Обзоры Игры 21.06.2015 в 10:00 comment

Kholat: хоррор-фантазия на тему перевала Дятлова

author avatar
https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/05/Photo_Melkov_uwp_avatar_thumb.jpg *** https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/05/Photo_Melkov_uwp_avatar_thumb.jpg *** https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/05/Photo_Melkov_uwp_avatar_thumb.jpg

Kholat0

Туристов, а тем более альпинистов, погибло и, увы, погибает немало. Но история, произошедшая в 1959 году в уральских горах с группой Игоря Дятлова, до сих пор продолжает будоражить умы любителей тайн и загадок по всему миру. Что заставило девятерых человек выбежать ночью из палатки босиком на мороз – а, следовательно, на верную гибель? По этому поводу было выдвинуто множество версий, от лавины или беглых преступников до самых изощрённых уфологических и конспирологических теорий, всё преимущество которых – в принципиальной недоказуемости в связи с отсутствием как фактов, так и свидетелей. А потому «тайна перевала Дятлова» оказывается очень даже благодарной темой для писателей, кинематографистов – а теперь для и дизайнеров компьютерных игр.

Kholat

Жанр Исследовательский хоррор
Платформы Windows
Разработчик IMGN.PRO
Издатель IMGN.PRO
Сайт, страница в Steam

Оценка

Зимние горные пейзажи, обширная карта для исследования

Слабая привязка к истории Дятлова, сюжетный минимализм, автоматические сохранения

Зима, ночь, «ужастик» – в самый раз для жаркого лета

Сотрудники польской компании IMGN.PRO работали над многими известными проектами как издатели и дистрибуторы, но в качестве темы для своей самостоятельной разработки они выбрали именно историю гибели студентов Уральского политехнического института в середине прошлого века. Названная в честь горы Холат-Сяхыл (она же Холатчахль), игра переносит нас на Северный Урал конца пятидесятых годов – который выглядит, сразу скажем, очень даже неплохо, будучи воссоздан на современном движке Unreal Engine 4. Формально «Kholat» делится на три главы, первая из которых встречает вас на вокзале маленького городка, с аутентичным паровозом, застывшими в сугробах одноэтажными домиками – и с полным отсутствием как обитателей, так и каких бы то ни было намёков на цель и смысл нашего пребывания в этом месте. Но пусть вас не смущает такое замедленное вступление: стоит только пройти мимо города чуть далее в лес, и голос британского актёра Шона Бина сопроводит вас сквозь метель и пургу во вторую главу, в которой вы и проведёте 99% игрового времени.

Поневоле приходится признавать, что собственно к группе Дятлова «Kholat» имеет отношение весьма отдалённое – скорее, история загадочной гибели туристов послужила полякам не более чем источником вдохновения для вольной фантазии на тему «зимняя ночь: ужасы в горах». При этом в игре нашлось применение чуть ли не всему тому, что только ни выдвигалось в качестве объяснения трагедии на реальной Холатчахль: тут вам и огни в небе, и тотемные столбы туземного населения с алтарями для жертвоприношений, и заброшенный военный бункер (разумеется, куда менее аутентичный чем тот, который мы посещали в «Фобос: 1953»). Даже Тунгусский метеорит зачем-то припомнили (а что, от Северного Урала до места его падения в Красноярском крае – всего-то пара-тройка тысяч километров). Так что мир, исследованием которого нам предлагается заняться, больше похож на выполненную в зимнем антураже фантастическую Зону в духе «Сталкера» Стругацких-Тарковского, чем на реально воссозданную уральскую глушь: на каждом шагу встретятся нам аномалии, горелый лес, несколько разветвлённых пещер и разнообразные руины, включая даже развалины псевдоправославной церкви. Кроме того, действие происходит в полнолуние – так что ночь на самом деле оказывается довольно-таки светлой, а выданный нам разработчиками фонарик позволяет рассматривать даже самые тёмные уголки.

Ну ладно, оставим уже придирки: понятно, что достоверную историческую реконструкцию событий 1959 года поляки себе за цель никак не ставили, – а с игровым процессом дело обстоит как раз очень даже неплохо. Вместо более традиционного «ужастика» в помещении, в духе серий «Пенумбра» и «Амнезия», в «Kholat» мы получаем в наше распоряжение огромное открытое пространство. Которое надлежит именно исследовать, почти как в Dear Esther или The Vanishing of Ethan Carter, – вот только в придачу к многочисленным местным достопримечательностям, монологам загадочного антагониста и привычно разбросанным тут и там запискам и документам мы получаем и множество самых разных неприятностей, способных игрока реально напугать – и отправить на экран загрузки последнего автоматического сохранения. Умереть невидимый безымянный герой может и просто свалившись с узкой горной тропинки в пропасть, и попав под камнепад, но основную угрозу представляют всё-таки упомянутые аномалии – или, точнее, аномалия, встреч с которой (и с оранжевым туманом, предвещающим её появление) следует избегать любыми возможными способами.

Для ориентирования на пересечённой местности нас снабжают компасом и картой – приятно, что местоположение героя на ней никак не обозначается: приходится внимательно следить за стрелкой компаса, сравнивая её направление с изображёнными на плане извилистыми тропинками и видимыми невооружённым глазом особыми приметами ландшафта. Координаты широты и долготы девяти из таких примет также приведены на карте – их посещение входит в обязательную культурную программу, позволяющую перейти из второй главы в третью (которая, впрочем, продлится минуты так две). Будут встречаться вам и «островки безопасности» – палатки с кострами, между которыми можно совершать быстрые мгновенные путешествия, не рискуя попасться на глаза местной сверхъестественной фауне. От последней, разумеется, спастись можно только бегством – с учётом того, что прыгать герой не может совсем, а бежать способен только очень недолго и быстро задыхается (что и не удивительно: лыж под нами не видно, а пешком по глубокому снегу бродить ой как непросто). Можно, кстати, немного пожалеть о том, что снег и холод не играют здесь более активной роли, как в отечественной игре «Анабиоз: Сон разума», – но тогда это был бы уже хоррор на выживание, а не «на исследование».

Курс Business English для фінансистів.
Навчіться на практиці, як підбирати доречний tone of voice для спілкування з топменеджментом, колегами та клієнтами. Опануй англійську для фінансистів.
Дізнатись про курс

Само исследование заключается в посещении упомянутых обязательных мест (а точнее, в чтении расположенных в этих местах записок) – и в нахождении 27-ми опциональных документов, среди которых – фрагменты (вымышленного) дневника кого-то из группы Дятлова, вырезки газетных статей на тему той трагедии, а также записи самого главного героя. Сюжетной наградой за сбор всей информации, помимо автосохранения при обнаружении лагеря или документа и возможности составить себе более полное представление о всём происходящем, оказывается альтернативная концовка игры – к сожалению, отличается она всего лишь добавлением одного небольшого диалога, да и его интерпретацию авторы также предоставляют самим игрокам.

Зато стоит отдельно похвалить звуковое и музыкальное оформление «Kholat»: композиции Аркадиуша Рейковски действительно соответствуют атмосфере игры, а голос Мэри Элизабет МакГлинн напомнит о такой классике хоррора как Silent Hill. Русский перевод выполнен только субтитрами – что может показаться несколько странным, учитывая то, что озвучиваемые по-английски события происходят всё-таки в российской глубинке, – но вполне грамотно. Продолжительность прохождения, с учётом открытого мира, сильно зависит от стиля игры и от желания посетить все места и собрать все записки, – так что провести на горе Холатчахль можно и пару часов, и десяток. Но порекомендовать польский проект можно и любителям ужастиков, и поклонникам исследовательских игр, тем более что суровая зимняя ночь в далёких горах оказывается свежим словом в этих жанрах компьютерных развлечений – и хорошей альтернативой жаркому и солнечному лету.

Strix_671x200_2

ASUS рекомендует:

Продолжается конкурс авторов ИТС. Напиши статью о развитии игр, гейминг и игровые девайсы и выигрывай профессиональный игровой руль Logitech G923 Racing Wheel, или одну из низкопрофильных игровых клавиатур Logitech G815 LIGHTSYNC RGB Mechanical Gaming Keyboard!


Loading comments...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: