Капитанский мостик для информационной системы предприятия

Сегодня, когда понятие "электронный бизнес"
уже вошло в повседневную жизнь большого числа предприятий, а бесперебойная работа
корпоративной информационной системы является залогом успешной деятельности
организации, все большее внимание уделяется сетевым платформам управления.

Реалии развития информационных систем предприятий не только в нашей стране,
но и за рубежом таковы, что в этом процессе средства сетевого и системного управления
всегда играли второстепенную роль. При построении ИС главное внимание традиционно
уделяется аппаратуре. В небольшой локальной сети малого предприятия обычно все
проблемы решаются довольно просто даже специалистами невысокой квалификации.
Если же бизнес растет, то увеличивается и сеть за счет включения в нее все новых
и новых рабочих мест, серверов и периферии. И при достижении ею некоего уровня
сложности складывается ситуация, когда уже никто не в силах навести порядок
в образовавшемся "зоопарке", где "живет" не только множество
компьютерных аппаратных платформ, но и активное сетевое оборудование, а также
программное обеспечение, включающее разнообразные операционные системы и СУБД.
Вот тогда и встает вопрос о приобретении специализированного ПО администрирования,
позволяющего системному администратору с одного рабочего места, как капитану
с ходового мостика корабля, управлять ИС предприятия.

Коротко о тенденциях развития платформ
управления

Исторически сложилось так, что первые подобные системы были нацелены на решение
вопросов сетевого управления. Среди них можно отметить Cabletron SPECTRUM, HP
OpenView, IBM NetView и SunNet Manager от Sun Microsystems. На начальном этапе
развития этих платформ наиболее актуальными были сбор данных о состоянии оборудования,
входящего в локальную сеть, и управление им, а также контроль трафика и изменение
логической конфигурации. Все эти функции выполнялись с одного рабочего места.
При этом администратор имел возможность оперировать с единым представлением
всей сети.

Для реализации этих задач использовалась двухуровневая архитектура "менеджер—агенты".
Она предусматривает, что на центральной станции управления функционирует приложение
"менеджер", взаимодействующее со своими "агентами", работающими
на различных устройствах в сети. Модули-агенты не только собирают и передают
в центр сведения об оборудовании, но и по командам менеджера производят его
настройку.

Недостатком этой архитектуры является перегруженность отдельных сегментов сети
служебной информацией, что приводит к уменьшению ее полосы пропускания для приложений.
В качестве решения данной проблемы была применена трехуровневая архитектура.
В ней функции обработки собираемой информации были частично делегированы от
центрального менеджера промежуточным агентам, расположенным в узлах сети. Они
производят анализ данных от агентов нижнего уровня и передают его результаты
на управляющую консоль.

С активным внедрением архитектуры клиент-сервер и написанных на ее основе распределенных
баз данных и приложений появилась необходимость в управлении и этими элементами
информационной системы предприятия. Поэтому производители начали наделять свои
платформы администрирования дополнительной функциональностью. В результате в
рамках этого ПО постепенно происходила интеграция средств сетевого и системного
управления.

В последнее время на первый план выходит концепция построения платформ администрирования,
предусматривающая ориентацию на предоставление конечным потребителям IT-услуг
заранее обусловленного уровня. Пожалуй, наиболее наглядным примером того, где
будет востребована эта схема организации обслуживания ИС, станет Web-сайт компании,
который должен функционировать бесперебойно и в условиях изменяющейся нагрузки
обеспечивать заданное время отклика для запросов различных типов.

Следует признать, что в нашей стране системы администрирования пока еще не нашли
широкого распространения. Однако две из них — HP OpenView и Aprisma SPECTRUM
— относятся к числу платформ, применение которых целесообразно и доступно уже
для средних предприятий. Кроме того, по сообщению производителей, имеется целый
ряд инсталляций этих продуктов на предприятиях нашего региона. И если для Aprisma
SPECTRUM они были реализованы пока только в России (около 60 инсталляций), то
HP OpenView, пусть и не в полном объеме, но все же насчитывает ряд установок
в Украине. Поэтому эти две системы мы и рассмотрим подробнее, чтобы на их примере
продемонстрировать возможности программного обеспечения этого класса.

HP OpenView

OpenView предоставляет возможность
во всех деталях познакомиться с состоянием каждого устройства, входящего
в состав корпоративной информационной системы

В данном семействе продуктов, как и в большинстве подобных
от других производителей, применен модульный принцип построения. Преимуществом
этого подхода является возможность для заказчика по мере необходимости наращивать
функциональность решения.

Модули OpenView объединяются в логические группы управления различными подсистемами
ИС предприятия: сетевой, распределенных приложений, настольных сред, хранения
и защиты. В состав OpenView входит также специальное инструментальное ПО, позволяющее
разрабатывать свои собственные продукты, интегрируемые в решения на базе этой
платформы.

Как было отмечено выше, в начале 90-х OpenView начала свою историю как платформа
сетевого управления. И сегодня входящий в нее модуль Network Node Manager является
одним из основных в этом семействе. Обычно именно с него начинается реализация
решения OpenView, так как Network Node Manager обеспечивает обзор и мониторинг
состояния сетевых устройств в гетерогенной среде.

Однако одной из самых интересных особенностей этого модуля является возможность
управлять сетью в так называемом проактивном режиме. Это означает, что администратор
может не только оперативно реагировать на отказы, но и в состоянии анализировать
тенденции в работе сети. На основании результатов обработки данных системой
производится предсказание возникновения аварийных ситуаций в сети предприятия
и выдаются рекомендации по их предупреждению.

А теперь в очередной раз вернемся к концепции управления ИТ-услугами. Не так
давно появилось новое поколение модулей, с помощью которых можно создать законченные
решения на платформе OpenView, отвечающие данной концепции. Первоначально модули
были объединены в серию VantagePoint, а в их наименовании использовалось это
название. Однако впоследствии оно было упразднено, и все они стали как бы равноправными
членами семейства OpenView.

Для организации сетевого администрирования в соответствии с концепцией управления
услугами предназначены модули Customer Views и Policyxpert. Первый выполняет
функции взаимной ассоциации пользователей и необходимых им сетевых ресурсов,
контролируемых Network Node Manager. А с помощью Policyxpert осуществляется
централизованное управление качеством обслуживания путем выделения различным
типам трафика соответствующих сетевых ресурсов.

В случае, когда ИС предприятия содержит распределенные приложения и базы данных,
их администрирование осуществляется с помощью модуля Operations. Он построен
на основе клиент-серверной архитектуры, где роль клиентов выполняют программы,
работающие на управляемых системах. В обязанности агентов входит отслеживание
журнальных файлов приложений и СУБД, а также наблюдение за процессами. В список
поддерживаемых Operations включены все наиболее распространенные ОС, в том числе
Windows NT, Novell NetWare, OpenVMS и различные виды Unix.

Компания HP предлагает целый ряд агентов серии Smart Plug-In, специально настроенных
для взаимодействия с приложениями от таких известных производителей программного
обеспечения, как BAAN, Microsoft, SAP, Oracle, Sybase, Informix и др.

Система OpenView позволяет
системному администратору со своего рабочего места наблюдать не только за
состоянием сети центрального офиса, но и многочисленных филиалов

Во время развертывания системы она в автоматическом режиме
производит поиск не только оборудования, но и услуг. При этом обнаруженная служба
может представлять собой как отдельную СУБД, так и сложное ERP-приложение. Агенты
не только находят элементы информационного сервиса, но и определяют взаимосвязи
между ними. В результате создается управляющая модель (management model), а
на ее основе в наглядном графическом виде строится карта услуг. Она позволяет
увидеть, какие компьютерные платформы, сетевые устройства, приложения и базы
данных используются в каждом из сервисов ИС предприятия.

Путем анализа этой карты можно выяснить влияние того или иного ресурса на различные
сервисы. В частности, модуль Reporter предоставляет данные о производительности
отдельных систем, на основании чего формирует отчет о всей услуге. Например,
отражает взаимосвязь времени отклика корпоративного Web-сайта с тем, какие вычислительные
ресурсы задействованы в его поддержке.

Кроме анализа ситуации, соответствующие модули обладают способностью самостоятельно
адаптироваться к изменяющимся условиям работы аппаратуры и приложений. Так,
мониторинг состояния какого-либо элемента при его нормальном режиме работы производится
с невысокой активностью, чтобы не занимать излишних ресурсов. Однако если наблюдаемое
значение выходит за заданный пороговый уровень, активность работы агента возрастает,
и он переходит в диагностический режим работы. При этом задействуется специальная
база знаний, где хранятся методы решения проблемных ситуаций, с которыми уже
приходилось иметь дело.

Aprisma SPECTRUM

Как видно из этого фрагмента
модели порта коммутатора/маршрутизатора в системе SPECTRUM, любой компонент
устройства состоит из множества элементов, по которым собирается информация

История этого продукта также насчитывает около десяти лет,
и в настоящее время распространяется его шестая версия. Торговая марка Aprisma
появилась совсем недавно. Дело в том, что в начале 2000 г. на базе подразделения
корпорации Cabletron, которое с начала 90-х занималось разработкой системы SPECTRUM,
была образована дочерняя фирма Aprisma Management Technologies. По сообщению
ее представителей, процедура окончательного отделения этой компании должна завершиться
до конца 2001 г. После этой небольшой исторической справки обратимся собственно
к SPECTRUM.

Данная платформа, так же как и HP OpenView, построена по модульному принципу.
Таким образом, из нее, как из "конструктора", можно собирать законченное
решение, которое отвечает потребностям каждого конкретного заказчика. Интересно,
что даже ядро SPECTRUM представляет собой модульную структуру, поэтому при необходимости
она может наращиваться в любой момент для улучшения функциональности системы.

SPECTRUM может быть применена как в относительно небольших сетях, так и в крупных,
включающих распределенные приложения и базы данных. Производитель заявляет,
что система предназначена для работы в ИС предприятий с числом рабочих мест
от 50, при этом верхний предел размеров сети не определен.

Основными операционными системами, на которых работает SPECTRUM, являются Solaris
на платформе UltraSPARC и Windows 2000/NT для компьютеров на базе Intel-архитектуры.

Входящая в состав этого продукта программа Autodiscovery во время установки
SPECTRUM в автоматическом режиме собирает сведения о локальной сети предприятия
и на их основе строит ее топологию. При этом используются протоколы SNMP и ICMP,
а поиск производится в заданном диапазоне IP-адресов. Считывая информацию, хранящуюся
в маршрутизаторах, и просматривая ARP-таблицы сетевых устройств и базу данных
NIS, это приложение создает карту сети, причем, как правило, без участия оператора.
Если это необходимо, топология может быть также откорректирована вручную. Дальнейшее
отслеживание изменений в составе локальной сети выполняется программой Background
Discovery. В настоящее время системой поддерживается более чем 500 устройств
от ведущих производителей, включая 3Com, APC, Cisco, Compaq, Enterasys, Extreme,
Foundry, Lucent, Motorola, Newbridge, Nortel, Riverstone, Xyplex и др.

Настройка представления топологической карты сети каждой организации может быть
произведена в соответствии с ее нуждами и спецификой работы. Существует три
основных вида визуального отображения:

  • топологическое, показывающее схему соединения устройств
    и состояние сети;
  • географическое, демонстрирующее текущее размещение устройств,
    включая поэтажные чертежи здания;
  • организационное, отображающее принадлежность аппаратуры
    соответствующим подразделениям.

Впрочем, на этом список не исчерпывается, он включает также
представления производительности, тревожных сообщений, регистрации событий,
поиска и т. д.

Платформа SPECTRUM построена по клиент-серверной архитектуре и состоит из двух
частей: SpectroSERVER и SpectroGRAPH. SpectroSERVER — это сервер сетевого управления,
на котором находятся интеллектуальные компоненты SPECTRUM. Он осуществляет круглосуточный
мониторинг сети, проводя "переговоры" со всеми объектами, собирая
статистику и анализируя данные. В свою очередь SpectroGRAPH представляет собой
графический интерфейс пользователя, используемый операторами. Он предлагает
клиентским системам гибкий доступ к серверу SpectroSERVER. Поскольку вся графическая
информация размещена на машине, на которой находится SpectroGRAPH, пользователь
может подключиться к любому серверу через соединение глобальной сети, не вызывая
перегрузки каналов передачи.

Одним из основных преимуществ использования подобных систем является их способность
производить поиск и изоляцию неисправностей в автоматическом режиме. В SPECTRUM
эта функция реализована на базе технологии индуктивного моделирования состояния
объектов сети (Inductive Modeling Technology — IMT). По оценкам производителя,
обнаружение и локализация проблем и отказов осуществляются с вероятностью 98—99%
с точностью до соединения между сетевыми устройствами или до их порта.

Технология индуктивного моделирования имеет несколько важных отличий от других
платформ сетевого управления. Во-первых, модель устройства, хранимая в объектно-ориентированном
репозитории системы, продолжает содержать информацию об устройстве, даже если
оно выйдет из строя. Во-вторых, интеллектуальная аппаратура может сообщить системе
управления только о своем собственном состоянии, тогда как в модели заложены
данные о ее взаимодействии с другими элементами сети. Поэтому с помощью технологии
индуктивного моделирования SPECTRUM может определить, какое устройство действительно
неисправно, подавить ложные тревожные сообщения, правильно диагностировать проблему
и сформировать отчет о ней для системного администратора. Производится как его
оповещение о нештатной ситуации (по телефону, электронной почте или на пейджер),
так и передается соответствующая информация в автоматизированную систему помощи
(helpdesk), а также выполняется определенный набор действий по изоляции отказа.

Безусловно, в рамках небольшой статьи нельзя полностью раскрыть все функции
этих двух платформ сетевого управления. Обе они являются эффективными инструментами
управления ИС предприятия, причем в каждом продукте реализован практически весь
спектр возможностей ПО этого класса. Мы не рассматривали их в деталях, так как
главная цель данной публикации — дать общее представление о платформах сетевого
управления среднего уровня, и надеемся, она была достигнута.

Статья подготовлена
на основе материалов, предоставленных украинским представительством HP и фирмой
ProNET, авторизованного
реселлера компании Aprisma