Fujifilm: GXF и другие интересности на Photokina

Fujifilm: GXF и другие интересности на Photokina

История присутствия японской компании Fujifilm на выставках Photokina началась в далеком 1966 году, с тех пор это один из немногих бессменных участников. Photokina тогда только становилась всемирным событием, каковым она является сегодня – выставка проходила в девятый раз.

Fujica G690

Спустя два года, в 1968, на Photokina Fujifilm представила свою первую среднеформатную камеру Fujica G690. Как следовало из названия (к нему мы еще вернемся сегодня), размер кадра составлял 6х9 см, объективы были сменными, а конструкция – дальномерной. В камере допускалось использование как рулонной, так и листовой пленки. Затворы устанавливались в каждом объективе и были лепестковыми.

В 1978 г. Photokina послужила площадкой для анонса серии объективов W под брендом Fujinon для камер большого формата.

FUJIX DS-1P

На 20-й выставке Photokina Fujifilm продемонстрировала ранний прототип цифровой фотокамеры FUJIX DS-1P – первого в мире аппарата, использующего для хранения цифровых данных твердотельную карту памяти, прообраз современных SD-карт. Ее емкость составляла всего 2 мегабайта.

DS-1P так и осталась на уровне прототипа, зато на его базе была разработана модель FUJIX DS-X, поступившая в продажу в 1989 г. Это был первый в мире производимый серийно и продаваемый цифровой фотоаппарат. Всего спустя три года, в 1991-м, Fujifilm представит первую в мире цифровую камеру с 3-х кратным светосильным зум-объективом, модель FUJI DS-100. На ее карту памяти HG-15 помещалось целых пять 0,39-мегапиксельных кадров.

В 2010 г., на 31-й по счету выставке Photokina, Fujifilm анонсировала революционную модель цифровой камеры Х100 – первого аппарата с высококлассным несменным объективом, APS-матрицей X-Trans CMOS и гибридным электронно-оптическим видоискателем.

Photokina 2016: GFX

Одним из главных анонсов нынешней выставки стало представление работающих прототипов среднеформатной беззеркальной системы GFX.

Fujifilm GFX 50s

Первая камера будет называться GFX 50S и должна поступить в продажу в первой половине 2017 г. Она базируется на доработанной инженерами Fujifilm матрице с байеровским сенсором, причем доработка коснулась и микролинз (геометрия) и топологии проводников. Размер чувствительной области матрицы 43,8×32,9 мм, что примерно в 1,7 раза больше «полнокадрового 35-мм мерила». Физический размер пикселя – 5,3 микрона, оптического размывающего (low pass) фильтра нет. Разработчики поставили перед собой задачу добиться не просто большого количества элементов изображения, а действительно высокого разрешения системы. При соотношении сторон 4:3 файл получается 51,4-мегапиксельным, 8256х6192 пиксела. В ходе презентации были озвучены результаты измерений. На камере с 50-мегапиксельным 35-мм сенсором и размером пикселя примерно 4,1 микрона можно получить разрешение до 3700 линий по вертикали при 50% разнице яркости между темными и светлыми участками. В новой системе этот показатель достигает 4700 линий.

Байонет G с диаметром 65 мм сделан с некоторым запасом для будущих версий. Он оснащен 12-пиновым электрическим разъемом для обмена данными и командами между камерой и объективом.

Почему GFX?
G символизирует достижения компании в области среднеформатных аналоговых камер,
F – это Fujifilm,
а Х – успехи и наработки линейки беззеркальных аппаратов Х-серии.

Поскольку система беззеркальная, рабочий отрезок составляет всего 26,7 мм. Это означает, что через простой безлинзовый переходник на камеру можно установить практически любой объектив от среднеформатных и крупноформатных аппаратов. Поскольку используется затвор в фокальной плоскости, конструкция объективов не важна. Минимальное расстояние между задней линзой и матрицей 16,7 мм, что упрощает разработку широкоугольной оптики.

Фокальный затвор обеспечивает минимальную выдержку до 1/4000 сек., что заметно лучше показателей лепестковых затворов, встраиваемых в объективы. Отсутствие зеркала автоматически устраняет сотрясение камеры при съемке (чтобы добиться такого эффекта в зеркальных аппаратах используется режим предподъема зеркала, однако это усложняет процесс), что также благотворно сказывается на увеличении общей резкости.

За обработку данных отвечает X-Processor Pro.

Одновременно с камерой поступят в продажу три объектива для системы GFX. До конца 2017 г. появятся еще три. Все они будут пылевлагозащищенные и работающие на морозе как минимум -10º С (информации о степени защиты камеры пока нет).

Первыми станут доступны GF63/2,8 R WR (эквивалент 50 мм), GF32-64/4 R LM WR (25-51 мм), GF120/4 R LM OIS WR макро 1:0,5 (95мм, с оптическим стабилизатором).

Затем ожидаются GF110/2 R LM WR (87 мм), GF23/4 R LM WR (18 мм), GF45/2,8 R LM WR (35мм). Как следует из анонса, до конца 2017 г. фотографы получат возможность приобрести достаточно сбалансированный набор оптики для реализации множества художественных задач, как в студии, так и на выезде.

Все объективы кроме традиционного для X-серии кольца ручного управления диафрагмой получат функцию электронного управления, диском на камере. Это позволит менять параметры даже удерживая аппарат одной правой рукой.

Оптика разрабатывается с прицелом на 100-мегапиксельные сенсоры. На презентации озвучивали такие цифры: хороший объектив для полнокадровой камеры дает разрешение 30 линий на мм в центе кадра и 10 линий на мм по краям. Если установить такой объектив на систему GFX (как уже говорилось, технически, через переходник, это возможно), то без учета виньетирования разрешающая способность составит примерно 20 линий на мм в центре и 7 – по краям. Объективы GF проектируются в соответствии с требованием давать 40 линий на мм в центре и 20 – по краям.

Fujifilm GFX 50s

Разработчики заложили в дизайн камеры несколько стилей съемки. Во-первых, «зеракальный», с кадрированием через видоискатель, причем как в горизонтальной, так и в вертикальной ориентациях (за дополнительную плату будет предлагаться вертикальная батарейная ручка с дублирующимися органами управления). Во-вторых, «шахтный», с использованием поворотного ЖК-дисплея (у которого будет три степени свободы как в модели X-T2). Наконец, еще один – с подключенного компьютера. При необходимости к выходу HDMI можно подключить монитор для оперативного контроля процесса наводки на резкость или оценки результатов съемки.

В комплекте поставки предусмотрен съемный электронный видоискатель. За дополнительную плату будет доступна более продвинутая модель, позволяющая поворачивать и наклонять окуляр.

В руках корпус лежит отлично, он на самом деле маленький, но очень «сбитый». Управление напоминает принятое в топовых аппаратах Х-серии: прямой ввод чувствительности, выдержки и диафрагмы механическими дисками и кольцом. На верхней панели есть дополнительный экран, который не перестает показывать информацию о текущих настройках даже после выключения камеры.

Fujifilm GFX 50s

Первое впечатление оказалось весьма благоприятным. Остается дождаться финальной версии продукта и протестировать его реальные возможности. Кстати, это сможет сделать фактически любой потенциальный покупатель, поскольку сразу после начала официальных поставок аппарат попадет в программу Х-тест и будет доступен украинским фотографам.

Х-камеры и оптика к ним

Выставка – отличная возможность продемонстрировать все нынешние и предыдущие достижения. Fujifilm ее использовала и показала все актуальные модели камер и оптики.

Fujifilm X

На сегодняшний день линейка цифровых аппаратов Fujifilm разнообразна и разделена по простым конструктивным критериям.

Во-первых, по встроенности/сменности объектива. В категории камер с несменной оптикой сейчас две актуальные модели. На вершине стоит Fujifilm X100T.

Fujifilm X100T

Его дедушка, X100, фактически ознаменовал поворот в цифровой истории Fujifilm. Сейчас эта камера готова дать фору конкурентам, если речь идет о соотношении цены, качества снимков и компактности решения. Гибридный видоискатель по-прежнему не имеет прямых аналогов в индустрии.

Fujifilm X70

Модель Fujifilm X70 также базируется на 16 мегапиксельной APS-C-матрице X-Trans CMOS, однако она более компактна и отличается объективом. Если в X100T это эквивалент 35 мм с диафрагмой f/2, то в X70 – 28, а его диафрагма – f/2,8. В X70 нет видоискателя, зато экран поворачивается на 180º вверх для селфи-съемок. В комплекте с батареей и картой памяти масса камеры всего 350 г. – идеальный выбор для тех, кто хочет постоянно носить с собой устройство профессионального класса.

Fujifilm X

Камеры со сменной оптикой в свою очередь можно разделить на две категории – «дальномерные» и «зеркальные». Конечно, все они беззеркальные, это условность, но конструкция и особенности компановки у них действительно разные. В «дальномерных» аппаратах видоискатель смещен влево (если смотреть на тыловую панель), а управление оптимизировано для работы одной рукой. Их корпус более «плоский», он рассчитан на работу с небольшими объективами. «Зеркальные» камеры создавались с прицелом на бóльшую универсальность в плане сменной оптики: они удобны и с «блинчиком» и с увесистым телезумом, их видоискатель по вертикали совпадает с оптической осью объектива, а управление предполагает использование обеих рук фотографа.

Fujifilm X-Pro2

На вершине «дальномерного» ряда сейчас находится Fujifilm X-Pro2. Ее выпуск в начале нынешнего года ознаменовал переход на новую платформу – связку 24-мегапиксельной APS-C-матрицы X-Trans CMOS и X Processor Pro.

Fujifilm X-Pro2
Искусственно состаренная Fujifilm X-Pro2

Предыдущая версия, X-Pro1, стала первым беззеркальным аппаратом Fujifilm со сменными объективами. На момент его поступления в продажу ассортимент оптики насчитывал три позиции (все светосильные, с фиксированным фокусным расстоянием). Сегодня он куда более внушительный – 12 объективов с фиксированными фокусными расстояниями (из них пять – сверхсветосильные с диафрагмами f/1,2-1,4) семь зумов из премиальной линейки XF и два из бюджетной XC, а также два телеконвертора (х1,4 и х2). В эквиваленте 35-мм камеры диапазон фокусных расстояний покрывает диапазон 15-600 мм (без учета телеконверторов).

Fujifilm X-E2s

Вторую ступеньку в «дальномерной» иерархии занимает Fujifilm X-E2s. Это уже третья «редакция» весьма успешного продукта, использующая топовые компоненты модельного ряда 2014-15 г.

Fujifilm X-A3

Несколько особняком стоит Fujifilm X-A3. Это аппарат начального уровня, позволяющий установить любой из объективов Fujinon для серии Х, однако построенный на базе 24-мегапиксельной матрицы с обычным, баеровским, расположением светофильтров.

Fujifilm X-T2

В «зеркальном» ряду первую позицию занимает Fujifilm X-T2, которая по традиции разделяет платформу с другим флагманом, X-Pro2. Fujifilm сделала серьезный шаг в области съемки видео, предложив видеографам все современные инструменты – 4К, пологую кривую гаммы для последующей обширной цветокоррекции, запись на внешний рекордер в несжатом виде и т.д.

Fujifilm X-T10

Второй «зеркальной» камерой является Fujifilm X-T10, обеспечивающей, как и в случае с X-E2s, почти все возможности флагмана за несколько меньшую сумму.

Fujifilm – уникальная компания, поскольку она долгое время производила (кстати, и сейчас продолжает) фотопленку и фотобумагу. Т.е. инженеры знают о том, как должен выглядеть цвет и монохром практически все и даже больше. Fujifilm стала первой и пока единственной официально имитирующей свои пленки в цифровом формате, причем на уровне RAW-конвертора как в камере, так и в программном обеспечении для компьютеров.

Компания Fujifilm – пожалуй, единственный на сегодняшний день производитель, продолжающий совершенствовать уже выпущенные и купленные аппараты. Речь об обновлении прошивок. Другие в лучшем случае исправляют найденные пользователями ошибки, а Fujifilm добавляет, например, новые режимы автофокуса или функцию высокоскоростного электронного затвора.