Статьи Интернет 25.07.2016 в 12:43 comment

Прошлое и будущее Skype: как Microsoft переделывает популярный мессенджер

author avatar
https://secure.gravatar.com/avatar/af47ed2bf845f440cb6c29f0524003c5?s=96&r=g&d=https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/06/no-avatar.png *** https://secure.gravatar.com/avatar/af47ed2bf845f440cb6c29f0524003c5?s=96&r=g&d=https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/06/no-avatar.png *** https://itc.ua/wp-content/themes/ITC_6.0/images/no-avatar.svg

В современном мире, перегруженном способами общения (можно ли было представить подобное утверждение лет 20 назад?), сервис Skype является в восприятии пользователей скорее динозавром, чем образцом прогресса и качества. В момент выхода Skype был на острие технологий и быстро привлек огромное количество пользователей, однако сегодня новые сервисы, вроде Viber или WhatsApp догнали и перегнали его как по количеству пользователей, так и по другим параметрам — удобству регистрации и поиска абонентов, защищенности данных. Как это случилось и какие шаги планирует предпринять Skype для изменения ситуации в свою пользу, рассмотрим в этой заметке.

Как было

skype 0001

Чтобы понять, чем был Skype для своего времени, нужно вспомнить, на каком уровне были технологии в момент его появления. Итак, осень 2003 года. Никаких современных смартфонов еще нет, в мире только набирают популярность КПК (PDA) — наладонные компьютеры с Windows Mobile и ограниченными возможностями. Автономность и производительность ноутбуков более чем скромная, большинство людей еще пользуются десктопами. Возможности Wi-Fi тоже довольно скромные, да и выделенная линия в 128 кбит/с ощущается роскошью, если только вы не живете в столице. На периферии еще правят бал модемы. Весь мир пользуется текстовыми мессенджерами — ICQ и MSN Messenger. Facebook еще не придумали, концепция социальных сетей где-то в зародыше.

В этот момент появляется сервис голосового общения, бесплатный для всех. Все, что нужно — скачать и установить клиентскую программу и пройти достаточно простой процесс регистрации. Все ставят, сообщают друг другу свои ники, тестируют и… Чудо! Это просто работает!

Революцией и принципиальным отличием Skype было то, что стало его ахиллесовой пятой впоследствии — архитектура. Компания сделала основой сервиса децентрализованную P2P-архитектуру, в которой каждый пользовательский компьютер с установленной и запущенной клиентской программой, обладавший «белым» IP, превращался в маршрутизатор Skype для ближайших пользователей, находящихся за NAT. Это позволяло масштабировать сеть до немыслимых тогда размеров в десятки миллионов пользователей без применения дорогостоящего оборудования и без ущерба для качества. Пользователи Torrent, в основе которого тот же принцип P2P, прекрасно знают, что чем больше людей участвует в скачивании (и раздаче одновременно) одного и того же файла, тем выше скорость доступа к нему в целом, так как каждый обладатель хоть одного «кусочка» файла тут же делится им с ближайшим соседом, одновременно забирая другой «кусочек» у другого соседа. В Skype применили в целом тот же принцип одноранговой сети, только для голосового трафика.

Как и в случае с торрентами, практически децентрализованному Skype не удалось полностью обойтись без центрального сервера идентификации, роль которого в торрентах выполняют так называемые трекеры. Skype хранил на этом сервере данные учетных записей пользователей и резервные копии списков контактов, а также занимался установкой связи между участниками звонка. После установки связи данные передавались напрямую между абонентами в случае их прямого доступа в сеть, либо через промежуточный суперузел, в качестве которого выступал ближайший чужой домашний компьютер (или несколько) с запущенным клиентом и открытыми портами.

Онлайн-курс "С++ для GameDev" від robot_dreams.
Навчіться кодити на C++ з нуля, опануйте принципи обʼєктно-орієнтованого програмування, ключові бібліотеки та інструменти.Створюйте десктопні та мобільні ігри. Розвивайтеся в геймдеві.
Детальніше

Все эти особенности, а также собственный проприетарный протокол и используемые кодеки были теми плюсами, которые быстро вывели Skype на позицию лидера-инноватора в сети, но одновременно они также накладывали определенные ограничения на использование сервиса. Например, передача файлов между компьютерами, расположенными за NAT, ограничивалась скоростью 5 кбит/с, а это о-о-о-чень медленно. Если абонент А отправлял абоненту Б текстовое сообщение в тот момент, когда абонент Б был не в сети, а затем сам уходил в оффлайн, то появившийся позже в сети абонент Б ничего не получал: отправленное сообщение так и оставалось на компьютере абонента А, ведь никаких серверов для передачи данных между ними не было. Чтобы абонент Б все же получил сообщение, в сети одновременно должны были рано или поздно оказаться оба — и отправитель, и получатель сообщения. Это было диаметрально противоположной особенностью Skype в отличие от привычных на тот момент ICQ или MSN Messenger.

Как все менялось

skype 0002

Шли годы, мир менялся. Скорость доступа в сеть росла, вычислительные мощности, доступные пользователям, тоже. Skype тоже развивался, постепенно добавляя видеозвонки, конференции, возможность связать учетную запись с телефонным номером, отправку SMS и многое другое. Появлялись и исчезали клиентские программы под Windows Mobile, Symbian и игровые приставки.

Весной 2011 года Microsoft покупает Skype и вносит существенные изменения в его функциональность. Примерно тогда же появляется поддержка оффлайн-сообщений, а компьютеры пользователей теряют возможность выступать суперузлами, так как эта функция перенесена на серверы Microsoft. Помимо различных новинок, вроде интеграции с Facebook и почтовым клиентом Outlook, Skype официально теряет некогда присущий ему ореол «нечитаемого» спецслужбами мессенджера. Причем основанием для этого послужили не домыслы пользователей, которым Microsoft не нравится в силу ряда причин, а самый что ни на есть официальный текст лицензионного соглашения Skype, где ясно указана доступность расшифрованных данных владельцу сети (то есть самой Microsoft), отдельным сотрудникам Microsoft или аффилированных компаний, а также провайдерам сети Интернет. Серверы Skype умеют сканировать пересылаемые тексты и ссылки из них «для борьбы со спамом и мошенничеством». Более того, некоторые ссылки могут вообще удаляться из сообщений. Также оговорена допустимость перехвата и ручной обработки пересылаемых текстов.

Несмотря на это, Skype до сих пор является в массовом сознании неким стандартом делового общения и не только остается на плаву, но планирует также побороться за пользователей, разрабатывая и внедряя новые особенности.

Как будет

skype 0003

Несколько дней назад в официальном блоге компании появилась запись Skype – the journey we’ve been on, где описывается новая стратегия и новая платформа для дальнейшего развития сервиса.

Онлайн-курс "С++ для GameDev" від robot_dreams.
Навчіться кодити на C++ з нуля, опануйте принципи обʼєктно-орієнтованого програмування, ключові бібліотеки та інструменти.Створюйте десктопні та мобільні ігри. Розвивайтеся в геймдеві.
Детальніше

В блоге утверждается, что всё последнее время основные силы разработчиков были брошены на полный отказ от P2P-архитектуры и переходу на современные облачные технологии. Среди плюсов нового подхода названы как уже существующие возможности, вроде передачи файлов и отправки видеосообщений, которые подверглись существенной модернизации, так и новые продукты, вроде групповой видеосвязи, переводчика и модных нынче ботов. Кроме этого, отказ от старой архитектуры должен позволить Microsoft избавить Skype от ряда проблем на мобильных устройствах, таких как скорость передачи сообщений, синхронизация между устройствами и push-уведомления.

Утверждается, что переход на новую архитектуру уже происходит какое-то время, и разработчики прилагают максимум усилий, чтобы осуществить его максимально гладко. Для этого пользователей просят пользоваться только актуальными версиями клиентской программы на всех платформах, а также просят быть готовыми распрощаться со Skype на некоторых устаревших операционных системах. Полный список совместимых систем можно проверить здесь, но уже сейчас можно сказать, что черную метку No longer supported after October, 2016 получили все версии Windows RT, а также Windows до XP SP3, все версии Mac OS X до 10.9, вообще все версии Windows Phone. Также последняя версия Skype недоступна для пользователей Android ниже версии 4.0.3 и iOS ниже 8.0.

skype 0004

Отбрасывая рудиментарные ОС и фокусируя внимание на платформах, где сосредоточено абсолютное большинство пользователей, в Skype обещают после завершения перехода сосредоточиться на качестве звонков и новых возможностях, суть которых пока не раскрывается. Для пользователей систем, оставшихся за бортом, обещают поддержку и развитие обновленной веб-версии, которая, понятное дело, будет работать на той же облачной основе.

Выводы

С точки зрения развития сервиса нынешняя Microsoft предпринимает совершенно разумные шаги. Любой проект, застывший в развитии, теряет свою аудиторию, это давно доказано судьбой многих сервисов. Чтобы остаться на плаву, многие разработчики вынуждены внедрять какие-то новомодные «примочки», поглощать и встраивать в свой сервис чужую функциональность. Если эти поступки логичны, они встречают поддержку пользователей, если делаются от безысходности — публика быстро раскусывает подвох и вчерашние кумиры отправляются на свалку истории. Действия Skype сегодня выглядят логичными, поэтому скорая смерть сервису однозначно не грозит.

Однако, возвращаясь к вводной фразе данной статьи о перегруженности современного мира мессенджерами, хотелось бы отметить фундаментальный «поворот не туда» всей отрасли, с точки зрения автора этой статьи.

Skype, Viber, WhatsApp, iMessage, FaceTime, Telegram, Allo, Duo, Hangouts, Mail.Ru Agent, WeChat, QQ… Не слишком ли много мессенджеров? Не слишком ли много закрытых протоколов? Ведь основная функциональность всех этих сервисов и приложений дублируется, но у каждого — свой владелец со своей политикой и своим подходом. Если применить аналогию с электронной почтой, представьте мир, в котором каждая компания разрабатывает свой закрытый протокол передачи электронных писем, несовместимый с решениями конкурента? Разве это не тупик? Разве это было бы оптимальным решением для развития общения?

Так как же так вышло, что вместо универсального и открытого протокола, безопасность которого совершенствовалась бы всем мировым сообществом, а сторонние разработчики отвечали бы только за удобство и функциональность клиентских приложений, мы получили весь этот дикий зоопарк из протоколов и стандартов, который вынуждает нас держать на смартфонах запущенными по несколько мессенджеров одновременно, в ущерб удобству и комфорту?

Самое главное: где выход?


Loading comments...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: