Обзор АСУП для малого бизнеса. Функциональные особенности

Сегодня мы снова обращаемся к теме автоматизации управления малым бизнесом. Но
если ранее речь шла об общих тенденциях на рынке, то этот материал знакомит читателей
с функциональными особенностями конкретных программных продуктов. Статья подготовлена
по результатам исследования (www.BusinessEngineering.com.ua/pages_rus/researches_rus.htm),
которое проводилось автором при поддержке "Компьютерного Обозрения"
в феврале—апреле текущего года. Оно охватывает 12 программных продуктов, предлагаемых
разными разработчиками небольшим отечественным предприятиям (до 100 сотрудников).
Целью исследования было определение возможностей систем для решения задач управления
малым предприятием. А поскольку разбивка на модули отличается практически у всех
разработчиков, оценка функциональных особенностей их продуктов производилась с
точки зрения принятых в международной практике стандартов.

Что изучалось

Как уже говорилось в предыдущем материале ("Компьютерное
Обозрение", # 7, 2001
), все западные АСУП имеют унифицированный набор
модулей, который определяется именно функциями управления предприятием. При проведении
исследования данный набор модулей и был принят за основу. Перечень функций, представленный
в западных АСУП для малых и растущих малых предприятий, был тщательно проанализирован
и отредактирован (где "урезан", а где и дополнен) с учетом отечественных
реалий (табл. 1). Анкета, содержащая вопросы относительно более чем 1200 параметров,
была разослана 37 разработчикам АСУП. Результаты исследования сведены в табл.
2.

Таблица
1. Функциональность ПО, которая изучалась при проведении исследования

Здесь, пожалуй, уместно будет вспомнить сформулированный в конце XIX века итальянским
экономистом В. Паретто закон неправильного распределения, более известный как
правило "80/20". Согласно данному правилу, предполагаем, что продукты,
в которых представлено даже 20% исследуемых функций, удовлетворяют не менее
80% потенциальных пользователей. Остальные же функции направлены на удовлетворение
специфических потребностей оставшейся части покупателей. Этот тезис подтверждается
также тем, что у всех участвующих в исследовании компаний счет клиентов идет
на сотни.

Естественно, с ростом потребностей заказчиков часть функций из "дополнительных"
переходит в "базовые", но этот процесс обязательно сопровождается
общим расширением функциональности, поэтому соотношение 80/20 сохраняется.

Ниже приводится описание (довольно сжатое) функциональных особенностей программных
продуктов, в котором автор постарался отразить как расширенные возможности,
так и имеющиеся ограничения. В данном случае ограничения никак не являются недостатками,
поскольку об этом можно говорить, лишь "примеряя" продукт к конкретному
предприятию.

Таблица
2. Функциональность АСУП для малых предприятий*

Забегая немного вперед и опираясь на результаты исследования, можно отметить,
что на рынке нет программного продукта, в котором присутствуют абсолютно все
функции. Поэтому при выборе АСУП нет смысла искать систему "на все случаи
жизни", а необходимо отталкиваться от реальных потребностей и возможностей
предприятия. Кроме того, разработчики в ряде случаев согласны на адаптацию своих
систем в соответствии со специфическими потребностями заказчиков, что, как правило,
не приводит к увеличению стоимости решения. Это возможно при соблюдении двух
условий: во-первых, заказчик может четко сформулировать, какие ему нужны функции,
отсутствующие в "коробочном" варианте программного продукта, во-вторых,
недостающих функций не очень много и они могут быть добавлены с минимальными
усилиями со стороны разработчиков.

"1С:Предприятие-Фаворит 7.7"
"Фаворит-С",
www.favorit-s.com.ua

Производитель позиционирует свой продукт в качестве комплексного решения
для автоматизации учета хозрасчетных предприятий.

Поддерживается ведение нескольких журналов для регистрации хозяйственных операций,
учет выполняется в двух учетных ценах в различной валюте. Разрешается использование
нескольких планов счетов в рамках одной организации, но консолидация данных
возможна только в случае специальной доработки тиражной программы. Предусмотрен
расчет финансовых показателей.

Можно вести расчеты с поставщиками и покупателями в разрезе договоров, но нельзя
определить различные условия поставки и оплаты для каждого договора. Есть возможность
формирования заказов поставщикам на основании заказов покупателей и отслеживания
состояния поставок. Не поддерживается товарообменные (бартерные) операции.

Функции учета запасов предусматривают ведение учета услуг и товарно-материальных
ценностей (ТМЦ) в разрезе партий. Также возможен учет товаров, полученных на
условиях консигнации, пересчет единиц измерения и одних ТМЦ в другие. Не поддерживается
простое производство в виде сборки/разборки комплектов.

В плане кадрового учета возможно формирование штатного расписания и определение
квалификационных требований для каждой штатной единицы, учет совмещения должностей,
определение базовых величин начислений и удержаний в валюте и распределения
начисленной заработной платы по центрам учета. Поддерживается расчет зарплаты
исходя из объема выполненных работ.

Возможна работа с ЭККА во всех режимах (off-line, on-line, фискальный принтер)
и сканерами штрих-кодов, но учет товаров в розничной торговле ведется только
в розничных ценах, нет функций печати ценников и этикеток со штрих-кодом.

DeloPro
"Ксиком Софт",
www.ksicom.com

Система адресована организациям, работающим в сфере оптовой торговли, заказного
сборочного производства, оказания заказных услуг.

В АСУП отсутствует модуль ведения бухгалтерского учета — предлагается интеграция
с системой "1С:Бухгалтерия 7.7". Но поддерживаются такие необходимые
функции, как учет денежных средств на расчетных счетах и формирование консолидированной
финансовой отчетности для нужд руководства.

В плане управления закупками, продажами и запасами возможно определение различных
условий для каждого договора, создание автонапоминаний при изменении состояния
документов и ТМЦ. Предусмотрено формирование заказов поставщикам на основании
как внешних и внутренних заявок, так и данных о необходимом уровне запасов.
Однако не поддерживаются бартерные операции, настройка повторяющихся платежей,
назначение различных методов списания для каждого наименования ТМЦ.

Производственные функции предусматривают описание структуры изделия, прием заказов
и отслеживание их выполнения, расчет потребности в материалах, плановой и фактической
себестоимости. Но поддерживается только одноуровневая структура изделия, нельзя
включать в состав изделия данные о затратах рабочего времени, услугах сторонних
организаций, потреблении таких ресурсов, как вода, газ, электроэнергия.

Функции ведения кадрового учета минимальны, отсутствуют возможности расчета
зарплаты. Для ведения расширенного кадрового учета предлагается интеграция с
системой PersonPro собственной разработки.

Поддерживаются такие необходимые для управления контактами функции, как создание
писем с использованием шаблонов, распечатка адресов на конвертах, регистрация
хронологических данных о контактах с контрагентами, отправка сообщений по e-mail.

GrossBee-XXI

"Гроссби",
www.grossbee.com

Система ориентирована как на торговые организации (опт и розница), так
и на производственные предприятия.

Для ведения бухгалтерского учета используется только один план счетов на одну
организацию, но возможно ведение нескольких журналов для регистрации фактов
хозяйственной деятельности (ФХД). Предусмотрены регистрация операций в двух
учетных ценах с использованием различных валют и расчет финансовых показателей.

Для управления запасами и поставками поддерживаются отслеживание состояния заказов,
обработка повторяющихся поставок и платежей, настройка автоматических напоминаний
при изменении состояния документов и ТМЦ. В системе невозможно резервирование
товаров в случае их отсутствия на складе. Предусмотрено распределение накладных
расходов в стоимость ТМЦ, но поддерживается одна учетная цена. Не ведется учет
в разрезе серийных номеров.

Производственный модуль ориентирован на серийное и заказное производство. Поддерживаются
функции расчета себестоимости (плановой и фактической) и планирования потребности
в материалах. Можно описывать технологические операции, определять альтернативные
варианты изготовления изделия и сравнивать их между собой. Также возможно включение
в состав изделия данных о трудозатратах, применяемом оборудовании, энергоресурсах
и услугах сторонних организаций, но эта информация используется только для расчета
себестоимости.

В плане розничной торговли поддерживаются все режимы работы ЭККА, причем поддержка
двух из них (off-line и фискальный принтер) входит в стандартную поставку. Функции
проведения инвентаризаций отсутствуют.

Для ведения кадрового учета, расчета заработной платы и учета основных средств
предлагается интеграция с продуктами "1С".

SMarket Pro

"ТФПК",

www.smarket.kiev.ua

SMarket Pro позиционируется как специализированное решение для предприятий,
занимающихся розничной и мелкооптовой торговлей.

Поддерживается ведение бухгалтерского учета на одном плане счетов. Операции
регистрируются в двух учетных ценах (но в одной валюте), для чего предусмотрено
ведение нескольких журналов.

Функции управления поставками позволяют регистрировать заказы (как размещенные
у поставщиков, так и поступившие от покупателей) и отслеживать их выполнение.
Поддерживается неограниченное количество видов резервов и резервирование товаров
даже в случае их отсутствия на складе. Отсутствуют ведение расчетов в разрезе
договоров и поддержка бартерных операций.

Для управления запасами предусмотрены учет ТМЦ в двух ценах, проведение переоценок,
пересчет единиц измерения и одних ТМЦ в другие, регистрация данных о минимальном
уровне складских запасов, отслеживание плановых поступлений и отгрузок. Не ведется
учет серийных номеров и сроков действия сертификатов качества.

Предусмотрена поддержка простого сборочного производства на основании функций
сборки/разборки комплектов. Возможно описание многоуровневой структуры изделия
и сравнение стоимости различных вариантов изготовления одного изделия. Поддерживается
расчет потребности в материалах.

Для предприятий розничной торговли предоставляется практически полный перечень
возможных функций. Поддерживается большинство моделей специального торгового
оборудования (ЭККА, сканеры штрих-кодов, электронные весы и т. д., за исключением
POS-терминалов). Предусмотрена даже поддержка платежных терминалов Национальной
системы массовых электронных платежей (НСМЭП).

Trade Manager 3.6 (Dos) и 4.0 (Win)

"ТРАСКОсофт",
www.trusco.kharkov.ua

Оба продукта ориентированы как на торговые (опт и розница), так и производственные
предприятия, но Trade Manager 4.0 имеет более широкую функциональность.

В обеих системах обеспечена поддержка расчетных счетов и кассовых операций,
но отсутствуют модули для ведения бухгалтерского учета (соответствующий модуль
для Trade Manager 4.0 находится в состоянии разработки), поэтому предусмотрена
выгрузка данных в программы сторонних производителей (для "1С" и "БЭСТ-Про").

В плане управления торговой деятельностью можно учитывать альтернативных поставщиков
для ТМЦ, регистрировать операции в пяти учетных ценах, формировать заказы на
основании данных о необходимом уровне запасов, отслеживать сроки действия сертификатов
качества, плановые поставки и отгрузки, проводить расчет отпускных цен и комиссионных
для продавцов, регистрировать данные об остатках на складе с точностью до часов
и минут. Trade Manager 4.0 дополнительно поддерживает расчет оптимального размера
заказа и накладных расходов, отслеживание грузов в пути. Из ограничений, присутствующих
в системе, стоит отметить, что оба продукта не поддерживают списание по методам
LIFO, а Trade Manager 3.6 также и FIFO.

Производственные функции Trade Manager 4.0 включают многоуровневое описание
структуры изделия, определение альтернативных комплектующих, включение дополнительных
данных (трудозатраты, использование оборудования и т. д.), сравнение различных
вариантов изготовления изделий. Возможны расчет себестоимости (плановой и фактической)
и определение потребности в материалах (на неограниченный период времени, но
только по дням). Trade Manager 3.6 поддерживает сборку и разборку комплектов,
но для планирования производства рекомендуется приобрести дополнительный модуль.

В розничной торговле предусмотрены два режима работы с ЭККА. Оба продукта в
стандартной поставке поддерживают работу с фискальными принтерами, POS-терминалами,
сканерами штрих-кода и портативными терминалами для сбора отчетов и программирования
ЭККА. Trade Manager 4.0 также работает с электронными весами и позволяет печатать
этикетки со штрих-кодом.

"БЭСТ-Про" (специальное предложение)

"Интеллект-Сервис",
www.intelserv.kiev.ua

Разработчик позиционирует свой продукт как решение для управления предприятиями
торговли, производства и сферы услуг. В первую очередь, система ориентирована
на средние и крупные организации (до 2000 сотрудников), а малым предприятиям
предлагается вариант по специальной цене, но с ограничениями по функциональности
(без производственного модуля) и количеству рабочих мест (не более 3).

Программный продукт поддерживает ведение учета (одна учетная цена) на нескольких
планах счетов в рамках одной организации (поставляется два шаблона плана счетов),
но консолидация данных в стандартной поставке не предусмотрена. Для регистрации
ФХД ведется один журнал. Возможен расчет финансовых показателей по формулам,
определенным пользователем.

В сфере управления запасами и поставками система позволяет формировать заказы
на основании данных о необходимом уровне запасов, отслеживать поставки по размещенным
заказам и грузы в пути, производить расчет накладных расходов и отпускных цен.
Отслеживаются сроки действия сертификатов качества. Возможен учет ТМЦ в двух
ценах и определение различных методов списания для каждого наименования ТМЦ
и каждого вида учетных цен. Данные поставщиков о ТМЦ не регистрируются. Резервирование
товаров, а также просмотр истории закупок и поставок возможны только в рамках
одной организации.

В плане производства поддерживается сборка и разборка комплектов. Отдельно предлагается
версия для предприятий общественного питания, учитывающая особенности их работы.
Для ведения расширенного планирования производства необходимо приобретение полнофункциональной
версии.

В системе предусмотрены функции кадрового учета с расчетом зарплаты, основных
средств — с расчетом амортизации. Модуль для ведения учета в розничной торговле
приобретается отдельно.

"Парус-Предприятие 7.11"

"Парус-Украина",
www.parus.com.ua

Система ориентирована на организации, работающие в сфере торговли и оказания
услуг. В ней предусмотрено ведение бухгалтерского учета для нескольких организаций
на одном плане счетов с последующей консолидацией данных. При учете используются
одна учетная цена и один журнал для регистрации ФХД. Поддерживается расчет финансовых
показателей, как заранее определенных, так и произвольных (по формулам, составленным
пользователем).

В плане управления поставками предусмотрено ведение расчетов в разрезе договоров
(с определением различных условий для каждого договора), настройка повторяющихся
поставок и отслеживание поставок по размещенным заказам. Поддерживаются бартерные
операции. Но в системе отсутствуют возможности для регистрации данных поставщиков
о закупаемых товарах (кодировка, цены, условия поставок).

Для управления запасами предусмотрен учет товаров, как полученных, так и переданных
на условиях консигнации. ТМЦ учитываются в разрезе поставок, партий, серийных
номеров, сроков годности и модельных отличий. Возможно назначение различных
методов списания для каждого наименования товаров. Учет ведется с использованием
одной учетной цены. Нет функций объединения ТМЦ в комплекты.

Для учета ОС и МБП поддерживаются такие функции, как группировка в комплекты,
учет пробега автотранспорта, включение расходов на обслуживание ОС в их стоимость,
распределение сумм амортизации ОС и списания МБП по центрам учета.

Для ведения кадрового учета, а также управления контактами и маркетингом предусмотрена
интеграция с соответствующими системами собственного производства.

Модуль для поддержки розничной торговли находится в состоянии разработки.

"РС-Финансы+"

"РС-Финансы+",
www.rsfin.dn.ua

Продукт позиционируется как комплексное решение для предприятий с различными
видами деятельности.

Поддерживаются один план счетов (только гривневые счета) и один журнал для регистрации
ФХД. Но возможна регистрация ФХД в двух учетных ценах с использованием различных
валют. В стандартной поставке предусмотрены расчет финансовых показателей (более
50) и добавление пользователем новых.

Функции для управления движением товаров и расчетами с контрагентами включают
в себя формирование заказов поставщикам и регистрацию заказов покупателей, расчет
накладных расходов, отпускных цен и комиссионных по продавцам. Можно отслеживать
товары в разрезе серийных номеров и поставок, назначать разные методы списания
для каждого наименования ТМЦ, но бартерные операции не поддерживаются. Предусмотрен
только один расчетный счет у поставщика и один адрес отгрузки у покупателя.

Производственные функции ограничены расчетом себестоимости (плановой и фактической).
Возможно включение в расчет затрат рабочего времени, потребления энергоресурсов,
услуг сторонних организаций.

В розничной торговле предусмотрены учет в розничных ценах, поддержка ЭККА в
режиме фискального принтера, подбор ТМЦ для реализации по определенным пользователем
правилам. Отсутствует поддержка сканеров штрих-кодов и электронных весов.

В плане учета основных средств система позволяет включать в их стоимость расходы
по обслуживанию, учитывать пробег автотранспорта и распределять начисленную
амортизацию по центрам учета. Функции кадрового учета поддерживают расчет зарплаты.

Для организации контактов с контрагентами в системе предусмотрены функции для
отправки сообщений по электронной почте и набора телефонного номера.

"Свод"

"КомПАС",
www.svod.com.ua

Система адресована любым предприятиям независимо от формы собственности
и масштаба.

Поддерживается ведение бухгалтерского учета на одном плане счетов с использованием
одной учетной цены. Все операции регистрируются в одном журнале. Возможно вычисление
финансовых показателей.

Для управления закупками и продажами предусмотрено ведение расчетов в разрезе
договоров, отслеживание состояния поставок и грузов в пути, расчет отпускных
цен, скидок покупателям и комиссионных продавцам. Резервирование товаров, просмотр
истории поставок возможны только в рамках одной организации.

Функции управления запасами включают в себя учет консигнационных товаров (выданных
и полученных), отслеживание серийных номеров, сроков годности и сроков действия
сертификатов качества, переоценку ТМЦ. Но товары учитываются в одной учетной
цене (можно использовать разные валюты).

Производственные функции поддерживают описание многоуровневой структуры изделия,
определение альтернативных компонентов, расчет потребности в материалах. Также
возможно включение в состав данных о затратах рабочего времени, потреблении
энергоресурсов, услугах сторонних организаций для дальнейшего использования
их при расчете себестоимости (плановой и фактической).

Поддерживается ведение инвентарного учета ОС и расчет амортизации. В плане кадрового
учета предусмотрено ведение штатного расписания и графиков работ и расчет зарплаты.

В розничной торговле возможна работа с ЭККА (в режимах on-line и off-line),
сканерами штрих-кодов, электронными весами и специализированными ("тонкими")
кассовыми серверами. Предусмотрено ведение учета в двух учетных ценах, проведение
переоценок и инвентаризаций.

"ТОРГИНФО 6.0"

"Торгинформатика",
www.torginfo.kiev.ua

Продукт ориентирован на торговые предприятия, работающие в сфере мелкооптовой
и розничной торговли.

Предусмотрено ведение учета в одной организации. Бухгалтерский учет ведется
на одном плане счетов. Для регистрации ФХД можно вести отдельный журнал для
каждого субсчета. Поддерживается регистрация ФХД в семи учетных ценах в различной
валюте.

Функции управления поставками включают в себя ведение расчетов в разрезе договоров,
регистрацию заказов покупателей и отслеживание плановых отгрузок, поддерживаются
бартерные операции, подготовка прайс-листов. Данные поставщиков о ТМЦ не регистрируются.
Не предусмотрены функции для расчета скидок покупателям.

Для управления запасами поддерживается несколько складов, учет консигнационных
товаров, регистрация стоимости ТМЦ в семи учетных ценах, распределение накладных
расходов в стоимость товаров, переоценка. На каждом складе предусмотрено только
одно место складирования, однако без привязки к серийным номерам, партиям и
срокам годности.

В плане розничной торговли ведется учет в розничных и закупочных ценах, поддерживаются
переоценка и проведение инвентаризаций, печать ценников и расчет скидок покупателям.
Предусмотрена работа с ЭККА во всех режимах, сканерами штрих-кодов, электронными
весами и "тонкими" кассовыми серверами. В режиме off-line возможно
подключение до 30 ЭККА.

Программа поддерживает ведение учета основных средств (в двух ценах) и проведение
расчета амортизации. Пользователь может создавать сценарии расчета амортизации,
но не может добавлять свои документы, связанные с движением основных средств.

Для ведения кадрового учета предусмотрено подключение дополнительного модуля.

"Универсал 5.1"

"Софт Про",
www.wgsoftpro.com

В стандартной поставке система адресована как организациям, работающим
в сфере торговли и услуг, так и небольшим производственным предприятиям.

Для осуществления бухгалтерского учета возможно создание нескольких планов счетов,
ведение по каждому из них отдельного журнала для регистрации ФХД, регистрация
ФХД с использованием различных валют. Предусмотрена одна учетная цена, количество
уровней вложения субсчетов ограничено одним, нет настройки правил корреспонденции,
нельзя добавлять новые счета непосредственно при регистрации ФХД.

Для управления запасами и поставками поддерживаются отслеживание поставок по
заказам покупателей, расчет скидок и прайс-листов. Учитываются данные о партиях
и сроках годности ТМЦ. Возможен пересчет единиц измерения и видов упаковки.
Не учитываются данные поставщиков о ТМЦ, нет настройки повторяющихся платежей,
распределения накладных расходов в стоимость товаров, отслеживания кредитных
ограничений и плановых поступлений.

Производственные функции включают поддержку многопередельного производства "на
заказ" и "на склад". Возможно многоуровневое описание структуры
изделий, но количество альтернативных компонентов для одного составляющего ограничено
одним.

Поддерживается сравнение стоимости нескольких различных вариантов изготовления
и формирование планов, но только на основании заказов (внешних и внутренних).
Возможно распределение косвенных затрат и проведение как расчета плановой и
фактической себестоимости, так и укрупненного расчета потребности в материалах.

В плане розничной торговли ведется учет в двух ценах (розничных и закупочных),
предусмотрена работа с ЭККА во всех режимах. Нет функций для печати этикеток
со штрих-кодом и готовых решений по поддержке другого торгового оборудования.

Каждый сам по себе…

Подводя итог, можно отметить, что все программные продукты представляют
собой мощные решения для автоматизации управления малым предприятием. Но в тиражируемых
версиях АСУП не были обнаружены функции бюджетного и проектного планирования,
хотя в западных продуктах аналогичного класса они присутствуют. Пока мало внимания
уделяется оформлению закупок (в части регистрации данных поставщиков о ТМЦ)
и управлению контактами (в плане поддержки коммуникаций с контрагентами).

Проведенное исследование также выявило еще одну особенность отечественных АСУП
(помимо перечисленных в предыдущей публикации) — трудности взаимодействия различных
программных продуктов как между собой, так и с технологическим оборудованием.

В большинстве случаев, как только речь заходит об обмене данными с другими системами
(например, с "клиент-банк"), сразу возникает вопрос заказных решений.
Такая же ситуация наблюдается и с торговым оборудованием. Если в рамках одной
отдельно взятой АСУП эта проблема еще решается (скажем, для связи с удаленными
подразделениями), то взаимодействие с поставщиками и покупателями, использующими
другие программы, уже вызывает трудности. Причина проста и кроется в отсутствии
унифицированного формата обмена данными.

В результате масса документов (заказы, накладные, прайс-листы и пр.), существующих
в электронном виде в рамках одних АСУП, при необходимости их переноса в другие
системы требуют ручного ввода, что приводит к возникновению ошибок и неэффективному
использованию рабочего времени. Эта проблема становится все более актуальной
с ростом популярности Internet как бизнес-среды — для обмена информацией между
партнерами или ведения электронной коммерции.

Например, в России между компаниями "1С", Extra.Ru, Intel, Microsoft,
Port.ru и Price.Ru заключено соглашение о разработке и поддержке единого стандарта
обмена коммерческой информацией в формате XML. Соглашение носит некоммерческий
характер и открыто для всех заинтересованных организаций. В настоящее время
работа над стандартом уже завершена, подробная информация о нем опубликована
на сайте www.CommerceML.ru.
По словам разработчиков, те, кто использует поддерживающее этот стандарт ПО,
могут организовать публикацию своих коммерческих предложений и обмен данными
между собой с минимальными усилиями, без привлечения программистов и специальной
доработки программ.

По мнению автора, для отечественных разработчиков АСУП уже настало время объединиться
с целью создания подобного стандарта и в Украине, возможно, обратившись к опыту
российских коллег.