Sony NEX-5: маленькая, но удаленькая

Представив общественности линейку гибридных камер со сменной оптикой NEX, Sony недвусмысленно заявила, что хочет захватить львиную долю только начинающего свое развитие сегмента рынка. У компании уже достаточно соперников, но у представленных фотокамер NEX-3 и NEX-5 много прилагательных «самая» и «лучшая» в описании характеристик. Что же кроется за столь интригующими эпитетами?

Sony NEX-5 маленькая, но удаленькая

Sony NEX-5

Наиболее компактные размеры среди камер конкурентов; сенсор высокого разрешения, обладающий самыми низкими шумами на высокой чувствительности среди гибридных камер; отличный камерный JPEG; великолепная сборка и использование металла в материалах корпуса и комплектных объективах; отличное качество съемки видео; поворотный дисплей; наличие встроенного режима HDR; лучшая реализация режима панорамной съемки

Слабая батарея; неудобное меню; малое количество управляющих клавиш; не самое комфортное удержание одной рукой с объективом 18-55 мм; отсутствие быстрого выбора чувствительности (ISO); нет полноценной настройки эскпопараметров в видеорежиме; отсутствие светосильного нормального объектива; невозможность переключаться между кадрами при зуммировании

Наиболее компактная гибридная камера, обладающая лучшим сенсором на рынке, хотя и не лишенная определенных недостатков

ВердиктHP ZR22w IPS-монитор массового формфактора

Дизайн и конструкция

При первом знакомстве с Sony NEX-5 поражают ее габариты, сравнимые с обычными «мыльницами». С объективом 16 мм аппарат действительно помещается в карман джинсов или брюк. Но это же вносит и негативный момент в эргономику устройства – держать ее одной рукой уже не так комфортно, как Samsung NX10, к примеру. С небольшими объективами это не так заметно, а вот в паре с солидным штатником 18-55 мм NEX-5 так и норовит «клюнуть носом».

Sony NEX-5 маленькая, но удаленькая

Корпус выполнен из металлического сплава и покрыт черной краской (также существуют серебристый и красный варианты). Наплыв под правую руку оформлен текстурированным материалом, который предотвращает выскальзывание. С учетом позиционирования камеры как идеального спутника в путешествиях это кажется не лишним в жаркую погоду (влажные ладони) или в мороз (надетые перчатки). Сборка оставляет впечатление надежности и монолитности. Люфтов, щелей и других дефектов недорогих устройств в нашем экземпляре не наблюдается.

Sony NEX-5 маленькая, но удаленькая

Слабое место Sony NEX-5 – конструктивная особенность, 3-дюймовый поворотный дисплей. Он легко откидывается на 90 градусов вверх, а вот чтобы повернуть его на 45 градусов вниз, потребуется некоторая сноровка (оценить сложность выполнения этой процедуры можно в нашем видеообзоре). В целом механизм выполнен качественно и за время нашего тестирования не расшатался. Сам дисплей изготовлен по технологии TFT, обладает разрешением 921 тыс. точек, благодаря чему порадовал великолепной детализацией изображений, правильной цветопередачей и хорошими углами обзора.

Встроенная вспышка и видоискатель отсутствуют, но их можно докупить отдельно как аксессуары.

Управление и эргономика

В Sony NEX-5 вы не найдете некоторых привычных органов управления, типичных для большинства фотокамер. Инженеры Sony придумали иной подход.

Sony NEX-5 маленькая, но удаленькая

Сверху расположены кнопка спуска, переключатель включения/выключения, клавиши просмотра отснятого материала и записи видео. При нажатии последней сразу же начинается запись, отдельный режим видео тут отсутствует.

Чуть левее под заглушкой спрятан разъем Smart Accessory и по бокам от него – 2 отверстия стереомикрофона. Из названия разъема можно догадаться о его предназначении – подключение разнообразных аксессуаров, вспышки, микрофона, видоискателя и т.д.

Задняя панель также не изобилует управляющими элементами. Тут расположены всего две клавиши, причем не подписанные (их функциональность меняется в зависимости от того, в каком меню или режиме вы находитесь), и поворотный диск с многофункциональной кнопкой посредине. Левая сторона диска отвечает за скоростные параметры камеры, верхняя – за режимы отображения информации на дисплее, а правая – за управление вспышкой. В ручных режимах управление выдержкой осуществляется с помощью вращения колеса, а диафрагмой – с нажатой нижней частью диска.

Sony NEX-5 маленькая, но удаленькая

На левом боку расположены порты USB и HDMI, прикрытые резиновыми заглушками. На нижнем торце вы найдете аккумуляторный отсек, объединенный со слотом для карт памяти Secure Digital (SD) и Memory Stick Pro Duo. В центре находится металлическое гнездо для штатива.

Меню и функциональность

Sony NEX-5 маленькая, но удаленькая

Нажав на клавишу посередине диска, вы сможете выбрать один из режимов съемки: четыре стандартных M,A,S, P, полностью автоматический, ночной, панорамный и режим выбора сцены по ситуации.

В режиме iAuto невозможно изменить режим на другой простым нажатием на среднюю клавишу – для это придется лезть в меню настроек. Также невозможно как-либо повлиять на экспозицию – настройка яркости изображения отсутствует. Сам по себе автоматический режим вполне справляется со своей задачей угадать сцену, ее особенности и выставить более-менее правильные настройки без участия пользователя.

Нам понравилась автонастройка яркости дисплея в солнечную погоду. В случае попадания под прямые солнечные лучи контрастность и яркость увеличиваются до сверхвысоких значений, обеспечивающих отличную видимость.

Возможности настройки шумоподавления практически отсутствуют, а чтобы выбрать нужное значение ISO, придется залезть глубоко в меню. Такое решение можно объяснить хорошей работой режима Auto ISO и малым уровнем шума на высоких значениях чувствительности сенсора (об этом в соответствующем разделе), но с точки зрения удобства управления такой подход остается весомым недостатком.

И снова проблема, о которой производители стали забывать в последнее время – при масштабировании невозможно переключаться между кадрами. Это очень неудобно, если нужно выбрать наиболее резкий кадр из нескольких одинаковых. Возможно, это получится исправить в новой прошивке?

Sony NEX-5 маленькая, но удаленькая       Sony NEX-5 маленькая, но удаленькая

Реализация панорамной съемки в Sony NEX-5 – выше всяческих похвал. Выбираете направление панорамы (вертикальное/горизонтальное), зажимаете кнопку спуск и поворачиваете камеру вдоль оси съемки. Процессор сам выполнит склейку кадров, и, заметим, довольно-таки быстро. В зависимости от направления панорамы и соотношения сторон кадра вы можете получить разрешение от 8 до 22 мегапикселей. Результат не всегда выходит идеальным, но в общем случае такая функциональность очень пригодится в жизни фотографа-любителя.

С обновлением прошивки в Sony NEX-5 появился уникальный режим 3D Sweep Panorama. В 3D-режиме вы получите дополнительную опцию в виде соотношения сторон 16:9 в дополнение к нормальному и широкоэкранному. Данный режим предназначен для просмотра на 3D TV, поэтому разрешение по вертикали ограничено 1080 пикселями, а по ширине может изменяться от 1920 до 7152 точек в зависимости от выбранного соотношения сторон.

Еще один режим, достойный упоминания – Auto HDR. В данном случае камера быстро делает подряд три снимка с разной экспозицией и накладывает их один на другой. Таким образом в яркий солнечный день вы забудете про «пересветы» на небе или заваленные в тенях объекты, однако очевидно, что снять таким образом без появления двоения изображения можно лишь статичную сцену. В случае динамики можно попытаться применить DRO (Dynamic Range Optimizer) – автоматическую постобработку сродни Shadows/Highlights в Adobe Photoshop. Либо просто снимать в RAW и оставить все поправки на потом.

Функциональность

Один из главных козырей NEX-5 – установленная в нем новая 14,2-мегапиксельная матрица Exmor HD формата APS-C, которая находится на одном уровне с современными зеркальными аппаратами. Значения ISO можно выбирать из широкого диапазона в 200-12800 единиц.

Скорость и точность фокусировки по контрасту Sony NEX-5 можно описать так – не быстрее конкурентов, но достаточно для большинства съемочных ситуаций и чаще всего «в яблочко». Но, разумеется, до стандартов зеркальных камер с фазовой фокусировкой эта система недотягивает.

Sony NEX-5 маленькая, но удаленькая

Скорость серийной съемки сильно отличается в зависимости от выбранного режима:

  • Continuos Advanced позволяет снять 8 кадров в RAW (или 25 кадров в JPEG максимального качества и размера) со скоростью 2,3 кадров/с. При этом после каждого кадра камера успевает перефокусироваться и изменить параметры экспозиции, если нужно.
  • Speed Priority Continuos позволяет сделать те же 8 кадров в RAW (или до заполнения карты памяти в JPEG), но уже с впечатляющей скоростью 7 кадров/с. В данном случае фокусировка и экспозиция остаются такими же, как в начале съемки.

Если вы владелец системы Sony или Minolta, то производитель позаботился, чтобы ваша оптика «встала» на Sony NEX-5. Правда, вам придется раскошелиться на переходник LA-EA1 и забыть про автофокус. В этом случае автоматическое управление диафрагмой и экспозамер продолжают работать, а фокусироваться вы сможете с режимом «электронной лупы», т.е. увеличения 7х или 14х, которые легко переключаются нажатием на нижнюю функциональную клавишу.

При полностью заряженной батарее в нашем случае камера отсняла чуть меньше 300 кадров. Это совсем мало с точки зрения пользователей зеркальных камер, но для аппарата таких габаритов – вполне ожидаемая цифра. Лучших результатов можно добиться, если не пользоваться функцией стабилизации изображения и поменьше любоваться снимками на дисплее. Но на выезде запасной аккумулятор очень не повредит.

Качество фотосъемки

Sony NEX-5 маленькая, но удаленькая

Скажем сразу – по нашему мнению, на данный момент Sony NEX-5 обладает лучшим сенсором среди гибридных камер и позволяет добиться наилучших снимков в любых условиях. Значения ISO вплоть до 1600 можно использовать без опасений во всех случаях. ISO 3200 и ISO 6400 являются условно рабочими из-за ощутимо высокого уровня цифрового шума, но, тем не менее, и они могут использоваться при необходимости. К сожалению, ISO 12800 – все еще недостижимая цифра для гибридных камер. Чтобы таким значением чувствительности можно было пользоваться в реальной жизни, требуются специальные техники постобработки. Например, многокадровое наложение с компенсацией шумов, реализованное здесь в виде режимов Multi-shot Noise Reduction и в пресете Handheld Twilight.

Sony NEX-5 маленькая, но удаленькая     Sony NEX-5 маленькая, но удаленькая Sony NEX-5 маленькая, но удаленькая     Sony NEX-5 маленькая, но удаленькая Sony NEX-5 маленькая, но удаленькая     Sony NEX-5 маленькая, но удаленькая Sony NEX-5 маленькая, но удаленькая

Автоматика камеры чаще всего угадывает с балансом белого, в каких бы условиях вы ни снимали, а JPEG оказался на удивление достоверным по цветопередаче. В итоге чаще всего NEX-5 обеспечивает снимки великолепного качества и с низким уровнем шумов.

Что касается экспозамера, то его работа показалась нам немного странной. Он зачастую делает кадры более светлыми, чем нужно. А ведь «вытянуть» нужную информацию из пересветов в цифровых камерах сложнее, чем из теней. В связи с этим рекомендуем ставить поправку экспозиции -0,3 (-0,6), когда в кадре есть такие объекты, как небо.

Динамический диапазон в режиме RAW более чем обрадовал. Если вы умеете и любите копаться в RAW-конверторах, то вы будете полностью удовлетворены возможностями «сырого формата» Sony NEX-5.

Видеорежим

Как уже упоминалось, специального режима видео в Sony NEX-5 нет. Из предустановок можно выбрать формат записи видео (AVCHD или MPEG-4), размер кадра (только для MPEG-4 – 1440×1080 или 640×480) и количество кадров в секунду (переключая режим PAL или NTSC). Одно из главных отличий моделей Sony NEX-5 и NEX-3 как раз и состоит в возможностях видеорежима. Так, в NEX-3 доступен только режим 720p против 1080i у NEX-5.

Нам понравилось качество видеороликов, которые удалось получить в процессе тестирования. Особенно ценным может оказаться NEX-5 во время съемки концертов или других сюжетов, где требуется «размыть» задний план. Здесь роль сенсора размера APS-C и качественной светосильной оптики сложно переоценить.

Важный плюс – во время записи видео автофокус работает постоянно. Делает он это аккуратно, без рывков, поэтому видеоматериал в итоге выглядит хорошо.

Звук записывается стереофоническим встроенным микрофоном с вполне приемлемым качеством. Для желающих заняться видеосъемкой более основательно есть возможность использовать внешний микрофон, подключенный в разъем Smart Accessory.

Огорчило лишь одно – невозможность полноценно управлять экспозиционными параметрами. Еще до начала съемки есть возможность выставить желаемое значение диафрагмы (в режимах M, A), которое в процессе записи будет произвольно изменяться. Ярче/темнее сцену можно сделать поправкой экспозиции, как и в фоторежиме. Но самое главное, заблокировать параметры и вовсе нельзя. В итоге вся ответственность за результат ложится на плечи процессора обработки.

Некоторые источники утверждают, что вскоре будет представлена новая прошивка для Sony NEX 3 и 5, которая улучшит качество видео в обоих аппаратах и даст возможность ручного управления всеми экспозиционными параметрами. Хорошо, если так.

Объективы

Sony NEX-5 маленькая, но удаленькая

Sony NEX-5 маленькая, но удаленькая Sony NEX-5 маленькая, но удаленькая Sony NEX-5 маленькая, но удаленькая Sony NEX-5 маленькая, но удаленькая Sony NEX-5 маленькая, но удаленькая Sony NEX-5 маленькая, но удаленькая Sony NEX-5 маленькая, но удаленькая
Sony NEX-5 маленькая, но удаленькая Sony NEX-5 маленькая, но удаленькая Sony NEX-5 маленькая, но удаленькая Sony NEX-5 маленькая, но удаленькая Sony NEX-5 маленькая, но удаленькая Sony NEX-5 маленькая, но удаленькая Sony NEX-5 маленькая, но удаленькая

На данный момент сильным сдерживающим фактором для потенциальных покупателей может стать наличие всего двух объективов с байонетом Sony E. Штатный зум 18-55 мм f/3,5-5,6 обрадовал отличной резкостью даже на открытых диафрагмах и отсутствием видимых оптических дефектов недорогой оптики. А вот с широкоугольным «блинчиком» 16 мм f/2,8 все не так гладко. На открытой диафрагме он не показал ожидаемой детализации как для объектива с фиксированным фокусным расстоянием. Поэтому он используется на тех же значениях диафрагмы, что и штатный зум на 18 мм (светосила «штатника» на таком фокусном всего на 2/3 EV ниже), да и разница в 2 мм не особо влияет на угол обзора. Несомненным плюсом «блинчика», конечно же, являются его сверхмалые масса и габариты вместе с камерой, но все же он из нашего кофра доставался довольно-таки редко.

Отметим великолепное качество сборки обоих объективов, металлическую конструкцию, плавный ход колец фокусировки и трансфокации (для зума), а также применение одинаковой резьбы 49 мм под фильтры и бленды. Ожидается анонс легкого, но все так же металлического ультразума 18-200 мм f/3,5-6,3. А лично я очень надеюсь на появление в линейке NEX светосильного «блинчика» 30-50мм f/1,8-f/2 (к примеру, такой, как у Samsung – 30 мм f/2).

Вывод

Sony вывела на арену чрезвычайно сильного и подготовленного бойца в битве за рынок гибридных камер. NEX-5 соединила в себе чрезвычайную компактность, металлический корпус, поворотный дисплей, неплохой видеорежим и самое главное – великолепное качество снимков за счет новой матрицы Exmor HD размера APS-C. Уверены, что мы еще увидим ее в будущем, и не в одной камере.

Есть у новинки и недостатки в виде специфических эргономики и управления, а также малого количества доступных объективов (если не учитывать совместимые). Но они никак не являются ахиллесовой пятой новинки. В итоге, если вы выбираете компактную гибридную камеру со сменной оптикой, которая станет бессменным компаньоном в покорении вершин фотоискусства, Sony NEX-5 – один из лучших вариантов для покупки, по крайней мере на сегодняшний день.

Технические характеристики Sony NEX-5

Матрица 23,4×15,6 мм Exmor APS HD CMOS Sensor

Байонет Sony E

Кроп-фактор 1,5

Млн пикселов всего/эффективных 14,2/14,0

Максимальный размер кадра 4592×3056 пикселов

Светочувствительность матрицы (эквивалент ISO) 200–12800

Форматы файлов RAW (SRW), JPEG, RAW + JPEG, AVCHD (1920×1080), MP4 (1440×1080, 1280×720, 640×480),

Режимы видео AVCHD (1920×1080i, 60/50 кадров/с, 17 Мб/с), MP4 (1440x1080p, 30/25 кадров/с, 12 Мб/с), MP4 (640×480, 29,97 кадров/с)

Баланс белого Авто, 6 предустановок, по температуре, ручной

Автофокус контрастный, с возможностью выбора одной из 25 точек фокусировки

Видоискатель отсутствует, доступен как аксессуар

ЖК-монитор 3” XtraFine TruBlack LCD, разрешение 920 000 пикселов

Скоростная съемка с приоритетом скорости – 7 кадров/с, с перефокусировкой и оценкой экспозиции – 2,3 кадра/с

Замер экспозиции 49-сегментный сенсор, матричный, центровзвешенный, точечный режимы

Диапазон выдержек 30 с – 1/4000, ручная

Синхронизация со вспышками 1/160 с

Карта памяти SD, SDHC, SDXC, Memory Stick Pro Duo, Pro-HG Duo

Батарея NP-FM500H Lithium-Ion, 1650 mAh

Габариты 111×59×38 мм

Масса 287 г (с батареей и картой памяти)

Ориентировочная цена Sony NEX-5A — $770 (камера c объективом 16 мм f/2,8), Sony NEX-5K — $840 (камера c объективом 18-55 мм f/3,5-5,6), Sony NEX-5D — $960 (камера c объективами 16 мм f/2,8 и 18-55 мм f/3,5-5,6)

Продукт предоставлен Sony