Серверная «кухня» Intel: интересные факты

Тема использования серверов и дата-центров (ЦОД’ов), принадлежащих самой Intel, затрагивалась много раз. Но обычно рассказывалось об отдельных инициативах или участках этого обширного хозяйства. В этой и следующей заметках я попытаюсь дать общую картину того, как сегодня обстоят серверные дела в корпорации и какой стратегии развития она придерживается.

Как и в любой современной высокотехнологичной компании, повседневная деятельность Intel полностью базируется на использовании информационных технологий. Мы уже не раз упоминали масштабы ее парка корпоративных ПК, но меньше известен факт, что и серверов у нее практически столько же, а именно порядка 100000 штук. Они размещены на площадях в 41000 кв.м, распределенных между 97 ЦОД’ами, являющимися сердцем глобальной информационной среды Intel. Каждый месяц через это хозяйство проходит в среднем 148 млн. email-писем и WAN-трафик составляет 2183 терабайта.

В корпорации принято разделение серверных приложений на четыре категории: дизайнерскую (инженерные вычисления), офисную, производственную и корпоративную (Design, Office, Manufacturing, Enterprise – сокращенно DOME). При постоянно увеличивающихся потребностях в вычислительных ресурсах серверного парка каждая их этих прикладных областей обладает своими особенностями.

Дизайнерскими, или инженерными вычислениями загружено порядка 70% имеющихся у Intel серверов. В 1996 г. под эти нужды было отведено около 1000 серверов, но спустя десятилетие их количество возросло до 68000. Офисные приложения, как группа общего назначения, обслуживаются примерно 10% серверов. Сюда включены также традиционные потребительские и IT-сервисы. Такая же доля серверного парка, около 10%, обслуживает задачи управления производством, сборкой и тестированием выпускаемой продукции. Корпоративные приложения обеспечивают электронный бизнес и планирование корпоративных ресурсов. Как нетрудно подсчитать, эта нагрузка ложится на плечи тоже 10% серверов. Бóльшая часть офисных и корпоративных приложений хостится в трех основных ЦОД’ах.

Рассматривая историю серверного парка Intel за последние полтора десятилетия, можно выделить четыре этапа:

1995-2000 гг. В тот период компания не задумывалась о необходимости иметь общую, сводную картинку того, что происходит в серверном хозяйстве, каковы вычислительные потребности и темпы их роста, сколько необходимо ЦОД’ов и серверов, в какие суммы все это обходится. Отсутствовала единая стратегия и стандартизация в отношении оснащения ЦОД’ов. Многие ЦОД’ы поступали в распоряжение корпорации в результате приобретения других фирм, при этом структура и идеология использования таких серверных площадок, разумеется, заметно отличались в каждом случае. Все бизнес-подразделения корпорации имели собственные серверы, располагавшиеся в обособленных ЦОД’ах, общее число которых, равно как и стоимость, постоянно увеличивалось.

2000-2004 гг. Корпорация почувствовала назревшую необходимость упорядочения своего серверного парка и создала специальную группу, на которую была возложена работа по управлению ЦОД’ами и планированию их развития. Важной частью поставленной задачи было проведение тотальной инвентаризации серверов и ЦОД’ов, имеющихся у корпорации. Intel, как и другие крупные компании в те годы, сосредоточила усилия на создании механизма, который сделал бы инвестиции в ЦОД’ы управляемыми.

2005-2007 гг. В эти годы была запущена рассчитанная на 8 лет программа повышения эффективности ЦОД’ов. Сокращение их количества и, соответственно, накладных расходов рассматривалось как основной путь достижения намеченных целей. И в самом деле, она принесла существенные результаты. Изначально имевшиеся примерно 150 ЦОД’ов были консолидированы в меньше чем 100 ЦОД’ов. Вместе с тем, выяснилось, что не все серверные мощности в одинаковой степени подходят для консолидации на этом уровне. Например, каждое производство с точки зрения обеспечения непрерывности круглосуточной работы должно все же обслуживаться локальным дата-центром. Аналогично и в случае интерактивных инженерных приложений перенос нагрузки на удаленные серверные мощности невыгоден из-за латентности, возникающей на протяженных коммуникациях между ними и рабочими местами проектировщиков. Напомню, что на обеспечение потребностей разработчиков в корпорации задействовано порядка 70% имеющихся серверов. Тем не менее, способ повысить до желаемого уровня степень загрузки значительной части этих мощностей и консолидировать их, был найден.

2008-2009 гг. Хотя вышеупомянутая программа и послужила хорошим стартом для повышения эффективности использования серверного парка, в Intel осознали, что вместо восьмилетнего плана необходим непрерывный процесс , наряду с задачами консолидации охватывающий вопросы оптимизации IT-инфраструктуры и ресурсов всех имеющихся дата-центров. Такая стратегия должна распространиться за рамки деятельности одного лишь IT-подразделения, она должна содержать четкие и понятные внутренние руководящие принципы для всех департаментов корпорации, увязанные с особенностями их бизнес-процессов.

Ну а о том, в чем заключается сегодняшняя серверная стратегия Intel, расскажу в следующей заметке.