The Revenant / «Легенда Хью Гласса»

The Revenant

Название, с которым в украинский прокат попал фильм Алехандро Гонсалеса Иньярриту The Revenant, не выдерживает критики. Впрочем, русская версия – «Выживший», ненамного лучше. В данном случае прямой перевод точнее передает авторскую задумку. Revenant – некто, вернувшийся с того света или из долгого путешествия, призрак умершего.

The Revenant / «Легенда Хью Гласса»

Жанр драма
Режиссер Алехандро Гонсалес Иньярриту
В ролях Леонардо Ди Каприо (Хью Гласс), Том Харди (Джон Фицджеральд), Уилл Поултер (Джим Бриджер), Донал Глисон (Эндрю Генри), Форрест Гудлак (Хоук) и др.
Компании Regency Enterprises, 20th Century Fox
Год выпуска 2016
IMDb, КиноПоиск

История Хью Гласса – хорошо знакомый американским зрителям реальный исторический эпизод, произошедший на Фронтире в 1823 г. Траппер Хью Гласс, брошенный полумертвым в Скалистых горах, выжил, прополз по тайге 320 км и вернулся к людям. Впрочем, фильм снят не по популярной легенде (отсюда, кстати, украинское название картины), а по ее новеллизированной версии 2002 г. Так что расхождения неизбежны.

Героя Леонардо Ди Каприо будут убивать долго. Душить, разрывать на части, резать, стрелять, топить, замораживать, хоронить заживо, но он продолжит с неистовой, нечеловеческой силой цепляться за жизнь, ведомый жаждой мести. И только с самыми последними кадрами картины Хью Гласс поймет, что его убили уже давным-давно, а нечто, вселившиеся в его тело – не более, чем мстительный призрак, потерявший цель и не обращающий внимание на пляску смерти вокруг. Впрочем, в фильме нет никакой мистики, если не считать таковой видения, возникающие в воспаленном мозгу умирающего главного героя.

Еще до выхода The Revenant в прокат интернет-комментаторы начали потешаться над Леонардо Ди Каприо, прогнозируя, что и в этот раз талантливому актеру не достанется главный приз киноиндустрии. Что ж, Ди Каприо действительно тянет на себе всю картину и играет вдохновенно, особенно учитывая, что ему приходилось делать во время съемок. Но дать ему «Оскара» сейчас – значит принизить предыдущие работы актера, которые даже более заслуживали данной награды, чем его роль в The Revenant. Так что, боюсь, многострадальный Леонардо и в этот раз останется без статуэтки. А вот кто точно наиграл на свой «Оскар» за роль второго плана – так это Том Харди, его Джон Фицджеральд получился очень убедительным мерзавцем. Хорош и Донал Глисон в роли капитана Эндрю Генри, но на фоне Ди Каприо и Харди он немного теряется.

The Revenant определенно может претендовать на еще одну заветную статуэтку – за операторскую работу. Фильм фантастически снят, начиная с длинных динамичных общих планов с переходом к незначительным деталям, заканчивая почти статичными стоп-кадрами и медленными пролетами над водой в стиле Тарковского. Чего стоят только завораживающие съемки природы с использованием достаточно непривычных ракурсов. Надеемся, к двум «Оскарам» Эммануэля Любецки за «Гравитацию» и «Бёрдмэн» (кстати, с тем же Алехандро Гонсалесом Иньярриту), прибавится и третий.

The Revenant – неторопливый фильм, в том числе и из-за увлечения режиссера и оператора долгими статичными планами. Такой темп настраивает на определенный лад, но понравится далеко не всем. Да и общий хронометраж, 156 минут, получился явно за пределами разумного. Вторая причина, по которой фильм может вызвать неприятие у части зрителей – намеренный гиперреализм и жестокость многих эпизодов. Да, все здесь соответствует историческим реалиям, но смотреть некоторые фрагменты сложно, учитывайте это, если соберетесь в кино всей семьей.

«Легенда Хью Гласса» – очень качественная работа хорошего режиссера, отличного оператора и гениального актера, но фильм понравится далеко не всем. Для картины о выживании в ней слишком много философии, для притчи – переизбыток натуралистичных эпизодов. Режиссеру стоило пожертвовать чем-то для более точного позиционирования фильма. Впрочем, The Revenant стоит посмотреть хотя бы ради Леонардо Ди Каприо и Тома Харди. А также ради фантастически красивых кадров Эммануэля Любецки.