Международная или национальная? Какую гарантию предоставляют в нашей стране популярные производители электроники

Международная или национальная? Какую гарантию предоставляют в нашей стране популярные производители электроники

Покупатели всех стран мира все чаще используют интернет-магазины и все больше покупают онлайн, в том числе и за рубежом. Украинцы, к счастью, не исключение. Более низкая цена и хорошие условия доставки часто мотивируют нас предпочесть известный магазин за рубежом. Оффлайновые покупки за рубежом также растут. C началом действия безвизового режима и прихода в страну авиакомпаний-лоукостеров украинцам станет проще ездить в страны Шенгенского соглашения. Это позволит не только активнее заняться туризмом, но и чаще покупать в Европе товары, в том числе электронику.

Тем не менее, купив смартфон, ноутбук или даже видеокарту за границей и столкнувшись с поломкой, пользователи получают отказ в гарантийном обслуживании, так как устройство было куплено не в Украине. Мы решили выяснить, какие популярные производители электроники предоставляют международную, а какие только национальную гарантию, и почему украинцам отказывают в гарантии на честно купленную за границей технику.

Международная и национальная гарантия

Известные производители, как правило, предоставляют в Украине гарантию только на товары, которые куплены в авторизованных ими магазинах. Таким образом, даже если устройство покупалось в точно таком же официальном магазине за границей, официальный сервисный центр в Украине его не примет.

Некоторые компании идут навстречу покупателям, и после обращения в глобальную службу поддержки могут разрешить отремонтировать или заменить устройство, купленное вне авторизованной сети. В частности, это встречается среди производителей игровых аксессуаров, таких как Razer и SteelSeries.

«Имея чек на руках и необходимость ремонта в Украине, нужно предварительно написать в саппорт на официальном сайте, и дождаться их подтверждения о возможности предоставления гарантийного обслуживания в локальном сервисном центре. Но фактически говорить о международной гарантии можно только с большой натяжкой» — объяснил ITC.UA Николай Очкань, руководитель магазина «3ona51».

Полную международную гарантию в Украине предоставляет всего несколько производителей. Это означает, что не важно, где было куплено устройство, его примут в ремонт по гарантии в Украине, а также в любой другой стране с официальным сервисным центром. Как рассказал ITC.UA Андрей Сивенюк, маркетинг-менеджер Dell EMC в Украине, международная гарантия на устройства Dell действует по всему миру:

«Если клиент купил ноутбук в США и находится, например, в Украине в командировке, то его обслуживают по гарантии. Если клиент купил ноутбук в США и будет жить в Украине, то ему надо сделать перевод гарантии в Украину, это делается онлайн. Компании так дороже и сложнее, но мы глобальный бренд, такова наша политика и конкурентное преимущество».

Таблица, которая поможет разобраться, какие компании обеспечивают гарантию в Украине на устройства, купленные за границей:

КомпанияТовар куплен за границей, действует ли гарантия в Украине?
AppleНет, кроме программ глобальной замены
ASUS

Только на ноутбуки (исключением являются эксклюзивные модели

зарубежных ритейлеров)

AcerНет
CanonНет
DellДа
FujifilmДа
HPНет
Kingston

Производитель не ремонтирует, а меняет товар, но его нужно самостоятельно

отправлять в магазин, в котором он покупался. В том числе в другую страну.

HTCНет
HuaweiНет
LenovoТолько на устройства серии ThinkPad
LGНет
MSIТолько на ноутбуки
MotorolaНет
NokiaНет
NikonТолько на товары из Европы
OlympusТолько на товары из Европы
RazerНет
SamsungНет
SonyНет
SteelSeriesНет
LogitechНет
TP-LinkНет
GigabyteНет

 

Почему производители ограничивают гарантию Украиной?

Как мы поняли в результате общения со специалистами по торговле, использование национальной гарантии — это один из способов борьбы против параллельного импорта.

Напомним, что параллельный импорт в Украине — это законный импорт, но который осуществляется в обход торговой цепочки, сформированной производителем, то есть, образно говоря, параллельно. Тем не менее, довольно часто, в сторону фирм, занимающихся такими поставками, со стороны их конкурентов, звучат самые разные обвинения, их называют «серыми» поставщиками, контрабандистами и тому подобное. Но параллельный импорт в нашей стране не запрещен, поэтому эти компании продолжают работать, и часто предлагают оригинальную продукцию по более низким ценам, чем официальные партнеры. При этом важно отметить, что речь идёт именно о законном импорте, а не схемах уклонения от уплаты налогов.

И так как закон позволяет параллельный импорт, некоторые локальные офисы производителей решили бороться с ним за счет потребителей. Но если покупатель хочет сэкономить свои деньги и купить «серый» товар здесь или «белый» (или какого-то другого цвета) за рубежом, то, скорее всего, он лишается бесплатного гарантийного обслуживания.

Такой подход иногда приводит к казусным ситуациям, как например с Apple, которая предоставляет международную гарантию на свои устройства, но в Украине она не действует, кроме тех случаев, когда компания признаёт проблему и производит глобальную замену.

Как рассказал ITC.UA киевлянин Константин Литвин, купленный за границей ноутбук Apple, на экране которого появились битые пикселы, локальный авторизированный сервисный центр отказался принимать в ремонт, сославшись на то, что он куплен не в Украине. При этом ноутбук покупался с дополнительной гарантией AppleCare Protection Plan, а она включает полное покрытие, как ремонта, так и запчастей, в течение трёх лет.

«Я начал связываться через форму на apple.com с командой поддержки и объяснять им проблему. Параллельно подключил АСЦ в стране покупки и нашел на форуме Apple подобные моему случаи, где итогом был обмен по гарантии. В моей ситуации всё было не так радужно, а сводилось к тому, что мне рекомендовали нести в ближайший АСЦ свой ноутбук на диагностику или привозить в тот город, где он покупался. После двух месяцев переписки с разными людьми из поддержки я сдался. И решил, что если в ближайшие годы буду где-то в Европе, то пойду в их АСЦ. Из этой истории я вынес, что больше не буду покупать в Украине так называемую «официальную» технику Apple. Покупать лучше (дешевле и сервис выше) в любой стране (привет безвизу), кроме Украины, пока не придёт официальный Apple» — рассказал ITC.UA о своём опыте общения с локальным сервисом Константин Литвин.

В борьбе с параллельным импортом, его противники также пытаются использовать законодательство о защите торговых марок. Не так давно Сергей Арабаджи, генеральный директор Hotline.ua в колонке для AIN высказался за международный принцип исчерпания прав на торговую марку, то есть передачу прав на использование торговой марки от производителя покупателю, после которой он не может препятствовать его дальнейшей продаже. Мы спросили Сергея, связаны ли темы торговых марок и гарантии, и что он думает о ситуации с гарантийным обслуживанием:

«Исчерпание прав на торговую марку, сертификация и гарантия – это методы борьбы авторизованных дистрибьюторов против остальных участников рынка с целью монополизации рынка и увеличения прибыли. Эта борьба ведется за счет покупателя и приводит как к удорожанию товаров, так и к ущемлению прав покупателей.

Тот факт, что производители называют купленные у них товары (просто не в Украине) серыми, серо-буро-малиновыми и даже контрабандой (это полная чушь) – меня искренне удивляет.

Я понимаю, что у них есть какие-то основания так делать, но им бы следовало взглянуть на «срок годности» этих оснований, и оценить, как изменились технологии, а с ними и розничная торговля, за последнее десятилетие, и подумать об интересах своих покупателей.

«Я запрещаю покупать этот товар не у фирм А и Б», «я накажу всех, кто это сделал», «я откажу в гарантии на произведенный мной товар» – вот какой у них сегодня лексикон.

Отказ в гарантии – это очевидно борьба с параллельным импортом за счет покупателя. То есть это борьба с покупателем. Куда как правильнее не отказывать, а, наоборот, ставить на официальную гарантию независимо от места покупки. По такой «регистрации товара» можно будет точно и объективно оценивать свою долю в стране. Можно видеть какие модели пользуются спросом, анализировать проинсталлированную базу. А «видя» своих пользователей, это позволит с ними общаться, продавать им новые продукты и вспомогательные услуги, сделать их счастливее».

В итоге

Подводя итоги, стоит сказать, что Украина стала ближе к Европе благодаря развитию технологий и безвизовому режиму, но не в плане гарантийного обслуживания или свободы рынка. Покупая электронику за рубежом нужно помнить, что не каждый производитель будет готов обеспечить её гарантийный ремонт в Украине. Часто это объясняют борьбой с «серым» импортом, но нам не кажется это убедительным и правильным. Поэтому, мы надеемся, что в Украине в итоге утвердят международный принцип исчерпания прав на торговую марку и производители пересмотрят свои политики ценообразования и гарантийного обслуживания для своих партнеров и клиентов в Украине.