Что происходит с 3G в Украине?

Depositphotos_14867735_original1

Что происходит с 3g? В целом ничего нового. Подписанный Порошенко 23 июля Указ № 613/2014 определял конкретные сроки этапов подготовки проведения тендера по выдаче лицензий. Ближайшим сроком было указано 15 августа, к этому времени Кабинет Министров был обязан выполнить комплекс мероприятий по организации конверсии частот с учётом интересов военных. Критерием успешного выполнения этого комплекса должно было стать принятие Кабмином соответствующего постановления, регламентирующего все аспекты конверсии и выдачи лицензий.

Прошло уже две недели с указанной даты, но постановление не только не принято, но даже не согласовано. На брифинге в Национальной Комиссии по регулированию связи и информатизации (НКРСИ), куда 26 августа пришли в поисках причин журналисты, её Глава Александр Животовский рассказал о сложных, напряжённых консультациях между заинтересованными ведомствами. По его словам НКРСИ выполнила свою часть работы и не может отвечать за действие или бездействие других органов власти.

Похожую позицию занял и его коллега, председатель Государственной службы специальной связи и защиты информации (ГСССЗИ) Владимир Зверев. По его словам, Госспецсвязи уже предоставила ГШ ВСУ свои предложения относительно плана конверсии радиочастотного ресурса, документа, которым устанавливается стоимость работ по конверсии и определяются сроки их выполнения. По состоянию на 14 августа 2014 года Госспецсвязи не видел угроз невыполнения мероприятий, которые предусмотрены Указом Президента №613/2014. При этом на прямой вопрос кто будет нести ответственность, если Госспецсвязи не успеет выполнить мероприятия в области конверсии радиочастот до 15 августа 2014 года, он ответил: «Вопрос ответственности за некачественное или несвоевременное осуществление полномочий какого-либо органа исполнительной власти относится к компетенции Кабинета Министров Украины».

Как такое может быть? Да очень легко. В процессе подготовки тендера участвует множество органов власти: Кабмин и подчинённые ему НКРСИ, ГСССЗИ и Министерство Обороны; подчинённый Президенту Генштаб; неназванные в Указе «другие заинтересованные органы». Обращает внимание, что назначенный ответственным за конверсию Кабинет министров не имеет рычагов влияния на военных. Фактически единственным лицом, которое имеет административные рычаги для эффективного «стимулирования» всех без исключения участников процесса является сам Президент. Однако едва ли он имеет время и желание администрировать данный процесс. В свою очередь его Администрация, в которой с недавних пор работает один из участников Общественной группы по внедрению 3G, бывший директор «Microsoft Украина» Дмитрий Шимкив, судя по всему, не справляется с этой задачей.

Что будет дальше и чего можно ожидать? Ожидать можно чего угодно, в первую очередь — очередного переноса сроков выдачи лицензий. Стоит отметить, что нынешняя ситуация в точности повторяет истории 2007-2009 годов, когда с такой же помпой провозглашалась скорая раздача лицензий, которая потом переносилась в связи с невозможностью согласовать конверсию с военными. Отменить тендер было бы слишком нехорошо с точки зрения пиара, так что, скорее всего, будет озвучиваться тезис «вот-вот, подождите ещё чуть-чуть».

Что изменилось по сравнению с предыдущими годами? Во-первых, государство в очередной раз поменяло свои приоритеты. Как заявил глава НКРСИ, приоритетом номер один является получение максимально возможного количества денег в бюджет. Теперь уже называется сумма в два миллиарда гривен за каждую из трех лицензий, хотя ещё в июне держава была готова удовлетвориться тремя миллиардами за все три. Во-вторых, Генштаб желает получить кругленькую сумму на проведение конверсии. Если раньше военные делали многозначительное важное лицо, не желая раскрывать великую военную тайну этой самой конверсии, теперь уже говорится о её фактическом содержании. Речь идет о замене восьми радиолокационных станций. Также впервые признано официально, что на большей части территории страны конверсия не нужна, необходимые операторам частоты свободны и могут быть присвоены им в самое ближайшее время. Однако, в силу приоритета номер два, никто им этого не позволит.

Стоит заметить, что пока уходит время и растут аппетиты государства, экономическая ситуация в стране стремительно ухудшается. Энтузиазм операторских компании в получении лицензий также стремительно снижается, так что всё более реалистичным выглядит сценарий, когда уже сами они будут активно тормозить этот процесс. Подобные ситуации уже имели место в прошлом, когда руководствуясь конъюнктурными соображениями, госорганы  пытались навязать операторам неприемлемые для них условия.

Есть ли кто-то, кому выгодна эта давно уже неприличная ситуация? Да, есть такие люди и компании, а зовут их 3mob, «Систем Кэпитал Менеджмент» и Ринат Леонидович Ахметов. Эта троица по-прежнему является обладателем эксклюзивной лицензии на частоты для 3G стандарта UMTS, пригодного для GSM-операторов «большой тройки». Купленная три года назад у оффшорной «прокладки» вместе с «Укртелекомом», эта лицензия  является наиболее ликвидным телекоммуникационным активом бизнес-империи Рината Ахметова. Появление у «большой тройки» собственных лицензий будет означать полное обесценивание этого актива.