Итоги года: ноутбуки, нетбуки

В классе ноутбуков и нетбуков прошлый год прошел под знаменами экономии средств, «спонсором» которой выступил пресловутый экономический кризис. Так что вовсе не удивительно, что наибольшая активность наблюдалась в бюджетном сегменте, в который как нельзя лучше вписалось знаковое приобретение класса – CULV-модели. Остальные изменения тянут лишь на звание эволюционных, однако наступивший год обещает куда более активное развитие сегмента, в чем нам и предстоит убедиться.

Стоимость

Заметное падение доходов от продаж ноутбуков было зафиксировано даже в сравнительно благополучных с точки зрения экономических показателей странах, в Украине же в начале года ситуация была близка к катастрофической. Нестабильность рынка труда, сворачивание программ потребительского кредитования, падение курса гривни к доллару и, как следствие, снижение уровня реальных доходов населения привели к тому, что ноутбуки приобретали лишь те, кто по различным причинам не мог отложить покупку до лучших времен. Спрос естественным образом сместился в сегмент бюджетных устройств с начальным уровнем оснащения, тогда как модели среднего и высокого класса накапливались на складах отечественных дистрибьюторов, вынуждая последних к продажам «любой ценой» (в критических случаях имели место продажи по себестоимости и даже демпинг).

Но, как известно, нет худа без добра – работа в условиях кризиса заставила многих производителей пересмотреть не только продуктовый портфель, но и ценовую политику. Если раньше к доступным устройствам мы относили все модели стоимостью до $1000, то в 2009 году в эти рамки «поместилось» сразу два класса – бюджетный ($400–600) и средний ($600–1000). Интересно, что самые популярные предложения последнего были сосредоточены в районе $800, тогда как продажи в сегменте от $1000 и выше остались уделом единичных имиджевых и профессиональных моделей.

А вот нетбуки неожиданно разочаровали – даже в условиях кризиса знаковый ASUS Eee PC 701 так и остался единственным сверхдоступным устройством (остатки распродавались приблизительно по $200), тогда как свежие модели предлагались по $400–500, а за эти деньги уже можно было купить полноценный среднеформатник. Данная тенденция сохраняется и по сей день, с той лишь разницей, что у нетбуков появился чрезвычайно сильный конкурент в лице CULV-моделей, которые не только успешно заполнили нишу между медленными нетбуками и быстрыми ноутбуками, но, если так пойдет и дальше, и вовсе могут вытеснить нетбуки с рынка. Для этого у них есть и достаточно привлекательная цена (в среднем $500–700), и удачный формфактор (компактные модели с экраном 11,6 и 13,3 дюйма), и более высокая производительность при том же (или более высоком) уровне автономности.

Производители

Как мы упоминали выше, в начале года производители ноутбуков решали проблемы с затовариванием складов и изменением ценовой политики, так что новинки стали массово появляться на полках отечественных магазинов лишь в начале лета. Основные игроки ожидаемо сосредоточились на доступных CULV-моделях, выпуская полноценные семейства сверхтонких ноутбуков всех форматов – Acer Timeline (1810T, 3810T, 4810T, 5810T), ASUS U-series (в состав которой вошли сразу три разноплановые линейки моделей основных формфакторов U/UL/UX), MSI X-Slim (X340, X400, X600), Samsung (X120, X420, X520). Классические ноутбуки претерпевали лишь эволюционное развитие – существующие линейки пополнялись свежими конфигурациями с актуальными ревизиями процессоров и большими объемами оперативной и дисковой памяти.

Особо отметим компанию ASUS, выпустившую на отечественный рынок несколько моделей имиджевых нетбуков Seashell, первый нетбук-трансформер Eee PC T91, топовый ASUS-Lamborghini VX5 и целое семейство сбалансированных бюджетных ноутбуков K-series (K40, K50, K70). Кроме чрезвычайно удачной линейки Timeline, компания Acer отметилась необычным 11,6-дюймовым нетбуком Ferrari One, оснащенным свежей платформой AMD Congo и возможностью подключения внешних видеокарт с помощью технологии XGP. В продуктовой линейке HP появились свежие модели мультимедийных Pavilion (особо отметим 13-дюймовый dv3 с сенсорным multi-touch-экраном), несколько интересных нетбуков (в частности, профессиональный Mini 5101 и один из первых нетбуков на платформе NVIDIA Ion – Mini 311c) и абсолютно новая линейка бизнес-ноутбуков ProBook. А вот компания Sony удивила всего дважды, зато, как говорится, наповал – первым карманным нетбуком VAIO P со сверхширокоформатным 8-дюймовым экраном и самым легким в мире 11-дюймовым ноутбуком VAIO X весом менее 700 г.

С точки зрения новых игроков прошлый год ознаменовался официальным выходом на отечественный рынок сразу двух брендов. В конце года был представлен полноценный модельный ряд ноутбуков и нетбуков компании Packard Bell, входящей в состав Acer. Новинки имеют определенное конструктивное сходство с продукцией родительского бренда, однако основной упор в них сделан на привлекательный дизайн. Соответственно, продукция компании позиционируется как устройства для эмоциональных пользователей, для которых на первом месте стоит желание выделиться из ряда владельцев «обычных» ноутбуков, тогда как техническая составляющая интересует лишь в плане достаточного для работы и развлечения уровня. Вторым новичком украинского рынка стал известнейший бренд игровых ПК Alienware, продукция которого сможет порадовать самых требовательных и обеспеченных поклонников мобильного гейминга. На сегодняшний день отечественному пользователю доступны последние модели компании – Alienware M15x и M17x.

Технологии

Невзирая на некоторое количество громких анонсов от производителей системной логики (процессоры Intel Core i7, платформы NVIDIA Ion и AMD Congo), массовое проникновение соответствующих моделей на отечественный рынок произойдет лишь в 2010 году. Среди ожидаемых новинок – расширение ассортимента мобильных процессоров от Intel (Core i3, i5, i7), обновление мультимедийной платформы для нетбуков NVIDIA Ion 2 и долгожданное появление новой платформы для нетбуков Intel PineTrail.

Как мы уже упоминали, основной движущей силой класса ноутбуков стала чрезвычайно удачная в нынешних экономических условиях платформа Intel CULV, позволяющая создавать привлекательные сверхтонкие ноутбуки с впечатляющей автономностью (до 10 часов в офисном режиме) и доступной ценой ($500–800 в зависимости от формфактора и оснащенности). Отметим, что такие модели выпускаются во всех распространенных формфакторах, за исключением самых крупных (11,6, 13,3, 14,1 и 15,6 дюйма). Интересно, что, по прогнозам, самый заметный рост в 2010 году должны показать компактные 11,6-дюймовые CULV-модели, которые, скорее всего, вытеснят менее производительные нетбуки данного размера. Впрочем, реальную расстановку сил можно будет оценить совсем скоро – после выхода первых нетбуков на обновленной платформе Intel PineTrail.

Остальные технологические события заслуживают лишь мимолетного упоминания – окончательный переход на «кинематографический» формат экрана 16:9; рост формфактора нетбуков с 8,9 до 10,1 и 11,6 дюйма; появление ноутбуков-«нетрансформеров» с сенсорным экраном; анонсы первых ноутбуков с «3D-дисплеями» (объемное изображение формируется в паре со стереочками) и возрастающий интерес к планшетным мобильным ПК (проект CrunchPad и таинственный планшет от Apple).

Итак, как вы могли убедиться после прочтения данного материала, для ноутбуков и нетбуков 2009 год оказался достаточно спокойным – все действительно значимые события можно описать всего двумя терминами: «экономический кризис» и «CULV». Впрочем, анализ грядущих анонсов и активно муссируемых слухов показывает, что 2010 год будет гораздо более интересным, так что, как говорится, поживем – увидим.