Интервью с Романом Ивановым: первый год Яндекс.Браузер

Roman_Ivanov_02

Первая версия десктопного Яндекс.Браузера вышла в свет в октябре 2012 г. вызвав массу вопросов, главным из которых был сакраментальный: «Зачем Яндексу браузер?». В июле 2013 г. Яндекс представил уже мобильную версию своего браузера. Обе ветки продолжают активно развиваться и по статистике LiveInternet () в январе 2014 года Яндекс.Браузер занимал 6-ое место в RU-сегменте Сети с результатом 6,6% обойдя Opera 12 и вплотную приблизившись к Opera mini. По статистике ITC.ua за январь 2014 г. Яндекс.Браузер тоже находится на 6-ом месте. С результатом 3,9% он активно догоняет продолжающий терять свою долю Internet Explorer. В связи со столь неплохим для новичка, в которого мало кто верил, результатом, мы решили задать несколько вопросов руководителю разработки десктопного Яндекс.Браузера Роману Иванову. И начать с того самого, сакраментального, почти риторического.

Добрый день, Роман. И все-таки, зачем Яндексу свой браузер? Это вынужденная мера после отказа Firefox устанавливать поисковый движок Яндекс по умолчанию или вы преследовали еще какие-то цели? Сбор информации о поведенческих паттернах пользователей, улучшение механизмов ранжирования, что-то еще?

Яндекс за годы своей работы накопил большие знания о пользователях и их интересах, разработал много технологий. Мы поняли, что обладая такими знаниями, сможем сделать продукт, который поможет пользователю улучшить свой опыт работы в интернете. Поэтому мы создали браузер, сочетающий удобство использования с инновационными технологиями Яндекса. Яндекс.Браузер – один из основных продуктов Яндекса, и он хорошо дополняет уже существующую экосистему пользователя.

Большинство браузеров сейчас используют один и тот же движок – WebKit. Ситуация даже чем-то напоминает конец 90-х годов прошлого века и доминирование Internet Explorer, с той разницей, что теперь браузер Microsoft в роли догоняющего. Не вредит ли такое однообразие технологическому прогрессу? Не лучше ли иметь на рынке 3-4 разных конкурирующих движка?

Движок Blink (как и WebKit) открыт для доработок со стороны любой компании. Яндекс, например, добавляет в него свои наработки, исправляет общие проблемы. Мало того, любая компания при желании может в любой момент его просто «форкнуть», скопировав все предыдущие наработки, сменить название и развивать дальше с точки зрения своей логики. Это и обеспечивает развитие технологий. К тому же, на рынке продолжают существовать альтернативные движки от Microsoft, Mozilla, Apple.

Яндекс.Браузер для Windows вышел более года назад, мобильные версии в июне и ноябре 2013 г. На декабрь 2013 г. Яндекс.Браузер занимал 5-е место в Рунете по рыночной доли – 6,4% (по внутренней статистике ITC.ua за тот же период он 6-ой с 3,63%). Довольны ли вы результатами? На какой процент браузер может претендовать на конец 2014 год? И как обстоят дела в не русскоязычных регионах?

Чуть поправлю – десктопная версия Яндекс.Браузера одновременно появилась для Windows и Mac OS.

Мы положительно оцениваем результаты, достигнутые за время с момента выхода первой версии Браузера. Яндекс.Браузер сумел найти себе место на рынке браузеров, а количество его пользователей постоянно растет. Сейчас доля в России по LiveInternet составляет 6,7%. Что касается других стран, то в том же 2012 году Яндекс.Браузер был запущен на рынках Украины и Турции. В Украине доля Яндекс.Браузера около 4,7%. В Турции ситуация сложнее, для нашей компании это все еще новый рынок, Яндекс там был никому не известен. В этом контексте доля в 1,8% – хороший показатель.

Какой из браузеров вы считаете прямым конкурентом «Яндекс.Браузера» на рынке СНГ?

Аудитория любого браузера достаточно сложная и состоит из самых разных пользователей, поэтому тут нельзя выделить какой-то один. В некотором смысле, любой браузер является конкурентом любому другому.

Какой смысл выпускать мобильный браузер под iOS, если это операционная система не позволяет изменить браузер по умолчанию? Можете ли вы поделиться статистикой по использованию iOS и Android версий Яндекс.Браузер? Что лучше принимается пользователями – планшетная или смартфонная версия? На iOS или на Android?

iOS не позволяет задать другой браузер по умолчанию, но это не мешает пользователям осознанно запускать наш браузер вручную. Что касается статистики использования, то, по нашим оценкам, недельная аудитория пользователей Яндекс.Браузера на Android-смартфонах примерно на треть больше недельной аудитории пользователей нашего браузера на iPhone, а пользователей Яндекс.Браузера на iPad на четверть больше, чем на Android-планшетах.

Roman_Ivanov

В Яндекс.Браузер используется технология Turbo от Opera Software. Так ли сегодня, при наличие широких каналов связи, в том числе и мобильных, востребована данная функция?

Режим Турбо в Яндекс.Браузере основан на технологии Turbo от Opera Software. Реализуется он уже самим Яндексом и с использованием наших серверов. Широкие каналы связи доступны по-прежнему далеко не везде, а быстрый мобильный интернет даже в крупных городах периодически опускается до уровня GPRS. Люди пользуются интернетом постоянно – по дороге на работу, в кафе, в общественном транспорте, в гостиницах – скорость интернета в бесплатных и даже платных публичных Wi-Fi сетях часто оставляет желать лучшего. Поэтому спрос на ускорение загрузки сайтов стабильно высокий.

Чем статистический перевод, используемый в Яндекс.Браузер, предпочтительней прямого перевод скажем в том же Lingvo?

В Яндекс.Браузере есть не только пословный перевод, но и перевод фраз. Можно перевести как абзац теста, так и целую страницу, и это делается очень просто. Встроенный постраничный перевод экономит время и не отвлекает от просмотра контента сайта. Но вообще, решение каким сервисом переводить, всегда остается за пользователем.
Любой язык постоянно меняется, дополняется новыми словами, новыми особенностями. Переводчик Яндекса, основанный на статистике и реальном общении людей, не устаревает и обучается в режиме реального времени.

Почему выбрав в качестве flash-плеера решение Adobe вы отдали предпочтения PDF-движку от Foxit, а не от той же Adobe?

Мы выбирали PDF-движок по нескольким параметрам, среди которых, во-первых, широкая совместимость с разными PDF-файлами, а во-вторых, меньшие требования к ресурсам компьютера.

Аналогичный вопрос по поводу антивирусной защиты Касперского. Выбор поставщика обусловлен российскими корнями компании?

При выборе компонента мы учитывали накопленный опыт, знания местных и международных проблем, а также многие другие факторы. В Яндекс.Браузере используются не только технологии Касперского, но и собственные решения в области безопасного интернета, в том числе антивирусные. По уровню встроенной защиты Яндекс.Браузер – один из самых безопасных браузеров на рынке.

Интеграция с сервисами Яндекс удобна для тех, кто ими постоянно пользуется, остальным же данная функциональность совсем не нужна. В то же время даже синхронизация между мобильными и десктопным версиями в Яндекс.Браузер требует наличия аккаунта Яндекс. Планируете ли вы как-то менять эту схему?

Интеграция с сервисами не носит какого-то принудительного характера. Пользователь может изменить поиск, отказаться от интеграции с Яндекс.Диском, не использовать вообще синхронизацию с Яндексом. Мы сейчас думаем над вариантами, которые бы позволили использовать синхронизацию и без учетной записи Яндекса.

С чем был связан прыжок в нумерации версий Яндекс.Браузер с 1.7 до 13.10 в 2013 году? Произошел действительно качественный скачек или вы просто хотели догнать конкурентов по номеру версии?

Это не скачок, а изменение способа нумерации. 13.10 означает, что версия вышла в 2013 году в 10 месяце. См. наш официальный анонс на Хабре.

В скором времени планируется выход Linux-версии Яндекс.Браузера. Почему такое внимание к по сути нишевой, по разным оценками занимающей около 1,25% рынка, операционной системе?

Пользователи Linux постоянно нас об этом просят, но говорить о скором выходе мы бы пока не стали – в планах разработки Яндекс.Браузера есть более приоритетные задачи.

Как и многие ваши конкуренты вы перешли на ежемесячный цикл обновления браузера. С чем это связано? Какие нововведения в Яндекс.Браузере ждут нас в ближайшее время?

Мы действительно плавно переходим на ускоренный цикл обновления браузера, который в конечном счете должен составить 6 недель. Это позволяет оперативно выпускать нововведения по мере их готовности. Пользователи будут получать их быстрее, чем раньше. А разработчикам тоже проще протестировать и выпустить одну новую функцию, чем дождаться завершения успешного тестирования нескольких десятков нововведений, которые могут быть никак не связаны между собой.

Если вам интересны будущие нововведения Яндекс.Браузера, то следить за бета-версиями можно, например, в нашем клубе.

Спасибо, Роман. Посмотрим, каких успехов добьются разные версии Яндекс.Браузер в 2014 г.


  • tertius_decimus

    Да этот парень выглядит ещё круче, чем олимпийская сборная Норвегии по кёрлингу!

    • sidornet

      Бугага))

  • Vitalik R

    «Пользователи Linux постоянно нас об этом просят»
    ой, да ладно))

  • Ripper

    80% янекс браузер и его сервисы уставливаются невнимательными пользователями при установке другого софта

    • Alexey Pronchenko

      И это бесит больше всего. А еще тупая реклама по зомбоящику: он все поймет за вас если Вы введете не том языке — ну прямо таки америку открыли, а то обычные люди же не знали этого. Как меня вымораживала это реклама…

      • TarasBulba

        ага, типа хром не то же самое «понимает»

  • RomaS

    Не знаю что и думать. Свежая бета-версия очень хороша.

  • altersin

    А че у него наряд такой? Интервью брали на какой-то вечеринке? ))

    • Роман очень необычный человек, да.

      • Sergey Savchenko

        Вообще-то в психиатрии этому есть очень точно и детально описанный диагноз…

    • i2van

      Англичанка гадит.

    • kukutz

      Нет, я всегда так одеваюсь.

      • altersin

        В цирке работаешь?

        • Поищи информацию об Илье Сегаловиче и о том, как он в качестве клоуна развлекал больных раком детей. Очень двойственный у тебя вопрос получился.

          • altersin

            Эта двусмысленность — совпадение, не знал..

    • Виталий Богданов

      Мне кажется, что тут не без влияния Ильи Сегаловича.

  • kotiavs

    Скучноватые ответы, как для Кукуца

  • Mato

    И все-таки, зачем Яндексу свой браузер?
    ЯндексБар уже не торт.

  • Valentine A.

    Ждем яхуброузер, бингброузер, дакдакброузерб, викиброузер, байдуброузер и еще много других интересных названий и очень необычных людей.

    • Mr.Tillms

      Смысл в бингбраузере,если ie по сути им и является?И байдубраузер уже давно существует

      • Valentine A.

        Ок, эту парочку вычеркиваем)

  • Sergey

    Абсолютно неюзабельное дерьмо, даже для домохозяек опера и то более юзерфрендли

  • Theriollaria

    «Яндекс за годы своей работы накопил большие знания о пользователях и их интересах…»

    Ну эти хотя бы не скрывают причину для появления браузера

  • Пиратская морда

    Кстати, вот свежая бета: http://habrahabr.ru/company/yandex/blog/209926/

  • Yellowcards

    Более назойливого браузера, который наряду с любой фриверной программой впивается тебе в компьютер я еще не видел.

    • Alexey Pronchenko

      Увидишь, если меилру-анал-донат свой браузер склепает. Даже не заметим как он сам поставится и хер потом его деинсталируешь по причине, «данный процесс используется приложением» или «Удаление приведет к повреждению операционной системы», да да все именно так и будет!

      • Yellowcards

        Если у человека руки из нужного места растут то для него удаление не нужного хлама это пара-тройка минут.

    • Пиратская морда

      Ну Вы уж как-то все однобоко озвучили. Там есть конкретные правила, которые партнер (производитель программы) должен соблюдать. Например, помните такой способ установки, когда галочки прячут в разделе «Расширенные настройки»? Яндексом это запрещено. Пользователь должен своими глазами обязательно ее увидеть.

      И не забывайте, что это не «коварный» Яндекс вдруг появился в установщике, а именно производитель программы таким образом зарабатывает. И таким образом они могут продолжать делать БЕСПЛАТНЫЙ софт. Если они вдруг его сделают платным, Вы же первым побежите клеймить их жадность. В данном случае Яндекс поддерживает бесплатное ПО. Если Яндекс уйдет отсюда, то производители найдут спонсоров, которые уже будут менее требовательны. Различные вебалты, askкомы, мейлру и прочие сервисы с радостью выкупят место.

      Подумайте об этом.

  • Denis

    Пользуюсь с самого начала-очень доволен и ни разу не пожалел!

  • Kirill Dnepropetrovets-Ts

    Ничто не портит Яндекс.Браузер, как его назойливая реклама в виде установки вместе с другими программами. Думаю, товарищам из Яндекса надо свою политику поменять и сделать свой браузер таким, чтобы люди сами хотели его установить. Вот, например, я сижу с Мозиллы, но этот браузер я сам скачал с официального сайта, а не он сам мне установился. 🙂

  • Fenrir

    При наличии почти десятка альтернатив (Хром, Хромиум, Айрон, Кулново, Опера плюс несколько помельче), браузер от Яндекса с их сервисами — изначально мертворожденный продукт.

  • sidornet

    Чо за клоун?
    Не удивительно, что юзает Яндекс-трусы…

  • Theriollaria

    Странно что не упомянули о только вышедшей бетте этого браузера. Вряд ли там что-то революционное в масштабах мирового рынка, но для самого Яндекс-браузера — очень много хороших изменений (DNS сервис, блокировка рекламы, отображение документов в самом браузере, изменение в менеджере закачек и др).

    • Fenrir

      О таком браузере стыдно и упоминать.

      • Theriollaria

        Пользуюсь ним с пол года. Вполне себе замена попорченной Opera(e). Ну а сервисами, если они Вам не нравятся, можно и не пользоваться.

        • Остин Пауэрс

          в итоге с попорченного хромиума вы перешли на попорченный хромиум =)))))

          • Theriollaria

            Как ни странно но да. Просто в этом попорченном Хромиуме есть нормальные закладки и панель быстрого доступа. А подпилят в Opera — перейду снова на нее.

  • spancherBob

    Очень хороший браузер. У Яндекса получилось создать именно свой продукт, с уникальными фишками, не похожий на другие хромоклоны. А критиканы просто взяли бы и попользовались им хоть не много, прежде чем голословно поливать говном то, что объективно говном не является.