Статьи Авто 15.09.2016 в 18:07 comment

Как работает первое в Киеве электротакси «Окси-Такси»

author avatar
https://itc.ua/wp-content/uploads/2022/07/Roman-Melnychenko-96x96.jpg *** https://itc.ua/wp-content/uploads/2022/07/Roman-Melnychenko-96x96.jpg *** https://itc.ua/wp-content/uploads/2022/07/Roman-Melnychenko-96x96.jpg

Роман Мельниченко

Автор статей, тест-драйвов и обзоров

В апреле этого года в Киеве начала работать первая служба такси, автопарк которой полностью состоит только из электромобилей. Несмотря на более высокие тарифы и относительно небольшое количество машин, «Окси-Такси» спустя пять месяцев продолжает работать, строит свою сеть электрозарядных станций и даже планирует расширять бизнес премиальными и грузовыми электротакси. Мы решили разобраться, с чего начиналось «Окси-Такси», как оно зарабатывает и какие его перспективы в Украине.

Что такое «Окси-такси»?

Уверен, многие уже замечали на улицах Киева такси Nissan Leaf с «зеленой волной» – это и есть «Окси-Такси», которое является одним из направлений бизнеса «Оксижен Групп». Возможно, кто-то даже успела прокатиться. Что, кстати, обходится недешево: подача сравнима с другими такси – 20 грн, а вот 1 км пробега обойдётся дороже в 1,5-2 раза – 7,5 грн.

Почему же 1 км пробега на электрокаре стоит дороже, чем в других такси на обычных ДВС-авто, сжигающих бензин, дизель, газ? По мнению «Оксижен Групп», такое сравнение не верно. Ведь помимо перемещения из точки А в точку Б, клиент «Окси-Такси» должен получить ряд «бонусов»: возможность зарядить смартфон, воспользоваться планшетом, бесплатным Wi-Fi, расплатиться картой, а в случае дождя водитель проинструктирован довести клиента с зонтом до двери. Кроме этого, в машинах установлен таксометр, два видео-регистратора (один для дороги, второй для салона). В «Оксижен Групп» утверждают, что контролируют чистоту и состояние электромобиля, а также заявляют об официальном трудоустройстве всех водителей с оформлением лицензий.

Электрокар, планшет, бесплатный доступ в интернет, водитель в фирменной одежде (в компании утверждают, что в конкурсе на работу «таксисты с прошлым» заняли лишь 20% мест), таксометр и расчет картой. Кроме этого, в ближайших планах «Окси-Такси» – запуск Tesla Model S как «премиального такси» и Nissan e-NV200 как «грузового такси». В отдаленных перспективе – парк из 100 электрокаров, что позволит «Окси-Такси» войти в ТОП-5 операторов рынка электро-такси в мире

Возможность проехать на электрокаре активно привлекала пассажиров на старте «Окси-Такси»: многие просто хотели ощутить авто на реальной дороге. А сейчас уже сформирован поток постоянных клиентов (около 50% всех заказов), которые ездят на «Окси-Такси». Причем есть клиенты, которые выбирают «Окси-Такси» по своим «зеленым» убеждениям, к примеру, работают в организациях по защите природы. Словом, это нишевое такси, за которое вряд ли переплатит человек, которому нужно «ехать просто и подешевле». Но своя ниша есть («зеленые» идеи, высокий уровень сервиса, электрокар) и «Окси-Такси» ее успешно занимает.

Но, не будем приукрашать, пока не все отточено «до звона». К примеру, сейчас вызвать «Окси-Такси» можно только по телефону, новый сайт и приложение для смартфона только в разработке, обещают через пару месяцев. Плюс бывало несколько случаев, когда электрокару не хватало заряда, чтобы доехать до конечного пункта – тогда приходилось вызывать подменный электромобиль «Окси-Такси». Конечно, для клиента это никак не влияет на итоговую цену поездки. Кроме того, встречаются отзывы о длительном ожидании «Окси-Такси» – здесь всему виной небольшое количество электрокаров (на текущий момент 24).

Бізнес англійська від Englishdom.
Тут навчають за методикою Кембриджу, завдяки якій англійську вивчили понад 1 мільярд людей. Саме вона використовується в найкращих навчальних закладах світу, і саме за нею створені курси.
Інформація про курс

Однако служба «Окси-Такси» уже дала толчок к развитию и других направлений бизнеса. Например, можно купить Nissan Leaf в салоне «Оксижен» и передать его обратно для эксплуатации в «Окси-Такси». Вне зависимости от количества заказов, стоимости электричества и ТО, зарплаты водителям, клиент-владелец Nissan Leaf должен получить ежемесячный доход 3% от цены электромобиля.

Но не все так просто: спустя год цена электромобиля будет пересчитана с учетом амортизации в размере 12% и на второй год начисление обещанных ежемесячных 3% (36% годовых) будет проводиться из расчета уже сниженной цены. Но клиенты данного у данного сервиса, по словам «Оксижен Групп», всё равно есть: из 24-х электрокаров Nissan Leaf «Окси-Такси» небольшая часть принадлежит сторонним владельцам, которые решили так инвестировать свои деньги. Эксплуатацию электрокара в сервисе «Окси-такси» можно продолжать несколько лет, пока он себя не «отобьет» (около 3,5 лет) либо прекратить двумя способами: забрать электрокар в частное использование или продать его обратно «Оксижен Групп» по цене с учетом амортизации.

Салон по продаже электромобилей – это лишь «входная дверь» в мир «Оксижен Групп». Помимо варианта купить электрокар и передать его в такси, здесь работает услуга «быстрого trade-in» для выкупа обычного авто, покупка электрокара в кредит под 0%, а также доступны различные зарядные устройства для домашнего и промышленного использования (3,7-22 кВт, от $760)

По расчетам «Окси-Такси», окупаемость электрокара в такси составляет 2-3 года и зависит от пробега, который сейчас составляет 300-400 км в сутки или около 10 тыс км в месяц.

С чего начиналось «Окси-Такси»?

Рассказывает Александр Вовк, генеральный директор »Оксижен Групп»:

Бізнес англійська від Englishdom.
Тут навчають за методикою Кембриджу, завдяки якій англійську вивчили понад 1 мільярд людей. Саме вона використовується в найкращих навчальних закладах світу, і саме за нею створені курси.
Інформація про курс

foto-5

История моего знакомства с электрокарами началась с желания купить Nissan Leaf для отца. Прошелся по продавцам, глянул рынок – и ужаснулся: предоплата 100%, ожидание 2-3 месяца, там б/у, здесь новое. А что нужно: найти продукт, приобрести, привезти в Украину, продать здесь. Мой другой бизнес – компания «Дробак» (аксессуары для мобильных телефонов и планшетов, аккумуляторы, зарядные устройства, пр.) – во многом работает по схожей схеме, которую я знал досконально. Может, звучит как шутка, но это я мог рассказать продавцам электромобилей о том, как лучше привезти товар и как быстро пройти таможню в Украине. Поэтому созрела идея заняться доставкой и продажей электрокаров.

В итоге через два месяца после первого знакомства с миром электрокаров в Украине мы привезли первую партию Nissan Leaf: сразу 30 электромобилей! Это было в начале 2016 года. Вскоре – 8 апреля – открыли собственный автосалон на пр. Науки. А спустя две недели – 22 апреля – запустили «Окси-Такси».

Помимо заработка на перевозках, через «Окси-Такси» мы хотели сделать еще две вещи. Первое – показать людям электрокар в реальности, дать им возможность ощутить комфорт езды на электрокаре, прорекламировать электромобиль. Второе – поднять качество обслуживания, создать альтернативу традиционному рынку такси: ведь около 70% пассажиров не довольны качеством услуг такси, но не имели альтернативы; а теперь есть альтернатива в виде «Окси-Такси».

В свою очередь, «Окси-Такси» потребовало создания сети «скоростных  зарядных станций »: ведь электромобиль в такси должен постоянно ездить, а не стоять полдня на зарядке. Поэтому решились на установку станций «быстрой зарядки»: сейчас их пять в Киеве, но до конца 2017 года хотим создать сеть из 50-70 подобных зарядных станций, большинство из которых будут располагаться на основных междугородних магистралях Украины с шагом 100 км. Думаем и над собственной зарядной станцией: один разъем для «быстрой 30-минутной зарядки», 4-5 обычных розеток, магнитная карточка-абонемент с деньгами или заранее купленными минутами зарядки.

Почему так? Я выхожу из собственного опыта использования электрокара. Если ездишь в городе, то суточного пробега 100-120 км вполне достаточно, а далее – спокойная «ночная» зарядка. А если едешь по трассе, то нужны «быстрые 30-минутные зарядки»: остановился на небольшой перерыв, покушал, выпил чай или кофе – а электромобиль уже заряжен и готов продолжать путь. В таком формате «ускоренным зарядкам» мощностью 10-20 кВт места нет: или заряжаешься ночью для дневных поездок, или спешишь на трассе.

Если все пойдет по плану, то к концу 2017 года мы будем опережать ближайшие страны-соседи в количестве «быстрых зарядок». Уверен, что наш проект будет успешным и поможет развитию рынка электромобилей в Украине.

Быстрые зарядки «80% АКБ за 30 минут» – действительно  реальность?

Да, именно так. Создание службы такси потянуло за собой необходимость в «быстрых» зарядных станциях. В начале 2016 года их было две; в момент выхода этой статьи – уже пять; а в целом «Оксижен Групп», как уже было сказано выше, планирует создать сеть из 50-70 «быстрых зарядок». Кстати, проекты электрического такси «Окси-Такси» и быстрых зарядных станций реализованы с разными партнерами и не пересекаются между собой – водителям такси нужно «платить» за зарядку специальной карточкой. Это позволяет для каждого проекта в отдельности точно просчитать затраты, доход, окупаемость.

Каждый зарядный комплекс обходится примерно в 1 млн грн с учетом установки, представляет собой крупный металлический блок ростом с человека, оснащен тремя зарядными разъемами: «быстрая зарядка» CHAdeMO; «быстрая зарядка» CCS Combo; стандартный разъем MENNEKES (тип 2). Первый вариант – CHAdeMO – подходит в основном для «японцев» (но встречался и на Citroen Berlingo Electric). Данный разъем рассчитан на работу с постоянным током напряжением до 400В, максимальная мощность – до 50 кВт (сейчас в планах увеличение до 100 кВт). Второй вариант – CCS Combo – подходит в основном для «европейцев». Он также работает с постоянным током напряжением до 400В, но изначально рассчитан на мощность до 100 кВт; однако реально «быстрые заправки» обычно выдают максимум 50 кВт. Наконец, третий разъем – MENNEKES – работает с переменным током, его расчетная мощность до 43 кВт. Но реально он используется для зарядки от обычной розетки (2-3 кВт) и для «ускоренной зарядки» мощностью 10-20 кВт.

Важно отметить, что две «быстрые зарядки» не могут работать вместе: нужно выбирать CHAdeMO или CCS, оба варианта требуют около 43-45 кВт мощности; то есть максимально можно получить одну «быструю зарядку» и одну «медленную», через разъем MENNEKES. Поскольку зарядных станций две, то к автосалону Oxygen подведена электролиния на 100 кВт: в «пике» 90 кВт пойдут на зарядку электрокаров и 10 кВт для питания бытовой техники.

За 300-400 км суточного пробега в такси Nissan Leaf требует 2-4 зарядки. Но, как уверяет «Оксижен Групп», именно «быстрые зарядки» не сказываются на ресурсе батареи: заявляют это по опыту эксплуатации своих такси, часть из которых уже 500 раз заряжалась на CHAdeMO – и пока без последствий для аккумулятора. Все операции – через карту и сенсорный дисплей, на котором попутно отображается ключевая информация о процессе зарядки и состояние АКБ

Собрав парк электрокаров Nissan Leaf в службе такси, «Оксижен Групп» имеет некоторые наблюдения по эксплуатации. В их автопарке есть несколько Nissan Leaf с пробегом около 100 тыс км и пока ничего критичного с АКБ не происходит: падение емкости за 3 года и 40-50 тыс км составляет около 10%; затем процесс замедляется и к 100 тыс км падение емкости не превышает 25-30% – то есть такой Nissan Leaf может проехать 100-120 км за одном заряде. Обслуживание электрокара нужно проводить каждые 30 тыс км: в основном диагностика и замена фильтра салона. На пробеге до 100 тыс км необходимо заменить тормозную жидкость (минимум 1 раз), масло в редукторе, антифриз. Но, в любом случае, общая стоимость всех ТО до 100 тыс км пробега не превышает 5-6 тыс грн. Наконец, при критическом падении емкости АКБ нет необходимости менять её полностью: можно заменить плохие ячейки («перепаковать») и провести калибровку каждой ячейки батареи – в итоге так можно несколько увеличить запас хода.

Продолжается конкурс авторов ИТС. Напиши статью о развитии игр, гейминг и игровые девайсы и выигрывай профессиональный игровой руль Logitech G923 Racing Wheel, или одну из низкопрофильных игровых клавиатур Logitech G815 LIGHTSYNC RGB Mechanical Gaming Keyboard!


Loading comments...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: