IT-история: 3dfx Interactive

15 декабря – печальная дата для тех, кто еще помнит компанию 3dfx. Именно в этот день 9 лет назад стало известно, что фирма прекращает свою деятельность, а практически все ценные активы 3dfx приобретаются их главным конкурентом на рынке – NVIDIA. Давайте вспомним историю пионеров 3D-графики на ПК и причины столь сокрушительной неудачи…

Основали 3Dfx в 1994 году три выходца из Silicon Graphics – Росс Смит, Гэри Тиролли и Скотт Селлерс при финансового поддержке Гордона Кэмпбелла, основателя SEEQ и Chips and Technologies. Вновь созданная компания выбрала полем деятельности создание аппаратных ускорителей трехмерной графики для рынка аркадных систем и настольных ПК. Первоначальная бизнес-модель предполагала только разработку самих чипов и референсного дизайна плат и их производство на мощностях контрактора, а выпуском готовых продуктов должны были заниматься партнеры 3Dfx. Центральный офис разместился в Сан-Хосе.

Voodoo Graphics

Чипы Voodoo Graphics

На подготовку первого продукта компании, графического ядра 3Dfx Voodoo Graphics (кодовое название SST-1) ушло менее года, если вести отсчет от момента первого финансирования ($5,5 млн в марте 1995 года) до официального анонса Voodoo на выставке COMDEX 6 ноября 1995 года, где было объявлено о поддержке со стороны разработчиков видеоигр, а также представлен первый розничный продукт – плата Righteous 3D от Orchid Technology. Однако реальные поставки карт Orchid начались только в октябре 1996 года, уже после того как появились аркады (т. е. игровые автоматы с оплатой монетами) ICE Home Run Derby, San Francisco Rush и Wayne Gretsky’s 3D Hockey с графическим чипом от 3Dfx. Качество картинки в этих аркадах было на уровне ожидаемых консолей следующего поколения (Sony Playstation, SEGA Saturn, Nintendo 64)

Orchid Righteous 3D – первый акселератор на основе Voodoo

, так что 3Dfx получила свою долю позитивного внимания прессы еще до начала продаж решений для ПК.

Задержка с выводом на рынок Righteous 3D была связана не с проблемами при разработке, а с ценой на оперативную память: акселератор оснащался 4 МБ EDO RAM, и лишь к осени 1996 года стоимость чипов памяти снизилась до уровня, когда готовый продукт можно было бы предложить по розничной цене около $300. За Orchid Technology последовали другие производители видеокарт, наиболее значимыми из которых стали Diamond Multimedia с широко известной картой Monster 3D и японцы Canopus, представившие самый производительный акселератор на Voodoo Graphics – Pure 3D с 6 МБ видеопамяти и TV-out.

Voodoo Rush

Самый известный в СНГ Voodoo Graphics – Diamond Monster 3D

Все эти продукты являлись чистыми 3D-ускорителями и для работы требовали установки в ПК также обычной 2D-видеокарты, к которой Voodoo подключался через VGA-кабель. Одним из главных ограничений Voodoo Graphics была неспособность ускорять 3D-приложения через интерфейс Windows – акселератор работал только в полноэкранном режиме, перехватывая вывод на монитор у 2D-видеокарты. Для того чтобы упростить сборку и настройку системы, а также решить проблему ускорения приложений в окнах, 3Dfx создала свой второй продукт – 2D/3D-карту Voodoo Rush (SST-96), в разработке которой участвовала Hercules, первой представившая розничный продукт Stingray 128/3D в ноябре 1996-го и начавшая поставки в апреле следующего года. В качестве 2D-подсистемы применялся чип Alliance AT25/AT3D с 2 МБ памяти, а 3D реализовывалось все тем же Voodoo Graphics. Увы, из-за особенностей дизайна, а точнее – из-за компромиссов и недоработок Voodoo Rush оказался заметно медленнее отдельного акселератора в 3D, а чип от Alliance был не лучшим выбором для 2D-рендеринга.

Glide

Вторая версия Hercules Stingray 128/3D, выполненная на одной плате

Гораздо более популярный в нашем регионе Jazz Multimedia Adrenaline 3D

В 1996–1997 годах продукты на Voodoo Graphics занимали порядка 85% рынка 3D-акселераторов, несмотря на то что 3Dfx не была первой, кто представил подобное решение. Однако при сравнимой стоимости скорость и качество выдаваемой картинки у Voodoo было настолько выше, чем у конкурентов (NEC PowerVR, Rendition Verite V1000, Matrox Mystique, S3 Virge, ATI 3D Rage), что на пару лет само имя 3Dfx стало синонимом 3D-ускорителей. Немалую роль в этом сыграла и программная составляющая. Существовавшие в то время API находились в стадии, далекой от современной отточенности DirectX 11, к примеру, поэтому программисты компании 3Dfx разработали на основе урезанного OpenGL отдельный проприетарный API под названием Glide, «заточенный» под функциональность чипов серии Voodoo. Будучи некоторое время фактически единственным поставщиком быстрых 3D-акселераторов для игрового применения, 3Dfx смогла убедить большинство создателей игр использовать Glide в своих продуктах. Закрытая архитектура (Glide работал только в сочетании с чипами 3Dfx), как это часто бывает с подобными решениями, вначале играла на руку 3Dfx, но в итоге стала одной из причин банкротства компании.Glide

Рынок аппаратного обеспечения для игровых автоматов оставался важным направлением деятельности 3Dfx, но при впечатляющем успехе настольных продуктов весной 1997 года было решено выделить «аркадный» бизнес в отдельную компанию, названную Quantum3D. Кроме работы с производителями аркад, Quantum3D также сосредоточила усилия на создании профессиональных решений для 3D-рендеринга на основе чипов 3Dfx.

Voodoo II

Один из немногих розничных продуктов Quantum3D – сдвоенный Voodoo II под названием Obsidian 2 X-24

Пока Voodoo Rush выводился на рынок, в Сан-Хосе инженеры 3Dfx работали над следующим поколением 3D-акселератора, получившим название Voodoo II. В отличие от предыдущих продуктов, анонсированный в ноябре 1997 года Voodoo II добрался до полок магазинов уже 20 января, когда монстр мультимедийной продукции Creative Technology начал продажи 3D Blaster Voodoo 2 в версиях с 8 и 12 МБ памяти. Через несколько дней свой продукт представил и их архиконкурент – Diamond Multimedia вышла на рынок с Monster 3D II. Эти две компании были единственными, кто получил чипы из первых партий от 3Dfx. Спрос на новинку был столь высок, что 100% выпускаемых микросхем отгружались по заказам Diamond и Creative, и лишь в конце весны 3Dfx смогла обеспечить товаром других производителей.

Опять таки, самый знакомый нашим пользователям SLI-комплект из двух Diamond Monster 3D II

Из наиболее любопытных решений на базе этого чипа стоит отметить Canopus Pure3D II на нереференсном дизайне платы с TV-out и вентилятором охлаждения, Metabyte Wicked3D с самыми быстрыми драйверами и 3Dfx V2 1000 – первый розничный продукт, продававшийся самой 3Dfx уже под конец эпохи Voodoo II.

И нетипичная пара акселераторов: Canopus Pure3D II и Pure3D II LX в SLI-режиме

Скорость работы Voodoo II была примерно вдвое больше, чем у первого поколения Voodoo, но это еще не все: 3Dfx предложила объединить два акселератора в одном ПК в режиме SLI (Scan-Line Interleave). В таком случае карты просчитывали изображение совместно, что в некоторых играх практически удваивало производительность при условии наличия достаточно мощного центрального процессора. Когда NVIDIA анонсировала поддержку совместного обсчета 3D-изображения двумя GPU серии GeForce 6, они возродили старое название, права на которое им досталось с прочими активами 3Dfx. На протяжении 1998–1999 годов комбинация из двух Voodoo II в SLI была самой желанной основой для игрового ПК, а Quantum3D отличилась «двухголовой» видеокартой Obsidian 2 X-24 – идеологическим предшественником нынешних GeForce GTX 295 И Radeon HD 5970.

Voodoo Banshee

За неимением в коллекции автора Gigabyte GA-630 поколение Voodoo Banshee придется проиллюстрировать не столь быстрым, но очень редким Quantum3D Raven

Особенность архитектуры Voodoo II заключалась в том, что акселератор в стандартной конфигурации имел три раздельные микросхемы – два текстурных блока Bruce и один интерфейс кадрового буфера Chuck. К тому же Voodoo II по-прежнему нуждался в отдельной 2D-видеокарте. Логичным шагом было объединить все эти блоки в едином чипе, таким образом не только снизив издержки на производство, но и наконец-то предложив пользователям завершенное одноплатное решение без конструктивных компромиссов. Таким решением стал чип Voodoo Banshee, анонсированный летом 1998 года и состоящий из 128-битового 2D-ядра собственной разработки, одного Chuck и одного Bruce, интегрированных в единый кристалл, произведенный по 0,35-микронному техпроцессу. Карты существовали в версиях для PCI и AGP. За счет тактовой частоты 100 МГц против 90 МГц у Voodoo II Banshee демонстрировали лучшую скорость в играх, не поддерживающих мультитекстурирование, хотя существенно проигрывали в совместимых с этим режимом. Но еще более важным стало то, что 3Dfx наконец-то получила продукт, который можно было предложить в для крупных сборщиков ПК – до тех пор Voodoo продавались только в розницу. Лучшей видеокартой на этом чипе стала Gigabyte GA-630, отличавшаяся повышенной производительностью даже на штатных частотах и впечатляющим разгоном, а многочисленные вендоры третьего эшелона продавали Banshee в качестве недорогих видеокарт вплоть до 2000 года.

Voodoo 3

В конце 1998 года произошло несколько важных событий в жизни 3Dfx, на тот момент контролировавшей 73% рынка розничного 3D-видео. Был проведен ребрендинг – сменился не только логотип, но и написание названия – 3dfx вместо 3Dfx. Приобретение компании STB Technologies определило оказавшуюся фатальной смену бизнес-модели: отныне 3dfx становится основным производителем готовых видеокарт на собственных чипах, практически прекращая отгрузки микросхем сторонним вендорам. Процесс слияния с STB завершился в мае 1999-го, и из-за него пришлось отложить на несколько месяцев начало продаж видеокарт на третьем поколении Voodoo (т.н. Avenger). С технической точки зрения Voodoo 3 представлял собой развитие Banshee: то же 2D-ядро, та же внутренняя структура, но с добавленным вторым блоком текстурирования (как в Voodoo II) плюс некоторые архитектурные улучшения и значительно повышенные тактовые частоты. Линейка состояла из трех карт: Voodoo 3 2000 (AGP или PCI) с частотами чипа и памяти 143/143 МГц; Voodoo 3 3000 (AGP или PCI, 166/166 МГц и наличие TV-Out), а также мультимедийного комбайна Voodoo 3 3500 с интегрированным на плату TV-тюнером, VIVO и частотами 183/183 МГц строго в AGP-исполнении. Поставщиком чипов были выбраны TSMC, производившие их по 0,25-микронному техпроцессу. 

Апофеоз развития Avenger – 3dfx Voodoo 3 3500 TV с встроенным ТВ-тюнером

Видеокарты выпускались в Мексике на заводе STB Technologies и поставлялись в розницу практически исключительно под собственным брендом 3dfx – только под конец жизненного цикла этих чипов их начали отгружать Powercolor, Sigma и еще нескольким сторонним производителям, представившим собственные продукты на базе Voodoo 3. В OEM-канале Voodoo 3 различных спецификаций использовали, в первую очередь, Compaq и Gateway, а Falcon Northwest отличилась заказом партии V3-3500 с повышенными до 200/200 МГц частотами. Пользовались популярностью у системных интеграторов и гораздо более дешевые графические карты 3dfx Velocity 100 – также на основе поколения Avenger, но с 8 МБ видеопамяти и программно отключенным вторым текстурным блоком. Кстати, пользователи достаточно быстро обнаружили возможность путем изменения параметров реестра Windows включить второй TMU, тем самым превращая карту в аналог Voodoo 3 2000 с меньшим объемом памяти. Частично причиной успеха стала торговая марка Velocity, принадлежавшая ранее STB и весьма популярная у OEM-заказчиков в предыдущие годы. Наконец, результатом еще одной попытки 3dfx закрепиться на рынке OEM стали материнские платы с графическим чипом Voodoo 3 в качестве интегрированного видео, выпущенные MSI и A-Trend. Вместе с тем смена роли 3dfx от поставщика чипов к производителю законченных продуктов ожидаемо испортила отношения с большинством прежних партнеров, в одночасье ставших конкурентами на рынке. Причем высокая себестоимость выпуска плат в Мексике в сравнении с Юго-Восточной Азией, а также невозможность выбора системным интегратором поставщика видеокарт негативно повлияли и на перспективы в ОЕМ-сегменте, даже с учетом успеха Voodoo 3 в сравнении с предшественниками.

В момент выхода на рынок основным конкурентом линейки Voodoo 3 был NVIDIA Riva TNT, но даже для появившегося несколько позднее семейства TNT 2 и Matrox G400 это поколение чипов 3dfx оставалось достойным соперником, особенно в играх с поддержкой мультитекстурирования. Главным нареканием обозревателей и потребителей была несовместимость с 32-битовым цветом, традиционная для Voodoo, к 1999 году она уже стала проблемой как минимум в маркетинговом плане. В целом, несмотря на рыночный успех, именно Voodoo 3 оказался началом конца 3dfx. Связанная с объединением с STB полугодовая задержка с выводом Avenger в розничную продажу (анонс состоялся на Comdex’98 в ноябре, а первые поставки пошли в апреле 1999-го, причем Velocity 100 и Voodoo 3 3500 появились еще на несколько месяцев позже) не только привела к потере большой части прибыли от продажи высокопроизводительных графических адаптеров, но также критически затянула разработку следующего поколения чипов под кодовым названием Rampage, создававшегося с начала 1998 года и призванного вернуть 3dfx позицию безоговорочного лидера. Из-за этой задержки 3dfx была вынуждена отложить Rampage на год, бросив все силы на создание более приземленного решения VSA-100 (Napalm) для конкуренции с NVIDIA GeForce 256 и ATI Rage Fury MAXX.

Voodoo 4/5

Редкий европейский вариант VoodooMAC 5500 PCI – самый ценный из серийных Voodoo 5

Официальный анонс VSA-100 (аббревиатура расшифровывается как Voodoo Scalable Architecture) состоялся традиционно на Comdex в ноябре 1999 года. В принципе внутренняя архитектура чипа во многом базировалась на Voodoo 3, но все же отличий было очень много. Во-первых, 3dfx наконец-то внедрила поддержку 32-битового цвета, без которой к концу десятилетия спецификации карт смотрелись бы вызывающе куцыми. Во-вторых, пересмотрела конфигурацию пиксельных и текстурных блоков с целью увеличения производительности без мультитекстурирования: вместо привычного со времен Voodoo II набора 1х2 (1 пиксельный блок, 2 TMU) в VSA-100 использовалась схема 2х1 (2 пиксельных блока с 1 TMU в каждом), аналогичная применяемой в чипах конкурентов. Также появились поддержка текстур большого размера (2048х2048 вместо 256х256) и совместимость с методами компрессии текстур FXT1 и DXTC. Наконец, технология T-buffer, сохранявшая в видеопамяти несколько последних отрисованных кадров, позволяла эффективно реализовывать motion blur и полноэкранное сглаживание по прогрессивному на тот момент методу RGSS (Rotated Grid Supersampling), более быстрому и качественному, чем у альтернативных решений.

Бывший на тот момент наиболее производительным графическим адаптером для компьютеров Apple, VoodooMAC 5500 имеет разъем DVI(отсутствующий у версии для PC)

Вместе с тем радикального улучшения производительности не произошло, особенно с учетом того, что тактовые частоты остались на уровне 166/166 МГц, а аппаратный расчет T&L (Transformation & Lighting), появившийся в GeForce 256 и Radeon, в VSA-100 внедрен не был. Поэтому 3dfx вернулась к своей старой идее SLI, отразив главную особенность чипа уже в названии: «Масштабируемая архитектура Voodoo». Для среднего и нижнего сегмента рынка предназначалась одночиповая видеокарта Voodoo 4 4500 с 32 МБ RAM, основным продуктом для геймеров должен был стать Voodoo 5 5500 с двумя микросхемами VSA-100 и 64 МБ памяти (планировалась также удешевленная версия Voodoo 5 5000 с вдвое меньшим объемом ОЗУ, но в серию она не пошла), а для энтузиастов готовили четырехголового монстра Voodoo 5 6000 за $600 – предполагалось, что впечатляющая производительность обоснует невиданную ранее цену на потребительскую видеокарту… Не сложилось, как говорится.

Если в случае Voodoo 3 задержка с выводом на рынок определялась сложной организационной ситуацией внутри компании, то VSA-100 пострадала от череды случайностей и банального разгильдяйства. Например, первую партию чипов, выпущенных для отладки архитектуры, несколько недель никто не забирал у TSMC – о них забыли… Две недели ушло на выявление причины зависаний в Quake 3 – оказалось, что виноват «битый» образ диска, который использовался все это время. В итоге первые партии Voodoo 5 5500 были отгружены дистрибьюторам в июне 2000 года, продажи Voodoo 4 4500 начались в октябре, а модели 5000 и 6000 так и остались в стадии прототипов. Таким образом, конкурировать VSA-100 пришлось не с GeForce 256, а уже со вторым поколением полноценных GPU от NVIDIA – GeForce 2 GTS/Ultra, а также с исключительно удачным бюджетным GeForce 2 MX. Как и следовало ожидать, обе видеокарты проигрывали продуктам NVIDIA в большинстве тестирований (за исключением тестов качества и скорости FSAA) и, как следствие, продавались, мягко говоря, не слишком хорошо. Корпоративный «кошелек» 3dfx стремительно истощался, кредиторы компании намеревались провести ее через процедуру банкротства, но руководство выбрало другой путь, продав все ценные активы NVIDIA, включая право найма многих сотрудников. Так закончилась история 3dfx…

Voodoo TV и Hammerhead FX

Флагманская разновидность ТВ-тюнера 3dfx – Voodoo TV FM для Европы
”Дитя конверсии” 3dfx Hammerhead FX в свое время был весьма неплохим геймпадом

Под конец существования компании в попытке заработать отнюдь не лишние деньги руководство 3dfx старалось диверсифицировать бизнес. Самым известным направлением деятельности стали продажи ТВ-тюнеров из ассортимента STB под брендом Voodoo TV – в 1999–2000 годах предлагались четыре модели, несколько отличавшиеся конструктивно и по функциональности. В целом продукты были достаточно удачными, просто не связанными с основной деятельностью компании, как и геймпад Hammerhead FX, производившийся по ОЕМ-заказу от 3dfx.

 Daytona и Rampage

Вместе с тем работа над новыми чипами в 3dfx шла до последних дней, и информация о них позволяет спекулировать на тему «а что было бы, если…». Так, в качестве решения насущных проблем низкой производительности VSA-100 был разработан VSA-101 (Daytona) – полностью аналогичный конструктивно, но выполненный по 0,18-микронному техпроцессу и с поддержкой памяти типа DDR. Работая на частоте 183 МГц, он не требовал даже пассивного радиатора, а при лучшем охлаждении мог разгоняться до 250 МГц и выше. Первым продуктом на его базе должна была стать карта Voodoo 4 4200 нижнего ценового диапазона – некоторое количество этих графических адаптеров даже было произведено и продано IBM. Вторым спасителем хотя бы имиджа 3dfx мог стать Voodoo 5 6000, доберись он до розничных продаж: по результатам тестов имеющихся на руках энтузиастов (в том числе у автора этой статьи) предсерийных экземпляров производительность четырехчипового решения действительно была сравнима с появившимися гораздо позднее GeForce 3/Radeon 8500. Наконец, тот самый Rampage/VSA-200 отнюдь не был vaporware-«вундервафлей», и в декабре 2000 года в лабораториях 3dfx уже проводились тесты первых работоспособных видеокарт Specter 1000 на его основе. Правда, даже Rampage не имел встроенного блока T&L, наличие которого к концу 2000-го было не менее необходимо, чем поддержка 32-битового рендеринга. Эту проблему намеревались решить привычным для компании «модульным» путем, разместив на видеокарте отдельный T&L-процессор под кодовым названием Sage, но реализовать эту конструкцию аппаратно не успели – собственно, первые образцы Sage произвели уже в конце декабря 2000 года. Кроме того, за несколько месяцев до закрытия 3dfx приобрела компанию GigaPixel, разрабатывающую GPU с тайловой архитектурой. По всей видимости, следующее за Rampage поколение чипов 3dfx имело бы много общего с наработками GigaPixel. 

Post Mortem

Впрочем, даже Daytona и Rampage, реализованные в серийных продуктах, скорее всего, только отложили бы неминуемый конец 3dfx, обусловленный другими факторами… Главной ошибкой менеджмента компании было приобретение STB Technologies, повлекшее за собой существенную смену статуса компании на рынке и изменение отношений с прежними партнерами. Безусловно, на каждом экземпляре готовой видеокарты 3dfx зарабатывала больше, нежели на продажах чипов, но, как говорится, всех денег не заработаешь. Вторая ошибка частично связана с первой: в отличие от ATI, NVIDIA и S3, всегда имевших крупные ОЕМ-контракты, Voodoo реализовывались большей частью в розничном канале – опять-таки, с более высокой маржой, но гораздо меньшими объемами. И кажущаяся привлекательность STB в этом плане оказалась, напротив, «золотой клеткой». Третья причина провала: стремление к проприетарным технологиям, несовместимым с продуктами конкурентов. Речь идет в основном о Glide API, который вначале обеспечил отличный старт Voodoo Graphics, но ко времени VSA-100 уже уступавший открытым индустриальным стандартам DirectX и OpenGL. Наконец, на протяжении всего своего существования компания отличалась ориентацией на достаточно узкий сегмент hi-end-продуктов. Каждое следующее поколение видеокарт в первую очередь позиционировалось для энтузиастов, а более доступные решения (Rush, Banshee, Velocity, Voodoo 4) создавались путем урезания основных, флагманских, чипов и, как следствие, никогда не были особо успешными. Однажды выстрелив с уникальным предложением мощнейшего на тот момент 3D-акселератора, компания получила большой кредит доверия рынка и армию поклонников, но организационная специфика и катастрофическая недальновидность руководства определили печальный конец 3dfx задолго до 15 декабря 2000 года.

3dfx сегодня

После приобретения интеллектуальной собственности 3dfx NVIDIA включила в свой штат большинство инженеров, работавших над Rampage, переведя их на проект, известный нам как серия GeForce FX. Поддерживать же продукты бывшего конкурента NVIDIA не намеревалась, закрыв навсегда линейку Voodoo и перестав даже выпускать новые драйверы для уже существовавших решений. Однако, в отличие от большинства других почивших IT-компаний, о 3dfx помнят многие. Неофициальные драйверы, например, выходят до сих пор. Более того, сформировалось достаточно активное сообщество коллекционеров видеокарт 3dfx, представленное на территории СНГ клубом Voodoo Masters, а в англоязычном Интернете – форумом FalconFly. Как правило, первым этапом для коллекционера становится собрание хотя бы по одной карте на каждом чипе (Voodoo 1/2/3/4/5, Rush и Banshee), затем приходит черед сбора всех возможных вариантов видеокарт 3dfx от разных производителей, затем – поиск коробочных (в идеале – нераспечатанных!) версий, и наконец, финальный этап – коллекционирование прототипов и продуктов Quantum3D. Конечно, большинство старых графических адаптеров стоит копейки и продается по объявлениям и на радиорынках, но редкие экземпляры делают это хобби несколько более дорогим, чем кажется. Так, Voodoo 5 5500 в родной упаковке стоит $100–150 в зависимости от версии (самая ценная – европейская версия PCI-карты для Apple). Прототипы имеют разную стоимость, от $100 за Velocity 200 до $400–500 за Voodoo 5 5000 и Voodoo 5 5500 AGP 4x. Наконец, эквивалент Святого Грааля для коллекционера 3dfx – Voodoo 5 6000 – как правило, меняет хозяев за сумму порядка $1000–1500. Всего известно местонахождение около сотни экземпляров четырехчиповых карт, большинство которых вполне работоспособны. Стоит упомянуть и Rampage: их в сообществе ровно 3 штуки (из примерно 20 произведенных), и о цене тут говорить не принято…

История 3dfx Interactive – классический пример инновационного бизнеса, погубленного бездарным менеджментом. Но сегмент графических ускорителей в целом является очень сложной частью ИТ-индустрии. Недаром на рынке, где некогда было более десятка активных игроков, осталось только два, причем ATI уже не является самостоятельной компанией. Так что, вероятно, даже отсутствие вышеописанных просчетов в управлении рано или поздно не спасло бы 3dfx от попадания в длинный список выбывших: S3, Matrox, SiS, 3D Labs, Trident, PowerVR, Rendition, Cirrus Logic, Tseng Labs, Macronix, Alliance и прочая, и прочая, и прочая…