Horizon Zero Dawn: эпоха машин

Horizon Zero Dawn: эпоха машин

Horizon Zero Dawn — первый проект с открытым миром от нидерландской студии Guerrilla Games. И если в том, что авторы Killzone смогут порадовать игроков качественной картинкой и добротной игровой механикой, никто не сомневался, то вопросы на счет того, как разработчики справятся с наполнением игровых локаций, все-таки были. Как оказалось, переживали мы зря, с не самой тривиальной задачей разработчики справились на отлично.

Horizon Zero Dawn

Жанр Action-RPG
Платформы PlayStation 4
Разработчики Guerrilla Games
Издатель Sony Interactive Entertainment
Официальный сайт

Трейлеры не врали, от красот Horizon Zero Dawn захватывает дух, любоваться здешними пейзажами не устаешь до самых финальных титров. Вот только картинку этот пост-постапокалиптический мир рисует довольно безрадостную — наша цивилизация перестала существовать, планета принадлежит машинам, большинство животных вымерло, а человечество оказалось отброшено в своем развитии едва ли не к истокам. Люди живут небольшими, изолированными друг от друга общинами, что сказывается на уровне их развития. Кто-то уже догадался о том, как плавить металл, кто-то освоил кирпичную кладку, но в целом точные науки позабыты, а технические навыки практически утеряны. Элой, главной героине игры, и вовсе не повезло — ей выпало родиться в воинственном и нелюдимом племени Нора, представители которого едва освоили копья и стрелы. Родителей Элой не знала, еще младенцем ее по неизвестным причинам изгнали из племени и отдали на попечение такому же изгою Расту. Единственный шанс вернуться в племя и узнать судьбу родных — успешно пройти обряд инициации, к которому девочка готовилась всю свою жизнь. Впрочем, у Элой есть преимущество перед остальными участниками обряда: еще ребенком в заброшенном бункере она нашла визор — портативное устройство, своеобразные очки дополненной реальности, с помощью которых Элой может читать следы, сканировать машины, взаимодействовать с древними компьютерами и механизмами.

Вопреки ожиданиям, инициация не дает долгожданных ответов, а становится лишь отправной точкой в истории Элой, которая откроет для себя, что окружающий мир намного сложнее и больше, чем горный кряж, который был ее домом. С этого момента, собственно, и начинается настоящая игра, потому что первые три часа Horizon Zero Dawn представляют из себя довольно скучный туториал. Да, по идее, он должен помочь ввести игрока в курс дела, познакомить его с нелегкой судьбой главной героини, обучить игровым механикам и вообще рассказать о том, что из себя представляет и чем дышит мир Horizon, но делает он это уж слишком неторопливо и неумело, создавая ложное впечатление об игре.

Именно из-за этих обучающих миссий у игрока может сложиться мнение, что перед ним вариация на тему Far Cry Primal, только на этот раз дикари с копьями и стрелами ходят охотиться на механических чудовищ вместо чудовищ доисторических, что совершенно не соответствует действительности. Конечно, и копий, и механических тварей в игре с избытком, вот только здесь, в отличие от Primal, это очень важная, но не основная часть игры. Horizon Zero Dawn — это в первую очередь история, и чем дальше Элой удаляется от земель племени Нора, тем удивительней оказывается окружающий мир, тем интересней и запутанней становится сюжет. Впрочем, сюжетные подробности мы опустим, чтобы не лишать вас удовольствия первооткрывателя, поверьте, эта история заслуживает того, чтобы вы обо всем узнали самостоятельно (по этой же причине мы категорически не рекомендуем увлекаться стримами — берегитесь спойлеров). Скажем только, что то, с какой любовью к деталям в Guerrilla Games подошли к проработке игрового мира, заслуживает уважения. Нарратив в игре визуальный, здесь нет всезнающего голоса за кадром, описывающего происходящее. Да и откуда ему взяться, если населяющие эти земли люди ровным счетом ничего о них не знают. Для них механические животные — данность и обычный порядок вещей, как и тот факт, что когда-то здесь жил кто-то, кого они называют предтечами. Ну жил и жил, давно это было. Сейчас-то их нет, вон только развалины повсюду остались. Туда, кстати, лучше не ходить, проклятые они.

Эти самые развалины обнаруживаешь порой в самых неожиданных местах. Обвалившаяся эстакада посреди пустыни, проржавевшие танки в болоте, что когда-то было городским центром — вон светофоры под слоем мха виднеются, фундамент, о который спотыкаешься, зайдя в лесную чащу. Вроде бы пустые декорации, но каждая такая находка рассказывает часть истории. Пытливый ум найдет объяснение всему происходящему на экране, начиная с того, почему местом действия была выбрана именно эта часть штата Колорадо (внимательный игрок обнаружит в игре то, что когда-то было Денвером и Колорадо-Спрингс), и заканчивая тем, почему фауна не отличается разнообразием, а роботы выглядят именно так, как они выглядят. Так что не забывайте сверяться с картой, регулярно сканировать окружение на предмет терминалов, дневников и других артефактов утерянной цивилизации, ваши старания будут вознаграждены.

Причем сюжетные рельсы проходят лишь через сравнительно небольшую часть игрового мира. Для завершения игры от вас вовсе не требуется посетить все существующие города и поселки, открыть все участки карты и вскарабкаться на все горные вершины. Ты делаешь это добровольно. Во-первых, потому, что тебе действительно этого хочется, исследование окружения затягивает не на шутку. Во-вторых, побочных заданий в Horizon Zero Dawn не слишком много и обычно на них наталкиваешься совершенно случайно, свернув в сторону от основного маршрута. Особой оригинальностью задания эти не отличаются — убей разбойников, найди пропавшего человека, собери десять предметов, все как всегда, но поверьте, есть причины для того, чтобы выполнить как можно больше таких просьб, друзья Элой понадобятся.

Вот только спокойно прогуляться по местным лесам да полям не выйдет, окружающий мир кишит машинами, которые контакты с людьми и так особо никогда не одобряли, а тут еще и появившаяся два десятка лет назад зараза, сделавшая некоторые из них чрезмерно агрессивными. Так что путешествовать приходится во всеоружии.

Арсенал у Элой, правда, особым разнообразием не отличается, но что поделать. Сражаться с роботами приходится с помощью нескольких видов луков, набора стрел на все случаи жизни, копья, примитивных мин, растяжек и прочих подручных средств. Крупнокалиберный пулемет или реактивный гранатомет, конечно, подошли бы лучше, и порой тяжелым вооружением таки удается разжиться, сбив его со спины боевого робота, да где ж боезапас для него возьмешь. Отстрелялись и хватит, возвращаемся к палкам и камням. Благо материал для стрел валяется в прямом смысле слова под ногами, да и машины на запчасти Элой разбирает как заправский механик — обшивку на наконечники, проволока тоже в ход пойдет, а вот в эту емкость сейчас топливо из бака зальем и гранату соорудим…

Визор, работающий как ведьмачье чутье у Геральта, не только помогает читать следы, но и выявляет уязвимые места у машин, подсказывая, куда стоит пускать огненные стрелы, а куда бронебойными или электрическими целиться, что сильно упрощает жизнь на начальных этапах, поскольку первое время даже самые слабые роботы-рыскари представляют из себя смертельную опасность, что уж говорить про огромных бизонов или пилозубов. До того момента, когда Элой сможет бесшумно передвигаться, оглушать машины с двух попаданий, наносить массу урона критическими ударами, выпускать по три стрелы за раз и даже взламывать роботов, заставляя их сражаться на своей стороне, еще нужно дожить. А пока приходится изучать повадки механических тварей, запоминать их слабые места и подбирать соответствующую тактику, потому что ни одна из них не похожа на другую. Каждый новый вид не перестает удивлять и заставляет перестраиваться. Только вы привыкли стрелять в голову, как из-за скалы появляется махина, способная лбом деревья валить. Обустроили небольшое минное поле и расставили растяжки, а вражина одним прыжком перемахнула через ловушки и готовится перекусить Элой пополам.

И не стоит забывать о том, как эффектно выглядит охота на монстров: рычащие твари лязгают челюстями, плюются льдом и огнем, поливают пространство вокруг себя пулеметными очередями, а Элой, уворачиваясь от летящих в нее снарядов, отстреливает пластины брони, наносит точечные удары по конечностям, опрокидывая врага на землю, пробивает емкости с топливом и канистры хладагента, поджигая или замораживая врага…

Одним словом, сражаться с роботами весело, чего нельзя сказать о боях с людьми. Интеллектом этот противник явно обделен. Завидев лежащий на земле труп (стелс в игре есть, а вот возможность переносить тела, увы, отсутствует) разбойник обязательно подбежит посмотреть, что же случилось, и какое-то время будет бестолково топтаться на месте, просто напрашиваясь на стрелу в голову. Правильно выбрав место первого убийства, можно половину разбойничьего лагеря перестрелять без лишнего шума, не покидая уютных кустов. Небольшое, но разочарование. И их здесь на самом деле достаточно, все-таки Action-RPG для Guerrilla жанр новый, это заметно.

Взять ту же экипировку — если среди оружия абсолютно бесполезных экземпляров обнаружено не было, то к броне есть масса вопросов. Видов защиты тут множество, есть одежда, защищающая от огня, льда, заражения, атак ближнего боя, атак дальнего боя, броня с бонусом к скрытности, универсальная броня со слотами для модификаций, благодаря чему ее можно подстроить под свои текущие нужды. Вот только резона менять доспехи практически нет. Защита от физических повреждений приносит мало пользы, поскольку атаки в лоб в Horizon Zero Dawn обычно заканчиваются плачевно, а пару-тройку случайных попаданий Элой и так переживет, полагаться на защиту от одной конкретной стихии, конечно, можно, но ситуации, когда враги атакуют только с помощью огня или, допустим, электричества, встречаются не так и часто, да и перед каждым боем придется переодеваться, что не очень удобно. Так что выгодней использовать либо универсальные доспехи с защитой от всего понемногу или попросту положиться на стелс.

Отдельного упоминания заслуживает торговля, потому что сложно вспомнить, где еще она была реализована так неудобно. То, что к торговцам редкими предметами приходится добираться через пол-карты, еще имеет какое-то логичное объяснение: откуда все-таки артефактам взяться в забитой деревне, но вот представьте, что вам нужно купить триста мотков провода и штук пятьдесят емкостей, что, собственно, вполне себе штатная ситуация — мощные стрелы расходуются очень быстро, а тратить полчаса на убийство и разборку машин желания нет, мы же не в MMO играем. Так вот, приобретать все это добро вы будете поштучно. Потому что пачками в Horizon покупать ничего нельзя. Продавать — пожалуйста, а вот покупать нет.

Все это, конечно, неприятно, но о таких мелочах забываешь, стоит выйти за пределы безопасной зоны, чтобы поохотиться на могучего буревестника, исследовать очередные древние руины или просто понаблюдать за тем, как на рассвете порывы ветра гонят по земле облака пыли, обещая скорый ливень. Horizon Zero Dawn — это удивительное и немного грустное приключение, пропускать которое нельзя ни в коем случае, и наверное, первая игра, полностью оправдывающая покупку PlayStation 4 Pro — выглядит в 4K она просто изумительно.

4.5
Оценка ITC.UA
Плюсы: Великолепная картинка; запоминающийся дизайн машин; сюжет; динамичная боевая система
Минусы: Затянутый туториал; мало побочных заданий; противники-люди слишком глупы
Вывод: Guerrilla Games сумели создать захватывающее и очень масштабное приключение, продолжение которого мы будем ждать с большим нетерпением

 
Roccat рекомендует: