PayDay 2: маски, сумки, два ствола

payday

Ограбления банков, погони, маски президентов – эта тематика всегда вызывала интерес и активно использовалась как сценаристами голливудских блокбастеров, так и разработчиками игр. Признаюсь, сам попал под тлетворное влияние в момент выхода PayDay: The Heist, однако игра получилась странной и удовольствия от геймплея я не получил. Сумбур, отсутствие возможностей для stealth-прохождения – все это сводило преимущество тематики к нулю. С началом бета-тестирования PayDay 2 в сети появилось много лестных отзывов, из которых можно было сделать вывод о том, что в Overkill Software сделали определенные выводы и сиквел стал значительно интереснее. Но все оказалось не так однозначно.

PayDay 2

Жанр first person shooter
Разработчики Overkill Software, Starbreeze Studio
Издатель 505 Games
Сайт www.crimenet.info

Оценка

Динамические уровни; возможность бесшумного прохождения; большой арсенал средств; дерево прокачки персонажей

Бессмысленные оффшорные счета; бедный набор заданий; слабая интерактивность уровней; недоработки

Атмосферный симулятор грабителя, над которым стоило еще немного поработать

Ограбления банков, погони, маски президентов – эта тематика всегда вызывала интерес и активно использовалась как сценаристами голливудских блокбастеров, так и разработчиками игр. Признаюсь, сам попал под тлетворное влияние в момент выхода PayDay: The Heist, однако игра получилась странной и удовольствия от геймплея я не получил. Сумбур, отсутствие возможностей для stealth-прохождения – все это сводило преимущество тематики к нулю. С началом бета-тестирования PayDay 2 в сети появилось много лестных отзывов, из которых можно было сделать вывод о том, что в Overkill Software сделали определенные выводы и сиквел стал значительно интереснее. Но все оказалось не так однозначно.

Как и прежде, главные герои – четыре грабителя, выполняющие задания различных закадровых мафиози. Для работы у них есть солидный арсенал вооружения и спецсредств, а также способности, поделенные на ветки развития. За каждую благополучно завершенную миссию герой получает опыт и деньги, которые может тратить на покупку оружия, дополнительного обвеса для него, а также кастомизацию маски, скрывающей лицо. Маска – непременный атрибут серии PayDay, получивший во второй части дополнительный смысл – именно с надевания маски начинается активная часть ограбления.

Первая обучающая миссия – посещение собственного убежища, где можно потренироваться открывать двери, взламывать сейфы, стрелять по мишеням. Здесь же находится помещение для награбленных средств, причем на стене висит большой экран, показывающий сумму, хранящуюся на оффшорном счете. Именно туда уходит львиная доля полученных денег, на руки же каждый получает намного меньше. Обстановка убежища сделана настолько любовно, что кажется – здесь мы будем появляться регулярно, но на самом деле нет. Изначально ходили слухи о том, что вот те «оффшорные» деньги и будут тратиться на обустройство помещения, однако ни в бете, ни в финальном релизе с убежищем ничего не сделано, а миллионы виртуальных средств – не более, чем просто картинка на экране хранилища, которой можно разве что похвастаться перед друзьями. То же касается и некоторых других помещений убежища, например, стрельбища. Рядом развешены модели всего имеющегося у игрока вооружения, но взять его для практической стрельбы нельзя – с чем зашел в убежище, из того и стреляй. Тут же висит коллекция масок и краски, которые также неинтерактивны. Многообещающий элемент геймплея оказался забыт или отложен до будущих обновлений.

payday_2-12

Сюжетной или какой-либо одиночной кампании в PayDay 2 нет, да и не могло быть. Игра сугубо мультиплеерная и подразумевает кооперативное прохождение. Для этого владелец комнаты-сервера должен зайти в эмуляцию онлайновой преступной сети Crime.net и выбрать на карте города необходимое задание. После этого по приглашению или самостоятельно друзья присоединяются к нему и готовятся к выполнению задачи, выбирая вооружение, бронежилеты и прочие техсредства. Поначалу такая система кажется интересной – все же не банальный выбор карты, а интересная имитация, но спустя пару дней Crime.net начинает страшно бесить. Миссии на карте появляются случайным образом и имеют пометки, показывающие сложность каждой из них. При этом самих заданий немного, вариативность достигается тасованием уровней сложности и изменением цели – вместо налички опустошить в банке персональные ячейки, а в ювелирном магазине вместо украшений взять специальную диадему из сейфа. Приглядевшись, понимаешь, что на самом деле заданий катастрофически не хватает. А случайное их появление мешает быстро выбрать нужную локацию и сложность, ради которой собралась героическая четверка, ожидающая в лобби. Иногда можно по пятнадцать минут ждать появления нужной миссии, что неприемлемо для сетевого шутера.

payday_2-11

Миссии делятся на несколько типов. Однодневки позволяют быстро пройти локацию и получить деньги за выполненное задание, трехдневные (пока что самые долгие в игре, хотя обещают и более длительные) сильнее привязаны к сюжету и могут включать в себя как отдельные уровни, так и знакомые магазины и банк. Во втором случае деньги исполнителям перечисляют по окончании «марафона».

При стандартном задании игроков «выбрасывают» на улице перед объектом, а неподалеку стоит фургончик, куда предполагается складывать награбленное. Путь, по которому идти – в руках грабителей. В некоторых случаях возможно «тихое» прохождение, а где-то без стрельбы не обойтись. Естественно, соскучившиеся по stealth игроки зачастую предпочитают именно такой подход.

Основа всей игры – контроль толпы (crowd control). Как внутри помещения (магазин, банк, супермаркет), так и снаружи: по улицам ходят обыватели, которые имеют неприятную привычку звонить в полицию, если обнаружат подозрительных личностей с оружием и в масках, или услышат стрельбу. Помимо них есть охрана, камеры наблюдения, металлоискатели. При высокой сложности возможен и спаун на соседней улице патрульной машины с полицейскими, которые никуда не торопятся и едят гамбургеры. Ситуация осложняется еще и тем, что просто зайти в магазин и все осмотреть не получится – даже без масок и в приличных костюмах грабители вызывают подозрение охраны и полиции.

payday_2-10

Если все пойдет по плану, гражданские на улице будут уложены на землю и связаны, а внутри помещения нейтрализована охрана и поставлен наблюдатель за заложниками, то забрать «груз» удастся спокойно и без шума. В зависимости от сложности количество сумок с «добром» может варьироваться, но чем больше заберете – тем больше денег получите. Помимо этого в комнатах могут находиться сейфы, разбросана наличка и различные ценности. Какие-то вещи сразу забираются в виде денег и не требуют места, а ключевые предметы помещаются в спортивную сумку наподобие тех, с которыми Де Ниро и компания ходили в легендарном боевике Heat (Схватка).

Все идет прекрасно, пока один из членов команды не сделал глупость или не произошел непредвиденный инцидент – сменилось размещение комнат, исчезли привычные окна или камера оказалась не в том месте. Такое возможно благодаря динамической генерации уровней. Серьезных изменений, конечно, нет, но неприятные мелочи поджидают на каждом шагу. И если подведет внимательность или навык – ждите беды. А точнее, волн полицейских, бойцов спецподразделений, снайперов, вертолетов с десантирующимися оперативниками и прочих радостей. С каждой минутой после поднятия тревоги миссия становится все сложнее, а ее выполнение – нереальнее. Полиция не обладает интеллектом, но компенсирует это нереальным количеством. Если вас не убьют, то банально закончатся патроны, когда вы завалите все помещение трупами. Федералы периодически организовывают штурм помещения с дымом и спецэффектами, привлекают специалистов со щитами и тазерами, снайперов, пытаются освободить связанных заложников и утащить лежащие сумки с ценностями. А ожидавший вас фургончик спешно ретируется и вернется лишь спустя минут десять. Все это время вам придется отражать атаки, пытаться открыть сейф дрелью, которая постоянно ломается и требует к себе внимания, и собирать оставшиеся драгоценности и деньги.

payday_2-09

И снова мелочь, которая день ото дня подтачивает нервы – отсутствие банальной кнопки перезапуска миссии. Ее можно завершить совсем (тогда придется еще минут десять сидеть в Crime.net в ожидании нужной комбинации «локация/сложность»), но начать заново – нет. Причем сделано это не специально и отсутствие рестарта – не фишка игры, поскольку после смерти всех участников кнопка появляется. Догадайтесь, каким образом игрокам приходится решать эту проблему.

Значительно облегчают дело способности. Получая опыт, игрок накапливает уровни репутации, за каждый из которых получает очки, затрачиваемые на открытие дополнительных способностей. Все они поделены на четыре специальности — подразумевается, что в команде будет по одному специалисту каждого типа. На деле же намного выгоднее брать по «чуть-чуть» из каждой ветки развития, поскольку большая часть имеющихся способностей не стоят того, чтобы тратить на них очки и деньги (да, навыки нужно еще и покупать). В итоге через пару часов группа уже быстрее собирает ценности, привлекает меньше внимания со стороны охраны, умеет бросать сумки на приличное расстояние (полезная способность для передачи сумок по цепочке), орудует пилой для открытия дверей, имеет взрывчатку и даже, бывает, склоняет охрану к сотрудничеству.

payday_2-08

Незнакомому с особенностями игроку будет очень сложно добиться успеха при выполнении любой миссии выше Normal. Все будет заканчиваться стрельбой, штурмом и прорывом через толпы полицейских. Спустя какое-то время группа находит оптимальный вариант и начинает «фармить» деньги – многократно проходить одну и ту же миссию на максимальной сложности. То, что изначально кажется невозможным, становится вполне доступным даже без спецсредств и умений. Увы, такой геймплей, конечно, быстро надоедает, но другого выхода на данный момент нет – миссий мало и далеко не все из них настолько интересны и прибыльны, чтобы проходить их по нескольку раз. Чтобы получить приличные деньги наличными, приходится выбирать сложность Overkill, а воевать на нем с толпами федералов нет никакого желания, поэтому выбирается наиболее приемлемая локация, где возможно бесшумное прохождение. Но каждая следующая попытка помогает изучить уровень, понять принцип и распределить роли для дальнейших заходов. Потом уже все занимаются своим делом, каждую секунду прислушиваясь к звукам, ожидая ужасной тревоги, следя за лежащими заложниками. Атмосфера, в которой тишина – одновременно гнетущая и нервная, но в то же время радостная, поскольку она означает, что все получилось, никто не приедет и не испортит праздник. Праздник застегивающихся сумок и шуршащих денег.

payday_2-07

В конце миссии наступает долгожданный Payday – каждый игрок получает по три карты, за каждой из которых скрыт определенный бонус. Выбираете понравившуюся и можете получить определенный обвес для оружия, деньги, новую маску или материал/узор для нее. Собственно, таким образом маски и коллекционируются, правда, их кастомизация слишком дорога. Тем более что после покраски и выбора материала изменить ее уже нельзя – придется покупать новую «чистую».

Цена оружия в PayDay 2 может испугать любого. Достигнуть приемлемого баланса не удалось, поэтому встречайте автоматы Калашникова по $200K и лазерные целеуказатели, стоимость которых сравнится с ценой на автомобиль представительского класса. Набор «юного техника» должен включать пистолет или пистолет-пулемет с глушителем, а также ствол с хорошей убойной силой на случай непредвиденных обстоятельств. Если все будет хорошо, охрану можно снять бесшумно, а если начнется тревога – понадобится что-то мощное.

payday_2-06

И все же основной недостаток игры – деревянность окружения. Возьмите любую игру серии Hitman и увидите, как нужно делать интерактивность. В PayDay 2 нельзя даже закрыть за собой дверь, чтобы избежать обнаружения. Никакой речи о взломе компьютеров или охранных систем – даже перенос трупов сделан перед самым релизом, да и то довольно странно – нужно взять соответствующее умение (паковать тела в сумки), после чего уже переносить их с места на место. Система распространения звуков и обнаружения тоже работает наперекосяк – можно громкими криками положить всех посетителей магазина в основном зале, а в комнатке по соседству никто и ухом не поведет. В то же время полицейские стреляют, как мы уже привыкли, очень точно, несмотря на дым или расстояние. К гражданским нужно подходить сугубо спереди – крик «Всем лечь на пол!», прозвучавший сзади от вооруженного человека, тыкающего в спину стволом дробовика, не вызывает никакого интереса у прохожего – так, муха прожужжала.

payday_2-05

Можно было бы начать рецензию с описания имен главных героев, их специализации и прочей «обертки», но все это в PayDay 2 не имеет ровно никакого значения. Эта игра создана для кооперативного прохождения и без трех-четырех друзей даже не думайте покупать ее – толку не будет никакого. Местные боты-помощники не умеют ничего, что пригодилось бы при ограблении – пока вы действуете, они просто стоят на улице и глазеют по сторонам. Если поднимется тревога – будут отстреливаться и поднимут при критическом уровне здоровья, но даже сумку поднести до фургона не смогут. Просто забудьте о них.

payday_2-03

Перед релизом игры возникла неопределенность относительно даты выхода. Разработчики говорили, что они не уверены и пока не знают, выйдет ли их детище 13 августа или на две недели позже. Но, видимо решили, что все готово, а остальное они «допилят» позже. Однако аудитория, ожидавшая куда большего, вынуждена проходить одни и те же задания по десять раз подряд. Понятно, что в такой ситуации большая часть просто не дождется нового контента и забросит игру. Пока что игроки развлекают себя сами, придумывая различные способы прохождения. Определенная свобода действий была выдана, задел неплохой, идея тоже, но почему-то многие очевидные вещи разработчики не предусмотрели. Что ж, прогресс понятен – ждем PayDay 3.


  • dobrodum

    «Не вполне понятное дополнение к хорошей стратегии» — копи паст рулит.

    • Редактор в отпуске походу

    • Kirill Dnepropetrovets-Ts

      Ну с кем не бывает?)

  • Olegek

    Игры не нужны на этом сайте, идите на ДПК.

    • altersin

      Еще как нужны, а ДПК уже мертв и посещаемость соответствующая.

      • Andy Demos

        ДПК мертв из-за игр как раз…

    • finalplayer

      Статьи об играх затеняют новости о твоём ифоне?

  • altersin

    Блин, за всё лето ни одной нормальной игры не вышло.

  • pixel3000

    У Гуфовского обзор лучше)

    • ward3

      самый дерьмовый обзор когда либо им сделанный

      • pixel3000

        Да ладно, крутой обзор

  • Englon

    «Эта игра создана для кооперативного прохождения и без трех-четырех друзей даже не думайте покупать ее».
    Теперь к играм в обязательном порядке нужно еще друзей покупать)))

    П.С. Лучше бы одиночный режим с ботами допилили, все больше толку

  • Kirill Dnepropetrovets-Ts

    Первая часть была сырая, вторая уже лучше… третья обязана просто быть великолепной! 🙂
    Спасибо за обзор.

  • Андрец
  • Похоже, что на движке Left for Dead сделано

  • Roman Pushkin

    Steam: Keemtd, добавляйтесь, хочется играть с микрофоном)

  • payday fan

    Немного пиара
    Открылся русскоязычный фан-сайт по Payday 2
    http://paydayfan.ru/

    может быть кому-то будет интересно