Olympus LS-11: не диктофон, а линейный рекордер

Высококачественная звукозапись никогда не была ни дешевой, ни легкой. До появления цифровых технологий «мобильный» набор аппаратуры для записи акустических концертов мог легко занимать микроавтобус-другой, а стоимость его при этом исчислялась сотнями тысяч долларов. Развернуть и настроить этот походный комплект в конкретных условиях было делом долгим и непростым, да и пользоваться им эффективно могли лишь высокооплачиваемые специалисты.

Olympus LS-11

Форматы записи WAV, MP3, WMA

Разрядность 16/24 бит

Частота сэмплирования 44,1/48/88,2/96 кГц

Полоса частот линейный вход: 20 Гц–44 кГц (max), микрофоны: 60 Гц–20 кГц (max)

Чувствительность 59 дБВ (Mic Sense HIGH), 39 дБВ (Mic Sense LOW), 6 дБВ (Line-in)

Носитель встроенная флэш-память 8 ГБ; карта памяти SD/SDHC

Микрофоны встроенные, конденсаторные, переключаемая чувствительность и изменяемая виртуальная диаграмма направленности (DVM Zoom Mic)

Разъемы и интерфейсы mic (с питанием), Line-in, Ear, Power, Remote, mini-USB

Питание две батареи АА либо БП (+5 В)

Габариты и масса 131,5×48×22,4 мм, 165 г

Ориентировочная цена $425

Предоставлен представительством Olympus, www.olympus.ua

Отличное качество записи при карманных габаритах; обилие возможностей для профессионального использования

Практически нет

Замечательное устройство для решения задач высококачественной звукозаписи в полевых условиях. Пригодится как музыкантам, так и специалистам по озвучке кинофильмов, видеороликов, компьютерных игр

Вердикт

С появлением «цифры» в звукозаписи радикально переменилось очень многое. Последствия цифровой революции в этой области еще только предстоит оценить, но несомненно одно – технологии сделали доступными множеству энтузиастов широчайшие возможности, доселе остававшиеся прерогативой лишь узкого круга профессионалов. А задача качественной фиксации живого исполнения «с воздуха», которая всегда была в числе самых сложных как для музыканта, так и для звукорежиссера, теперь может быть оперативно решена с помощью компактного и доступного устройства, издалека напоминающего… большой диктофон!

Но, да простят меня читатели за избитое сравнение, по своей сути линейные рекордеры ушли от диктофонов столь же далеко, что и гоночные болиды от серийных автомобилей эконом-класса тех же производителей. И отличить эти устройства очень легко: на корпусе характерного представителя жанра Olympus LS-11 гордо написано «Linear PCM Recorder», да и специфическая форма защитных кожухов интегрированной стереопары микрофонов, установленных под углом 90° друг к другу, недвусмысленно говорит о том, что его предназначение гораздо серьезнее, чем запись лекций либо интервью. Хотя, безусловно, его можно использовать и для этих целей, причем с большим успехом – никакой диктофон не даст такой чистоты и четкости звука.

Для начала немного о технических характеристиках LS-11: возможность записи в WAV-файл с разрешением 16/24 бит и частотой сэмплирования 44,1/48/ 88,2/96 кГц; встроенные конденсаторные микрофоны с ветрозащитой, переключаемой чувствительностью, изменяемой виртуальной диаграммой направленности (DVM zoom mic) и полосой частот 60 Гц–20 кГц; низкошумящий предусилитель с ручной регулировкой уровня записи и аналоговым лимитером; линейный вход с частотной характеристикой 20 Гц–44 кГц (!); фильтр ВЧ для устранения перегрузки из-за избытка низких частот; гнездо для подключения большого разнообразия внешних микрофонов и других аксессуаров; 23 ч работы от пары батареек АА; возможность установки на фотоштатив; беспроводной пульт ДУ в комплекте.

Впрочем, все это может впечатлить прежде всего того, кому в принципе не чужды проблемы высококачественной записи звука. Для других наших читателей приведем иллюстрацию того, как появление карманных линейных рекордеров изменило рынок услуг звукозаписи: если раньше исполнители и небольшие акустические коллективы для создания демонстрационной либо финальной чистовой записи пользовались услугами студий (различного ценового диапазона), то теперь, приобретя линейный рекордер за сумму, сравнимую со стоимостью одной сессии, они вполне могут решить свои задачи сами, организовав запись «с воздуха» в любом мало-мальски пригодном для этого (с акустической точки зрения) помещении. А некоторые музыканты умудряются таким образом записывать даже целые альбомы – и качество вполне позволяет независимым лейблам заключать с ними договоры о создании, тиражировании и распространении их Audio CD. И уж однозначно качества, обеспечиваемого Olympus LS-11, будет с головой достаточно для размещения плодов своего творчества в социальных сетях и на персональном сайте.

Есть еще одно применение для подобных устройств, хотя и не слишком афишируемое. Они позволяют владельцу произвести качественную запись живого исполнения артиста скрытно, без привлечения лишнего внимания, пройдя на концерт на правах обычного посетителя. За эту возможность тут же ухватились и фанаты артистов, формирующие собственный архив их выступлений, и так называемые бутлегеры, использующие их для выпуска контрафактных CD либо распространения записей с концертов в Сети.

С другой стороны, задействование доступных портативных линейных рекордеров может заметно облегчить жизнь людям, профессионально занимающимся озвучкой кинофильмов, видеоклипов и компьютерных игр. Больше нет нужды таскать с собой микрофоны, стойки, предусилитель, микшер, внешнюю звуковую плату, ноутбук и запас батарей питания – все необходимое для записи требуемых по сюжету звуков естественного либо искусственного происхождения теперь запросто помещается в карман! Думается, удобство такого подхода специалисты в этой области уже успели оценить по достоинству, ведь даже с экономической точки зрения приобретение рекордера класса LS-11 окажется значительно выгоднее. Впрочем, на рынке есть как более доступные, так и более высококлассные устройства, выполняющие те же функции.

Сам Olympus LS-11 несложен в работе, его интерфейс интуитивно понятен даже не самому подготовленному пользователю. Основные функции вынесены на механические переключатели и кнопки, дополнительные настраиваются из меню, отображаемого на монохромном ЖК-дисплее с ярко-оранжевой подсветкой. Достаточно установить рекордер в направлении источника звука, выбрать формат записи (WAV, MP3, WMA), ее качество (разрешение и частоту сэмплирования для WAV плюс битрейт для MP3 и WMA), указать, куда сохранять результат (встроенная флэш-память 8 ГБ либо карта памяти SD/SDHC), и нажать на кнопку Rec. После этого LS-11 перейдет в режим предзаписи, позволяя проконтролировать фиксируемое им звучание с помощью мониторинга через наушники и выставить необходимый уровень записи, ориентируясь по «столбикам» амплитуды сигнала на ЖК-дисплее и светодиодному индикатору срабатывания лимитера (Peak). Вторичное нажатие на Rec начинает запись; прочие операции аналогичны таковым для типовых диктофонов и не вызовут особых затруднений.

Получившийся в итоге результат будет напрямую зависеть от наличия у владельца опыта практической записи, теоретической базы в данной области и желания учиться работать с «живым» звуком. Полученные с помощью LS-11 звуковые фрагменты, которые несложно найти в Интернете, свидетельствуют о значительном техническом потенциале этого устройства, реализация которого будет целиком и полностью зависеть от самого пользователя. Ведь когда полет творческой фантазии звукорежиссера не сдерживают узы несовершенства аппаратуры, создаваемые им произведения искусства звукозаписи могут оказаться по-настоящему удивительными.

P.S.: Пара очень простых звуковых примеров. Импровизированная "кухонная" запись — в жилой комнате, без какой-либо акустической (и исполнительской :)) подготовки. Olympus LS-11 установлен на фотоштатив на расстоянии 1-1,5 метра от исполнителей. Запись произведена в режиме 24-бит/96 кГц, после чего средствами звукового редактора из нее выбраны два фрагмента, сделаны Fade In/Out и конвертация в MP3 320 Kб/c 48 кГц с помощью кодека Lame. В записи только акустическая гитара и голос.

1. The Rabbit In The Hat: Love Is For Fools (фрагмент);

2. Сережа Sedrik: Я с тобой! (фрагмент).