Беспроводной интернет: европейские планы, украинские реалии

В день Святого Валентина 14 февраля Европарламент принял решение, которое, как ни странно, осталось без должного внимания отраслевых масс-медиа и экспертного сообщества постсоветского пространства. Между тем оно уже в перспективе нескольких лет окажет исключительное влияние не только на ИКТ-отрасль Европы, но и на уклад жизни всех жителей Евросоюза. В свою очередь участники рынка телекоммуникаций Украины, включая операторов, потребителей и органы власти, получат если не пример для подражания, то пищу для размышлений.

Речь идёт о Программе управления радиочастотным спектром (Radio Spectrum Policy Programme – англ.), которую Еврокомиссия (правительство ЕС) разработало во исполнение требований общеевропейской стратегии экономического развития, известной как «Европа 2020». Инициатива нацелена на преодоление экономического кризиса, с которым участники объединения столкнулись в 2008-2009 годах. Стратегия формулирует требование инновационного (smart), устойчивого (sustainable) и всеобъемлющего (inclusive) экономического роста. Подробнее о целях и приоритетах «Европы 2020» лучше всего прочитать в Интернете. Нас же интересует одно из семи приоритетных направлений этой стратегии: повсеместное развёртывание высокоскоростных сетей доступа в Интернет и создание единого «цифрового» рынка для юридических и частных лиц на территории всего Евросоюза.

В рамках данного направления, получившего название «Цифровая повестка дня» (Digital Agenda – англ.), сформулированы крайне амбициозные задачи. Уже в следующем, 2013 году широкополосным доступом должна быть охвачена вся территория Евросоюза. К 2020 году каждый его житель должен иметь доступ к Интернету на скорости не ниже 30 Mbps, а у половины европейских домохозяйств этот показатель достигнет 100 Mbps и выше. Чтобы осознать грандиозность поставленной задачи, достаточно напомнить, что в настоящее время только 1% европейцев имеют доступ к быстрым FTTB-сетям по сравнению с 12% жителей Японии и 15% — Южной Кореи. Если около половины европейцев (250 миллионов) пользуются интернетом каждый день, то еще 30% никогда его не использовали. Детальное описание Цифровой Повестки дня с указанием приоритетов, целевых показателей и конкретных шагов по каждому из направлений можно найти здесь.

Насколько ЕС продвинулась к целям "Цифровой Повестки дня": Подписи относятся к целям. Достижение внешнего контура соответствует 100%. Оранжевый – 2010, тёмно-синий – 2011. Приняты цели до 2015, если не указано иное.

Понятно, что решение подобных задач возможно исключительно с помощью беспроводных технологий передачи данных. Причём технологий намного более совершенных, нежели наиболее распространённое «третье» и «третье с половиной» поколение мобильной связи. В течение буквально пары-тройки лет европейская телеком-индустрия должна совершить мощнейший рывок, не имеющий примеров в истории. А для этого нужна адекватная поддержка со стороны государства. Перефразируя известную максиму Наполеона, европейским операторам от Еврокомиссии нужны три вещи – частоты, частоты и ещё раз частоты. Именно этому ключевому вопросу и посвящена Программа управления радиочастотным спектром, с упоминания которой начался наш рассказ.

Частоты, частоты и ещё раз частоты

Причина появления на свет Программы – необходимость обеспечить условия для развития беспроводных сетей четвёртого поколения. Даже поверхностный взгляд позволяет сделать вывод, что для решения этой задачи европейские чиновники готовы задействовать едва ли не все возможные резервы. В частности, государства-члены ЕС обязаны:

• обеспечить использование диапазона частот 800 МГц, высвобождающийся благодаря переходу на цифровое телевидение. Этот ресурс, известный как «цифровой дивиденд», должен открыться для нужд телекоммуникаций уже к 1 января 2013;
• до конца 2012 года согласовать использование для нужд беспроводного ШПД в диапазонах 900/1800 МГц, 2.5-2.69 ГГц, 3,4-3,8 ГГц;
• до 2015 года изыскать, по крайней мере, 1200 МГц (!!!) спектра, чтобы удовлетворить растущий спрос на передачу данных в беспроводных сетях.

Помимо всего вышеперечисленного, уже к середине 2013 года должны быть разработаны процедуры инвентаризации всего радиоспектра в диапазоне с 400 МГц до 6 ГГц, а также адекватного анализа эффективности его использования. Это обеспечит основу для дальнейших шагов.

А что у нас?

От европейских прожектов перейдём к украинским реалиям. Как выглядит ситуация на рынке широкополосного доступа? Можно ли сравнивать её с достижениями и планами наших западных соседей?
Прежде всего, нужно отметить, что в части ШПД наша страна не только не «пасёт задних», но по многим показателям даже входит в первую десятку. И не европейскую, а глобальную. Компания Ookla, разработчик всемирно известных сервисов SpeedTest и PingTest, аккумулирует данные миллионов замеров по всему земному шару в глобальный многофакторный рейтинг, известный как Net Index. Нет смысла приводить подробные данные по каждому из рейтингов – качества услуг, скорости загрузки, стоимости и других, — они постоянно меняются. Смотрите сами – цифры более чем красноречивы. Не менее парадоксальны соответствующие рейтинги городов Украины. Например, по состоянию на апрель 2012 года, пятерка лидеров скорости в Украине выглядит так:

1) Белая Церковь (45,86 Мбит/с),
2) Фастов (39,54 Мбит/с),
3) Курилов (38,87 Мбит/с),
4) Вышгород (37,29 Мбит/с)
5) Комсомольск (34,74 Мбит/сек).

Впрочем, парадоксы эти легко объяснимы. В Украине бум Интернет-подключений начался заметно позже, нежели в индустриально развитых странах. Соответственно, украинские провайдеры инвестировали гораздо меньше средств в уже устаревшие DSL-технологии первых поколений. Напротив, безудержный оптимизм инвесторов привёл к запуску в 2005-2008 годах целого ряда затратных проектов по созданию сетей доступа на базе оптоволоконных технологий. Плюс конкуренция ценой, бессмысленная и беспощадная, но, кажется, единственно понятная и доступная для менеджмента отечественных провайдеров. Сомнительные, скажем прямо, решения обернулись для украинцев праздником потребления, отражением чего и стали отличные позиции страны в рейтингах Ookla.

Впрочем, ключевые проблемы ШПД в Украине не отличаются от таковых в Западной Европе. Наиболее значимой из них можно назвать неравный доступ к Интернету жителей различных населённых пунктов, так называемое «цифровое неравенство». Согласно данным компании inMind, более 56% пользователей Интернет Украины находятся в городах с населением больше 100 тыс. человек. На долю городов, где живет меньше 100 тыс. человек, приходится 25% пользователей сети, а в селах их и того меньше – около 18%. Таким образом, имеет место более чем трехкратный разрыв в уровне проникновения Интернета в Украине между сельским и городским населением.

Самое большое количество пользователей Интернет проживают в Киевском регионе – 44%. Для сравнения, количество веб-пользователей в Черниговской области составляет всего 0,85% от общего количества пользователей Интернет, а в Житомирской – 0,75%.

Так же, как и в Европе, беспроводные технологии играют исключительно важную роль в обеспечении доступа к Интернету в слабо-урбанизированных районах и сельской местности нашей страны. Согласно данным НКРСИ, в сетях беспроводного широкополосного доступа обслуживается порядка 2,3 млн. абонентов. При этом предоставление услуг Интернета в удаленных населенных пунктах в качестве стратегии развития выбрал, о чем публично заявил, только один провайдер.

К сожалению, «специфическая» государственная политика привела к тому, что операторы GSM-сетей не имеют возможности участвовать в развитии этого сегмента. Вот уже семь лет подряд доступ к технологии UMTS/HSDPA монополизировал один-единственный игрок. К счастью, в силу стечения обстоятельств в Украине получили развитие сети третьего поколения мобильной связи на базе технологии CDMA. Это позволило нарастить темпы развития сегмента беспроводного широкополосного доступа. Но обеспечить достойные скорости не удается. Из-за крайне высокой нагрузки на базовые станции реальные скорости доступа в сетях третьего поколения (HSDPA и CDMA EvDO) редко достигают даже 1-1,5 Мбит/сек. Целевыми показателями, которые декларируют сами операторы, является скорость в 400-600 Кбит/сек. Про 30 Мбит/сек можно говорить разве что в случае WiMAX-сетей, которые развивают всего два оператора. Кстати сколь-нибудь внятные перспективы развития LTE связаны тоже с ними. Для мобильщиков, скорее всего, технологии четвёртого поколения окажутся не более доступны, нежели поколение третье.

Впрочем, не будем забегать вперёд. В конце концов, даже в Европе 30 Мбит/сек каждому желающему обещают не в этом и даже не в следующем году, а только через восемь лет. За это время и в Украине либо Насреддин, либо ишак, либо… Ну, вы поняли – многое может измениться. Пока же перед каждым, кто желает получить доступ в Интернет там, где нет фиксированных сетей, возникают одни и те же вопросы: как выбирать и кого выбрать? Ответы на них – в следующей статье.