IFA 2014: прогулка

ifa-main

С 5 по 10 сентября в Берлине проходила крупнейшая в мире выставка потребительской электроники и техники для дома IFA. В этом году она снова немного подросла как по площади экспозиций (149,5 тыс. кв. м., +2%), так и по количеству участников (1538, +3%), количество посетителей достигло 240 тыс. человек. Понимая сегодняшнее состояние индустрии, я не ожидал анонса революционных технологий, тем не менее, прогулка по стендам оказалась весьма интересной.

 

Смартфоны

Пока прогрессивное человечество считало минуты до начала презентации iPhone 6, меркантильные производители наперебой показывали смартфоны на Android.

Визуально выделялась новинка Samsung – Galaxy Note Edge. Размещение части информации на боковой грани корпуса, которая по совместительству является продолжением основной части экрана, выглядит интересно, но пока не ясно, сколько приложений сторонних разработчиков будут использовать эту функцию. «Правосторонний» дизайн может вызвать сомнения у левшей, а при разработке обложек необходимо тщательно учитывать конструкцию устройства.

ifa-sony-01

Sony показала долгожданный флагман Xperia Z3, его уменьшенную версию Xperia Z3 Compact, а также свой первый маленький планшет Xperia Z3 Tablet Compact.

Все выглядит замечательно, пока покупатель не видит ценника. GFK озвучивает тенденции, неутешительные для ориентирующихся на дорогие модели производителей. В благополучной Западной Европе средний чек за прошедший год снизился с 350 до 330 Евро, причем доля аппаратов дешевле 300 Евро выросла с 51% до 56%. А на развивающихся рынках ситуация еще более напряженная: средние цены упали с 250 Евро в 2013 г. до 211 Евро в 2014 г, доля смартфонов дешевле 300 Евро увеличилась с 71% до 78%.

Компании, ориентирующиеся на средний и бюджетный сегменты, захватывают значительные доли рынка. Это хорошо понимают в Lenovo. На выставке IFA китайский производитель показал стильные аппараты с достаточно производительной «начинкой» и привлекательными ценами.

ifa-lenovo-vibe

Семейство Vibe пополнилось моделями X2 и Z2, которые компания позиционирует как премиальные с лояльной ценой.

Оптимизм производителей подогревают прогнозы аналитиков. В GFK считают, что в 2014 г. будет продано 1,274 млн. смартфонов в мире, рост объемов поставок составит 28%.

Смарт-часы и прочие браслеты

Их было много или даже очень много, причем как у брендов класса А, так и у ютившихся в “международном” павильоне производителей-продавцов юго-восточного шир(не)потреба.

ifa-lg-01

Самой интересной можно смело назвать новинку LG G Watch R. Этот титул она заслужила за круглый дисплей и «классический часовой» дизайн, причем есть несколько цветовых решений, браслетов и ремешков.

ifa-lg-02

Корпус получился достаточно тонким, а интерфейс в демо-версии, которую показывали на стенде – отзывчивым.

ifa-lg-03

Часы оснащаются датчиком частоты пульса, но для зарядки придется использовать настольное ЗУ.

Прямой конкурент – круглые часы Motorola Moto 360 – на IFA не показывали, компания выбрала для премьеры родной для себя, американский, рынок.

Samsung Gear S – часофон с изогнутым дисплеем – назвать прямым конкурентом нельзя, поскольку это относительно самодостаточное устройство. Если вам нравится прямоугольный дизайн часов и нет предвзятого отношения к платформе Tizen, то сегодня это, пожалуй, самый интересный с точки зрения внешнего вида вариант.

Фитнесс-браслеты – один из ключевых продуктов сезона. Индустрия сейчас активно экспериментирует с форм-факторами экрана (элементарный светодиодный дисплей или электронная бумага) и датчиками. В принципе, существующей функциональности достаточно для повседневного использования фанатами информационных технологий, увлекшимися идеями о здоровом образе жизни. Осталось выбрать подходящий по цвету, цене и возможностям компаньонских приложений.

Компьютеры и инфраструктура

В конце 90-х компьютеры сами по себе привлекали на выставки массу посетителей. Сегодня это настолько «проходной» экспонат, что заинтересовать публику весьма непросто.

ifa-intel

Однако именно IFA была выбрана Intel в качестве площадки для мирового анонса новой линейки мобильных процессором Core M. Они рассчитаны на использование в мобильных устройствах передовых форм-факторов (ультратонкие, трансформеры, 2-в-1 и т.д.) с ценой уровня выше среднего.

На выставке многочисленные партнеры Intel показали готовые продукты на основе Core M. По ощущениям ноутбуки действительно работают быстро и при этом не греются. Подтверждение пришло из-за океана, где на IDF демонстрировались синтетические тесты.

Не отстает от развития вычислительных устройств и инфраструктура. В области беспроводных локальных сетей производители начали активно пропагандировать стандарт 802.11ac. С учетом наступления Интернета вещей и всеобщей домашней интеграции европейская премьера TP-LINK Archer C9 AC1900 с его обещанной общей пропускной способностью 1,9 Гбит/с (благодаря суммированию 1.3 Гбит/с по каналу 5 ГГц и 600 Мбит/c по каналу 2.4 ГГц) выглядит весьма своевременной.

Телевизоры

Один из двух главных wow-экспонатов IFA 2014 – прототип 105 дюймового телевизора с кинематографическим соотношением сторон 21:9 и экраном переменной кривизны Samsung.

ifa-samsung-01

Зрелище действительно захватывающее: представьте, что на ваших глазах плоский телевизор плавно изгибается и становится вогнутым! Обратная операция не менее впечатляет (управление моторизированным приводом с пульта ДУ).

При этом никаких артефактов на экране нет, все происходит плавно, телевизор продолжает показывать, как ни в чем не бывало.

Битва размеров диагоналей подошла к концу. 110 дюймов, судя по всему – последний рубеж для телевизоров в рамках существующих панельных технологий. Дальше нас ждут сворачивающиеся в трубочку (как проекционные экраны для домашнего кинотеатра) или наклеиваемые вместо обоев пленочные дисплеи.

В этом году 4К и вогнутые экраны были на стендах практически всех производителей: от именитых, до китайских фабрик, купивших немного места под солцем внимания редких посетителей «международных» павильонов.

Отрадный для покупателей факт: в прошлом году средний ценник на продвинутые модели был 5000 Евро, в этом он снизился более чем в два раза – до 2300 Евро по данным GFK.

По статистике два из трех проданных в 2014 году в Европе телевизоров были “умными”. В области смарт-функций за содержимое кошельков потребителей на выставке активно соревновались две платформы – уже знакомая читателям WebOS от LG и Android с собственной оболочкой Philips.

Судить о качестве изображения телевизоров в павильоне нельзя. Во-первых, они включаются в специальном «ярком» режиме, во-вторых, показывают тщательно подготовленные ролики, подчеркивающие достоинства и скрывающие недостатки.

ifa-toshiba-02

«Вырвиглазная» картинка впечатляет рядового покупателя в магазине, а дома даже ему хочется естественности. Любой современный телевизор можно настроить весьма тонко (правда, для этого требуется много времени и путешествия по задворкам меню). Решение Toshiba с аппаратным калибратором, подключаемым в разъем USB и специальной встроенной утилитой, выглядит для гурманов картинки привлекательным. Теперь оно доступно и в 4К-панелях.

ifa-toshiba-01

Кстати, Toshiba не боится экспериментировать и предлагать необычные решения. На этот раз были показаны 4К-дисплеи с полупрозрачным зеркальным экраном. Изображение видно даже при взгляде под прямым углом, но если смотреть сбоку, то оно более яркое и живое. Отличное решение для холла пятизвездочного отеля или бутика. А модель чуть поменьше может стать частью умного дома, разместившись в ванной комнате или будуаре.

ifa-uhd-touch

Китайские инженеры предлагают совместить картинку высокого разрешения и чувствительность к прикосновению. Получается отличная интерактивная доска для учебы или инструмент работы с посетителями в точке продажи. А если добавить операционную систему, то и настенный планшет.

Умный дом

Тема умного дома давно присутствует на IFA. В области бытовой электроники инновации начинались с проводного пульта ДУ для телевизоров и магнитофонов. Постепенно провода заменили сначала инфракрасным сигналом, а потом – Wi-Fi и Bluetooth. Эти два стандарта сегодня претендуют на роль универсальных, однако платформы для объединения разрозненных устройств до сих пор фактически не существовало.

И тут за дело взялась компания Samsung. Недавно она приобрела разработчика решений в области умного дома SmartThings и теперь продвигает его платформу в качестве отраслевого стандарта.

Президент и исполнительный директор Samsung Electronics Бу Кын Юн (Boo-Keun Yoon), открывая серию выступлений лидеров индустрии на IFA, призвал всех участников рынка признать единые для всей отрасли стандарты, чтобы продукты, устройства и сервисы «дома будущего» могли максимально соответствовать запросам пользователей.

Экосистема SmartThings сегодня поддерживает более 1000 разнообразных устройств и более 8000 приложений, поэтому заявление г-на Юна о том, что компания создаст умный дом в самом ближайшем будущем, прозвучало убедительно.

Отрадно отметить и тот факт, что мировой гигант бытовой электроники не стремится перетянуть одеяло на свою сторону. Г-н Юн подчеркнул, что вместо одного умного дома должно появиться миллиард умных домов, каждый из которых максимально удовлетворяет запросы его обитателей.

Samsung видит умный дом стоящим на трех китах: Show Me, Know Me, и Tell Me.

Show Me предполагает обработку и «визуализацию» больших объемов данных (в первую очередь поступающих от «Интернета вещей»), чтобы человек мог принять правильное решение. Умный дом готов напомнить о том, что пора принять пилюли или предложить выключить ненужное в данный момент освещение для экономии электроэнергии.

Know Me означает изучение привычек жильцов. Умный дом не только разбудит звонком будильника, но и включит свет, бодрую музыку и приготовит кофе.

Tell Me можно назвать «шестым чувством» умного дома. Это значит, что запросы жильцов будут предугаданы и им предложат варианты решений. Умный дом заметит, что любимые продукты в холодильнике на исходе и напомнит о необходимости пополнения запасов, попутно сообщив несколько рецептов новых блюд на их основе.

В идеале умный дом должен превратиться в заботливый дом. Над этим работают 6 лабораторий по изучению современного образа жизни, 6 центров по продуктовым инновациям и 6 дизайнерских центров во всем мире. Главное, чтобы совпадение цифр было простой случайностью.

Аналитики Samsung предполагают, что к 2018 г. в мире буде примерно 45 миллионов инсталляций разных вариантов умного дома, а объем этого рынка достигнет 100 млрд. долларов.

Фототехника

До главной мировой фотовыставки Photokina остается меньше недели, поэтому главные анонсы впереди. Однако и на IFA было несколько интересных анонсов.

ifa-oloclip

Компания olloclip, ранее выпускавшая оптические насадки для камер iPhone, представила версию своего флагманского продукта 4-in-1 для Samsung Galaxy. 4-in-1 также доступен для iPad. Кроме широкоугольного объектива и «рыбьего глаза» в нем теперь две макролинзы – 10Х и 15Х.

Sony не забывает свою идею подключаемой к смартфону камеры без экрана и органов управления. Линейка QX пополнилась моделями DSC-QX30 с 30-кратным оптическим зумом и ILCE-QX1 со сменной оптикой.

ifa-sony-02

В ILCE-QX1 используется 20-мегапиксельная матрица APS-C и байонет E. С телеобъективом такой комбайн выглядит дико… Полезность QX-ов вообще и ILCE-QX1 в частности до сих пор под вопросом, поскольку мобильные ОС не работают с RAW, а экраны и программы смартфонов и планшетов не приспособлены для сколько-нибудь серьезного редактирования фото.

Аудио

ifa-tac

После пика интереса в Hi-Fi и домашнему кинотеатру, вылившегося в демонстрацию систем за миллион Евро в 2005 г., экспозиции аудиобрендов в последние несколько лет выглядели на IFA скупо.

ifa-technics

Однако постепенно интерес к качественному звуку стал возрождаться. Panasonic вновь вывела на европейский рынок свой легедарный бренд Technics и показала две Hi-Fi-системы. Обе в качестве основного источника используют сетевой плеер, но к усилителям, естественно, можно подключать и другие источники.

ifa-audio-1

Аналоговый звук не забыт, производители по-прежнему разрабатывают и продают виниловые проигрыватели.

Однако до спроса (и предложений) на акустические систем для телевизоров, именуемых sound bar (маленькие и тонкие, но способные даже создавать некое объемное звучание, иногда с отдельным сабвуфером) им очень далеко. GFK отмечает двукраный рост в годовом исчислении. Кстати, практически все новые модели могут воспроизводить музыку, транслируемую через Bluetooth с разных устройств, в том числе планшетов и смартфонов. Круг замкнулся.