Сегодня, 12 марта 2014 года, компания NVIDIA официально представляет новое поколение дискретной мобильной графики NVIDIA GeForce 800M. Кроме ожидаемого повышения производительности в 3D новые решения получили эксклюзивную технологию энергосбережения Battery Boost, а также перекочевавшие с десктопных видеокарт режимы ShadowPlay и GameStream.
По данным исследований рынка развлечений объем сегмента компьютерных игр на данный момент составляет $25 млрд. (8% CAGR), что выше, чем сборы с проката фильмов в классических кинотеатрах ($24,4 млрд., 3% CAGR) и цифровые продажи музыки ($16,5 млрд., 2% CAGR). Очевидно, что оставлять такой лакомый кусок конкурентам абсолютно нелогично, так что активность компании NVIDIA абсолютно оправданна.
Если говорить не о всем игровом рынке в целом, а сосредоточиться на сегменте игровых ноутбуков, то окажется что за последние два года (с 2011 по 2013) их количество выросло в 1,5 раза, причем на фоне общего снижения продаж лэптопов. Интерес пользователей и производителей к геймерским лептопам привел к появлению мощных (игры AAA-класса в 1080p качестве) и в то же время тонких и долгоиграющих устройств, а общее число игровых моделей выросло вчетверо.
Текущий 2014 год обещает еще более впечатляющий рост, который по мнению отдельных аналитиков более чем в 2,5 раза превысит показатели 2011 года. Кстати, несмотря на вялотекущий закат рынка оптических дисков, деньги в этом сегменте все еще водятся – DVD и Blu-Ray диски сгенерировали порядка $38 млрд. (5% CAGR).
По данным компании NVIDIA, которая использовала для оценки реального быстродействия игры Skyrim, Far Cry 3 и Tomb Raider прирост производительности по сравнению с графикой предыдущего поколения GTX 7xxM составляет 60% для GTX 850M, 40% для GTX 860M, 30% для GTX 870M и 15% для GTX 880M.
При этом если в десктопных видеокартах вопросы габаритов и энергопотребления стоят далеко не на первых местах, то чем меньше места занимает дискретная графика в корпусе ноутбука и чем меньше тепла она выделяет под нагрузкой, тем более тонкий, легкий и тихий игровой лэптоп можно будет предложить пользователям.
Разработчики приводят в качестве примера один из самых производительных игровых ноутбуков 2011 года – Alienware M18x с топовой на тот момент графикой NVIDIA GeForce GTX 580M и толщиной корпуса в 5,5 см. Актуальная геймерская модель на основе NVIDIA GeForce GTX 850M может похвастать не только вдвое более тонким корпусом в 21 мм, но и на 30% более высокой производительностью.
NVIDIA Battery Boost
Не секрет, что в самом термине “игровой ноутбук” скрыта заметная доля иронии, так как свои игровые возможности такое устройство обычно проявляет лишь при подключенном блоке питания. Стоит вам перейти в режим питания от аккумулятора, то есть задействовать мобильное устройство именно в той ситуации, для которой оно в принципе и разработано, как графическая производительность лэптопа катастрофически упадет.
Именно для решения этой проблемы и разработана технология NVIDIA Battery Boost, которая по данным разработчиков в полностью автоматическом режиме способна вдвое продлить время автономной работы в игровом режиме.
На вопрос о среднем времени игровой сессии большинство игроков ответило 1-2 часа (41%), на втором месте еще более длительный период в 2-3 часа (29%), и наконец 3-4 часа способны проиграть лишь самые стойкие геймеры (15%). Примечательно, что период “менее часа” назвали лишь 6% игроков, а ведь это именно тот запас времени, которые в среднем обеспечивают типичные игровые ноутбуки. Самый логичный и очевидный способ продлить время автономной работы – снизить производительность до разумных границ, которые в случае с игровым геймингом ограничиваются играбельностью порядка 30 fps. Данный уровень установлен в настройках по умолчанию в качестве оптимального, однако при необходимости игроки смогут отрегулировать его самостоятельно.
При этом в случае с NVIDIA Battery Boost разработчики решили не ограничиваться исключительно снижением производительности до рекомендованного уровня. Вдобавок использовался интеллектуальный подход и тонкая настройка графики под конкретные игры, причем все это происходит в автоматическом режиме и не требует дополнительных телодвижений со стороны пользователей. Технология работает в тесной связке с утилитой NVIDIA Optimus, обеспечивая переход с интегрированной на дискретную графику.
Остается добавить, что технологию NVIDIA Battery Boost поддерживают все мобильные дискретные видекарты NVIDIA GeForce GTX 8xxM.
NVIDIA ShadowPlay и GameStream
Технология ShadowPlay хорошо знакома владельцам актуальной десктопной графики от NVIDIA, а теперь ею смогут воспользоваться и поклонники мобильного гейминга.
Напомним, что данная технология позволяет записать видео геймплея с минимальным влиянием на системную производительность – 20 последних минут игры в автоматическом режиме и неограниченный по длительности ролик в ручном режиме. ShadowPlay также может осуществлять потоковую передачу геймплея в HD качестве (1080p с битрейтом до 50 Мбит/с) посредством сервиса Twitch. Данная технология поддерживается десктопными видеокартами NVIDIA GeForce GTX 650 и старше, а также актуальной мобильной графикой NVIDIA GeForce 700M и 800M и даже более возрастными вариантами GeForce GTX 680M, 675MX и 670MX
Технология GameStream позволяет транслировать игры с ноутбука с графикой NVIDIA GeForce 800M на другие устройства, используя портативное игровое устройство NVIDIA SHIELD с Wi-Fi подключением.
Производительность и энергопотребление
До недавних пор ответ на вопрос “интегрированная или дискретная графика?” был однозначен – всё зависит от того, какой именно ноутбук участвует в данном опросе. Если вам нужен сверхтонкий ультрабук с максимальным уровнем автономности для офисной работы, то IGP пока вне конкуренции. Однако если речь заходит об игровой системе и/или конфигурации с Full HD экраном, то тут уж предпочтительным выбором оказывается именно дискретная графика.
Интересно, что измерения реального энергопотребления показали, что в игровом режиме конфигурация с дискретной графикой оказывается не только значительно более быстрой, но и менее “прожорливой” (а значит и более долгоиграющей), чем формально более экономичный вариант с интегрированной графикой.
NVIDIA | GeForce GTX 880M | GeForce GTX 870M | GeForce GTX 860M | GeForce GTX 850M | GeForce GT 840M | GeForce GT 830M | GeForce GT 820M |
Техпроцесс | 28 нм | 28 нм | 28 нм | 28 нм | 28 нм | 28 нм | 28 нм |
Архитектура | Kepler | Kepler | Kepler / Maxwell | Maxwell | Maxwell | Maxwell | Fermi |
Гр. ядра | 1536 | 1344 | 1152 / 640 | 640 | — | — | — |
Рабочая частота | 954 МГц + Boost | 941 МГц + Boost | 797 МГц + Boost / 1029 МГц + Boost | 876 МГц + Boost | — | — | — |
Частота памяти | 2500 МГц | 2500 МГц | 2500 МГц | 2500 МГц | — | — | — |
Объем видеопамяти | до 4 ГБ | до 3 ГБ | до 2 ГБ | до 2 ГБ | до 2 ГБ | до 2 ГБ | до 2 ГБ |
Интерфейс | GDDR5 | GDDR5 | GDDR5 | GDDR5 | DDR3 | DDR3 | DDR3 |
Пропускная способность | 256-bit | 192-bit | 128-bit | 128-bit | 64-bit | 64-bit | 64-bit |
DirectX | DX11.2 | DX11.2 | DX11.2 | DX11.2 | DX11.2 | DX11.2 | DX11.2 |
В вышеприведенной таблице можно увидеть технические характеристики мобильных дискретных видеокарт NVIDIA GeForce 800M, а с реальными результатами работы новой графики мы ознакомим вас в самом ближайшем времени на примере игрового ноутбука ASUS G750.