Обзоры Обзоры 03.07.2001 в 21:00 comment

Лоббирование IT-сектора на госуровне: как это делается в США

author avatar
https://secure.gravatar.com/avatar/2f8d57cddfeb455ba418faa11ee01bb0?s=96&r=g&d=https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/06/no-avatar.png *** https://secure.gravatar.com/avatar/2f8d57cddfeb455ba418faa11ee01bb0?s=96&r=g&d=https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/06/no-avatar.png *** https://itc.ua/wp-content/themes/ITC_6.0/images/no-avatar.svg

ITC.UA

автор

Если в каталоге Google зайти в раздел,
посвященный лоббированию
, вы обнаружите более 70 сайтов структур, основной
задачей которых является защита определенных интересов на государственном уровне.
В США принято лоббировать все – от постройки нового насоса на водоканале до увеличения
бюджета космических программ. Естественно, высокотехнологический сектор не стал
исключением.

Собственно, в статье мы не станем обсуждать такие аспекты, как целесообразность
подобных процессов и то, где же проходит та призрачная черта, которая разделяет
лоббирование и коррупцию в государственных органах. Основной интерес для нас будет
представлять практика продвижения технологическими компаниями своих интересов
в правительственных кругах. А то, что это становится все более популярным, подтверждают
цифры, приведенные ниже. Однако сперва стоит разобраться в различных видах IT-лоббирования.

На первом месте (не столько по своим объемам, сколько по значимости) находится корпоративное продвижение интересов. Здесь существуют два действующих субъекта — корпорация и правительство (т. е. вся верхушка власти). Другой вид — так называемое организационное лоббирование, также приобретающее все больший размах, и здесь субъектами отношений выступают, с одной стороны, правительство и отдельные его представители, а с другой — организации, представляющие интересы своих клиентов.

Корпоративное лоббирование

Корпорации, как правило, имеют достаточно солидные бюджеты и собственный корпоративный
статус, что позволяет им общаться с сильными мира сего, обходясь без посредников.
Кроме того, их возможности для политического "шантажа" довольно велики,
если за ними числится большое количество рабочих мест или крупные инвестиции в
местную экономику.

Некоторые факты с сайта Палаты представителей
Конгресса США

  • Ежегодно индустрия лоббистов
    получает 8,4 млрд. долл. США.

  • Большинство (!) жителей
    города Вашингтон, которые не работают на государственных должностях,
    работают в лоббистской индустрии.

  • В Вашингтоне в три раза
    больше адвокатов, чем во всей Японии.

  • Если бы лоббисты Вашингтона
    отделились и основали самостоятельное государство, то по уровню развития
    экономики она опережала бы 57 стран мира.

  • На каждую бензозаправку
    в Вашингтоне приходится 13 лоббистских контор.

  • Самый больной вопрос,
    к решению которого привлекаются лоббистские организации, — налогообложение.

Чаще всего гиганты индустрии начинают проникновение в государственные структуры
еще на этапе предвыборных кампаний, финансируя деятельность того или иного кандидата.
В этом плане весьма показателен случай, произошедший в штате Вашингтон, где в
Сенат баллотировались республиканец Слейд Гортон (Slade Gorton) и демократ Мария
Кэнтвелл (Maria Cantwell). Если первый был широко известным защитником корпорации
Microsoft в период антимонопольного расследования, то представительница от демократической
партии прежде работала в Real Networks. Именно этот факт, а также непосредственное
финансирование софтверными корпорациями предвыборных кампаний кандидатов позволили
многим говорить о том, что на самом деле в Сенат баллотировались не республиканцы
и демократы — борьба шла между Microsoft и Real Networks.

Практичний інтенсивний курс з дизайну - Design Booster від Powercode academy.
Навчіться дизайну з нуля за 3 місяці і заробляйте перші $1000, навіть якщо ви не маєте креативного мислення, смаку або вміння малювати. Отримайте практичні навички, необхідні для успішної кар'єри в дизайні.
Зарееструватися

Если же взглянуть на список
основных финансовых доноров
предвыборных кампаний кандидатов на должность
Президента США, то здесь лидером является AT&T, дальше в списке идут Microsoft,
SBC Communications, Bell Atlantic, BellSouth и DreamWorks.

Однако нельзя утверждать, что лоббирование имеет место только во время предвыборных кампаний. Диалог между технологическими корпорациями и властью происходит непрерывно, и многие компании имеют своих постоянных представителей в Вашингтоне или же используют услуги профессиональных лоббистов. Для того чтобы оценить масштабы данного направления, достаточно взглянуть на соответствующие бюджеты некоторых компаний.

В последнее время на слуху у многих были лоббистские атаки таких компаний, как Microsoft (антимонопольное расследование), DoubleClick (изменение законов о неразглашении персональной информации в Internet), профессиональная ассоциация Recording Industry Association of America (дело Napster) и многих других.

Каким же образом чаще всего фиксируются взаимоотношения корпорации и власти?

  • Финансирование кампаний. Здесь участие технологических корпораций проследить
    легче всего, так как объемы частных пожертвований в фонд кандидатов подлежат
    разглашению.

    Практичний інтенсивний курс з дизайну - Design Booster від Powercode academy.
    Навчіться дизайну з нуля за 3 місяці і заробляйте перші $1000, навіть якщо ви не маєте креативного мислення, смаку або вміння малювати. Отримайте практичні навички, необхідні для успішної кар'єри в дизайні.
    Зарееструватися
  • Финансирование представительств. Многие технологические компании
    предпочитают содержать собственный офис в столице США сугубо для лоббистских
    целей. Сотрудники данного офиса поддерживают связи с представителями законодательной
    и исполнительной власти, и эффективность их работы оценивается объемом выполненных
    задач, постановкой которых занимается высшее руководство компании.

  • Найм специального представителя. Бывшие президенты, вице-президенты
    и законодатели редко остаются без работы. После ухода из властных структур
    у них остаются связи и, соответственно, влияние. Многие чиновники после правительственной
    работы предпочитают получать свою зарплату из фондов компании, которая оценит
    их возможности.

Организационное лоббирование

Весьма легко рассуждать о защите своих интересов, если ваш бизнес представляет
собой транснациональную корпорацию с десятками тысяч сотрудников и миллиардными
доходами. Означает ли это, что если вы представитель малого и среднего бизнеса,
то ваши интересы остаются в стороне? Выражение "Любой каприз за ваши деньги"
работает и в этом случае, и сегодня в США существует огромное количество организаций,
согласных защитить ваши права в законодательной сфере.

Чаще всего подобные структуры основываются на средства крупных корпораций, однако впоследствии за ежемесячную или годовую плату "вход становится открытым для всех желающих", и тогда возможности лоббирования открываются и среднему бизнесу.

Пожалуй, наиболее известной организацией для лоббирования интересов high-tech-сектора
является TechNet.
Общественный институт, в правление которого входят такие незаурядные личности,
как Крег Барретт (Craig Barrett) из Intel, Джон Чемберс (John Chambers) из Cisco
Systems, Джон Доуэрр (John Doerr) из Kleiner Perkins Caufield & Byers, Боб
Хербольд (Bob Herbold) из Microsoft и многие другие, активно сотрудничает с законодательными
органами США.

Достижения IT-лоббистов в 2000 г.

  • Трехлетний мораторий
    на налоги в Internet.

  • Законодательная защита
    от судебного преследования в случае возникновения убытков вследствие
    Проблемы 2000.

  • Налоговые льготы для
    компаний, вкладывающих в Research & Development.

  • Увеличение государственных
    грантов на научные исследования в области высоких технологий.

  • Укрепление торгово-экономических
    отношений с КНР.

  • Законодательное ограничение
    киберсквоттерской (незаконной) деятельности.

  • Начало реформы патентного
    законодательства.

  • Законодательное признание
    цифровой подписи.

Именно за TechNet числятся такие успешные лоббистские проекты, как увеличение
числа рабочих виз H1-B для иностранных IT-специалистов, внедрение более жестких
стандартов тестирования математики в американских школах, увеличение правительственных
грантов на научные исследования.

Business
Software Alliance
занимается вопросами компьютерного пиратства
и защиты интеллектуальных прав в области программного обеспечения. BSA финансируют
многие крупные производители программного обеспечения, в том числе Microsoft,
Apple, Adobe, Macromedia, IBM, Intel, Novell, Sybase, Symantec и др.

Основные направления ее деятельности — предотвращение интеллектуального пиратства. Именно BSA сотрудничает с законодателями США при разработке актов, касающихся интеллектуальной собственности. Через эту организацию осуществляется и давление на правительство США в области внешней политики. Так, отчеты BSA используются для определения масштабов программного пиратства на международном уровне.

American
Electronic Association
занимается как активной лоббистской деятельностью,
так и обслуживанием электронной индустрии. Ассоциация ежегодно публикует ряд отчетов
о состоянии дел в электронной индустрии, а сюда относится и производство чипов,
и разработка программного обеспечения. AEA является своеобразным PR-агентством
технологического сектора в США — участники ассоциации регулярно выступают в Конгрессе
от лица технологических корпораций. Именно AEA американские IT-компании поручили
предотвращение введения каких бы то ни было торговых санкций против Китая.

Также ассоциация занимается организацией встреч high-tech-бизнеса и представителей власти. Подобная практика распространена сегодня и в России, где высшее руководство страны уже несколько раз обсуждало состояние дел с Internet-общественностью и представителями технологических компаний.

Объемы политического лоббирования среди IT-компаний,
тыс. долл.

Компания

1998 г.

1999 г.

2000 г.

Microsoft

3740

4860

6400

America
Online

1020

1360

1800

Cisco Systems

600

260

320

Novell

570

500

500

Ebay

74

415

3Com

110

200

DoubleClick

20

40

Источник: Center for Responsive Politics

Software
and Information Industry Association
является еще одной организацией,
о которой часто можно услышать, если следить за рынком высоких технологий и правительственной
политикой США в данной сфере. SIIA занимается законотворчеством и сотрудничеством
с Конгрессом США, публикует открытые письма сенаторам и конгрессменам, нанимает
высококвалифицированных юристов для продвижения интересов своих клиентов. Ассоциация
объединяет около тысячи компаний, однако в списке довольно подозрительно выглядит
отсутствие таких лидеров софтверного рынка, как Microsoft, а также ее партнера
во многих программах Intel.

Кроме защиты интересов своих участников, SIIA выполняет дополнительные функции. В частности, финансирование ассоциации такими компаниями, как Oracle, Sun Microsystems и America Online, наводит на мысли о том, что в SIIA многие "дружат" против Microsoft. Подозрения только усиливаются, если вспомнить, что именно представители SIIA выступали в качестве свидетелей обвинения в процессе "Департамент юстиции против корпорации Microsoft". Так что лоббистский характер данной организации вполне очевиден.

NetCoalition,
как можно судить из названия, занимается защитой интересов Internet-компаний.
Основной задачей коалиции во время предвыборной президентской кампании в США было
введение моратория на налоги с покупок в Сети. И, по всей видимости, она решена,
поскольку Президент Джордж Буш недавно публично заявил о недопущении налогообложения
сделок в Internet. За главным "лоббистом порталов" стоят Yahoo!, America
Online, Excite @ Home, Lycos, DoubleClick и Inktomi.

Выводы

Сектор высоких технологий также чрезвычайно привлекателен для политиков различных
рангов власти. Деятельность софтверных и Internet-компаний не приводит к ухудшению
экологической обстановки и травматизму на производстве в результате нарушений
правил техники безопасности и пр. На удивление, они в целом создают более благоприятную
обстановку в регионе, привлекают людей с образованием выше среднего, способствуют
активному развитию телекоммуникационной инфраструктуры региона и увеличению средней
заработной платы в избирательном округе.

Кроме того, защита политиком интересов высокотехнологических компаний несколько поднимает и его собственный престиж, так как чаще всего в подобных случаях речь идет об интеллектуальной собственности, уровне заработной платы и других нюансах, которые политик затем может записать в свой актив.

Поэтому остается только удивляться, если высокотехнологическое лобби в стране отсутствует. Как свидетельствуют цифры, приведенные выше, в США в скором будущем лоббирование в секторе IT имеет шанс превратиться в отдельную индустрию, а сегодня Internet-агентство Wired даже ведет рейтинг "высокотехнологичности" каждого сенатора в зависимости от результатов его голосования по тому или иному проекту.

Крупнейшие IT-доноры предвыборной кампании
в Конгресс США, 1999 г.

Компания
Объем пожертвований,
$
Microsoft
793520
America
Online
263750
Learning
Company
201500
Oracle
137000
EDS
129550
Gateway
98337
Eltrax
Systems
81750
Cisco Systems
59000
MCG Consulting
55000
Sterling
Software
54250

В США индустрия высоких технологий уже довольно далека от того, чтобы называться
"молодой". Если Internet-компании в целом только начинают свой путь,
то разработчики программного обеспечения и производители аппаратных решений существуют
уже несколько десятилетий. И проникновение сектора high-tech в большую политику
только закономерно, так как чаще всего в деловом мире приходится руководствоваться
известным слоганом о том, чье это дело — спасение утопающих.


Loading comments...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: