна Open/Save

Изначально этот продукт позиционировался разработчиками как более дешевая альтернатива Microsoft Office, однако после "освобождения" Sun своего офисного пакета также (вынужденно) стал бесплатным. Впрочем, при этом из него изъяли некоторые "второстепенные" компоненты, которые теперь распространяются отдельно в составе 602Pro Plus Pack стоимостью около $50. К ним относятся: специализированный файловый менеджер, средства проверки правописания и тезаурусы (для английского и немецкого языков), модуль создания штрих-кодов, конвертеры документов в формат PDF и XHTML. Вполне вероятно, что это ПО на самом деле не представляет первостепенной важности, особенно для отечественных пользователей.

Размер дистрибутива 602Pro PC Suite 2000 — всего 14 MB — наводит на мысль, что в нем "чего-то не хватает". Действительно, в состав 602Pro PC Suite 2000 входят всего три приложения: текстовый процессор, электронная таблица и графический редактор. Именно они наиболее востребованны в офисной работе.

По возможностям эти программы явно уступают Microsoft Office, однако все принципиальные функции присутствуют. Например, 602Text обеспечивает выполнение необходимого форматирования символов и абзацев, создание различных списков, вставку изображений и OLE-объектов, формирование таблиц. Естественно, имеются средства поиска и замены, просмотра перед печатью и т. д. — тут все более или менее традиционно. То же самое относится и к 602Tab. Программа позволяет оформлять таблицы, использовать около 200 финансовых, статистических и прочих функций, строить диаграммы.

Естественно, многих "продвинутых" возможностей, обеспечиваемых Microsoft Word и Excel, попросту нет, однако, судя по всему, разработчики и не стремились полностью их продублировать, ограничившись теми 20% (или около того), которые обычно фигурируют в эмпирическом "правиле 80/20". Зато программы получились достаточно компактными и легковесными (в частности, потребляют практически вдвое меньше памяти). Пожалуй, наиболее огорчительно все же отсутствие средств автоматизации.

Зато 602Pro PC Suite 2000 может похвастать очень неплохой совместимостью с форматами Microsoft Office — фактически лучшей среди всех рассмотренных в этом обзоре программ. Преобразование происходит быстро и довольно корректно, за исключением, конечно, не поддерживаемых пакетом возможностей и элементов. Кроме того, у пакета имеются многочисленные приятные мелочи, которые наверняка понравятся даже пользователям, уже привыкшим к Microsoft Office, например визуализация содержимого документа на пиктограммах в окне Open.

EasyOffice Freeware

В EasyOffice имеется много дополнительных средств, в том числе PDF-фильтр

Имеется еще один достойный внимания офисный пакет, распространяемый совершенно бесплатно. Взамен пользователю при каждом запуске приложений предлагают приобрести более полную версию, с предоставлением технического сопровождения. Расчет на то, что рано или поздно кому-то это надоест и он выложит $30 или $40 за EasyOffice 2001 или EasyOffice Premium соответственно. В последний, кстати, входит программа распознавания речи (для английского языка).

Несмотря на вполне современные возможности этого ПО, его интерфейс несколько старомоден и поначалу окажется непривычным для многих пользователей. Некоторые решения действительно выглядят более чем странно: например, правая кнопка мыши вызывает не контекстное меню, а дополнительные панели инструментов, занимающие около половины экрана. Впрочем, разобраться с основными операциями труда не составит.

В EasyWord поддерживаются все необходимое форматирование, таблицы, вставка изображений и OLE-объектов. В EasySpreadsheat — формулы, диаграммы (хотя механизм их создания элегантным не назовешь). В бесплатную версию входят лингвистические модули для английского языка, в Premium — также для немецкого, итальянского и нескольких других, а для кириллических, судя по всему, — не предвидятся. Кроме того, основные приложения EasyOffice поддерживают синтез речи, а EasySpeaker озвучивает текст (только по-английски) из любой программы.

С документами Microsoft Office также больших проблем не возникает, во всяком случае основная информация и базовое форматирование преобразуются вполне корректно, хотя в деталях (к примеру, в цветовых выделениях) возможны ошибки. При сохранении документов EasyOffice позволяет оперативно вызвать программы просмотра файлов Microsoft Office, дабы убедиться в корректности полученного результата.

В состав также входят менеджер контактов, калькулятор, программа создания презентаций, простенький архиватор и несколько других модулей, ценность которых не слишком велика. Единственное действительно интересное дополнение — PDF-фильтр, обеспечивающий преобразование документов в этот формат, — некорректно работает с кириллицей. Остается надеяться, что рано или поздно разработчики все-таки повылавливают подобные ошибки — во всяком случае обновлений на их сайте предостаточно.

Сделай сам

На самом деле офисный пакет — не более чем набор отдельных программ. Они могут иметь общую идеологию и вспомогательные модули, как-то интегрироваться друг с другом и т. д. Однако суть от этого не меняется. Ничто не мешает использовать в своей повседневной работе разрозненные приложения — лишь бы они выполняли необходимые функции.

Казалось бы, чего проще: нашел толковый редактор, присовокупил к нему электронную таблицу, добавил прочей полезной всячины, которой хоть отбавляй, — и готово. На деле же оказывается, что подобрать комплект программ, позволяющих комфортно вести всю "конторскую" работу, практически невозможно.

Даже обычный текстовый редактор. Вроде бы их много, в том числе и созданных нашими соотечественниками, т. е. априори неплохо работающих с кириллицей. Однако большинство из них — примитивные доморощенные поделки, вряд ли в чем-то превосходящие стандартный WordPad. К тому же в них нередко используются конвертеры и лингвистические модули, "добытые" из Microsoft Office.

Одна из действительно достойных разработок — упоминавшийся в наших публикациях Hieroglyph. В версии 3.7 программа обзавелась собственными средствами проверки правописания на русском и английском языке, добавлены некоторые недостающие прежде функции форматирования, улучшена работа со списками и т. д. К сожалению, Hieroglyph не поддерживает формат Microsoft Word.

Некую надежду на "светлое будущее" подает редактор Atlantis — быстрый, компактный, относительно корректно работающий с документами Word. Среди недостатков — отсутствие средств для создания таблиц (как и у Hieroglyph) и проверки русской и украинской орфографии (если она и появится, то скорее всего только в коммерческой поставке), к тому же последняя версия почему-то осталась нелокализованной.

Ситуация с автономными средствами проверки правописания также довольно удручающая. Бесплатных программ с поддержкой украинского языка попросту не найти. С русским чуть легче, но не намного. Есть, к примеру, утилита 4Spell, которая формально поддерживает форматы TeX, RFT, HTML. Сама по себе задумка неплохая, однако реализация содержит столько нюансов и откровенных ошибок (или недоработок), что реально использовать 4Spell практически невозможно.

L-Master добавит возможность проверки правописания в любую программу

В качестве разумного компромисса стоит рассмотреть пакет L-Master Lite, обеспечивающий проверку английского, украинского и русского языка в любых приложениях и даже осуществляющий перевод (как ни странно, довольно пристойный) текстов с русского на украинский и обратно. Цена — всего 96 грн, а для студентов — ровно вдвое меньше.

С электронными таблицами и СУБД общего назначения (речь о бесплатных продуктах) — еще хуже. Вряд ли такой "монстр", как Adabas D Personal Edition, действительно годится для конторской работы, а больше и предложить-то нечего. Для подготовки презентаций Corel Presentations 9 (распространяемая как Unlimited Trial), безусловно, вне конкуренции, тем более, что конкурентов просто не наблюдается. Одним словом, создать "собственный" Офис, как игрушку из конструктора Lego, сегодня не удастся.

Варианты

Итак, что же можно выбрать из всего вышеперечисленного по принципу "максимум возможностей, минимум головной боли". Вот несколько наиболее реальных, на наш взгляд, вариантов:

  • StarOffice. Хорош, в частности, своей кросс-платформенностью — при желании можно поэкспериментировать с альтернативными платформами. Есть также надежда, что проект будет развиваться в "нужном направлении" и в каждой следующей версии проблем будет все меньше;
  • 602Pro PC Suite 2000 плюс Hieroglyph или L-Master Lite (хотя это уже не совсем бесплатно) для проверки орфографии. Получится довольно легковесный и весьма функциональный вариант;
  • Hieroglyph или Atlantis (лучше все же добавить хоть какие-то средства проверки правописания) в качестве "минимального" рабочего места для подготовки самых простых документов;
  • все описанные продукты для более глубокого знакомства и осознанного решения.

Думайте, считайте, выбирайте.