Секреты Google. Часть 2

Продолжая серию материалов, посвященных советам по эффективному поиску в Google, на сей раз мы рассмотрим более продвинутые возможности поисковой системы. По свидетельству многих специалистов, основная масса народа, обращаясь к поисковым системам, «микроскопом забивает гвозди», не умея применять этот мощный инструмент. Кстати, во время подготовки статьи был получен пресс-релиз от украинского представительства Google, где сообщалось о iGoogle. Так теперь называется стартовая страница, которую каждый пользователь настраивает в соответствии со своими нуждами и предпочтениями. Сервис доступен по адресу: www.google.com.ua/ig?hl=uk. А сейчас вернемся к искусству поиска.

Совет №1

Конкретизация запроса

Как свидетельствуют многочисленные исследования поведения посетителей поисковых серверов, 99% пользователей формируют запрос из двух слов, а то и из одного. Естественно, получив в ответ пару миллионов ссылок, они укрепляются в мысли, что найти нужную информацию в Интернете невозможно. Совет прост – сужайте запрос, вводя в него четвертое, пятое, шестое слово, причем без кавычек. Так, если у вас возникла необходимость в переводе документа, то последовательное добавление к запросу армянский украинский слов перевод, услуги, киев сокращает результаты поиска с 1,6 млн ссылок до 150 тыс., но важно не это, а то, что в первой десятке ссылок вы увидите сплошь сайты компаний, оказывающих услуги перевода с армянского и именно в Киеве. Акцентируем ваше внимание на том, что введенный набор слов не нужно заключать в кавычки. Речь сейчас идет только об условиях поиска. Однако если важен порядок слов в предложении, например при поиске цитаты, кавычки необходимы.

Поисковая система умеет расшифровывать аббревиатуры. К примеру, для того чтобы узнать, что скрывается за тремя буквами КГБ, достаточно ввести в строку поиска define: КГБ.

Совет №2

Оператор поиска «+»

Знак «+» может быть использован в поисковых целях, например при поиске словосочетаний с различной степенью важности слов или для выделения общих слов при поиске по словосочетаниям. Скажем, чтобы найти сведения о первой части фильма «Матрица», можно ввести в строку запроса: «фильм матрица 1» и взять всю эту фразу в кавычки. Второй вариант – написать без кавычек – фильм матрица +1. Разница очевидна.

Совет №3

Оператор поиска «–»

По аналогии с оператором «+» мы можем использовать и «–». Его основное назначение – определение (ограничение) сферы поиска. В русском языке есть слова, которые имеют два или более значений. Кроме того, в нашей стране говорят и на русском, и на украинском, что тоже усложняет поиск. Например, получив к исполнению запрос «сота», поисковая система не может определить, что мы ищем – соты пчелиные или интересуемся некоторыми аспектами мобильной связи. Для того чтобы четко определить критерии поиска и задать область, где нужно искать, воспользуемся оператором «–». Введя в поисковую строку сота – пчела, мы увидим совершенно иные результаты. Если же требуется ограничить сферу поиска мобильной отраслью, нужно ввести сота – телефон и таким образом отсечь массу ссылок, связанных с куплей-продажей терминалов.

PageRank – это своеобразная мера «важности» страницы, согласно данным поисковой системы Google. PR зависит от числа внешних ссылок на конкретную страницу и от их качества (в свою очередь, числа внешних ссылок на ссылающиеся страницы). Любопытно, что алгоритм Page Rank разработали именно Сергей Брин и Лари Пейдж, «отцы» Google.

Совет №4

Расширенный поиск

На титульной странице Google чуть выше ссылки на языковые инструменты находится линк на расширенный поиск. При его использовании появляется возможность указания таких параметров, как формат искомого файла, дата его публикации в Сети или язык написания. Можно задать даже месторасположение искомого слова на странице – только в заголовках, в адресе, в основной части страницы или в ссылках на нее. При установке данного критерия отсекаются результаты, в которых введенное в строке поиска слово встречается просто в тексте.

Еще одной возможностью расширенного поиска является обработка и отображение страниц, ссылающихся на указанную. Для того чтобы найти ресурсы, цитирующие www.dpk.com.ua, нужно просто ввести этот адрес в соответствующую строку.

Совет №5

Языковые инструменты

Наверняка многие из вас видели на главной странице Google ссылку на языковые инструменты. Лингвистические настройки позволяют определять язык, на котором написаны страницы, и доменную зону, где данные страницы находятся. Для чего это нужно? Искать страницы, связанные с той или иной страной, – еще понятно. Например, если мне нужны путевки во Францию, актуальны будут только украинские страницы, российские предложения здесь ни к чему.

Насчет языка страниц напрашивается другой пример. Допустим, вам нужно найти товарища, который живет в Израиле. Вы знаете, что у него там есть персональный сайт. Введя в языковые настройки поиск ресурсов с русским текстом на сайтах Израиля, можно тем самым существенно сэкономить время.

На странице с языковыми настройками можно перевести текст. Да-да, именно так, при этом список предлагаемых языков достаточно широк. С русского доступен перевод только на английский. А вот с английского – уже на арабский, испанский, итальянский, корейский, китайский, португальский, французский, японский, немецкий и т. д. Таким образом, Google можно использовать как мультифункциональный online-переводчик. Кстати, существует и еще один путь к этому полезному инструменту – translate.google.com.

И еще дополнительный сервис – Google предлагает ввести URL страницы и одним кликом перевести ее на заданный язык. Например, вот как выглядит страница популярной почтовой системы www.mail.ru на английском. В настоящий момент сервис перевода с русского на английский находится в состоянии beta-версии.

Совет №6

Проверка правописания

Александр Грушецкий, один из сотрудников российского представительства Google, рассказал о том, что проблема правописания стоит очень остро. «С одной стороны, нам нужно незаметно для пользователя его подправить, – говорит г-н Грушецкий, – а с другой – знать меру, ведь иногда человек ищет совсем не то, что мы ему предлагаем». По статистике, более чем в 50% случаев, вводя слово «русификация», пользователи пишут его с двумя «с». Google исправляет эту ошибку. Вариант, предложенный системой, вы увидите между строкой поиска и основными ссылками.

Раз уж мы заговорили о правописании, не лишним будет сказать об интеллектуальности Google. Например, если вы ищете многосерийный фильм «Не родись красивой», который будут показывать на телеканале СТБ, система может автоматически вас поправить. Дело в том, что вышеуказанный сериал никогда не транслировался на СТБ, поэтому Google вежливо предложит поискать его на другом канале, например СТС. Перед тем как рекомендовать свой вариант, интеллектуальная система просканирует информацию и найдет те каналы, на которых, таки да, был/есть/будет показан сериал. Не правда ли, занимательно?

Из последних новостей

В мае появилась информация о том, что Google переходит к модели универсального поиска, благодаря которой его посетители смогут получить в распоряжение всесторонний поиск, интегрированный с многочисленными сервисами. В основе модели заложена идея о том, что пользователю интересно узнать расширенную информацию об объекте поиска. Ему будет автоматически предложено воспользоваться дополнительными сервисами и поискать нужные данные в блогах, книгах, группах и программных кодах. В новом дизайне результатов поиска ссылки на эти службы сделаны более заметными.

В России существует специальная программа лекций и семинаров под названием Tech Talk, в рамках которой сотрудники российского представительства рассказывают о возможностях и принципах работы поисковой системы Google.