Первый Renault ZOE в Украине: $32 тыс и окупаемость через 18 лет

Первый Renault ZOE в Украине: $32 тыс и окупаемость через 18 лет

Сегодня у нас не только обзор электромобиля Renault ZOE, но и мнение его владельца о модели использования электрокара, плюс детальный расчет окупаемости. Возьмите в руки калькулятор и приготовьтесь читать «много буков» – это того стоит.

Renault ZOE: внешне – игрушка, внутри – революционер

Компактный хэтчбек В-класса, округлые формы, узкие передние фары, милые задние фонари… На первый взгляд Renault ZOE выглядит как типичный представитель европейской школы в вопросах конструирования городских авто. О том, что перед нами электромобиль, говорят лишь логотипы «ZE», которые установлены на крышке багажника и прозрачной перемычке внутри фары.

По-детски наивный, милый, аккуратный дизайн Renault ZOE невольно располагает к себе: кажется, что это большая игрушка. При близком осмотре радуют детали: передние фары с логотипом «ZE», необычные задние фонари, ручки открывания задних дверей с отпечатком пальца главного дизайнера ZOE…

В салон аналогичное настроение: Renault ZOE – на стыке «игрушки» Twizy и «серьезного автомобиля» Fluence. Общее обустройство салона напоминает европейский Clio: единая передняя панель с диагональным «росчерком», в центре которой установлена пластина с крупным сенсорный дисплеем, дефлекторами вентиляции, блоком климат-контроля. На первый взгляд, блок «климата» идентичен многим моделям Renault, но стоит приглядеться – и сразу заметно отличие: внутри регулятора интенсивности обдува установлена кнопка включения климатического таймера, который стал уже практически «обязательной программой» для каждого электромобиля. Добраться к таймеру «климата» можно и через основное меню сенсорного дисплея системы «R-Link». Рядом также заметен таймер зарядки: первый позволяет прогреть или охладить Renault ZOE к началу поездки; второй контролирует включение зарядки АКБ электрокара только в установленные часы (обычно в ночное время, когда действует сниженный тариф на электроэнергию). Кроме этого, здесь можно найти диаграмму распределения потоков энергии: затраты на кондиционер, поток энергии к электромотору во время разгона или рекуперации (возврат энергии в АКБ) при замедлении. Также присутствует график экономичности езды с выставлением общего бала, цифрами общего расхода и экономии энергии. Плюс традиционные функции «продвинутой» системы мультимедиа: подключения телефона по Bluetooth для прослушивания музыки и звонков, картинка с камеры заднего вида, навигация по Украине.

Второй дисплей установлен перед глазами водителя – это приборная доска. Для него предусмотрено несколько тем оформления, из которых наиболее удачной мне показался вариант с крупным цветным эллипсом: он позволяет увидеть не только направление потока энергии, но и интенсивность ее расхода или рекуперации. Но какую схему оформления не выбрать – везде присутствуют крупные цифры спидометра и индикатор заряда АКБ.

В салоне главное внимание привлекают два дисплея. Основной сенсорный дисплей с массой функций – на центральной консоли. Дополнительный – вместо приборов, перед глазами водителя. Его схема оформления меняется кнопкой, мне больше всего понравился эллипс. Кстати, получить два синих сегмента рекуперации можно лишь при нажатии педали тормоза, иначе электрокар Renault ZOE замедляется очень плавно – лишь на один сегмент. Отдельного режима для интенсивной рекуперации рычаг «автомата» не имеет, зато есть кнопка «ЕСО». Система ZE Voice (кнопка слева от руля) извещает пешеходов о приближении электрокара необычными звуками

Пора в путь! Электромобиль Renault ZOE разгоняется мягко и тихо, но не слишком быстро: он уступит Nissan Leaf, но обгонит Mitsubishi i-MiEV или Smart ED. Хороший комфорт, мягкая и энергоемкая подвеска, нормальные и живые реакции на поворот руля. Лишь крены показались чуть велики, но ничего критичного. Режим «ЕСО» обещает +10% пробега, однако немного обрезает динамику разгона и максимальную скорость (до 95 км/ч) – в городе это не слишком заметно. А вот то, что режим «ЕСО» обрезает мощность кондиционера, летом уже заметно.

Аккумулятор в Renault ZOE установлен снизу и чуть зажимает простор для ступней задних пассажиров. Однако до криминала, как в случае с FIAT 500e, дело не доходит – здесь по-прежнему достаточно места для детей или взрослых людей средней комплекции. Багажник объемом 338 л предлагает парочку плюсов (крючки для сумок, возможность складывания заднего ряда сидений), но не лишен и минуса – часть багажника постоянно занята сумкой с проводами и зарядками.

В итоге имеем обычный европейский городской хэтчбек: компактный и аккуратный, достаточно места внутри, хороший уровень комфорта, динамика на вполне достаточном уровне. А в чем тогда Renault ZOE «революционер»?

Революция – в зарядке, точнее в зарядном устройстве Chameleon, которым оснащен электромобиль Renault ZOE. Это зарядное устройство способно работать с 1- или 3-фразной системой электропитания; рабочая мощность – от 3 до 22 кВт. Что это означает? То, что теперь электрокар Renault ZOE можно быстро зарядить даже без специальных станций типа CHAdeMO или Supercharger!

Внутри Renault ZOE выглядит как обычный электрокар: мотор пиковой мощностью 65 кВт (88 л.с.) и крутящим моментом 220 Нм (разгон 0-100 км/ч за 13,5 с и 135 км/ч максимальной скорости); аккумулятор емкостью 22 кВтч (литий-ион, 192 ячейки, 12 модулей, 290 кг, запас хода NEDC 210 км). Вся «соль» – в зарядном устройстве Chameleon, которое само подстраивается под розетку для заряда и «вытягивает» из нее возможный максимум энергии. Кстати, на Renault ZOE используется зарядный разъем «второго типа» (или Mennekes), который рассчитан под максимальную мощность до 44 кВт

Например, в Украине уже существует сеть из 37-ми мощных зарядных станций КЕВА Р20, установленных на АЗС ОККО. Этим проектом занимались представители Tesla Club Ukraine, которые также установили аналогичные зарядные станции и у других партнеров – в итоге общее количество мощных 20-киловатных зарядок в Украине сейчас достигает 68 штук. Однако ранее электрокары имели встроенные зарядные устройства мощностью 3,6-7,2-10 кВт; только Tesla предлагала зарядки мощностью 11-22 кВт. И даже при возможности получить 20 кВт, реально электромобиль работал с мощностью 3,6-7,2-10 кВт из-за ограничений встроенного зарядного устройства.

А теперь берем Renault ZOE с аккумулятором емкостью 22 кВт и зарядным устройством на 22 кВт – он сможет «выжать» из подобной розетки все обещанные 20-22 кВт, что означает 80-90% заряда АКБ (до 150 км) за 1 час! Это почти сравнимо с дорогостоящими зарядками типа CHAdeMO или Supercharger («80% АКБ за 30 минут»), которых практически нет в Украине. А зарядные станции на 20-22 кВт в Украине есть и их много!

Вот почему Renault ZOE – символ будущего электромобилей, которое наступает уже сейчас.

Мнение владельца: Юрий Саламандык

фото 4

Для меня вопрос цены электромобиля стоял далеко не на первом месте. Во-первых, у меня есть бизнес по автомобильной косметике «Жидкое стекло-полироль Willson» и Renault ZOE рассматривался отчасти как демонстрационный экземпляр, который будет привлекать к себе внимание на различных выставках. Во-вторых, стоял вопрос обновления своего пятилетнего автомобиля (крупный дизельный кроссовер), но для покупки новой машины схожего класса нужно было продать существующее авто и добавить около $25 тыс. В итоге пришел к мысли: «а может за эти деньги купить второй автомобиль – компактный для города, удобный для меня и жены, максимально экономичный?». В итоге так и поступил, оставив существующий кроссовер исключительно для междугородних поездок.

Принципиально выбирал новую машину, чтобы ближайшие 3-5 лет не думать о ремонтах. Да и в случае с электрокаром – получаешь гарантированно свежую батарею, которая имеет европейскую четырехлетнюю гарантию. Конечно, на рынке есть подержанные и дешевые Nissan Leaf, однако новый «японец» был дороже Renault ZOE, не нравился дизайном, да и много их уже на городских улицах. KIA Soul EV также не понравился внешне, Fluence ZE – скучный и большой.

В итоге остановились на Renault ZOE, о чем ничуть не жалею: компактный и удобный в городе, аккуратный дизайн, места в салоне достаточно для семьи из двух взрослых людей и двух детей, включая ребенка в автомобильном кресле для перевозки.

Спереди – достаточный запас места для двух взрослых, сзади – помещаются два ребенка, включая и кресло-перевозку. Багажник не хуже привычных моделей В-класса. Вполне семейный автомобиль для города.

Запас хода в среднем составляет 150-160 км по городу с постоянно включенным кондиционером и периодическим (50/50) использованием режима «ЕСО». Подзаряжаюсь на парковке у офиса: установлена зарядная станция KEBA P20 мощностью 22 кВт ($1-1,5 тыс.) – благодаря зарядному устройству «Chameleon» пополнить АКБ на 80-90% можно всего за 1 час.

Автомобиль эксплуатирую 1,5 месяца, пробег едва превысил 1 тыс. км. Зимних наблюдений, естественно, пока нет. Однако планирую активно эксплуатировать Renault ZOE и зимой, заодно проверю эффективность предварительного подогрева, поведение АКБ в мороз, пр.

Электрокар – это выгодно?

Выгода эксплуатации – это всегда главный вопрос к электромобилю. Наверное, для всех людей «в теме» уже известно, что 80-90% от общего числа продаж электрокаров в Украине составляют поддержанные экземпляры со своими особенностями ценообразования (общее состояние, «самочувствие» АКБ, возможность торга). Самые яркие примеры – электрический Ford Focus, который в цене сравнялся с ДВС-аналогом, или вездесущий Nissan Leaf, который продают по цене от $13-30 тыс. в зависимости от года выпуска, комплектации, состояния.

Но когда речь идет о новом электромобиле, то начинается совсем другая математика. Например, тот же Nissan Leaf оценивается в $35-50 тыс. в зависимости от комплектации и емкости АКБ. А главный герой нынешней статьи – электромобиль Renault ZOE – был куплен за 29 тыс. евро или около $32 тыс. Почему так дорого? Во-первых, речь идет о максимальной версии Renault ZOE: камера заднего вида, 16-дюймовые колесные диски, бесключевое отпирание дверей, аудиосистема с функцией «3D Arkamys», пр. Во-вторых, при покупке электрокара в Европе обычно действует программа субсидирования: например, во Франции субсидия достигает 6,3 тыс. евро; в Германии и Португалии – около 5-6 тыс. евро плюс ряд «бонусов» (бесплатная парковка и/или въезд в центр города, выгодная страховка). Третье: компании Renault предлагает программу аренды АКБ с фиксированным ежемесячным платежом, что также позволяет несколько снизить первичную цену электромобиля. Однако в случае с Украиной никаких финансовых бонусов нет; есть лишь покупатель-энтузиаст, которому приходится платить «все и сразу» – $32 тыс. Насколько это выгодно?

Для примера возьмем автомобиль В-класса схожего формата и мощности – Peugeot 208 с бензиновым мотором PureTech 1,2 82 л.с. и 5-ст. РКПП-«автомат».

фото 6

Почему Peugeot 208? Пожалуй, это одно из наиболее оптимальных сочетаний цены, экономичности, комплектации, качества, «современности». В качестве конкурентов также можно рассмотреть Ford Fiesta, SKODA Fabia, Toyota Yaris, но они оказываются дороже и тратят больше топлива в городе. А родственный и доступный Renault Sandero на фоне ZOE выглядит простоватым

Цена такого Peugeot 208 в сравнимой комплектации Allure (климат-контроль, боковые шторки и подушки безопасности, сенсорный дисплей для мультимедиа, легкосплавные колесные диски) составляет 390 тыс. грн. или чуть менее $16 тыс. Средний расход топлива в городе – 5,9 л/100 км. А теперь сравним стоимость эксплуатации Renault ZOE и Peugeot 208 на пробеге до 60 тыс. км и 4-х лет.

Затраты на топливо

Емкость АКБ Renault ZOE составляет 22 кВтч, на одном пробеге электрокар проезжает 150-160 км: то есть 14 кВтч на 100 км. В расчет брали исключительно городской расход топлива, так как по модели использования владельца Renault ZOE, электромобиль приобретался исключительно для города и пригорода.

Итого:

Renault ZOE: 14 кВтч Х 0,99 грн. за 1 кВтч = 14 грн. за 100 км пробега в городе;

Peugeot 208: 5,9 л Х 24 грн. = 142 грн. за 100 км пробега в городе;

Затраты при пробеге 60 тыс. км:

Renault ZOE: 14 грн. Х 600 = 8 400 грн.;

Peugeot 208: 142 грн. Х 600 = 85 200 грн.;

Затраты на ТО

Считаем, что за пробег 60 тыс. км оба автомобиля не потребуют дополнительных ремонтов, а только регулярных ТО. Для электрокара Renault ZOE в Украине уже есть запчасти (многие детали «расходники» унифицированы с другими популярными моделями Renault), но нет точных графиков и перечня операций на ТО. Считаем, что необходима лишь замена фильтра воздуха салона, диагностика систем, проверка ходовой части.

Для Peugeot 208 необходимо провести 6 ТО: 3 минимальных (масло и фильтр, фильтр салона) и 3 расширенных (дополнительно воздушный фильтр двигателя и разовая замена свечей зажигания). Через 2 года эксплуатации (по нашим условиям это 30 тыс. км пробега и 3 ТО) для Peugeot 208 начинает действовать сервисная программа «2+» – цена ТО снижается на 15%.

Замену тормозных колодок и тормозной жидкости не учитывали, поскольку эти операции надо проводить в двух автомобилях: замена тормозной жидкости по регламенту – 1 раз в 2 года; замена тормозных колодок – зависит от темперамента и стиля езды каждого водителя.

Итого: 

Renault ZOE: 1 раз в 30 тыс. км, около 500 грн. = 1 000 грн. за 60 тыс. км пробега;

Peugeot 208: 6 ТО (где 3 ТО со скидкой 15%) = 11 600 грн. за 60 тыс. км пробега;

Общие затраты (топливо + обслуживание) за 60 тыс. км пробега:

Renault ZOE: 8 400 + 1 000 = 9 400 грн.;

Peugeot 208: 85 200 + 12 580 = 96 800 грн.

Выгода электрокара за 60 тыс. км или 4 года: 87,4 тыс. грн или около $3,5 тыс.

Средняя годовая выгода эксплуатации электрокара, период окупаемости:

Выгода электрокара за 15 тыс. км или 1 год: около 22 тыс. грн или около $880.

Период окупаемости: $16 000 / $880 = 18 лет или 270 тыс. км

Итого: только спустя 18 лет и 270 тыс. км электрокар Renault ZOE «отобьет» 2-кратную переплату в цене относительно сравнимого Peugeot 208 и начнет приносить прибыль. За эти 18 лет батарея может потребовать замены, плюс возможен ремонт/замена подшипников электромотора. Аналогично обычный автомобиль может потребовать капремонта ДВС и дорогого ремонта трансмиссии. Эти затраты нельзя просчитать заранее, равно как и возможные ДТП.

фото 7

Но вспомните другой случай – статья 2015 года, сравнение электрического и дизельного Renault Fluence. Электрический Renault Fluence ZE продавался по цене аналогичного дизельного Renault Fluence в хорошей комплектации: переплата за «электрику» стремилась к нулю и электрокар был выгоден едва ли не с первого километра пробега

К чему это? Да к тому, что невозможно однозначно ответить на вопрос «насколько выгоден электрокар». Например, электрическому Renault Fluence в тот момент «помог» выгодный валютный курс и дорогой дизельный конкурент. А на ситуацию с нынешним героем – Renault ZOE – негативно повлияло отсутствие европейских субсидий и недорогой конкурент в виде Peugeot 208. В итоге необходимо просчитывать каждый индивидуальный случай: цена электромобиля и сравнимого ДВС-аналога; стоимость электрики, топлива, ТО; область использования электромобиля и ежемесячный пробег. Плюс, возможно, мы таки дождемся выгоды при покупке электрокара: сейчас есть идеи пусть не дотаций, но хотя бы обнуления НДС для электрокаров, что сделает их заметно дешевле и выгоднее.

Электрокар Renault ZOE в Украину привезен Carpoint TO-U