Обзоры Игры 02.04.2016 в 10:00 comment

Samorost 3, или космическая опера из жизни насекомых

author avatar
https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/05/Photo_Melkov_uwp_avatar_thumb.jpg *** https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/05/Photo_Melkov_uwp_avatar_thumb.jpg *** https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/05/Photo_Melkov_uwp_avatar_thumb.jpg

Samorost3_0

Samorost, если верить Большому чешско-русскому словарю, — «декоративное изделие из корней дерева»; так называлась коротенькая игра, созданная в 2003 году Якубом Дворски в качестве интерактивного дипломного проекта для пражской Академии искусств. Казалось бы, что может быть такого особенного в бесплатном и незамысловатом браузерном Flash-развлечении, которых выходило и продолжает выходить десятки и сотни? Однако результатом этой наполовину казуальной адвенчуры, наполовину головоломки стали не только несколько призов и номинаций на премии, но и основание компании Amanita Design, и появление целого ряда подражателей в оформившемся вскоре поджанре «саморостоидов», и – к счастью для нас – разработка сиквелов. Третий выпуск этой серии представляет собой уже настоящую полноразмерную игру. Да и чего ещё, как не шедевра, можно было ожидать от авторов великолепного «Машинариума», обласканного и прессой, и любовью игроков?

5
Оценка ITC.ua
Плюсы: Уникальное внимание к деталям; превосходная визуальная и звуковая составляющие; разнообразные головоломки
Минусы: Нет

Samorost 3

Жанр Адвенчура / Головоломка
Платформы Windows / Mac OS
Разработчик Amanita Design
Издатель Amanita Design
Сайт, Страница в Steam, Страница в GOG

Выпущенное в 2005 году официальное продолжение, Samorost 2, хоть и не было уже миниатюрной браузерной игрой, а выходило даже и в розничном дисковом издании, в том числе на русском языке, продолжительностью и особой новизной всё-таки не отличалось. Зато с тех пор состав Amanita Design пополнился ещё несколькими талантливыми художниками, аниматорами, программистами и музыкантами – ставшими единомышленниками Якуба Дворски и создавшими вместе с ним в 2009 году ту самую памятную и полноценную адвенчуру-головоломку из жизни роботов в маленьком и ржавом железячном городке на какой-то далёкой заброшенной планете. Помимо игр, студия занималась и занимается и веб-дизайном, и музыкальными фильмами, и короткими рекламными проектами на заказ, – и хотя в 2012 году была выпущена вполне даже примечательная Botanicula, она всё же была детищем художника Яромира Плахи и не очень походила по стилю и глубине на предыдущие работы компании.

В результате именно Samorost 3, которая находилась в разработке никак не менее пяти лет, стала возвращением Якуба Дворски в мир игр – и самым масштабным на сегодня проектом чешской студии. И хотя по антуражу и по сюжету – если можно так назвать эту составляющую игры, которая, подобно всем «саморостоидам», отличается в плане фабулы здоровым минимализмом, – мы получили законного наследника Samorost и Samorost 2, он тем не менее вобрал в себя всё то, чем успела уже прославиться названная в честь мухоморов Amanita Design. Так что будет у нас здесь и космический корабль, сконструированный из пластиковой бутылки и пары ещё таких же подручных средств и бороздящий просторы маленького карманного космоса, и диковинные грибы, и множество разнообразных букашек в духе Botanicula, и более-менее антропоморфные создания, напоминающие уже кукольный мультфильм «Возвращение Куки», к которому Якуб Дворски придумывал и прорисовывал образы персонажей. Среди всякой мелкой живности встретится нам даже и робот, похожий на обитателей незабвенного «Машинариума». (Впрочем, разве эти две темы так уж и далеки друг от друга? Не случайно ведь слово «робот» придумал автор пьесы «Из жизни насекомых» – к тому же, соотечественник создателей игры!)

Наш протагонист и главный герой серии Samorost – безымянное маленькое существо в белом костюмчике с капюшоном и помпончиком, которое в официальных материалах к игре гордо именуется «космическим гномом». Живёт он на маленькой планете-астероиде, в башне с большой обсерваторией на верхнем этаже, с фруктовым садом поблизости – и с верным псом, живущим здесь же в отдельной будке. Впрочем, спокойной жизни у героев не бывает: в первой игре нам нужно было предотвратить столкновение с нашей домашней планетой другого астероида, во второй – спасти своего четвероногого друга от похитивших его злобных инопланетян. Нынешняя история не менее драматическая, но разворачивается она постепенно: наш гномик находит загадочную волшебную дудочку – и отправляется в путешествие на другие планеты, пытаясь разобраться, для чего она нужна и откуда взялась.

Планет у нас всего девять, самых разнообразных, – маленьких и очень маленьких, обитаемых и не совсем – и напоминают они уже скорее не Чапека, а Сент-Экзюпери. Описать их словами сложно – это нужно видеть и слышать. Да, в Samorost 3 от стартового меню и до конца игры действительно нет ни одной буквы текста, и тем большую значимость обретают визуальная и звуковая составляющие. Стоит ли говорить, что в художественном отношении всё выполнено просто великолепно, с такой любовной проработкой всех деталей, вплоть до каждой травинки и пылинки, которую иначе как у Amanita Design нигде и не увидишь. В целом получается не сюрреализм, а, если можно так выразится, «микрореализм»: вот авторы раскрывают перед нами мир покрытого мхом пенька, со снующими туда и сюда крохотными его обитателями, а, скажем, на сухой планете-коряге нас ждут поющие термиты, не менее музыкальные цикады, дятлы, попугаи, точильщики – и это не говоря уже о столь же разнообразных представителях местной флоры.

Девять планет – до которых, разумеется, ещё нужно будет добраться, по очереди и с пересадками, – порадуют нас уровнями-экранами, которых здесь насчитывается примерно тридцать семь штук (для сравнения, в первых двух играх серии было всего лишь по семь таких локаций). В отличие от «Машинариума», который являлся полноценным квестом, пусть и с головоломками и мини-играми, Samorost – адвенчура довольно упрощённая: инвентарь у нас пусть и имеется, но минимальный, в один-два предмета; возможности в плане бесед со встречными персонажами небольшие – темы, о которых идёт разговор, отображаются при этом в виде анимированных пиктограмм; местные загадки решаются по большей части простым кликом мышкой в нужном месте в нужное время.

Онлайн-курс "Комерційний Аудіопродакшн" від Skvot.
Навчіться створювати, зводити й мастерити музику для комерційних проєктів — кіно, серіалів, улюблених ігр чи вірусних рекламних роликів.
Детальніше про курс та довід лектора

Правда, платформа Adobe Air – не самое удобное средство для создания адвенчур: правая кнопка мыши оказывается незадействованной, а левая отвечает и за прокрутку экрана (при зажатой кнопке – масштаб можно изменять колёсиком), и за перемещение, и за возможное действие (когда курсор принимает форму руки). Интерфейс вполне интуитивный, но ввиду полной своей бессловесности может быть понятен не сразу; строка меню вызывается звёздочкой в правом верхнем углу и позволяет перейти к настройкам, загрузке и сохранению, а по мере прохождения игры – ещё и к найденным книгам, достижениям и подсказкам. Упомянутые книги – это два кодекса в картинках, которые, в случае их обнаружения, способны поведать нам историю местной Вселенной и пояснить многие происходящие на наших глазах события. Такими же картинками выполнены и подсказки, которые можно запросить на каждом игровом экране – и получить которые здесь намного проще, чем в «Машинариуме»: нужно лишь только два раза подряд совместить светящиеся шарики на трёх концентрических кругах.

И это – самая простая из задачек игры, которые отличаются и многочисленностью, и разнообразием, и увлекательностью. Начиная от простых заданий, для выполнения которых требуется найти и принести персонажу запрошенный им пиктограммой предмет, – так мы, к примеру, будем в начале игры собирать для местного механика детали, чтобы он смог соорудить для нас космический корабль, – и до настоящих головоломок, в том числе чисто логических и музыкальных. Музыка и звук играют в Samorost 3 особую роль, превращающую её чуть ли не в мюзикл без слов: многие, если не все из встречаемых нами букашек и прочих зверюшек – страстные любители пения. Аудио-составляющая игры нисколько не уступает её впечатляющей визуальной части: Томаш Дворжак, известный также как Floex, в очередной раз доказал свой незаурядный талант композитора, аранжировщика и звукорежиссёра.

Найденная в самом начале дудочка оказывается не только неизменным (и чаще всего единственным) экспонатом нашего инвентаря, но и основным средством взаимодействия гномика с его космическим окружением. На многих планетах мы встретим объекты, которые при приближении к ним начинают выделяться белыми концентрическими окружностями: это означает, что в данном месте можно использовать дудочку – или в качестве слуховой трубки, или как собственно музыкальный инструмент, позволяющий активировать эту активную точку – и, например, подробнее разузнать суть стоящей перед нами в данный момент задачи, узнав у духа дерева, чего именно ему не хватает для полного древесного счастья.

Многие такие действия оказываются опциональными – приводя к пополнению нашей коллекции достижений. Стоит заметить, что Samorost 3 не предназначена для прямого линейного «прохождения», а рассчитана на тех, кому нравится всматриваться и вслушиваться в окружающий мир, – и такому игроку в неё просто невозможно не влюбиться. Конечно же, любую головоломку можно решить сравнительно быстро, если сразу обратиться к встроенным подсказкам, – но ведь и эти последние, будучи выполнены исключительно пиктограммами, требуют для своего понимания всё того же внимательного рассматривания каждой мелочи.

Более того – игра продолжается и после завершения, в лучших традициях какой-нибудь огромной по масштабам RPG с открытым миром. Разобравшись, как полагается, с местным главным злодеем и восстановив космическую справедливость, мы получаем в качестве вознаграждения от благодарных жителей-монахов «китайско-подобной» планеты такую себе гравицапу – дополнительный модуль для нашего корабля, позволяющий перемещаться по Вселенной более свободно, – и можем летать по всем девяти небесным телам в своё удовольствие, наблюдая за плодами своего труда по спасению мира и за жизнью всех его маленьких обитателей.

Онлайн-курс "Комерційний Аудіопродакшн" від Skvot.
Навчіться створювати, зводити й мастерити музику для комерційних проєктів — кіно, серіалів, улюблених ігр чи вірусних рекламних роликів.
Детальніше про курс та довід лектора

Можно было бы поворчать разве что по поводу не самой маленькой стоимости Samorost 3, особенно если принимать во внимание её продолжительность, которая – без учёта упомянутых выше необязательных действий и свободных космических путешествий после финальных титров – составляет в среднем около пяти часов. Но заносить этот момент в недостатки совсем не хочется: игры ручной работы такого уровня выходят далеко не каждый год – и полностью заслуживают всяческих похвал и всеобщего внимания. Если не сразу после выхода – то на ближайшей же распродаже. Наш выбор – и наши рекомендации!

april-300x115-editors-choice-white

Вывод:

Очередной шедевр, любовно выпестованный Якубом Дворски и его друзьями

  ЗОНА51 рекомендует: [hl id=5883674] [hl id=5892854] [hl id=6067658] [hl id=5453395] [hl id=164768] [hl id=164711]

Loading comments...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: