Как работает первое в Киеве электротакси «Окси-Такси»

Как работает первое в Киеве электротакси «Окси-Такси»

В апреле этого года в Киеве начала работать первая служба такси, автопарк которой полностью состоит только из электромобилей. Несмотря на более высокие тарифы и относительно небольшое количество машин, «Окси-Такси» спустя пять месяцев продолжает работать, строит свою сеть электрозарядных станций и даже планирует расширять бизнес премиальными и грузовыми электротакси. Мы решили разобраться, с чего начиналось «Окси-Такси», как оно зарабатывает и какие его перспективы в Украине.

Что такое «Окси-такси»?

Уверен, многие уже замечали на улицах Киева такси Nissan Leaf с «зеленой волной» – это и есть «Окси-Такси», которое является одним из направлений бизнеса «Оксижен Групп». Возможно, кто-то даже успела прокатиться. Что, кстати, обходится недешево: подача сравнима с другими такси – 20 грн, а вот 1 км пробега обойдётся дороже в 1,5-2 раза – 7,5 грн.

Почему же 1 км пробега на электрокаре стоит дороже, чем в других такси на обычных ДВС-авто, сжигающих бензин, дизель, газ? По мнению «Оксижен Групп», такое сравнение не верно. Ведь помимо перемещения из точки А в точку Б, клиент «Окси-Такси» должен получить ряд «бонусов»: возможность зарядить смартфон, воспользоваться планшетом, бесплатным Wi-Fi, расплатиться картой, а в случае дождя водитель проинструктирован довести клиента с зонтом до двери. Кроме этого, в машинах установлен таксометр, два видео-регистратора (один для дороги, второй для салона). В «Оксижен Групп» утверждают, что контролируют чистоту и состояние электромобиля, а также заявляют об официальном трудоустройстве всех водителей с оформлением лицензий.

Электрокар, планшет, бесплатный доступ в интернет, водитель в фирменной одежде (в компании утверждают, что в конкурсе на работу «таксисты с прошлым» заняли лишь 20% мест), таксометр и расчет картой. Кроме этого, в ближайших планах «Окси-Такси» – запуск Tesla Model S как «премиального такси» и Nissan e-NV200 как «грузового такси». В отдаленных перспективе – парк из 100 электрокаров, что позволит «Окси-Такси» войти в ТОП-5 операторов рынка электро-такси в мире

Возможность проехать на электрокаре активно привлекала пассажиров на старте «Окси-Такси»: многие просто хотели ощутить авто на реальной дороге. А сейчас уже сформирован поток постоянных клиентов (около 50% всех заказов), которые ездят на «Окси-Такси». Причем есть клиенты, которые выбирают «Окси-Такси» по своим «зеленым» убеждениям, к примеру, работают в организациях по защите природы. Словом, это нишевое такси, за которое вряд ли переплатит человек, которому нужно «ехать просто и подешевле». Но своя ниша есть («зеленые» идеи, высокий уровень сервиса, электрокар) и «Окси-Такси» ее успешно занимает.

Но, не будем приукрашать, пока не все отточено «до звона». К примеру, сейчас вызвать «Окси-Такси» можно только по телефону, новый сайт и приложение для смартфона только в разработке, обещают через пару месяцев. Плюс бывало несколько случаев, когда электрокару не хватало заряда, чтобы доехать до конечного пункта – тогда приходилось вызывать подменный электромобиль «Окси-Такси». Конечно, для клиента это никак не влияет на итоговую цену поездки. Кроме того, встречаются отзывы о длительном ожидании «Окси-Такси» – здесь всему виной небольшое количество электрокаров (на текущий момент 24).

Однако служба «Окси-Такси» уже дала толчок к развитию и других направлений бизнеса. Например, можно купить Nissan Leaf в салоне «Оксижен» и передать его обратно для эксплуатации в «Окси-Такси». Вне зависимости от количества заказов, стоимости электричества и ТО, зарплаты водителям, клиент-владелец Nissan Leaf должен получить ежемесячный доход 3% от цены электромобиля.

Но не все так просто: спустя год цена электромобиля будет пересчитана с учетом амортизации в размере 12% и на второй год начисление обещанных ежемесячных 3% (36% годовых) будет проводиться из расчета уже сниженной цены. Но клиенты данного у данного сервиса, по словам «Оксижен Групп», всё равно есть: из 24-х электрокаров Nissan Leaf «Окси-Такси» небольшая часть принадлежит сторонним владельцам, которые решили так инвестировать свои деньги. Эксплуатацию электрокара в сервисе «Окси-такси» можно продолжать несколько лет, пока он себя не «отобьет» (около 3,5 лет) либо прекратить двумя способами: забрать электрокар в частное использование или продать его обратно «Оксижен Групп» по цене с учетом амортизации.

Салон по продаже электромобилей – это лишь «входная дверь» в мир «Оксижен Групп». Помимо варианта купить электрокар и передать его в такси, здесь работает услуга «быстрого trade-in» для выкупа обычного авто, покупка электрокара в кредит под 0%, а также доступны различные зарядные устройства для домашнего и промышленного использования (3,7-22 кВт, от $760)

По расчетам «Окси-Такси», окупаемость электрокара в такси составляет 2-3 года и зависит от пробега, который сейчас составляет 300-400 км в сутки или около 10 тыс км в месяц.

С чего начиналось «Окси-Такси»?

Рассказывает Александр Вовк, генеральный директор »Оксижен Групп»:

foto-5

История моего знакомства с электрокарами началась с желания купить Nissan Leaf для отца. Прошелся по продавцам, глянул рынок – и ужаснулся: предоплата 100%, ожидание 2-3 месяца, там б/у, здесь новое. А что нужно: найти продукт, приобрести, привезти в Украину, продать здесь. Мой другой бизнес – компания «Дробак» (аксессуары для мобильных телефонов и планшетов, аккумуляторы, зарядные устройства, пр.) – во многом работает по схожей схеме, которую я знал досконально. Может, звучит как шутка, но это я мог рассказать продавцам электромобилей о том, как лучше привезти товар и как быстро пройти таможню в Украине. Поэтому созрела идея заняться доставкой и продажей электрокаров.

В итоге через два месяца после первого знакомства с миром электрокаров в Украине мы привезли первую партию Nissan Leaf: сразу 30 электромобилей! Это было в начале 2016 года. Вскоре – 8 апреля – открыли собственный автосалон на пр. Науки. А спустя две недели – 22 апреля – запустили «Окси-Такси».

Помимо заработка на перевозках, через «Окси-Такси» мы хотели сделать еще две вещи. Первое – показать людям электрокар в реальности, дать им возможность ощутить комфорт езды на электрокаре, прорекламировать электромобиль. Второе – поднять качество обслуживания, создать альтернативу традиционному рынку такси: ведь около 70% пассажиров не довольны качеством услуг такси, но не имели альтернативы; а теперь есть альтернатива в виде «Окси-Такси».

В свою очередь, «Окси-Такси» потребовало создания сети «скоростных  зарядных станций »: ведь электромобиль в такси должен постоянно ездить, а не стоять полдня на зарядке. Поэтому решились на установку станций «быстрой зарядки»: сейчас их пять в Киеве, но до конца 2017 года хотим создать сеть из 50-70 подобных зарядных станций, большинство из которых будут располагаться на основных междугородних магистралях Украины с шагом 100 км. Думаем и над собственной зарядной станцией: один разъем для «быстрой 30-минутной зарядки», 4-5 обычных розеток, магнитная карточка-абонемент с деньгами или заранее купленными минутами зарядки.

Почему так? Я выхожу из собственного опыта использования электрокара. Если ездишь в городе, то суточного пробега 100-120 км вполне достаточно, а далее – спокойная «ночная» зарядка. А если едешь по трассе, то нужны «быстрые 30-минутные зарядки»: остановился на небольшой перерыв, покушал, выпил чай или кофе – а электромобиль уже заряжен и готов продолжать путь. В таком формате «ускоренным зарядкам» мощностью 10-20 кВт места нет: или заряжаешься ночью для дневных поездок, или спешишь на трассе.

Если все пойдет по плану, то к концу 2017 года мы будем опережать ближайшие страны-соседи в количестве «быстрых зарядок». Уверен, что наш проект будет успешным и поможет развитию рынка электромобилей в Украине.

Быстрые зарядки «80% АКБ за 30 минут» – действительно  реальность?

Да, именно так. Создание службы такси потянуло за собой необходимость в «быстрых» зарядных станциях. В начале 2016 года их было две; в момент выхода этой статьи – уже пять; а в целом «Оксижен Групп», как уже было сказано выше, планирует создать сеть из 50-70 «быстрых зарядок». Кстати, проекты электрического такси «Окси-Такси» и быстрых зарядных станций реализованы с разными партнерами и не пересекаются между собой – водителям такси нужно «платить» за зарядку специальной карточкой. Это позволяет для каждого проекта в отдельности точно просчитать затраты, доход, окупаемость.

Каждый зарядный комплекс обходится примерно в 1 млн грн с учетом установки, представляет собой крупный металлический блок ростом с человека, оснащен тремя зарядными разъемами: «быстрая зарядка» CHAdeMO; «быстрая зарядка» CCS Combo; стандартный разъем MENNEKES (тип 2). Первый вариант – CHAdeMO – подходит в основном для «японцев» (но встречался и на Citroen Berlingo Electric). Данный разъем рассчитан на работу с постоянным током напряжением до 400В, максимальная мощность – до 50 кВт (сейчас в планах увеличение до 100 кВт). Второй вариант – CCS Combo – подходит в основном для «европейцев». Он также работает с постоянным током напряжением до 400В, но изначально рассчитан на мощность до 100 кВт; однако реально «быстрые заправки» обычно выдают максимум 50 кВт. Наконец, третий разъем – MENNEKES – работает с переменным током, его расчетная мощность до 43 кВт. Но реально он используется для зарядки от обычной розетки (2-3 кВт) и для «ускоренной зарядки» мощностью 10-20 кВт.

Важно отметить, что две «быстрые зарядки» не могут работать вместе: нужно выбирать CHAdeMO или CCS, оба варианта требуют около 43-45 кВт мощности; то есть максимально можно получить одну «быструю зарядку» и одну «медленную», через разъем MENNEKES. Поскольку зарядных станций две, то к автосалону Oxygen подведена электролиния на 100 кВт: в «пике» 90 кВт пойдут на зарядку электрокаров и 10 кВт для питания бытовой техники.

За 300-400 км суточного пробега в такси Nissan Leaf требует 2-4 зарядки. Но, как уверяет «Оксижен Групп», именно «быстрые зарядки» не сказываются на ресурсе батареи: заявляют это по опыту эксплуатации своих такси, часть из которых уже 500 раз заряжалась на CHAdeMO – и пока без последствий для аккумулятора. Все операции – через карту и сенсорный дисплей, на котором попутно отображается ключевая информация о процессе зарядки и состояние АКБ

Собрав парк электрокаров Nissan Leaf в службе такси, «Оксижен Групп» имеет некоторые наблюдения по эксплуатации. В их автопарке есть несколько Nissan Leaf с пробегом около 100 тыс км и пока ничего критичного с АКБ не происходит: падение емкости за 3 года и 40-50 тыс км составляет около 10%; затем процесс замедляется и к 100 тыс км падение емкости не превышает 25-30% – то есть такой Nissan Leaf может проехать 100-120 км за одном заряде. Обслуживание электрокара нужно проводить каждые 30 тыс км: в основном диагностика и замена фильтра салона. На пробеге до 100 тыс км необходимо заменить тормозную жидкость (минимум 1 раз), масло в редукторе, антифриз. Но, в любом случае, общая стоимость всех ТО до 100 тыс км пробега не превышает 5-6 тыс грн. Наконец, при критическом падении емкости АКБ нет необходимости менять её полностью: можно заменить плохие ячейки («перепаковать») и провести калибровку каждой ячейки батареи – в итоге так можно несколько увеличить запас хода.