Интервью с Романом Ивановым: первый год Яндекс.Браузер

Roman_Ivanov_02

Первая версия десктопного Яндекс.Браузера вышла в свет в октябре 2012 г. вызвав массу вопросов, главным из которых был сакраментальный: «Зачем Яндексу браузер?». В июле 2013 г. Яндекс представил уже мобильную версию своего браузера. Обе ветки продолжают активно развиваться и по статистике LiveInternet () в январе 2014 года Яндекс.Браузер занимал 6-ое место в RU-сегменте Сети с результатом 6,6% обойдя Opera 12 и вплотную приблизившись к Opera mini. По статистике ITC.ua за январь 2014 г. Яндекс.Браузер тоже находится на 6-ом месте. С результатом 3,9% он активно догоняет продолжающий терять свою долю Internet Explorer. В связи со столь неплохим для новичка, в которого мало кто верил, результатом, мы решили задать несколько вопросов руководителю разработки десктопного Яндекс.Браузера Роману Иванову. И начать с того самого, сакраментального, почти риторического.

Добрый день, Роман. И все-таки, зачем Яндексу свой браузер? Это вынужденная мера после отказа Firefox устанавливать поисковый движок Яндекс по умолчанию или вы преследовали еще какие-то цели? Сбор информации о поведенческих паттернах пользователей, улучшение механизмов ранжирования, что-то еще?

Яндекс за годы своей работы накопил большие знания о пользователях и их интересах, разработал много технологий. Мы поняли, что обладая такими знаниями, сможем сделать продукт, который поможет пользователю улучшить свой опыт работы в интернете. Поэтому мы создали браузер, сочетающий удобство использования с инновационными технологиями Яндекса. Яндекс.Браузер – один из основных продуктов Яндекса, и он хорошо дополняет уже существующую экосистему пользователя.

Большинство браузеров сейчас используют один и тот же движок – WebKit. Ситуация даже чем-то напоминает конец 90-х годов прошлого века и доминирование Internet Explorer, с той разницей, что теперь браузер Microsoft в роли догоняющего. Не вредит ли такое однообразие технологическому прогрессу? Не лучше ли иметь на рынке 3-4 разных конкурирующих движка?

Движок Blink (как и WebKit) открыт для доработок со стороны любой компании. Яндекс, например, добавляет в него свои наработки, исправляет общие проблемы. Мало того, любая компания при желании может в любой момент его просто «форкнуть», скопировав все предыдущие наработки, сменить название и развивать дальше с точки зрения своей логики. Это и обеспечивает развитие технологий. К тому же, на рынке продолжают существовать альтернативные движки от Microsoft, Mozilla, Apple.

Яндекс.Браузер для Windows вышел более года назад, мобильные версии в июне и ноябре 2013 г. На декабрь 2013 г. Яндекс.Браузер занимал 5-е место в Рунете по рыночной доли – 6,4% (по внутренней статистике ITC.ua за тот же период он 6-ой с 3,63%). Довольны ли вы результатами? На какой процент браузер может претендовать на конец 2014 год? И как обстоят дела в не русскоязычных регионах?

Чуть поправлю – десктопная версия Яндекс.Браузера одновременно появилась для Windows и Mac OS.

Мы положительно оцениваем результаты, достигнутые за время с момента выхода первой версии Браузера. Яндекс.Браузер сумел найти себе место на рынке браузеров, а количество его пользователей постоянно растет. Сейчас доля в России по LiveInternet составляет 6,7%. Что касается других стран, то в том же 2012 году Яндекс.Браузер был запущен на рынках Украины и Турции. В Украине доля Яндекс.Браузера около 4,7%. В Турции ситуация сложнее, для нашей компании это все еще новый рынок, Яндекс там был никому не известен. В этом контексте доля в 1,8% – хороший показатель.

Какой из браузеров вы считаете прямым конкурентом «Яндекс.Браузера» на рынке СНГ?

Аудитория любого браузера достаточно сложная и состоит из самых разных пользователей, поэтому тут нельзя выделить какой-то один. В некотором смысле, любой браузер является конкурентом любому другому.

Какой смысл выпускать мобильный браузер под iOS, если это операционная система не позволяет изменить браузер по умолчанию? Можете ли вы поделиться статистикой по использованию iOS и Android версий Яндекс.Браузер? Что лучше принимается пользователями – планшетная или смартфонная версия? На iOS или на Android?

iOS не позволяет задать другой браузер по умолчанию, но это не мешает пользователям осознанно запускать наш браузер вручную. Что касается статистики использования, то, по нашим оценкам, недельная аудитория пользователей Яндекс.Браузера на Android-смартфонах примерно на треть больше недельной аудитории пользователей нашего браузера на iPhone, а пользователей Яндекс.Браузера на iPad на четверть больше, чем на Android-планшетах.

Roman_Ivanov

В Яндекс.Браузер используется технология Turbo от Opera Software. Так ли сегодня, при наличие широких каналов связи, в том числе и мобильных, востребована данная функция?

Режим Турбо в Яндекс.Браузере основан на технологии Turbo от Opera Software. Реализуется он уже самим Яндексом и с использованием наших серверов. Широкие каналы связи доступны по-прежнему далеко не везде, а быстрый мобильный интернет даже в крупных городах периодически опускается до уровня GPRS. Люди пользуются интернетом постоянно – по дороге на работу, в кафе, в общественном транспорте, в гостиницах – скорость интернета в бесплатных и даже платных публичных Wi-Fi сетях часто оставляет желать лучшего. Поэтому спрос на ускорение загрузки сайтов стабильно высокий.

Чем статистический перевод, используемый в Яндекс.Браузер, предпочтительней прямого перевод скажем в том же Lingvo?

В Яндекс.Браузере есть не только пословный перевод, но и перевод фраз. Можно перевести как абзац теста, так и целую страницу, и это делается очень просто. Встроенный постраничный перевод экономит время и не отвлекает от просмотра контента сайта. Но вообще, решение каким сервисом переводить, всегда остается за пользователем.
Любой язык постоянно меняется, дополняется новыми словами, новыми особенностями. Переводчик Яндекса, основанный на статистике и реальном общении людей, не устаревает и обучается в режиме реального времени.

Почему выбрав в качестве flash-плеера решение Adobe вы отдали предпочтения PDF-движку от Foxit, а не от той же Adobe?

Мы выбирали PDF-движок по нескольким параметрам, среди которых, во-первых, широкая совместимость с разными PDF-файлами, а во-вторых, меньшие требования к ресурсам компьютера.

Аналогичный вопрос по поводу антивирусной защиты Касперского. Выбор поставщика обусловлен российскими корнями компании?

При выборе компонента мы учитывали накопленный опыт, знания местных и международных проблем, а также многие другие факторы. В Яндекс.Браузере используются не только технологии Касперского, но и собственные решения в области безопасного интернета, в том числе антивирусные. По уровню встроенной защиты Яндекс.Браузер – один из самых безопасных браузеров на рынке.

Интеграция с сервисами Яндекс удобна для тех, кто ими постоянно пользуется, остальным же данная функциональность совсем не нужна. В то же время даже синхронизация между мобильными и десктопным версиями в Яндекс.Браузер требует наличия аккаунта Яндекс. Планируете ли вы как-то менять эту схему?

Интеграция с сервисами не носит какого-то принудительного характера. Пользователь может изменить поиск, отказаться от интеграции с Яндекс.Диском, не использовать вообще синхронизацию с Яндексом. Мы сейчас думаем над вариантами, которые бы позволили использовать синхронизацию и без учетной записи Яндекса.

С чем был связан прыжок в нумерации версий Яндекс.Браузер с 1.7 до 13.10 в 2013 году? Произошел действительно качественный скачек или вы просто хотели догнать конкурентов по номеру версии?

Это не скачок, а изменение способа нумерации. 13.10 означает, что версия вышла в 2013 году в 10 месяце. См. наш официальный анонс на Хабре.

В скором времени планируется выход Linux-версии Яндекс.Браузера. Почему такое внимание к по сути нишевой, по разным оценками занимающей около 1,25% рынка, операционной системе?

Пользователи Linux постоянно нас об этом просят, но говорить о скором выходе мы бы пока не стали – в планах разработки Яндекс.Браузера есть более приоритетные задачи.

Как и многие ваши конкуренты вы перешли на ежемесячный цикл обновления браузера. С чем это связано? Какие нововведения в Яндекс.Браузере ждут нас в ближайшее время?

Мы действительно плавно переходим на ускоренный цикл обновления браузера, который в конечном счете должен составить 6 недель. Это позволяет оперативно выпускать нововведения по мере их готовности. Пользователи будут получать их быстрее, чем раньше. А разработчикам тоже проще протестировать и выпустить одну новую функцию, чем дождаться завершения успешного тестирования нескольких десятков нововведений, которые могут быть никак не связаны между собой.

Если вам интересны будущие нововведения Яндекс.Браузера, то следить за бета-версиями можно, например, в нашем клубе.

Спасибо, Роман. Посмотрим, каких успехов добьются разные версии Яндекс.Браузер в 2014 г.