Если в каталоге Google зайти в раздел,
посвященный лоббированию, вы обнаружите более 70 сайтов структур, основной
задачей которых является защита определенных интересов на государственном уровне.
В США принято лоббировать все – от постройки нового насоса на водоканале до увеличения
бюджета космических программ. Естественно, высокотехнологический сектор не стал
исключением.
Собственно, в статье мы не станем обсуждать такие аспекты, как целесообразность
подобных процессов и то, где же проходит та призрачная черта, которая разделяет
лоббирование и коррупцию в государственных органах. Основной интерес для нас будет
представлять практика продвижения технологическими компаниями своих интересов
в правительственных кругах. А то, что это становится все более популярным, подтверждают
цифры, приведенные ниже. Однако сперва стоит разобраться в различных видах IT-лоббирования.
На первом месте (не столько по своим объемам, сколько по значимости) находится корпоративное продвижение интересов. Здесь существуют два действующих субъекта — корпорация и правительство (т. е. вся верхушка власти). Другой вид — так называемое организационное лоббирование, также приобретающее все больший размах, и здесь субъектами отношений выступают, с одной стороны, правительство и отдельные его представители, а с другой — организации, представляющие интересы своих клиентов.
Корпоративное лоббирование
Корпорации, как правило, имеют достаточно солидные бюджеты и собственный корпоративный
статус, что позволяет им общаться с сильными мира сего, обходясь без посредников.
Кроме того, их возможности для политического "шантажа" довольно велики,
если за ними числится большое количество рабочих мест или крупные инвестиции в
местную экономику.
Некоторые факты с сайта Палаты представителей Конгресса США
|
Чаще всего гиганты индустрии начинают проникновение в государственные структуры
еще на этапе предвыборных кампаний, финансируя деятельность того или иного кандидата.
В этом плане весьма показателен случай, произошедший в штате Вашингтон, где в
Сенат баллотировались республиканец Слейд Гортон (Slade Gorton) и демократ Мария
Кэнтвелл (Maria Cantwell). Если первый был широко известным защитником корпорации
Microsoft в период антимонопольного расследования, то представительница от демократической
партии прежде работала в Real Networks. Именно этот факт, а также непосредственное
финансирование софтверными корпорациями предвыборных кампаний кандидатов позволили
многим говорить о том, что на самом деле в Сенат баллотировались не республиканцы
и демократы — борьба шла между Microsoft и Real Networks.
Если же взглянуть на список
основных финансовых доноров предвыборных кампаний кандидатов на должность
Президента США, то здесь лидером является AT&T, дальше в списке идут Microsoft,
SBC Communications, Bell Atlantic, BellSouth и DreamWorks.
Однако нельзя утверждать, что лоббирование имеет место только во время предвыборных кампаний. Диалог между технологическими корпорациями и властью происходит непрерывно, и многие компании имеют своих постоянных представителей в Вашингтоне или же используют услуги профессиональных лоббистов. Для того чтобы оценить масштабы данного направления, достаточно взглянуть на соответствующие бюджеты некоторых компаний.
В последнее время на слуху у многих были лоббистские атаки таких компаний, как Microsoft (антимонопольное расследование), DoubleClick (изменение законов о неразглашении персональной информации в Internet), профессиональная ассоциация Recording Industry Association of America (дело Napster) и многих других.
Каким же образом чаще всего фиксируются взаимоотношения корпорации и власти?
- Финансирование кампаний. Здесь участие технологических корпораций проследить
легче всего, так как объемы частных пожертвований в фонд кандидатов подлежат
разглашению. - Финансирование представительств. Многие технологические компании
предпочитают содержать собственный офис в столице США сугубо для лоббистских
целей. Сотрудники данного офиса поддерживают связи с представителями законодательной
и исполнительной власти, и эффективность их работы оценивается объемом выполненных
задач, постановкой которых занимается высшее руководство компании. - Найм специального представителя. Бывшие президенты, вице-президенты
и законодатели редко остаются без работы. После ухода из властных структур
у них остаются связи и, соответственно, влияние. Многие чиновники после правительственной
работы предпочитают получать свою зарплату из фондов компании, которая оценит
их возможности.
Организационное лоббирование
Весьма легко рассуждать о защите своих интересов, если ваш бизнес представляет
собой транснациональную корпорацию с десятками тысяч сотрудников и миллиардными
доходами. Означает ли это, что если вы представитель малого и среднего бизнеса,
то ваши интересы остаются в стороне? Выражение "Любой каприз за ваши деньги"
работает и в этом случае, и сегодня в США существует огромное количество организаций,
согласных защитить ваши права в законодательной сфере.
Чаще всего подобные структуры основываются на средства крупных корпораций, однако впоследствии за ежемесячную или годовую плату "вход становится открытым для всех желающих", и тогда возможности лоббирования открываются и среднему бизнесу.
Пожалуй, наиболее известной организацией для лоббирования интересов high-tech-сектора
является TechNet.
Общественный институт, в правление которого входят такие незаурядные личности,
как Крег Барретт (Craig Barrett) из Intel, Джон Чемберс (John Chambers) из Cisco
Systems, Джон Доуэрр (John Doerr) из Kleiner Perkins Caufield & Byers, Боб
Хербольд (Bob Herbold) из Microsoft и многие другие, активно сотрудничает с законодательными
органами США.
Достижения IT-лоббистов в 2000 г.
|
Именно за TechNet числятся такие успешные лоббистские проекты, как увеличение
числа рабочих виз H1-B для иностранных IT-специалистов, внедрение более жестких
стандартов тестирования математики в американских школах, увеличение правительственных
грантов на научные исследования.
Business
Software Alliance занимается вопросами компьютерного пиратства
и защиты интеллектуальных прав в области программного обеспечения. BSA финансируют
многие крупные производители программного обеспечения, в том числе Microsoft,
Apple, Adobe, Macromedia, IBM, Intel, Novell, Sybase, Symantec и др.
Основные направления ее деятельности — предотвращение интеллектуального пиратства. Именно BSA сотрудничает с законодателями США при разработке актов, касающихся интеллектуальной собственности. Через эту организацию осуществляется и давление на правительство США в области внешней политики. Так, отчеты BSA используются для определения масштабов программного пиратства на международном уровне.
American
Electronic Association занимается как активной лоббистской деятельностью,
так и обслуживанием электронной индустрии. Ассоциация ежегодно публикует ряд отчетов
о состоянии дел в электронной индустрии, а сюда относится и производство чипов,
и разработка программного обеспечения. AEA является своеобразным PR-агентством
технологического сектора в США — участники ассоциации регулярно выступают в Конгрессе
от лица технологических корпораций. Именно AEA американские IT-компании поручили
предотвращение введения каких бы то ни было торговых санкций против Китая.
Также ассоциация занимается организацией встреч high-tech-бизнеса и представителей власти. Подобная практика распространена сегодня и в России, где высшее руководство страны уже несколько раз обсуждало состояние дел с Internet-общественностью и представителями технологических компаний.
Объемы политического лоббирования среди IT-компаний,
тыс. долл.
Компания |
1998 г. |
1999 г. |
2000 г. |
Microsoft |
3740 |
4860 |
6400 |
America Online |
1020 |
1360 |
1800 |
Cisco Systems |
600 |
260 |
320 |
Novell |
570 |
500 |
500 |
Ebay |
– |
74 |
415 |
3Com |
– |
110 |
200 |
DoubleClick |
– |
20 |
40 |
Источник: Center for Responsive Politics
Software
and Information Industry Association является еще одной организацией,
о которой часто можно услышать, если следить за рынком высоких технологий и правительственной
политикой США в данной сфере. SIIA занимается законотворчеством и сотрудничеством
с Конгрессом США, публикует открытые письма сенаторам и конгрессменам, нанимает
высококвалифицированных юристов для продвижения интересов своих клиентов. Ассоциация
объединяет около тысячи компаний, однако в списке довольно подозрительно выглядит
отсутствие таких лидеров софтверного рынка, как Microsoft, а также ее партнера
во многих программах Intel.
Кроме защиты интересов своих участников, SIIA выполняет дополнительные функции. В частности, финансирование ассоциации такими компаниями, как Oracle, Sun Microsystems и America Online, наводит на мысли о том, что в SIIA многие "дружат" против Microsoft. Подозрения только усиливаются, если вспомнить, что именно представители SIIA выступали в качестве свидетелей обвинения в процессе "Департамент юстиции против корпорации Microsoft". Так что лоббистский характер данной организации вполне очевиден.
NetCoalition,
как можно судить из названия, занимается защитой интересов Internet-компаний.
Основной задачей коалиции во время предвыборной президентской кампании в США было
введение моратория на налоги с покупок в Сети. И, по всей видимости, она решена,
поскольку Президент Джордж Буш недавно публично заявил о недопущении налогообложения
сделок в Internet. За главным "лоббистом порталов" стоят Yahoo!, America
Online, Excite @ Home, Lycos, DoubleClick и Inktomi.
Выводы
Сектор высоких технологий также чрезвычайно привлекателен для политиков различных
рангов власти. Деятельность софтверных и Internet-компаний не приводит к ухудшению
экологической обстановки и травматизму на производстве в результате нарушений
правил техники безопасности и пр. На удивление, они в целом создают более благоприятную
обстановку в регионе, привлекают людей с образованием выше среднего, способствуют
активному развитию телекоммуникационной инфраструктуры региона и увеличению средней
заработной платы в избирательном округе.
Кроме того, защита политиком интересов высокотехнологических компаний несколько поднимает и его собственный престиж, так как чаще всего в подобных случаях речь идет об интеллектуальной собственности, уровне заработной платы и других нюансах, которые политик затем может записать в свой актив.
Поэтому остается только удивляться, если высокотехнологическое лобби в стране отсутствует. Как свидетельствуют цифры, приведенные выше, в США в скором будущем лоббирование в секторе IT имеет шанс превратиться в отдельную индустрию, а сегодня Internet-агентство Wired даже ведет рейтинг "высокотехнологичности" каждого сенатора в зависимости от результатов его голосования по тому или иному проекту.
Крупнейшие IT-доноры предвыборной кампании
в Конгресс США, 1999 г.
Компания |
Объем пожертвований,
$ |
Microsoft |
793520
|
America Online |
263750
|
Learning Company |
201500
|
Oracle |
137000
|
EDS |
129550
|
Gateway |
98337
|
Eltrax Systems |
81750
|
Cisco Systems |
59000
|
MCG Consulting |
55000
|
Sterling Software |
54250
|
В США индустрия высоких технологий уже довольно далека от того, чтобы называться
"молодой". Если Internet-компании в целом только начинают свой путь,
то разработчики программного обеспечения и производители аппаратных решений существуют
уже несколько десятилетий. И проникновение сектора high-tech в большую политику
только закономерно, так как чаще всего в деловом мире приходится руководствоваться
известным слоганом о том, чье это дело — спасение утопающих.