Команда сотрудников-ренегатов Facebook сформировала группу по борьбе с поддельными новостями

Команда сотрудников-ренегатов Facebook сформировала группу по борьбе с поддельными новостями

Группа надеется оспорить позицию генерального директора Марка Цукерберга о том, что платформа не несет ответственности за избрание президентом Дональда Трампа.

Сан-Франциско. На фоне бушующих в стране дебатов в отношение поддельных новостных сообщений и статей на платформе, которой пользуются более 150 млн американцев, сотрудники Facebook сформировали неофициальную экспертную группу, чтобы ответить на вопрос: какую роль сыграла их компания в деле по содействию фейковым новостям в преддверии победы Дональда Трампа на выборах в США на прошлой неделе. По информации источников BuzzFeed News, группа включает в себя сотрудников из разных подразделений компании, категорически не согласных с заявлением генерального директора Facebook Марка Цукерберга, прозвучавшим во время конференции на прошлой неделе. Суть заявления такова, что обвинения соцсети в том, что фейковые новости на Facebook повлияли на результаты выборов, выглядят «довольно безумной идеей».

«Это не безумная идея. Безумие для него в том, чтобы выходить и публично отрицать всё это, в то время как он знает, и многие из нас в компании знают, что фейковые новости бесконтрольно распространялись на нашей платформе в течение всей предвыборной кампании», — парирует один из сотрудников Facebook, работающий в инженерно-техническом отделе соцсети. Он, как и четверо других сотрудников Facebook, поделившихся с Buzzfeed подробностями этой истории, согласился говорить только на условиях анонимности. Все пять человек прямо заявили, что они были предупреждены руководством о последствиях обсуждения темы с журналистами и боятся потерять работу, если их имена появятся в прессе.

Сотрудники отказались предоставить детальную информацию о группе. Один из них сообщил, что «было задействовано более дюжины» сотрудников, и что они уже дважды встречались за последние шесть дней. На данный момент их встречи происходят тайно, чтобы члены группы могли общаться свободно и без страха осуждения со стороны высшего руководства. Группа планирует официально оформить свои заседания и в конечном итоге составить список рекомендаций для высшего руководства Facebook. Другой сотрудник Facebook заявил, что в то время как группа остается небольшой, «сотни» сотрудников Facebook выразили своё недовольство позицией компании по поводу фейковых новостей в сообщениях приватных онлайн-чатов, и хотят поддержать их усилия, с целью оспорить эту позицию.

В Facebook не ответили на просьбу BuzzFeed прокомментировать ситуацию, но в заявлении для СМИ на прошлой неделе пресс-служба Facebook отметила: «в то время как Facebook сыграла свою роль в этих выборах, это был лишь один из многих способов, которым люди получали информацию – и он был одним из многих способов, которыми люди связаны со своими лидерами, принимая участие в политическом процессе и делясь своими мнениями».

После победы Трампа, перед Facebook встал вопрос о её собственной ответственности в деле распространения ложной информации или несостоятельности в борьбе с обменом фейковыми новостями. Недавнее исследование Pew Research Center показало, что почти половина совершеннолетних американцев полагаются на Facebook в качестве главного источника новостей. В своём недавнем докладе BuzzFeed News обнаружила, что 3 главные левоцентристские страницы публиковали ложную или вводящую в заблуждение информацию в почти 20% случаев, в то время как 3 главные страницы правых сил в Facebook публиковали её в 38% случаев на протяжении всей предвыборной кампании. В докладе автор приходит к выводу, что «самый лучший способ привлечь и вырастить аудиторию политического содержания в крупнейшей в мире социальной сети – это избегать реальных фактов и вместо этого играть в предвзятых партизанов, используя ложную или вводящую в заблуждение информацию, которая просто рассказывает людям то, что они хотят услышать».

Или как написал 8 ноября бывший дизайнер Facebook Бобби Гудлэйтт (Bobby Goodlatte) на своей стене Facebook: «К сожалению, лента новостей оптимизирована для общения. Как мы уже узнали на этих выборах, ложь — это необычайно притягательно. Уклон в сторону правды является невыполнимой задачей. К примеру, Википедия все-таки склоняется к истине, несмотря на массовую аудиторию. Но теперь стало ясно, что демократия страдает, если наша новостная среда поощряет ложь».

Участники группы в беседе с BuzzFeed, рассказали, что они проанализировали, выделил ли Facebook достаточно ресурсов для реагирования на сообщения пользователей о фейковых новостях, и насколько эффективно он использует возможности по автоматическому сканированию платформы на определенные материалы оскорбительного содержания.

«Мы могли бы добиться куда больших результатов, используя инструменты, которые уже созданы и сданы в эксплуатацию на Facebook, чтобы избегать оскорбительного или вредного контента», — рассказал ещё один сотрудник Facebook, проработавший долгое время инженером соцсети. «Мы делаем очень многое, чтобы пресечь попытки размещения обнажёнки или насилия, автоматически помечая некоторые интернет-ресурсы и предупреждая пользователей, которые размещают контент, не соответствующий фундаментальным принципам сообщества», – рассказал собеседник. Он добавил, что в то время как пользователи Facebook призывают помечать поддельные новости, методические рекомендации по удалению такого рода материала до конца не определены. «Если кто-то публикует фейковую новость, которая утверждает, что Клинтоны используют нелегальных иммигрантов, и подстрекает людей к насилию в отношении нелегальных иммигрантов, разве это не опасно? Это не то, что нарушает нормы нашего сообщества?»

В январском обновлении 2015 года Facebook пообещал уменьшить количество фальшивых новостей, предоставляя пользователям инструмент, позволяющий самостоятельно отмечать фальшивые истории в своих новостных лентах. Сейчас, спустя почти два года, Facebook отказалась дать журналистам доступ к данным, отражающим, как часто встречаются сообщения о поддельных новостях и/или удалении их с платформы. Отчёт BuzzFeed гласит, что даже тогда, когда фейковая новость была обнаружена на одной странице Facebook, её беспрепятственно переместили на другую.

Facebook «попала под обстрел» в мае на фоне скандала с бывшими сотрудниками, чья личная предвзятость способствовала перенаправлению с раздела платформы «Обсуждаемые темы» (Trending Topics) на более либеральные новостные ресурсы. После доклада, Facebook уволила всю команду раздела «Обсуждаемые темы», и заявила, что вместо этого будет полагаться на алгоритм, несмотря на предостережения экспертов о том, что алгоритмы могут увеличить распространение фейковых новостей.

В последующие месяцы Facebook была втянута в судебные споры за удаление работы лауреата Пулитцеровской премии – фото 9-летней девочки, спасающейся бегством от напалмовых бомб во время войны во Вьетнаме, за нарушение стандартов наготы, а также за удаление информационного видео о раке молочной железы по схожим причинам. Как сообщает Buzzfeed News, удаление постов неоднократно списывали на системную ошибку (пожалуй, здесь стоит вспомнить и Украину в инциденте с удалением сообщений «модераторами из Ирландии»). В конечном счёте, все материалы были восстановлены.

«Facebook своим дизайном, алгоритмами и политикой создала платформу, которая усиливает дезинформацию», – считает Зейнеп Туфекчи (Zeynep Tufekci), доцент университета Северной Каролины в Чапел-Хилл (Chapel Hill), которая публично высказалась о необходимости определения роли соцмедиа в распространении поддельных новостей.

Двое сотрудников Facebook, занимающие руководящие позиции в Facebook, рассказали Buzzfeed News, что отчётность о поддельных новостях не была воспринята так же серьёзно, как отчеты о другом контенте, нарушающем нормы комьюнити. Оба утверждают, что уже поднимали этот вопрос в прошлом и им ответили, что «топ-менеджеры» Facebook обсудили эту проблему и отнеслись к ней всерьез. Одна из собеседниц призналась, что даже в тех случаях, когда пользователи делали пометки в отношении некоторых СМИ, отмечая их сообщения как липовые или несоответствующие действительности, компания не придерживалась строгой линии поведения в отношении удаления контента или определении того, что представляют собой поддельные новости. Она обратила внимание на проблему менеджеров старшего звена, но не получила ответа.

«Пользователи знают, что есть обеспокоенные сотрудники, замечающие что, «что-то здесь не так», и считающие это большой проблемой», — сказала она. «Но нет ощущения, что люди, принимающие решения, встревожены этим всерьёз».

На прошлой неделе Нью-Йорк Таймс сообщила, что топ-менеджеры Facebook обсуждали этот вопрос, и что в приватном посте в Facebook Цукерберг поделился с небольшой группой друзей и коллег опровержением идеи о том, что Facebook повлияла на выборы.

Ссылаясь на статистические данные о низкой явке избирателей, Цукерберг написал: «Итак, не ориентируясь на сильные и слабые стороны конкретных демографических или других факторов, которые могли бы подтолкнуть эту гонку в том или ином направлении, эти показатели явно свидетельствуют о том, о чём многие говорили всё это время. – Оба кандидата были крайне непопулярны».

Сотрудники Facebook, в беседе с Buzzfeed news подчеркнули, что они не пытались «принять сторону» того, кто победил на выборах, и считают, что Facebook не следует укреплять позиции какого-либо политического кандидата с помощью поддельных или вводящих в заблуждение новостей.

«Если кто-то придерживается правых взглядов, и все его друзья правые, при этом они делятся новостями на Facebook, и они создают свой собственный круг общения – это их право», — сказал Facebook-программист со стажем. – «Но выделять поддельные новостные статьи в ленте [новостей], с целью их продвижения, чтобы их получали миллионы пользователей и думали, что это правда, – мы не должны этого допустить. Facebook становится удобным инструментом для тех, кто использует нас, чтобы распространять свою ложь».

Источник: Buzzfeed news