Инструменты современного композитора

Как видно из названия этого небольшого обзора, его цель вовсе не в том, чтобы научить читателя писать музыку. Для этого существуют специальные издания и учебные пособия. Но вот рассказ о том, как реализовать свои музыкальные идеи с помощью обычного ПК, вполне соответствует тематике нашего еженедельника.

Так уж исторически сложилось, что обзоры программ для создания музыки не часто появлялись на страницах "Компьютерного Обозрения". И как показывают исследования — совершенно зря, поскольку они пользуются неизменной популярностью не только среди профессионалов, но и среди простых пользователей, у которых есть желание творить. Чтобы наверстать упущенное, мы решили предпринять небольшое путешествие по коридорам виртуальной студии и посмотреть, каким программным инструментарием пользуются современные звукорежиссеры и исполнители.

Первое, что можно услышать, открывая двери любой звукозаписывающей компании, — множество звуков, извлекаемых из разнообразных музыкальных инструментов. Конечно, за каждым из них стоит профессионал. Но поскольку в виртуальной студии может находиться всего один человек (по количеству мышек и клавиатуры, подключенных к компьютеру), то всех остальных исполнителей заменяют ему…

Программные секвенсоры

Подробнее о том, как функционирует любой программный или аппаратный секвенсор,
что такое MIDI-протокол и каковы основные принципы его работы, можно узнать из
статьи "Играйте MIDI, или Хорошие новости — будем жить припеваючи"
("Домашний ПК", # 5,
1999
). Мы же перейдем непосредственно к делу.

Итак, самым популярным редактором среди профессионалов на сегодняшний день можно
смело назвать Cubase VST компании Steinberg.
Строго говоря, этот пакет является целым студийным комплексом — здесь и процессоры
эффектов, и мультидорожечный аудиоредактор. Совсем недавно увидела свет долгожданная
пятая версия пакета, хотя наиболее распространена по-прежнему 3.7. Следует отметить,
что Cubase — программа отнюдь не простая и детальное описание всех ее возможностей
и принципов работы — тема отдельной большой статьи. Поэтому перечислим вкратце
главные параметры: редактирование до 72 аудиотреков одновременно с наложением
эффектов в реальном времени, наличие мощных возможностей автоаранжировки с помощью
стилей для "ударных" петель и партитуры основных инструментов, комфортные
средства редактирования событий MIDI-контроллеров, оригинальная система создания
VST-инструментов посредством пользовательских контроллеров и MIDI-событий. "Изюминкой"
же пакета являются уникальные алгоритмы обработки звука от Steinberg. Действительно,
всегда отдававшая "электроникой" MIDI-музыка, созданная с помощью Cubase,
слушается совершенно по-другому, более "человечно", что особенно ощущается
в последней версии пакета. Также в ней появился ряд уникальных функций, таких,
как работа с аудиосэмплами в формате MP3 и поддержка одновременной работы над
композицией нескольких человек посредством Internet.

Другой распространенный секвенсор компании Twelve
Tone Systems
, в отличие от предыдущего, претерпел уже девять итераций
— речь, конечно же, идет о Cakewalk Pro Audio 9. Этот продукт достиг широкой
известности благодаря дружественному интерфейсу: в большинстве своем панели редактора
напоминают реальные устройства — сэмплеры, микшерные пульты и рэковые панели,
поэтому с ним легко управляются даже не владеющие компьютером музыканты. К тому
же урезанные версии пакета часто поставляются с драйверами для аудиоплат, что
также способствовало популяризации программы. Однако, несмотря на такой народный
статус, это вполне профессиональный пакет со своими уникальными средствами. Так,
например, в последней версии появились специальные функции для гитаристов — встроенный
тюнер, просмотр партитуры в режиме "табулатура" и "гитарный гриф".
Беспрецедентны возможности Cakewalk и в области "гуманизации" MIDI-композиций.
Улучшилась работа команд Quantize, Groove Quantize и Humanize, а среди новых следует
особо отметить Style Enhancer. Благодаря тонкой настройке длительности нот, "неровности"
громкости и модуляций эффект позволяет добиться имитации звучания различных музыкальных
стилей, коих в предварительных установках насчитывается до тридцати. Помогает
ему в этом инструмент Session Drummer, с его помощью можно "по-быстрому"
набросать партию ударных для более чем двух десятков стилей — автоматически генерируются
"входы", сбивки, основной ритм с "почти живыми" вариациями
и подчеркиванием долей.

Не обошлось, как всегда, и без "революционных" нововведений. Одним их них стала улучшенная технология обработки цифрового звука, микширования и наложения эффектов в реальном времени под названием WavePipe. Но если эта разработка еще позволяет получить некоторые преимущества в домашней студии (ускорение работы с аудиотреками), то от единого интерфейса AudioX толку никакого — пока его поддержкой вооружились всего три узкоспециализированные аудиоплаты.

Однако сделать грамотную аранжировку — это только полдела на пути к созданию полноценной композиции, громадное значение имеет звучание инструментов, с помощью которых будет исполнена партитура. Безусловно, можно воспользоваться MIDI-синтезатором, установленным на звуковой карте компьютера, тем более что сейчас практически все они работают по технологии wavetable. Впрочем, маловероятно, что ваш ПК снабжен профессиональным устройством с ценой от $500 до 1000, а только там можно рассчитывать встретить качественный синтезатор. Но выход все-таки есть — необходимо воспользоваться эмулятором сэмплера, который позволит получить качество инструментов, ничуть не уступающее студийному. Поэтому следующая наша остановка у пункта с названием…

Программные синтезаторы

Безусловно, здесь на сегодняшний день лидирующую позицию занимает разработка
группы талантливых программистов из компании Nemesys
программный сэмплер GigaSampler и построенный на его
базе студийный комплекс GigaStudio. Ноу-хау этого пакета состоит в том,
что его создателям удалось обойти давнюю проблему Windows при работе с мультимедийными
приложениями — неизбежную постоянную задержку из-за плохой реализации многозадачности.
GigaSampler — первая программа такого рода, которая работает действительно в
реальном времени! Еще один несомненный плюс — система хранения сэмплов на жестком
диске. И если у других программ максимальный размер инструмента ограничен размером
RAM, то здесь он практически бесконечен. В качестве демонстрации достоинств такого
подхода вместе с пакетом поставляется инструмент "фортепиано" размером…
1 GB! Причем максимальное время его загрузки составляет несколько секунд.

Но и на этом дифирамбы не заканчиваются. Как известно, самой большой проблемой всех сэмплеров являются… собственно сами сэмплы. Качественные библиотеки стоят крайне дорого, да и чаще всего они записаны в особом формате, например для устройств Korg или Roland. Специально для чтения звуков из библиотек Akai (они широко распространены даже в нашей стране) с пакетом поставляется утилита S-Converter, которая переводит их во внутренний формат представления GIG.

Вкратце о технических характеристиках. 32-битовая обработка звука, полифония до
64 голосов, поддержка цифровых выходов и 48-битовый выход при необходимости. В
наличии имеется несколько резонансных фильтров, а моделирование инструментов выполняется
с использованием технологии Advanced Release-Triggered Sampling, благодаря чему
достигается звучание, насыщенное "естественными" тембрами.

Подготовка готовых банков для GigaSampler происходит посредством утилиты Instrument Editor, представляющей собой средство для создания и редактирования инструментов. Образцы звуков для нее можно подобрать либо с помощью встроенной утилиты Sample Wrench, либо в одном из других аудиоредакторов, так как Instrument Editor свободно распознает в файлах маркеры петель и разметку фаз сэмпла.

GigaStudio же является логическим продолжением линейки продуктов Nemesys. Теперь, помимо мощного сэмплерного блока, под рукой всегда высококачественный программный DSP с множеством эффектов — различных вариантов ревербератора, хоруса и делея, — удобный MIDI-микшер и немало других нововведений.

Нельзя не упомянуть о еще одной интересной разработке — программе Reality
1.5
от компании Seer
Systems
. Она работает с любой аудиоплатой, которая
совместима с API DirectSound. Этот пакет, кроме обычного sample-playback, поддерживает
новую технологию физического моделирования инструментов. Благодаря
ей можно добиться куда более естественного звучания, чем при использовании даже
очень хороших сэмплов. Другая разновидность создания необычных тембров — аналоговый
синтез — также присутствует в программе. Он реализован с помощью эмуляторов четырех
генераторов с различной формой сигнала и набора резонансных фильтров, управляемых
MIDI-событиями в реальном времени. Синтезатор позволяет воспроизвести полифонию
в 128 голосов, впрочем, данный параметр сильно зависит от мощности CPU рабочего
компьютера.

Ну, а закончим этот небольшой обзор программных сэмплеров пакетом от компании
Native
Instruments
Reaktor. В нем реализован совершенно альтернативный
подход к созданию инструментов — работа с утилитой напоминает сборку конструктора.
Все части (генераторы, блоки физического моделирования, резонансные фильтры, эффект-процессоры)
представляют собой небольшие графические модули на рабочем поле программы с несколькими
стандартными входами и выходами. Объединяя их в цепочки, можно получить как вполне
классические тембры, так и совершенно нереальные, "кислотные" звуки.
Причем каждый из контроллеров легко управляем из любого секвенсора, использующего
стандартную MIDI-систему Windows.

Синтезатор поддерживает 16 инструментов при 64-голосной полифонии и доступен как
в версии для PC, так и для MAC. В целом звучание пакета очень качественное, обусловлено
это и тем, что компания занимается не только software, а и аппаратурой high-end
для музыкантов. Так, например, ее разработки применяются в рэковых устройствах
и клавишных музыкальных инструментах фирмы Steinberg, что уже само по себе говорит
об их солидности.


Окончание следует