Microsoft Office 2013: предварительный обзор

С момента выхода Microsoft Office 2010 прошло уже 3 года, а это значит, что самое время выпускать очередную версию (как мы помним, примерно такой же временной период был между MS Office 2007 и MS Office 2010). Тем более что этой осенью нас ждет новая ОС Windows 8, и к ее выходу обновить второе главное программное обеспечение от Microsoft, как говорится, сам бог велел.


16 июля Microsoft объявила о выпуске превью-версии пакета для обычных пользователей — Microsoft Office 2013 Preview. Финальный релиз будет доступен как для x86/x64, так и для ARM-процессоров, однако Preview существует лишь в версиях для 32-битных и 64-битных систем – что логично, учитывая, что Windows 8 для ARM пока еще недоступна рядовому пользователю. Языковая поддержка также ограничена – имеются лишь английская и испанская версии.

Облако

Главным отличием от всех предыдущих версий пакета, пожалуй, является именно тесная интеграция с облачным хранилищем. Именно теперь все становится на свои места, и запуск онлайновой службы Office 365, который рядовые пользователи в основной своей массе просто проигнорировали, оказывается логичным и своевременным шагом. Разрозненные еще недавно частички мозаики становятся на свои места, и в итоге получается цельная картина – с «онлайново-десктопным» Office 365, обновленным Office 15 и с интегрированным в Windows 8 сервисом SkyDrive, куда по умолчанию сохраняются все создаваемые в офисном пакете документы, чтобы быть доступными на любом компьютере, планшете или смартфоне (при условии, разумеется, что все эти устройства работают под управлением ОС Windows). Разумеется, в таком случае значительно упрощается совместная работа над документами – из любого приложения можно отправить ссылку на файл для ознакомления или пригласить поучаствовать в его редактировании. Кстати, «логиниться» в офис нужно с помощью учетной записи Microsoft (ранее известной как Windows Live ID), после чего в каждом приложении в правом верхнем углу будет отображаться аватар пользователя с возможностью переключения на другой аккаунт.

И еще, не совсем про облако, но про общение и совместную работу – в MS Office 2013 интегрирована социальная сеть для бизнеса Yammer, которую Microsoft приобрела в этом году (и теперь в ее рамках предлагается интеграция с SharePoint и Microsoft Dynamics). Для простых пользователей более интересным является включение в состав офиса службы Skype (приобретена Microsoft годом ранее) и возможность общения с друзьями с помощью клиента Microsoft Lync, к которому можно подключить контакты Skype.

Интерфейс

Microsoft последовательно движет интерфейс пакета в сторону облегчения. Сначала в Office 2007 панель инструментов с россыпью мелких кнопок была заменена на ribbon-интерфейс – хоть этот шаг на первых порах и был принят в штыки, однако со временем с ним освоились, и комментарии в духе «последний нормальный офис был 2003-й» сейчас можно услышать лишь от наиболее консервативных пользователей Windows XP. В Office 2010 внешний вид был заметно облегчен, тяжеловесные рельефные элементы интерфейса оказались сглажены, появилось ощущение «воздуха» – и теперь мы видим, что на достигнутом Microsoft останавливаться не собиралась. Office 2013 выглядит минималистично, чтобы не сказать – аскетично, и теперь в нем отчетливо прослеживается унификация с обликом новой операционной системы, в первую очередь – с Metro-интерфейсом. Так, в новом офисе активно используются анимации при переходах, переключении между пунктами меню и т.д. (даже курсор в Word движется плавно) – они выполняются достаточно быстро, чтобы не вызывать у пользователя ощущения дискомфорта и «заторможенности» интерфейса, но при этом где-то на подсознательном уровне создают впечатление использования приложения с планшетно-смартфонным интерфейсом, а не десктопным.

Мы говорим Metro – подразумеваем партию, точнее, сенсорное управление. Office 2013 предсказуемо оптимизирован для использования на устройствах с сенсорными экранами, в нем появился специальный режим управления Touch Mode, который в Preview находится в меню Customize Quick Access Toolbar. Но все же оптимизация под Metro-интерфейс не настолько кардинальная, как можно было бы опасаться – плиток, огромных пунктов меню и т.д. в десктопной версии Office 2013 все же нет, и в целом перед нами все тот же Microsoft Office; с чисто визуальной точки зрения интерфейс хоть и очень сильно переработан, но преемственность дизайна с предыдущей версией пакета все равно отчетливо заметна, и осваиваться в новых приложениях с нуля, к счастью, не придется.

Установка

Установка Office 2013 Preview поначалу может вызвать недоумение – на официальной странице загрузки вам предлагают установить не Office 2013, а Office 365. Так и есть, в случае с этим пакетом мы имеем дело скорее с «приложением как сервис», чем с чисто десктопным ПО. Здесь нет явного инсталлятора — вы просто заходите под своим Windows Live ID и выбираете, какую именно превью-версию хотите опробовать. После этого загружается веб-инсталлятор, показывающий короткую демонстрацию — и все, вы можете начинать работу в новом офисе, даже не дожидаясь окончания загрузки (причем эту процедуру здесь называют wrapping things up — нигде в ходе инсталляции вы не увидите слова install).

Word

Сразу после загрузки мы попадаем на начальную страницу, претерпевшую определенные изменения по сравнению с Word 2010. Так, в левой панели выводится список недавно открытых документов, а в правом поле отображаются шаблоны новых документов.

В ribbon-интерфейсе появился новый пункт меню – Design. Здесь ожидаемо сосредоточены основные средства для оформления документа – набор готовых стилей, возможность изменения фона страницы, отступов, цвета текста и т.д. Заметим, что в отличие от шаблонов, доступных в пункте Home, здесь в понятие style set входят лишь свойства шрифта и абзаца – цветовое выделение, разделение на заголовки и основной текст и т.д. в разделе Design недоступны.

Из маленьких, но полезных мелочей – при открытии документа, который вы уже редактировали ранее, появляется всплывающее окошко, предлагающее перейти к месту, на котором файл был закрыт в последнем сеансе (причем это необязательно должно быть место правки – если вы просто читали большой текст и закрыли файл, открыть его можно в месте, где вы остановились в прошлый раз).

Улучшена система совместного редактирования документа – хоть для домашнего пользователя это и не особо важно, тем не менее теперь отслеживать, кто вносил изменения в текст, и обсуждать правки со всеми участниками работы над документом стало заметно удобнее.

Упрощен процесс вставки онлайнового видео в документ – достаточно в меню Insert выбрать пункт Online Video, и в появившемся меню вставить видео либо с помощью embed-кода, либо просто указать ссылку на YouTube. После этого окно с видео можно с легкостью двигать по документу, менять его размер и положение – при этом текст, благодаря функции Live Layout, будет в режиме реального времени подстраиваться под меняющееся оформление документа.

Расширены функции работы с PDF – если раньше Word умел лишь сохранять проделанную работу в готовый PDF-файл, то теперь он научился и редактировать уже существующие PDF-документы. С особо сложными случаями он, конечно, не справится (например, в PDF-версии журнала «Домашний ПК» наблюдались серьезные проблемы с форматированием), однако обычные PDF-файлы (инструкции по эксплуатации различной техники, документы, присланные по почте и т.д.) Word открывает и редактирует без проблем.

Следующая функция, Режим чтения, появилась в Word наверняка с прицелом на планшетное использование пакета – выбрав в меню View – Read Mode, вы попадаете в полноэкранный режим просмотра документа, с двумя стрелочками слева и справа экрана для переключения между страницами и без возможности редактирования (доступно лишь комментирование и выделение текста, поиск в Bing выделенного фрагмента и еще пару функций) – такой себе вариант «читалки» электронных книг.

Excel

Стартовый экран у Excel такой же, как и у Word – левая панель с недавними документами и правая часть с перечнем доступных шаблонов, среди которых, разумеется, и чистая таблица.

Из новых функций стоит упомянуть в первую очередь Flash Fill, доступную в пункте меню Data. Она анализирует структуру вводимой вами информации и позволяет заполнить остальные ячейки, основываясь на полученных ранее данных. Например, в демонстрационном файле это показывается на примере таблицы, где в одном столбце указаны имя и фамилия, и в соседнем с ним предлагается ввести только имя – после первых двух заполненных ячеек Excel сам предлагает заполнить оставшиеся поля в соответствии с данными из соседнего столбца. Конечно, на практике эта функция работает не так гладко, как в примере Microsoft, однако никто не ждет от программы идеального предсказания действий пользователя – по крайней мере, пока.

Функция Quick Analysis позволяет изменить представление введенных данных. Так, с ее помощью можно быстро изменить форматирование таблицы, выделив тем или иным образом важные данные, построить диаграмму, рассчитать данные с помощью формул, вставить sparklines (появившиеся в Excel 2010 «диаграммы в ячейках»), а также использовать сводные таблицы.

Outlook

Если не считать изменений, общих для всего пакета, принципиальных новшеств в Outlook 2013 не наблюдается, зато есть масса мелких нововведений. Например, меню переключения между почтой, календарем, задачами и т.д. заменено на Navigation Bar, которая выглядит как еще одна оптимизация пакета под сенсорное управление – если вас не устраивает такой вариант отображения, можно переключиться в компактный режим, в котором текстовые подписи заменяются пиктограммами. С Navigation Bar связано еще одно новшество –окна Peeks, всплывающие при наведении курсора на элементы этой панели, так что пользователь может, не переключаясь в соответствующее окно, увидеть запланированные встречи, посмотреть информацию об адресате и т.д. Из дополнительных удобств – в компактном режиме интерфейса Outlook в списке корреспонденции значки флажка и удаления появляются только при наведении курсора на конкретное письмо, зато сохраненный черновик, наоборот, показывается соответствующей пометкой у письма в инбоксе, на которое вы начали писать ответ.

Обязательная онлайновая составляющая пробралась и сюда – подключив офисный пакет к своим социальным сетям (Facebook, Linkedin), вы можете получать обновления от своих друзей – соответствующий пункт (What’s New) имеется в персональной карточке контакта.

Из менее логичных нововведений отметим панель с погодой, отображающейся в окне календаря – сложно понять, что она здесь делает, однако ее всегда можно отключить в настройках Outlook.

PowerPoint

Стартовая страница у PowerPoint аналогична таковым у Word и Excel – список недавно открывавшихся презентаций и набор шаблонов для изготовления новой.

Для более удобного проведения презентаций на дополнительном экране предназначен режим Presenter View. Он вызывается по Alt-F5 и представляет собой полноэкранный режим с набором инструментов для облегчения процесса демонстрации слайдов, причем виден он только на «персональном экране», а собственно слайды отображаются на большом экране – например, проекторе.

В презентации часто вставляют таблицы и диаграммы, и в новом PowerPoint появилась возможность внедрять таблицы из Excel, причем без потери функциональности. Как и в Word, в PowerPoint имеется функция продолжения чтения документа с места, на котором пользователь остановился в предыдущем сеансе работы с ним. Еще одна общая с Word функция – система комментирования. Появились и более мелкие усовершенствования – например, возможность воспроизведения фоновой музыки на протяжении всей презентации, инструмент подбора цвета для надписей, родная поддержка формата видео MP4 и т.д.

OneNote

С перемещением офиса в облако и доступностью не только на ПК, но и на смартфонах/планшетах, инструмент для создания заметок OneNote, возможно, начнет создавать конкуренцию одному из самых известных сервисов такого рода – Evernote.

Примечательно, что OneNote доступен не только на платформе Windows, но также для устройств на iOS и Android, а кроме того, и просто из браузера. Правда, как минимум на данный момент андроид-версия приложения, OneNote Mobile, недоступна в нашей стране, но будем надеяться, что в будущем ее выпустят и для Украины тоже. Поскольку для такого рода приложения приоритетным способом использования является все-таки мобильное, неудивительно, что OneNote уже доступен в Windows Store в качестве Metro-приложения.

Как и PowerPoint, OneNote получил возможность вставки таблиц из Excel – с построением диаграмм, автоматическим обновлением информации, введенной в Excel-файл и т.д. Кроме того, в OneNote теперь можно создавать аудиозаметки, он получил интеграцию с календарем Outlook, более удобную систему поиска, автосохранение и, разумеется, упрощенную систему совместной работы над заметками.

Способ распространения

На данный момент на официальном сайте есть информация о следующих видах пакета. Предназначенный для домашнего применения Home Premium — с возможностью установки на 5 ПК или планшетов, в состав которого входят Word, Excel, PowerPoint, Outlook, OneNote, Publisher и Access, плюс 7 ГБ в SkyDrive и 60 минут международных звонков в Skype ежемесячно. Small Business Premium — может быть приобретен для группы вплоть до 10 пользователей (с 5 установками для каждого), с «профессиональной почтой, совместной работой над документами и видеоконференциями в HD» (конкретный состав пакета пока неизвестен). ProPlus — в состав входят Word, PowerPoint, Excel, Outlook, OneNote, Access, Publisher и Lync, может быть приобретен на 25 учетных записей, по 5 инсталляций для каждой. И последняя версия, Enterprise — является расширенным вариантом ProPlus, в состав которого дополнительно включен Exchange Online, SharePoint Online и Lync Online.

Если же говорить о доступности и ценовой политике, то на этот счет точных сведений пока нет – мы связались с украинским представительством Microsoft, однако нам смогли сообщить лишь, что на данном этапе детальной информации ни о сроках выхода, ни о ценах еще нет. Известно лишь, что будут как версии по подписке с абонентской платой, так и обычные «вечные» лицензии – как для бизнеса, так и для домашнего использования. Что касается времени действия текущей Preview-версии – официальный FAQ утверждает, что срок ее действия истечет приблизительно через 60 дней после выхода коммерческой версии пакета.

Итоги

Сейчас сложно говорить об будущих перспективах Office 2013 – слишком много неизвестных в этом уравнении. Все будет зависеть от условий лицензирования, от привлекательности подписки (ранее такого варианта распространения пакета попросту не было, и предсказать, как он «пойдет в народ», просто невозможно), от реальной востребованности схемы «один офис на разных устройствах». Каких-то других революционных изменений, своеобразного технологического прорыва здесь нет – в превью-версии мы видим закономерную эволюцию «в онлайн» и обновление одного из старейших офисных пакетов в соответствии с сегодняшними реалиями. Будет ли оно востребовано рынком, или пользователи решат, что предыдущие версии их вполне устраивают – покажет время.