Обзоры Устройства 26.09.2013 в 10:00 comment

Мобилография – это просто

author avatar
https://secure.gravatar.com/avatar/2697f7abadcd85704fe9dc5ddc6af4e6?s=96&r=g&d=https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/06/no-avatar.png *** https://secure.gravatar.com/avatar/2697f7abadcd85704fe9dc5ddc6af4e6?s=96&r=g&d=https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/06/no-avatar.png *** https://itc.ua/wp-content/themes/ITC_6.0/images/no-avatar.svg

Юрий Сидоренко

Эксперт в области цифровой фототехники и компьютерной обрабо

GALAXY-S4-zoom-Lifestyle-3

Повсеместное распространение смартфонов привело к различным изменениям в жизни людей. Одно из них – появление нового направления в фотографии. Съемка мобильными устройствами стала столь популярной, что совокупная доля сделанных ими фотографий если еще не превысила долю «обычных» снимков на популярных фотохостингах, то, по крайней мере, уже близка к этому рубежу.

Как добиться успеха в мобилографии? Рецепт прост: увидеть и успеть запечатлеть интересный сюжет, сделать это технически и творчески грамотно, а также правильно подать результат. Однако это не все. Мобилография – своего рода игра, у которой есть свои правила. Надо понять и принять эти правила и тогда путь к успеху будет короче.

«Партия». Программный режим съемки, кадрирование в графическом редакторе
«Партия». Программный режим съемки, кадрирование в графическом редакторе

Особенность 1. Несмотря на все успехи развития аппаратного обеспечения, камера в смартфоне уступает по целому ряду технических характеристик профессиональным аппаратам.

Если вы совершенствуетесь в мобилографии на смартфоне Samsung Galaxy S4 Zoom, вам повезло. Благодаря оптическому модулю с десятикратным трансфокатором, вы сможете получать разные по характеру передачи пространства кадры и фотографировать крупным планом достаточно удаленные от точки съемки объекты.

Фокусное расстояние 240 мм; Программный режим съемки. Обработка в Snapseed: добавление виньетирования, повышение резкости
Фокусное расстояние 240 мм; Программный режим съемки. Обработка в Snapseed: добавление виньетирования, повышение резкости

Правило 1. Не пытайтесь снимать смартфоном так, будто у вас в руках трехтысячедолларовый комплект с топовой оптикой. Разберитесь с ограничениями, помните о них.

20130730_140139_Logan_Sand
Слева – исходный снимок. Справа – его обработанная в Autodesk Pixlr-o-matik версия. Применены две предустановки: эффект Logan и текстура Sand. В результате ритм пушек стал более очевидным, поскольку замаскированы отвлекающие детали

Однозначно определить истоки популярности стилизаций «под старину», одной из ветвей которых стал гранж, сложно. Несомненно, сказалась пресыщенность «излишне качественной» цифровой картинкой. Однако немаловажную роль сыграли именно аппаратные ограничения смартфонов. Но стоило добавить «волшебный фильтр» и снимок как бы приобретал новую ценность.

Пожалуй, наиболее ярко тенденция наложения фильтров проявляется в Instagram. Да, в сообществе мобильных фотографов не все любят «ухудшители», есть даже специальный тег #nofilter, тем не менее…

Instagram: фильтры, фильтры, фильтры
Instagram: фильтры, фильтры, фильтры

Популярность Instagram как социальной сети для мобилографов вовсе не обязывает использовать одноименное приложение как редактор: слишком однообразные получаются результаты.

Хотите большего? Изучите пару-тройку приложений и не останавливайтесь в творческом поиске.

«Три шара». Слева – исходный снимок, съемка в Smart-режиме «Закат». Справа – обработанная в Snapseed версия – кадрирование, инструмент Grunge (стиль 1401, яркость +15, контрастность +37, текстура № 3 +40, насыщенность +100)
«Три шара». Слева – исходный снимок, съемка в Smart-режиме «Закат». Справа – обработанная в Snapseed версия – кадрирование, инструмент Grunge (стиль 1401, яркость +15, контрастность +37, текстура № 3 +40, насыщенность +100)

Лирическое отступление: Как сделать собственные текстуры?

Один из очень популярных в мобилографии приемов обработки – наложение на снимок текстуры. Этот способ позволяет сделать фото не таким «глянцевым» с одной стороны и замаскировать технические недостатки кадра с другой.

Можно воспользоваться одной из многочисленных программ с функцией наложения текстур, но тогда есть очень большой шанс, что на тысячи (десятки или даже сотни тысяч) кадров, сделанных другими фотографами по всему миру, будет наложена именно эта текстура.

Хотите получить действительно уникальный кадр? Делайте текстуры самостоятельно. Фотографируйте «впрок» любые поверхности, примечательные и не очень. Штукатурка на стене, бордюрный камень, доски старого забора, картонная упаковка, асфальт… Перечень практически бесконечный. Для Samsung Galaxy S4 Zoom старайтесь устанавливать объектив в телеположение, это позволит минимизировать дисторсию, более заметную у широкоугольных объективов.

Во многих случаях комбинация двух заметно отличающихся текстур дает лучший результат. Почти одинаковые, наоборот, создают в кадре визуальную чехарду, которая ухудшает восприятие.

Особенность 2. Мобилография – это не только мобильная съемка, но и мобильная обработка. Меньше экран, меньше точность, проще инструменты.

Скорость – отличительная черта XXI века. В полной мере это относится к мобилографии. Да, можно сфотографировать что-то на «большую» камеру, затем неспешно обработать в трех-четырех программах и получить отличный кадр, который пройдет отбор на какую-нибудь выставку. Однако все уже успеют посмотреть «мобильную» версию событий в социальных сетях и не факт, что тот самый «суперкадр» будет интересен по прошествии времени.

«Оранжевые хотели покрасить красных белым». 1 мая 2013 г., съемка камерой Samsung Galaxy Camera. Чтобы скадрировать снимок и загрузить его в Facebook или в редакцию требуется буквально пара минут
«Оранжевые хотели покрасить красных белым». 1 мая 2013 г., съемка камерой Samsung Galaxy Camera. Чтобы скадрировать снимок и загрузить его в Facebook или в редакцию требуется буквально пара минут

Для Android есть много графических приложений. Одни построены по принципу набора предустановленных эффектов, другие требуют знаний и смекалки, поскольку «нажатием одной кнопки» в них ничего не делается. Первые проще в освоении и использовании, зато ограничены функционально и, что самое прискорбное, эффекты повторяются. Вторые намного сложнее, но дают почти безграничные возможности.

Обзор редакторов – тема отдельного материала, например этого, а тут приложения упоминаются лишь в качестве примеров.

Экран Samsung Galaxy S4 Zoom позволяет комфортно обрабатывать отснятый материал в дороге. Даже маскирование в Adobe Photoshop Touch получается весьма точное, особенно если пользоваться инструментом Refine Edge для доводки.

Фото на коленке – это о мобилографии. Редактирование может происходить где угодно и продолжаться от пары минут до момента прибытия на станцию назначения. Конечно, бывают большие фотопроекты, в рамках которых специально делаются съемки, ориентированные на определенный результат. Но в большинстве случаев за спонтанным фото следует столь же спонтанная сессия обработки.

Ценность таких работ в схваченном духе места или времени, сопричастности к событию, эмпатии/антипатии. Главное не растерять достоинства и минимизировать недостатки.

Съемка в полностью автоматическом режиме, навскидку
Съемка в полностью автоматическом режиме, навскидку

Вот небольшой пример. Этот кадр был сделан при плохой погоде – небо потеряло цвет и фактуру. Сюжетно важный объект, сам по себе не блещущий яркостью красок, оказался на нейтральном фоне, а зелень и здание из-за цвета привлекают слишком много внимания. Но сюжет хороший, поэтому достоин спасения.

О «ремонте» неба думать не стоит: это не поможет акцентировать внимание на «карете». Первое, что приходит в голову – сымитировать старое фото. В данном случае – сравнять шансы кареты и парка, убрав цвет и добавить «антикварный» налет тонированием.

«Извозчик». Обработка в Snapseed
«Извозчик». Обработка в Snapseed

Чтобы превратить первое изображение во второе требуется одно приложение и совсем немного времени. Кадрирование (с прицелом на Instagram), перевод в градации серого, состаривание, добавление виньетирования/размытия – вот и весь список операций.

Правило 2. Хотя детали важны, в мобилографии общее впечатление доминирует в восприятии. Не стоит увлекаться деталями в процессе обработки, тем более что на мобильных устройствах это сделать сложнее, чем на «больших» компьютерах. Сконцентрируйтесь на целом.

«Беседка». Съемка в программном режиме. Обработка в Snapseed (предварительная) и в HandyPhoto (текстурирование).
«Беседка». Съемка в программном режиме. Обработка в Snapseed (предварительная) и в HandyPhoto (текстурирование).

Если присмотреться, то на этом снимке можно обнаружить несколько нежелательных объектов – люди в беседке, фонари, опоры мостика. В «настольном» Photoshop решить эту проблему довольно просто. Но при редактировании на смартфоне лучше сосредоточиться на поставленной цели – в данном случае сымитировать старинную картину. Хотя «колорит малых голландцев» весьма далек от оригинала, но изображение уже отличается от многочисленных снимков, сделанных с этой же точки.

Тот же снимок, без обработки
Тот же снимок, без обработки

Кстати об имитации. Когда в изображении присутствует текстура – в приведенном примере кракелюр – то следует учитывать размер снимка в момент просмотра. Если наложить текстуру на оригинальный снимок (для Samsung Galaxy S4 Zoom это 4608х3456 пикселов), а затем уменьшить его, например, до 900 пикселов по ширине – другими словами – в пять раз, то искусственно привнесенные артефакты (это особенно касается «пленочного зерна») могут оказаться слишком маленькими.

Приложение HandyPhoto, например, работает правильно, но если вы захотите все сделать вручную, скажем, в Adobe Photoshop Touch, то не забудьте о предварительном масштабировании снимка/текстуры.

Особенность 3. Мобилография – часть современного искусства. Современное искусство (в противовес искусству классическому) – удел смелых.

Графические элементы созданы в Deco Sketch. Сборка в Adobe Photoshop Touch из четырех слоев: обесцвеченный исходный кадр, светлые элементы, темные элементы, Lens Flare. Светлые и темные элементы накладывались в режимах Lighten и Darken соответственно, прозрачность регулировалась для получения желаемого эффекта
Графические элементы созданы в Deco Sketch. Сборка в Adobe Photoshop Touch из четырех слоев: обесцвеченный исходный кадр, светлые элементы, темные элементы, Lens Flare. Светлые и темные элементы накладывались в режимах Lighten и Darken соответственно, прозрачность регулировалась для получения желаемого эффекта

Не бойтесь экспериментировать. Попробуйте сделать коллаж или создать нечто концептуальное на основе фото, добавив графику и/или текст. Не важно, будет ли графика абстрактной или вы нарисуете восходящее солнце над гладью океана: ценен именно ваш вклад в создание изображения.

Снято в Smart-режиме «Макро». Обработка в Snapseed (кадрирование, повышение резкости, виньетирование, усиление насыщенности), текст добавлен в Adobe Photoshop Touch (первый слой – желтые буквы, второй слой – копия той же надписи, обесцвеченная, инвертированная, смещенная относительно оригинала и размытая)
Снято в Smart-режиме «Макро». Обработка в Snapseed (кадрирование, повышение резкости, виньетирование, усиление насыщенности), текст добавлен в Adobe Photoshop Touch (первый слой – желтые буквы, второй слой – копия той же надписи, обесцвеченная, инвертированная, смещенная относительно оригинала и размытая)

 

Коллаж из трех фотографий с графической вставкой. Обработка Snapseed, HandyPhoto, сборка и коррекция слоев в Photoshop Touch. Решетка нарисована в Deco Sketch. Ниже – исходные снимки
Коллаж из трех фотографий с графической вставкой. Обработка Snapseed, HandyPhoto, сборка и коррекция слоев в Photoshop Touch. Решетка нарисована в Deco Sketch. Ниже – исходные снимки

20130814_122532

Правило 3. Не стесняйтесь назвать свои работы шедеврами (возможно, оно так и есть).

Глядя на работы современных мэтров, вы не раз ловили себя на мысли: да так я трижды смогу!.. Не исключено. Прежде всего не помешает освоить азы ремесла. Сальвадор Дали, безжалостно искажавший пространство, был, между прочим, отличным рисовальщиком и, поверьте, умел верно изобразить часы.

Не пренебрегайте такими простыми вещами, как кадрирование и композиция. В приложении Камера Samsung Galaxy S4 Zoom (да и в подавляющем большинстве других) есть направляющие, они помогают не завалить горизонт и контролировать расположение сюжетно важных объектов.

Если в сложных условиях не получается решить какую-либо творческую задачу (например, сделать силуэты или подчеркнуть тона заката, заморозить движение или наоборот размыть объекты), поищите среди предустановленных разработчиком программ съемки. У Samsung Galaxy S4 Zoom, например, их выбор большой – 25 штук, наверняка отыщется полезная.

Поиск собственного стиля – признак целеустремленного ученика. Узнаваемый стиль – прерогатива мастера. Но технологии развиваются так стремительно, что грех не воспользоваться их достижениями. Разнообразьте свои работы. Пусть рядом с «антикварными» кадрами в ваших фотолентах появятся «кислотные», перемежайте туманно-размытый пикторализм звенящими резкостью урбанистическими сценами.

Мобилография – в значительной мере хобби, хотя кадры, сделанные смартфонами, уже продаются в микростоках и используются в прессе. Наслаждайтесь процессом, радуйтесь результатам: творчество – это здорово!


В материале используются фото, сделанные смартфоном Samsung Galaxy S4 Zoom, предоставленным компанией Samsung.

Loading comments...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: