Photokina 2016 – выставка изменяющихся правил игры

Photokina 2016 – выставка изменяющихся правил игры

Прощай, зеркало! Хотя 2016 год и не стал переломным в плане отказа от устаревшей технологии оптического видоискателя и выделенных фазовых датчиков для автофокусировки, но выпуск «настоящей» беззеркальной камеры Canon M5 на APS-C-матрице и среднеформатных Fujifilm GFX 50s и Hasselblad X1D показал, что перспектив у зеркальной парадигмы нет и ей остается мирно доживать свой век в топовых репортажных аппаратах пока вычислительная мощность процессоров с учетом энергоэффективности не достигнут следующего уровня.

Интересные анонсы

Photokina 2016 запомнилась именно обилием анонсов. Об одном из самых значимых для индустрии, Fujifilm GFX, я уже достаточно подробно написал.

В мелкоматричном сегменте, вернее его отделе Micro 4/3, также происходят интересные события. Начнем, пожалуй, с Olympus.

Photokina 2016

Осенью компания обещает официально представить вторую редакцию своего флагмана OM-D E-M1 Mark II. Этот аппарат интересен не столько своей 20,4-мегапиксельной матрицей, сколько скорострельностью: 60 кадров в секунду в формате RAW (при использовании электронного затвора) при полном разрешении! Правда, это при заблокированном автофокусе. Если включить следящий, то скорость будет 18 к/с. С механическим затвором получается 15 к/с, что на сегодняшний день является технологическим пределом: быстрее, конечно, можно, только износ деталей получается слишком сильным и обеспечить желаемые 100+ тыс. срабатываний при разумной цене уже невозможно.

Panasonic также анонсировал разработку GH5, но выпуск намечен на следующий год. Эту камеру с нетерпением ждут видеографы, поскольку GH4 очень популярна в этой среде и является одним из самых доступных решений для серьезной съемки в 4К. К сожалению, рабочих прототипов не показали, только макеты, и озвучили «вкусности». Похоже, это будет первый аппарат, способный записывать 4К со скоростью 60 к/с в виде 4:2:2 10 бит. Очень большой вопрос с оптической стабилизацией. Как известно, некоторые камеры и объективы Micro 4/3 могут использовать связку из двух систем – 5-осевой внутрикамерной и традиционной, встроенной в объектив. Пока это чудо техники работает исключительно в фоторежиме и дает выигрыш около 6 ступеней экспозиции (штатив можно оставлять только для ночной съемки). А вот в видео? Olympus обещает стабилизацию и в видеорежиме, но E-M1 Mark II будет записывать только Cinema 4K – эдакий эвфимизим для максимальной скорости 24 к/с (хотя и с большой скоростью потока). Panasonic пока молчит и это самая большая интрига.

Photokina 2016

Sony сообщила о скором выпуске α99 II – полнокадрового аппарата с байонетом А, полупрозрачным зеркалом для фазового автофокуса и электронным видоискателем. Слов нет, характеристики впечатляющие – 42,4 мегапиксела, продвинутая система автоматической наводки на резкость (12 к/с при следящем автофокусе), пятиосевая внутрикамерная стабилизация, видеофункции (зебра, пологая кривая). Ценник (как минимум в США) конкурентоспособный. Вопрос лишь в том, кто ее станет покупать. Скорее всего, лишь владельцы внушительного парка оптики для обреченного байонета А, для всех остальных и у Sony и у других производителей есть более заманчивые предложения.

Новые камеры

Кто первый, Canon или Nikon, предложит «взрослую» беззеркальную камеру? Этим вопросом задавались все интересующиеся развитием фототехники.

Казалось бы, преимущество на стороне Nikon, ведь именно он в 2011 г. представил систему на дюймовой матрице Nikon 1. Однако дальше дюйма (с вытекающими последствиями отсутствия сколько-нибудь развитой линейки оптики) дело не пошло.

Photokina 2016

Canon вывел линейку M летом 2012 г, и она базировалась на APS-C-матрице. Правда, появился и новый байонет EF-M, но на него, через переходник, из-за сокращенного рабочего отрезка, устанавливаются объективы для других байонетов  Canon, благо кроп-фактор не иземенился. M3 стала косметическим обновлением, а вот представленная на Photokina 2016 M5 – это очень серьезная заявка на успех. Камера отлично лежит в руке, ее электронный видоискатель не вызывает нареканий, а переходник для «зеркальной» оптики в комплекте (для первых партий, потом китайцы сделают много и недорого) поможет в переходный период.

Photokina 2016

Полнокадровый зеркальный Canon EOS 5D Mark IV ждали многие профессионалы. Спецификации для фото выглядят конкурентоспособными: 30 мегапикселей на сенсоре 35-мм формта, ISO от 100, автофокусировка Dual Pixel CMOS и 61 точка фазового датчика, работа с диафрагмой f/8. Однако видео «из коробки» явно не дотягивает до актуальных запросов видеографов. Альтернативные прошивки снова будут востребованы…

Fujifilm GFX 50s vs Hasselblad X1D

Сравнивать картинку пока рано, а вот оценить тактильные ощущения от камер я смог. X1D смотрится очень свежо и стильно, но я, возможно, человек старой формации и не готов назвать его профессиональным инструментом.

Photokina 2016

Это, скорее, имиджевая штучка для тех, кому нужно продемонстрировать статус. У Hasselblad уже были неудачные попытки создать «гламурную» камеру на базе аппаратов Sony (добавив вычурные деревянные ручки и какие-то стимпанковские крутёлки). На сей раз попытка обречена на успех, поскольку и дизайн на высоте и начинка родная, среднеформатная.

Fujifilm GFX 50s

Fujifilm напротив сознательно создавал рабочую лошадку с механическими дисками задания выдержки, диафрагмы и чувствительности, ухватистую (оптика, на средний формат, кстати, довольно тяжелая) и интуитивно-понятную.

Дроны

Тема сверхмалой авиации в последний год усиленно муссируется на многих выставках, не стала исключением и Photokina. В этом году совместно с DJI, мировым лидером по выпуску дронов как для съемки, так и для разных хозяйственных нужд, часть 6 павильона была отдана под арену, где желающие могли попробовать себя в роли пилотов и посмотреть на полеты профи.

Photokina 2016

Дронов на выставке было много. Самым монстроидальным (в хорошем смысле этого слова) следует признать симбиоз DJI и Hasselblad.

Китайские товарищи третьего эшелона не прочь заработать на популярной теме. Они не просто предлагают относительно дешевые продукты для любителей, но и пытаются изобретать нечто для профессионального применения, порой не обладая достаточной компетентностью.

Великое смешение народов

В последние годы на Photokina было достаточно четкое разделение производителей по классам. Бренды классов А и В занимали первые (по нумерации и близости к «главному», южному, входу на территорию) павильоны, подвальные этажи которых доставались производителям осветительного оборудования, аксессуаров и «печатникам». Многочисленные китайские фабрики располагались «на задворках». В этом году порядок был нарушен и китайцы встречались в самых разных местах, буквально через проход от именитых экспонентов.

У такой ситуации есть два взаимодополняющих объяснения. Во-первых, количество экспонентов снизилось: 983 против 1000+ в 2014, 1158 в 2012 и 1251 в 2010. Причем ушли не просто китайские фабрики, например, Samsung на прошлой выставке выступил по-корейски громко. Во-вторых, качество аксессуаров, предлагаемых никому неизвестными китайскими фабриками, существенно выросло, а по соотношению цена/качество они давно вне конкуренции. Многие профессиональные фотографы перестали рассматривать покупку штанги для рассеивателя как долгосрочную, едва ли не пожизненную, инвестицию и считают их расходным материалом. Для любителей появилась возможность приобретать редко используемые, но иногда очень полезные штучки вроде светофильтров или штативов, без особого напряжения для семейного бюджета.

Photokina 2016
«Дёшево» но дорого.

Мне показалось, что в этом году существенно уменьшилось количество экспонентов, предлагающих оформление отпечатанных работ. Обилия компаний, предлагающих вычурные свадебные альбомы не наблюдалось, рамки и аналогичная продукция также не бросалась в глаза. Возможно, европейская публика стала больше внимания обращать на фотокниги, отпечатанные по технологии цифрового офсета. Нам остается пока только мечтать о богатстве выбора форматов, переплетов, бумаги, доступных тамошнему потребителю.

Правила игры меняются

Организатор Photokina, компания Koelnmesse, старается держать руку на пульсе. В этом году достаточно большую площадь выделили стартапам, предлагающим решения в области мобильной фотографии, обработки изображений и т.п. Почтили своим присутствием выставку и высокопоставленные менеджеры Adobe, в частности Том Хогарти, директор по связанным с фотографией продуктам компании. Для прессы даже провели закрытую презентацию, информацию с которой мы обязались не разглашать до официального анонса, но намекнуть могу: ожидается дальнейшее проникновение инструментов из профессиональных «настольных» редакторов в мобильные приложения.

Photokina 2016
Zeiss решил выйти на рынок дополнительных линз для смартфонов. На выстаке показывали решение для iPhone 6/6+. На вопрос о 7-ках заученно отвечали, что смартфон еще не поступил в продажу, как только купят, сразу разработают. А c Apple на эту тему никаких переговоров не ведут.

Виртуальная и дополненная реальность, экшн-камеры, дроны – эти и ряд других тем, опосредованно связанных с «привычным» фото и видео, будут занимать все больше места на следующих выставках. Imaging Unlimited – таков новый девиз Photokina.

Меры безопасности

Террористические атаки в Европе не обошли стороной даже фотовыставку. Меры безопасности существенно усилили. Во-первых, практически все сумки бегло осматривали сотрудники службы безопасности. До металлодетекторов и рентгена дело не дошло, однако по утрам две маленькие очереди вместо одной большой в общем малоприятны.

Photokina 2016

Ну и знаменитый вид Южного входа, визитная карточка Photokina, тоже пострадал. Тем не менее, все 191 тыс. посетителей (это на шесть тыс. больше, чем в 2014 г., возможно, сыграла роль воскресная цена – 18 Евро с человека, в будни 52 Евро) успешно осмотрели экспозицию. На территории и в павильонах постоянно перемещались и пожарники, и полиция, и служба безопасности. К счастью, обошлось без инцидентов, но старушка Европа уже не та…

Разочарование Photokina 2016

Выставка используется не только для анонса новых продуктов, поскольку трудно предлагать потребителю что-то действительно значимое часто. Мало того, выставка, пусть такая важная как Photokina, не единственное мировое событие, которому следует приурочить запуск или даже анонс новинок. Однако на выставке компании стараются продемонстрировать существующим владельцам (и, что более важно – будущим покупателям) техники вектор развития, видение будущего. Разочарованием Photokina 2016 стал Nikon.

Photokina 2016

На фоне беззеркальных среднеформатных камер Fujifilm и Hasselblad, беззеркального аппарата Canon на APS-C-матрице, прогнозируемого народного видеофлагмана Panasonic GH5 и суперскоростного Olympus OM-D E-M1 Mark II его не более чем рядовые экшн-камеры выглядели бледно.

* * *

Следующая выставка пройдет в Кельне с 25 по 30 сентября 2018 года. Не забудьте заранее найти жилье и перелеты. Визы, кажется, нам больше не понадобятся.

Photokina 2016
Canon показал работающий прототип 100-мегапиксельной камеры 35-мм. формата. Размер файлов огромный, но толку пока мало. Судя по всему, бутылочным горлышком стал объектив.
Photokina 2016
Самая дешевая камера на выставке. 5 Евро. Молочный шоколад.

Автор благодарит компнаию Fujifilm Ukraine за помощь при подготовке репортажа.