The Giver / «Посвященный»

The Giver

Не знаю, что подстегнуло Филлипа Нойса взяться за экранизацию уже достаточно старого фантастического романа Лоис Лоури «Дающий» (1993 г.). То ли выход в 2012 г. финальной части данной квадрологии – «Сын», то ли успех «Голодных игр», «Дивергента» и другой социальной подростковой фантастики. Правда, в отличие от девчачьих фильмов, «Посвященный» (именно так в нашем прокате перевели The Giver) ориентирован на мальчиков.

The Giver / «Посвященный»

Жанр фантастика, антиутопия
Режиссер Филлип Нойс
В ролях Брентон Туэйтес (Джонас), Джефф Бриджес (Дающий), Мерил Стрип (Главная Старейшина), Одейя Раш (Фиона), Александр Скарсгорд (отец Джонаса), Кэти Холмс (мать Джонаса), Тейлор Свифт (Розмари), Камерон Монахэн (Эшер) и др.
Компании The Weinstein Company
Год выпуска 2014
Сайт thegiverfilm.com

Коммуна – идеальный мир будущего. Здесь все равны и никто ни в чем не нуждается. Красивый, идеально распланированный город-сад утопает в зелени, люди предупредительны и предельно вежливы. Вся жизнь обитателей регулируется множеством правил и запретов, которые они неукоснительно и по собственной воле исполняют. С кем жить, какую работу выполнять, когда получать определенного старейшинами ребенка. В Коммуне нет ни болезней, ни голода, ни зависти, ни соперничества, ни цветов, ни чувств, ни слов, ни памяти. Это стерильный мир, населенный тенями, и только один человек помнит все – Дающий. И теперь он должен передать свои воспоминания преемнику.

Филлип Нойс решил использовать в The Giver все козыри, пригласив в картину оскароносных Джеффа Бриджеса и Мерил Стрип. Подыгрывать суперзвездам взялись звезды второй величины – Александр Скарсгорд, Кэти Холмс, Тейлор Свифт. И только на главные роли, в связи со спецификой картины, выбрали дебютантов – Брентона Туэйтеса и Одейю Раш, и, похоже, The Giver как раз тот случай, когда молодежь переиграла стариков. Не потому, что они талантливей, а потому, что грандам просто нечего играть в этой картине.

В мире The Giver отсутствуют эмоции, поэтому проявить себя приглашенным звездам особо и негде. Трудно сыграть удивление, радость, растерянность, если по сценарию во всех эпизодах прописано вежливое безразличие. То, что органично смотрится на страницах книги, при переносе на экран выцветает, как картинка в первой половине фильма. Лоис Лоури нарисовала стерильный мир, где даже убийство — не повод проявлять эмоции. Филлип Нойс снял стерильное кино, героям которого трудно сопереживать.

Винить режиссера в почти буквальном следовании первоисточнику странно, но The Giver как раз тот случай, когда так необходимо было бы авторское видение книги. Увы, режиссер «Слепой ярости», «Прямой и явной угрозы» и «Салт» не смог в данному случае проявить себя. Может быть проблема в том, что The Giver — не боевик, и action-сцен в нем, по сути, нет?

Впрочем, основная проблема фильма не в этом. Роман Лоис Лоури рассчитан на подростков 12-14 лет. У него линейная структура, очевидные повествовательные приемы, простой язык и ясная идея. Нойс завысил возраст героев как минимум на 5-6 лет и попытался подать фильм как взрослую антиутопию, отчего конструкция Лоури, явно не рассчитанная на подобное, ожидаемо развалилась, превратившись в очень банальное, поверхностное и сентиментальное кино.

Как и в случае с «Дивергент» подростковая фантастика – это хорошо, но хотелось бы большего. Так что не ожидайте от фильма откровений.

P.S. The Giver – первая часть квадрологии «Квартет». Будет ли Нойс экранизировать следующие книги серии, пока неизвестно.