Сам себе режиссер

Любительское видео в последнее время становится все более популярной формой организации досуга. И если раньше дело ограничивалось съемками и перезаписью на кассеты с минимальным монтажом, то с появлением на рынке цифровой техники — камер и iMac DV — можно говорить о начале новой эры. Эры полноценного домашнего видео.

Наверное, в каждой молодой семье есть видеокассеты с записями самых торжественных событий — свадьбы, дня рождения первенца и т. п. Даже при отсутствии видеомагнитофона. Признак нового времени: человек с видеокамерой, запечатлевающий для истории радостные минуты из жизни отдельно взятых граждан. Однако съемки подобного рода интересны разве что самим героям да их близким, и то до первого просмотра. Причины ясны — с помощью одной камеры и без монтажа шедевр снять не удастся… Только очень увлеченные своим делом любители готовы приобрести хотя бы минимальный комплект оборудования: дополнительный видеоплейер, микшерский пульт. И все равно, ни VHS, ни даже Hi-8 не позволяют достичь сколько-нибудь приемлемого качества. При линейном монтаже неизбежны перезаписи, а значит, и потери. Оборудование S-VHS, до сих пор используемое в региональных вещательных студиях, стоит дорого, кроме того, и оно не лишено недостатков.

DVD-ROM и качественные динамики позволяют смотреть видео и слушать музыку

Ситуация изменилась, когда на рынке появились камеры, записывающие видео- и аудиосигналы в цифровой форме на кассеты стандарта miniDV (mini Digital Video). Их, подобно компьютерным данным, можно без потери качества многократно копировать, кроме того, цифровая форма избавляет от необходимости приобретать дополнительные платы. Однако до последнего момента ситуация складывалась не слишком благоприятно для развития любительского видео — камеры на рынке присутствовали уже больше года, а вот карты с интерфейсом FireWire были дороги и доступны только профессионалам, объемы жестких дисков и их быстродействие также оставляли желать лучшего. Но в начале 2000 г. на украинском рынке появилось законченное программно-аппаратное решение, позволяющее при наличии DV-камеры развернуть монтажную студию на столе.

iMac DV SE

Год назад мы уже писали о первом iMac, младшем брате установленного на рабочем столе тестовой лаборатории iMac DV SE (Special Edition). Идеологически он почти не изменился — только корпус стал прозрачным и приобрел серый графитовый оттенок, выросла частота процессора (теперь это Power PC G3 400 MHz), увеличен объем оперативной памяти (128 MB) и жесткого диска — 13 GB. Графическая подсистема построена на видеоакселераторе ATI Rage 128 с 8 MB памяти, она обеспечивает на встроенном 15-дюймовом кинескопе изображение с миллионами цветов размером 800 ? ? 600 пикселов при частоте вертикальной развертки 95 Hz и 1024 ? 768 при 75 Hz.

Усовершенствована аудиосистема: на передней панели установлены динамики Odyssey от Harman Kardon, качество звучания заметно выросло.

iMac DV поставляется с 4Х приводом DVD-ROM, который способен читать CD-диски как 24Х CD-ROM. Он имеет нетрадиционную для ПК щелевую загрузку — больше никаких выезжающих лотков!

Как и прежде, связь с внешним миром обеспечивают встроенный модем (V.90, 56 Kbps), карта 10/100 Base T Ethernet, а также два хаба шины USB. iMac DV оснащен двумя шестипиновыми разъемами FireWire, которые позволяют подключать не только цифровые камеры, но и другие устройства, в том числе — дисковые массивы. В комплект поставки входит и кабель, на другом конце которого предусмотрен четырехпиновый разъем для DV-камер.

Размеры системного блока 38 x 38 x 43 см при массе почти 16 кг.

Как и другие модели, iMac DV элементарно подключается к Internet.

Вместе с компьютером пользователи получают набор программного обеспечения — операционную систему MacOS 9, приложение для видеомонтажа iMovie, редактор Web-страниц Adobe PageMill 3, графический пакет Kid Pix Studio Delux, пару игр, мультимедийную энциклопедию.

Видеомонтаж на столе
Этап первый, подготовительный:
ввод видеоматериала

Прежде чем приступать к монтажу, необходимо выполнить подготовительный этап — ввести в компьютер отснятый видеоматериал. Для этого достаточно присоединить камеру к разъему FireWire и включить на ней режим воспроизведения. В основном окне программы iMovie начнется показ. Остается только вовремя нажать кнопку Import, все остальные процедуры, в том числе и разбивку на клипы по сюжетам, система выполнит автоматически. Записанные на жесткий диск компьютера клипы размещаются в ячейках справа от основного окна, они представлены первыми кадрами. Для удобства дальнейшей работы лучше их переименовать. В левом верхнем углу каждого клипа указывается его продолжительность в формате мин:с:кадры.

Коммуникационная панель iMac

Программа iMovie позволяет работать с точностью до одного кадра, перемещаться по клипу можно как с помощью мыши, так и клавиш управления курсором, что более предпочтительно для прецизионного управления. Если в клипе имеются нежелательные фрагменты, например попала посторонняя фигура, эта проблема решается очень просто: при покадровом просмотре необходимо разделить фрагмент на три части (через меню или комбинацией клавиш), а затем курсором мыши перетащить брак в мусорную корзину.

Этап второй: сборка сцен

Это весьма важный этап, поскольку он в значительной мере определяет структуру готового проекта. В iMovie сборка выполняется с помощью операции перетаскивания курсором мыши нужных фрагментов на линейку времени внизу окна. В соответствии со сценарием необходимо выстроить последовательность клипов. После предварительного просмотра становятся заметными огрехи, которые лучше сразу исправить. Поскольку данные хранятся в виде файлов, их можно сколько угодно раз переносить на линейку времени и обратно в ячейки, менять местами и т. п., наслаждаясь преимуществами нелинейного монтажа.

Кроме клипов, введенных с видеокамеры, iMovie позволяет использовать и статические изображения (например, рисунки или просто обработанные в графическом редакторе отдельные кадры), а также анимацию, в том числе и загруженную из Internet. Для этого достаточно импортировать соответствующие файлы и разместить их на линейке времени.

Этап третий: добавление переходов

Фактически к концу второго этапа проект уже смонтирован, поскольку он может быть воспроизведен целиком. Однако все склейки выполнены самым простым способом — встык, а возможности нелинейного монтажа использованы далеко не полностью. Для того чтобы придать готовому сюжету профессиональный вид, требуется добавить переходы между сценами. Так как iMovie рассчитана на начинающих, ее набор эффектов невелик, но вполне достаточен. Кроме склейки встык доступно еще девять переходов (вернее, четыре, поскольку три дублируют уже имеющиеся, но выполняются с другой скоростью, а два служат для вывода и ввода в черное).

Единственный параметр, доступный для настройки пользователем, — продолжительность эффекта. Она может быть изменена даже после того, как проект готов — достаточно выбрать неудачный переход и изменить его продолжительность, а затем нажать кнопку Update — эффект будет пересчитан.

Переходы добавляются также перетаскиванием на линейку времени, они располагаются между кадрами клипов. Некоторые переходы просчитываются быстрее, некоторые — медленнее, но даже длительный эффект не будет обрабатываться долго.

Желательно снова оценить результат, теперь уже на полном экране, и внести, если требуется, исправления. Визуальный ряд проекта практически готов.

Этап четвертый: титрование

Осталось добавить титры, которые сообщат зрителям имена авторов и актеров. Для этого в программе iMovie предусмотрен специальный режим. В нем пользователь имеет возможность задать один из 12 типов титров, цвет и начертание шрифта, а также указать траекторию их движения по экрану. Титры накладываются как на кадры проекта, так и на черный фон (что предпочтительнее, поскольку пестрое изображение мешает чтению). Поскольку менять размер шрифта нельзя, опытным пользователям можно порекомендовать использовать в качестве названия либо статический кадр, подготовленный в графическом редакторе, либо анимацию, выполненную в специализированном редакторе.

После того как требуемый текст набран в соответствующих полях, выбраны начертание шрифта и его цвет, остается только перетащить название типа титров на линейку времени. Просчет титров занимает больше времени, особенно, если велик их объем, поэтому следует чаще применять режим предварительного просмотра.

Этап пятый: озвучание

Клипы с видеокамеры импортируются с оригинальным звуком. Однако при монтаже вполне вероятны ситуации, когда фразы получатся рваными, а вместо спокойного музыкального фона окажется просто звуковая каша. Поэтому готовый проект необходимо озвучивать. На линейке времени есть переключатель между видео- и аудиосоставляющими проекта. iMovie поддерживает монтаж трех источников звука — оригинального, с ленты; музыки с диска CD и голоса с микрофона. Возможности микширования ограничены, поэтому если требуется создать нечто выдающееся, лучше подготовить звуковую дорожку в специализированном редакторе, а затем импортировать ее в проект. Однако в большинстве случаев домашнему пользователю вполне хватит записи музыкального сопровождения с компакт-диска. Зная общую продолжительность проекта, нетрудно найти соответствующий фрагмент и перенести его в проект, используя DVD-ROM iMac. Подойдут и файлы MP3, в большом количестве имеющиеся в Internet.

Этап шестой, заключительный: сохранение результата

Когда проект полностью готов, его необходимо сохранить. В зависимости от дальнейшей его судьбы iMovie предлагает пользователю несколько вариантов. Если местом хранения будет видеокассета, проект следует экспортировать обратно в камеру по интерфейсу FireWire. Для этого потребуется модель видеокамеры с возможностью цифровой записи. Никакой дополнительной настройки не нужно. Кстати, низкое качество клипов при экранном просмотре определяется лишь возможностями графической подсистемы компьютера. При экспорте на ленту качество будет снова идеальным.

Но программа предлагает и другие варианты. QuickTime — универсальный стандарт мультимедиа, продвигаемый компанией Apple. Он может использоваться и для отправки файлов электронной почтой, и размещения на Web-страницах, и для записи на диски CD. При экспорте в QuickTime для настройки доступно множество параметров (в том числе и различные видео- и аудиокодеки, частоты оцифровки звука и смены кадров, степень и алгоритмы сжатия изображений), однако если пользователь не уверен в своих познаниях, он может выбрать из меню несколько предустановленных значений. После окончательного просчета (это самая ресурсоемкая операция) файл готов для дальнейшего использования.

Наши впечатления

Через крышку в корпусе устанавливаются адаптер AirРort и дополнительные модули памяти

Все вышеописанные манипуляции вполне можно проделать с файлами примеров, которые входят в комплект поставки. Мы опробовали работу системы с цифровой видеокамерой Canon M20. Как и ожидалось, продукты доведены производителями до соответствующей кондиции, они полностью готовы к эксплуатации непрофессиональными пользователями. Ввод в компьютер, видеомонтаж и экспорт проекта оказались настолько простым (конечно, с технической, а не с творческой стороны) делом, что с ним справится и сообразительный подросток, и прогрессивная домохозяйка.

Однако простота подобна палке о двух концах: с одной стороны, она позволила неподготовленному пользователю выполнять операции начального уровня, но с другой, ограничила свободу творчества. Конечно, речь не идет, например, о создании собственных переходов, но возможность их импорта порадовала бы многих, равно как и параметры настройки размеров шрифта в титрах.

Есть некоторые претензии и к аппаратной части iMac. Будучи оснащенным приводом DVD-ROM, он вполне мог бы претендовать на роль сердца домашнего кинотеатра, оснасти его производитель видео- и аудиовыходами. Просмотр фильмов, записанных на DVD, лишь тогда приносит максимальное удовольствие, когда воспроизведение идет на большой экран, а звук многоканальный. К видеовыходу можно было бы подключать обычный видеомагнитофон, если требуется просто записать смонтированный проект на ленту. Производительности системы вполне хватило бы для рендеринга в реальном времени клипа с более чем скромными параметрами — размером кадра 320 ? 240 (стандарт VHS) и стереозвуком.

Несмотря на недостатки, iMac DV SE — замечательный подарок любителям домашнего видео. С его появлением это занятие приобретет новый смысл, ведь впервые непрофессионалы получат в свое распоряжение монтажный комплекс практически вещательного качества.

Продукты предоставлены:
Wega Distribution: тел. (044) 461-9284;
представительство Canon: тел. (044) 246-5507

 

FireWire

История возникновения FireWire восходит к 1992 г., когда перед группой разработчиков аппаратного обеспечения Apple была поставлена задача создания перспективного высокоскоростного интерфейса, способного конкурировать со SCSI, но свободного от присущих ему недостатков.

Работа была завершена в 1994 г., и ее результатом стала последовательная шина FireWire. Еще через год она была утверждена в качестве промышленного стандарта IEEE-1394, после чего последовало ее массовое внедрение в качестве базового интерфейса для цифрового видеооборудования. Особую активность в этой области проявляет компания Sony, которая активно продвигает FireWire под собственной торговой маркой iLink.

Компьютерное сообщество оказалось более консервативным. Лишь в апреле 1997 г. поддержка FireWire стала стандартной для операционной системы MacOS. Этого момента ожидали производители разнообразных плат расширения, предназначенных, главным образом, для подключения цифровых видеокамер, — других FireWire-устройств в то время практически не существовало. Массовое появление периферии с интерфейсом FireWire началось в конце 1999 г.

FireWire является высокоскоростной последовательной шиной, делающей возможным "горячее" подключение до 63 устройств, обеспечивая при этом полную поддержку принципа Plug-and-Play. Передача данных осуществляется по тонкому и гибкому кабелю (до 4,5 м длиной) со скоростью до 400 Mbps (т. е. 50 MBps).

В январе было объявлено о завершении разработки спецификации IEEE-1394b, которая поднимает быстродействие шины до 800 Mbps (100 МBps). Контроллеры 1394b должны появиться к середине этого года.

Важнейшей особенностью FireWire является ее способность обеспечивать гарантированную полосу пропускания — определяющее качество при работе с аудио- и видеоприложениями.

Еще одно достоинство FireWire — электропитание прямо на шине (маломощные устройства могут обходиться без собственных источников питания) и возможность разделения одного FireWire-устройства между несколькими пользователями, компьютеры которых соединены в цепочку FireWire-кабелями. В принципе, нет физических ограничений и на обмен данными между компьютерами, задержка только за соответствующим программным обеспечением. Интересно, что обмен информацией по шине организован таким образом, чтобы сделать возможным этот процесс даже без участия компьютера — напрямую от устройства к устройству. Поэтому FireWire — главный претендент на роль коммуникационного стандарта для интеллектуальных бытовых приборов.

Для подключения периферии используются два типа разъемов — шести- или четырехконтактный. Первый, наиболее универсальный, кроме двух пар контактов, используемых для передачи данных, имеет еще два контакта для подачи питания. Четырехконтактные разъемы (используются в видеокамерах) имеют только информационные выводы. Поэтому приобретая FireWire-устройство, необходимо позаботиться о соответствующем кабеле.

Видеомонтаж

Существуют два типа видеомонтажа — линейный и нелинейный. Отличие первого от второго состоит в том, что при линейном монтаже доступ к материалу последовательный, а при нелинейном — произвольный. Это означает, что при нелинейном монтаже значительно снижаются затраты времени — не нужно ждать, пока лента перемотается на нужный фрагмент, кроме того, меньше износ как самой ленты, так и всего оборудования.

Монтаж также можно разделить еще на два типа, профессионалы называют их A-roll и AB-roll. В первом случае используется только один источник сигнала, а во втором — два, следовательно, кроме склеек встык, кадры можно микшировать, добиваясь их плавной смены.

Есть ли у вас план?

Пока известен только один способ превратить набор движущихся картинок, в полной мере отвечающих девизу восточных певцов "что вижу — о том пою", в занимательное домашнее видео. Он называется сценарием, или сценарным планом. Даже "Криминальное чтиво" великого Тарантино — не ряд связанных сюжетов, а их продуманная последовательность.

Прежде чем приступать к съемкам, а затем к монтажу, постарайтесь набросать сценарий, основываясь на старых как мир традициях. Вначале — вступление, экспозиция, затем — завязка, развитие действия и развязка с эпилогом. Чередуйте крупные и средние планы, не увлекайтесь длинными панорамами.