Управлять не отрывая рук: новый джойстик ThrustMaster

Достижения проектантов эргономики кабин боевых и гражданских летательных аппаратов уже давно активно используются в конструкциях игровых манипуляторов. Последние же, в свою очередь, становятся все ближе по своим функциональным возможностям к реальным прототипам.

 

ThrustMaster T.Flight Hotas X

Количество аналоговых осей 5

Количество кнопок 12

Регулировка жесткости РУС Есть

Блокируемый twist Есть

Отделяемый РУД Есть

Поддерживаемые платформы PC, PS3

Ориентировочная цена $50

Джойстик предоставлен «Рома», www.roma.ua

ThrustMaster T.Flight Hotas X
ThrustMaster T.Flight Hotas X
ThrustMaster T.Flight Hotas X

Не стал исключением и рассматриваемый комплекс. В соответствие с названием он вполне отвечает концепции HOTAS (Hands On Throttle And Stick) и обеспечивает выполнение всех основных элементов управления летательным аппаратом, не отрывая ладоней от РУС и РУД, будь то атмосферная этажерка времен братьев Райт или футуристический космоистребитель из вселенной Звездных Войн. При этом расширенные возможности электроники позволяют использовать его как с обычным PC, так и консолями PS3.

Набор состоит из двух разделяемых блоков, которые можно собрать воедино с помощью прилагаемого ключа или эксплуатировать раздельно, каждый рычаг на своем основании, установив их под удобными углами.

Стоит отметить, что эргономика ручек и клавиш рассчитана только на правшей, впрочем, как и в реальной серийной летающей технике. Политкорректные перестраиваемые «перевертыши» для левшей просто не имеют прототипов в реальной жизни, а значит, менее достоверны.

Двенадцать программируемых кнопок распределены в соответствии с нагрузкой на ладони. На топе РУС, в бóльшей степени управляющего пространственным положением и ориентацией ЛА, сгруппированы только четыре из них и восьмипозиционный переключатель видов.

Еще шесть усеяли фронтальную и тыльную сторону РУД, и две расположены на его основании. На них стоит назначать на менее «горячие» команды, ведь для того, что бы нажать эти кнопки придется оторвать ладонь от рукоятки.

РУС управляет тремя направлениями: тангаж, крен и курс (twist) с возможностью механической блокировки последнего канала и его электронным отключением (подсвеченная кнопка на основании РУД). Ведь он будет явно избыточным и не копийным при полете на атмосферном самолете. Но вот для контроля боковой тяги в фантастической технике, например в кораблях из вселенной игр «Шторм», дополнительная ось только приветствуется. Альтернативное управление разворотом вправо-влево производится качалкой под пальцами ладони левой руки, лежащей на РУД.

ThrustMaster T.Flight Hotas XThrustMaster T.Flight Hotas X

Отклик аналоговых каналов РУС и РУД очень хорош, точен и линеен. На графиках программы joytester видно, что данные с РУС оцифровываются с лучшей дискретностью, чем с качалки курса и резистора тяги. Заметно меньшая ступенчатость изменения показаний свидетельствует о более точной обработке данных. Согласно результатам тестов разрядность измерений электроники джойстика в продольном и поперечном направлениях составляет 10 бит, а для каналов курса и управления мощностью двигателей выделяется по 8 бит. Впрочем, такой разрядности будет вполне достаточно для массового устройства.

ThrustMaster T.Flight Hotas XThrustMaster T.Flight Hotas X
ThrustMaster T.Flight Hotas X

Даже на настройке максимальной жесткости пружин центрирования, удается перемещением по крену и тангажу «нарисовать» не очень грубую окружность. Стоит отметить значительную зону безразличия (deadzone) по-умолчанию в околонулевых значениях каждой оси, иногда приводящую к скачкам показаний второй при переходе через нее. При этом настроить данный параметр внешними средствами не удается, электроника джойстика выбирает его самостоятельно. Впрочем, надо признать, что делает это эффективно, «чистые» перемещения вдоль одного из каналов во всем диапазоне не провоцируют выбросов во втором:

ThrustMaster T.Flight Hotas X
ThrustMaster T.Flight Hotas X
ThrustMaster T.Flight Hotas X

Регулируемая жесткость рукояти позволит настроить усилия пружин в каналах тангажа и крена в соответствии с предпочтениями пилота, задав сопротивление рукоятки от очень легкого до вполне серьезного.

Управление двигателем имеет единственный проходной фиксатор на 50% диапазона, его влияние видно на графике значений в виде небольшой «полочки» показаний в середине диапазона.

Слегка повышенная чувствительность качалки курса обусловлена ее коротким ходом и требует небольшого привыкания. Но все же она позволяет намного точнее и плавнее ворочать рулем направления, чем кнопками клавиатуры.

Итог: ThrustMaster снова удалось создать хороший игровой комплекс, использующий ставшую классической эргономику моделей Afterburner и получивший универсальность подключения. Электронное переключение резисторов управлением курсом позволит упразднить отказы этого канала из-за неисправности механического переключателя, случавшиеся в устройствах предыдущих поколений.

Продукт предоставлен Рома