Компакт-диски с защитой от копирования


Вначале был Napster. Программа, написанная на досуге американским студентом, вызвала головную боль у всей музыкальной индустрии. Компании-гиганты сделали все возможное, чтобы устранить потенциальную опасность, — RIAA начала судебный процесс против Napster, а сама калифорнийская фирмочка стала собственностью крупнейшей музыкальной компании Bertelsmann Music Group.


Napster сегодня уже не представляет никакой опасности для музыкальных воротил, его популярность стремительно падает, а встроенные фильтры разрешают обмениваться разве что хитами прошлых лет и песнями, на которые авторские права не заявлены. Тем не менее о поражении Peer-to-Peer-технологий обмена файлами говорить не приходится. Многочисленные приложения, среди которых Morpheus, LimeWire, BearShare, KaZaa, AudioGalaxy и другие, по своим возможностям и суммарной популярности превосходят Napster. Последние исследования компании Webnoize говорят о том, что в августе 2001 г. пользователи четырех самых распространенных систем обмена файлами загрузили на свои диски 3,05 млрд. музыкальных композиций. Аналогичный рекорд Napster составляет 2,79 млрд., именно столько файлов обрело новых хозяев в феврале.

Неудивительно, что в такой ситуации музыкальная индустрия начала весьма активный поиск альтернативных технологий защиты. В последнее время звукозаписывающие студии и многочисленные софтверные компании пытаются создать механизмы защиты музыкальных компакт-дисков от копирования. Ниже приведены лишь некоторые тенденции в этой области.

SDMI

Консорциум Secure Digital Music Initiative, в который входит ряд музыкальных компаний и софтверных разработчиков, в свое время считался главным авторитетом в области разработки компакт-дисков, защищенных от копирования. Около 150 компаний, в том числе от мира звукозаписи такие известные, как EMI, Sony Music и BMG, a от софтверной индустрии не менее именитые IBM и Microsoft, выбирали стандарт, который впоследствии должен был стать универсальным.

В итоге рабочая группа SDMI решила не предотвращать копирование компакт-дисков, а усилить механизмы контроля над распространением нелегальных цифровых копий. С этой целью предполагалось внедрять на CD цифровые "водяные знаки", определяющие уникальность треков.

В качестве стандартной технологии была избрана разработка компании Verance. Перед выходом на рынок консорциум решил провести дополнительные тестирования защитной технологии, объявив конкурс для взломщиков. В течение установленных сроков каждый желающий мог загрузить шесть защищенных файлов с сайта консорциума, попытаться обойти защиту и затем выслать результат на адрес SDMI.

После окончания соревнования несколько взломщиков заявили о том, что им удалось обойти защиту SDMI, в то время как консорциум выпустил официальный пресс-релиз, где утверждалось, что никто из участников не обеспечил полного избавления от защитной технологии. Когда профессор Эдвард Фельтен (Edward Felten) из Принстонского университета решил опубликовать результаты своего исследования о механизме защиты SDMI, консорциум весьма недвусмысленно намекнул специалисту по безопасности о возможности судебного преследования.

Была или не была взломана защита SDMI? Если хакеры, участвующие в соревнованиях, утверждают, что обход механизмов защиты не составил особого труда, то представители SDMI заявляют о том, что ни одна команда не преодолела всех препятствий. В любом случае, подобные изыскания оставим историкам — от технологий SDMI на рынке отказались.

RedBook и YellowBook

Как утверждают в Sony и Phillips, музыкальные диски можно сделать не совместимыми с устройствами чтения CD-ROM. Этим компаниям можно верить, поскольку именно Sony и Philips разработали технологии YellowBook, описывающую запись на CD-ROM, и OrangeBook для записи на CD-R.

Компакт-диски, изначально использовавшиеся лишь для хранения музыки, поддерживают стандарт RedBook. Информация о музыке хранится в секторах диска, при этом RedBook предусматривает максимум 74 минуты и 99 композиций для музыкальных CD. Данные о треках, размещенных на дисках, хранятся в "оглавлении" музыкального CD, при этом музыкальные плейеры весьма либерально относятся к физическому несовершенству диска и игнорируют нечитаемые секторы.

CD-ROM предназначены для хранения больше чем 99 файлов, кроме того, несвойственен устройствам CD-ROM и либерализм в отношении нечитаемых секторов. Поэтому YellowBook предусматривает более надежную схему коррекции ошибок и расширенное "оглавление" для диска.

Какое значение это имеет для цифровой музыки? Как говорилось выше, CD-плейеры при нахождении ошибки просто игнорируют данный сектор и продолжают воспроизведение композиции. Устройства чтения CD-ROM, в свою очередь, при обнаружении ошибки на носителе вернутся к проблематичному сектору, попытаются несколько раз возобновить процесс чтения и только после нескольких неудачных попыток выдадут пользователю информацию об ошибке и прекратят работу.

Таким образом, преднамеренно устанавливая нечитаемые секторы на музыкальные компакт-диски, компании могут по-прежнему продавать продукцию меломанам, использующим аудиосистему, в то время как пользователи, слушающие музыку на ПК, останутся в стороне, так как устройство CD-ROM будет постоянно выдавать информацию об ошибках.

О выпуске сингла, прослушать который можно будет только на аудиосистемах, объявила компания Sony Music. Первым альбомом, использующим подобную защиту, стал сингл Майкла Джексона Rock My World.

MidBar

Как утверждают представители израильской компании MidBar, в августе этого года на европейские рынки поступил миллионный компакт-диск, защищенный от копирования технологией Cactus Data Shield. Тесно сотрудничая с BMG, израильская компания испытывала свою разработку в деле уже не раз. В прошлом году тандем BMG и MidBar выпустил на рынок первую партию СD, защищенных от копирования более ранней технологией MidBar. Компакт-диски оказались не совместимыми с некоторыми CD-плейерами, и когда уровень возврата их в магазины достиг 3%, BMG отозвала все 130 тысяч носителей.

Cactus Data Shield, как утверждается, станет революционной технологией и наконец-то позволит музыкальным компаниям распространять компакт-диски без возможности оцифровки.

В своей работе инженеры MidBar рассчитывают на следующую особенность CD. Музыкальные компакт-диски содержат два типа информации — собственно музыку и контрольные данные, которые никогда не декодируются CD-проигрывателями. Вместо контрольных данных MidBar предлагает записывать избыточные объемы информации. При прослушивании компакт-диска на CD-плейере никаких значительных потерь в качестве звука не произойдет — плейер все так же проигнорирует контрольные данные. Если говорить о копировании диска, то устройство CD-R принимает избыточную контрольную информацию за музыкальные данные, и в итоге копия диска содержит значительные шумы и посторонние звуки. В некоторых случаях, как утверждает MidBar, прослушивание такой копии может испортить аудиотехнику.

SunnComm и Macrovision

Как и MidBar, американская компания SunnComm рассчитывает использовать разницу между CD-плейерами и устройствами CD-ROM для продвижения своей технологии. Как долгое время утверждала SunnComm, ее технология MediaCloQ была универсальным решением для музыкальных компаний, так как шипение и посторонние шумы, возникающие при копировании компакт-диска, но не ощутимые на оригинале, делают прослушивание музыки невозможным.

Аналогичными разработками занимается и американская компания Macrovision. Компакт-диски с использованием SafeAudio проходят тестирование в американских магазинах уже сегодня. И SunnComm, и MacroVision пришлось столкнуться с определенными сложностями в первые же дни после выхода на потребительский рынок.

Альбом Чарли Прайда (Charlie Pride), тестовая версия которого была выпущена с использованием технологий SunnComm, появился в Internet незадолго до официального релиза. Представители SunnComm утверждают, что копии композиций были сделаны с компакт-дисков, не защищенных разработками MediaCloQ, хотя на CDR FAQ (#S2-4-4) автором весьма подробно описан процесс оцифровки дисков SunnComm. Но есть в данном тестировании и положительный фактор — уровень возврата компакт-дисков, по словам представителей SunnComm, был низким, а это значит, что у подавляющего большинства пользователей не возникло проблем с воспроизведением звука.

Oбход технологии SafeAudio был также осуществлен в первые дни официального выхода на рынок. Сайт CD Freaks опубликовал детальную статью о возможности игнорирования умышленных ошибок на компакт-дисках и дал ссылку на необходимое для этого ПО.

После этого официальные позиции SunnComm несколько изменились. Как замечает Питер Джейкобс (Peter Jacobs), никто и не говорит об уникальной защите от копирования. Задача компании — сделать процесс копирования как можно более сложным для обычного пользователя. В начале августа BMG приступила к эксперименту с компакт-дисками Macrovision. Сто тысяч CD, использующих SafeAudio, поступили в американские магазины. В экспериментальных целях диски никак не маркированы, и в целом при покупке компакт-диска покупатель не может определить, является ли CD "копируемым".

Перспективы

Если музыкальные компании не устают постоянно указывать на свои потери и падение продаж, в некоторых индустриях, наоборот, наблюдается рост спроса на технологии копирования. По данным Gartner Dataquest, только в 2001 г. будет продано 56,2 млн. устройств CD-R и CD-RW. Кроме того, прогнозы IDC говорят о том, что в этом году по всему миру будет реализовано 5 млрд. CD-заготовок. Некоторые компании решили "пойти своим путем", и концерн EMI купил крупный пакет акций софтверной компании Roxio только для того, чтобы убедить последнюю внедрить технологии защиты в популярный программный пакет Adaptec Easy CD Creator. Следующие версии данной программы при попытке оцифровать композицию, принадлежащую EMI, будут требовать приобретения лицензии на цифровую копию песни.

Между тем, как считают в EMI, чрезмерная защита от копирования также может привести к падению продаж. Пользователи в целом привыкли оцифровывать лицензионные диски для того, чтобы музыку можно было послушать на портативном МР3-плейере или на лэптопе в дороге. "Мы стараемся придерживаться разумного подхода, — рассказывает Джей Самит (Jay Samit), вице-президент EMI, — и просто работаем над тем, чтобы сделать копирование музыки сложным процессом". В качестве примера "сложного процесса" специалисты зачастую называют VHS-видеокассеты — носитель не является объектом пиратства в Европе и США, хотя копировать кассеты в домашних условиях в принципе возможно.

Вероятно, именно такую альтернативу предложит музыкальным компаниям Microsoft. Софтверный гигант рекомендовал издателям включать в компакт-диски как музыку, так и цифровые копии треков. При этом музыкальная информация может быть защищена одной из вышеописанных технологий, в то время как цифровые копии композиций должны быть записаны в формате WMA компании Microsoft. Windows Media имеет встроенную поддержку авторских прав, и приобретенные музыкальные файлы могут быть воспроизведены только на компьютере покупателя.

Издатели, тем не менее, пока что соблюдают осторожность и последовательность, так как при внедрении подобных технологий существует весьма реальный риск потери определенной группы покупателей.