Verbatim MediaStation HD DVR: «видик» цифровой эпохи

Казалось бы, всего какой-то десяток лет «дисковой» эпохи – и мы уже почти забыли, чем отличались между собой «плеер», «пишущий плеер» и «видеомагнитофон». А ведь когда-то это было принципиально: или мы можем сами записать любимый фильм с эфира (тогда еще не было традиции прерывать фильмы каждые пятнадцать минут рекламой), или вынуждены покупать готовую кассету, или, в лучшем случае, переписывать ее у друзей.

Verbatim MediaStation HD DVR

Terra Airis Pro

Тип проводной

Габариты и масса 210×167×65 мм, 1,6 кг

Интерфейсы Ethernet 10/100, 2×USB, Wi-Fi (опция)

Входы/выходы композитный, компонентный, HDMI, линейный аудио, цифровой оптический и коаксиальный

Жесткий диск 1000 ГБ 3,5" SATA

Пульт дистанционного управления есть

Воспроизведение видео PAL, NTSC

Поддерживаемые форматы файлов:

Аудио MP3, WMA, WAV7/8, OGG, AAC

Видео MPEG-1 (DAT, MPG, MPEG, ISO,VOB), MPEG-2 (MPG, MPEG,IFO, VOB, ISO, TS), MPEG-4(AVI, MKV, XVID), DIVX 3/4/5/6/ (AVI, MKV), MP 4 AVC (H.264)

Фото JPG. JPEG, BMP

Ориентировочная цена по hotline.ua  $250 (500 ГБ); $295 (1 ТБ)

Продукт предоставлен компанией Verbatim

Стильный внешний вид; безупречная работа с SD-контентом; большой накопитель позволяет в автоматическом режиме записывать сериалы и прочие периодические телепередач

Шумный вентилятор; яркий, но бесполезный дисплей; отсутствие популярных видеовходов; практическая невозможность работы с HD-контентом

Идеальное устройство для записи сериалов и просмотра фильмов на кухне

Вердикт

Terra Airis Pro

Terra Airis Pro

Terra Airis Pro

Становление «дискового» рынка проходило как-то параллельно с развитием компьютерного, так что отсутствие массовых устройств для записи дисков, стоящих просто под телевизором, никого особо не напрягало, и сама возможность такой процедуры стала потихоньку забываться. Но ведь интересные передачи-то никто не отменял! Энтузиасты приспособили под запись видео ПК, благо недостатка в тюнерах не наблюдается, а самые «умные» модели могут даже самостоятельно включить компьютер в случае необходимости.

Гранды бытовой электроники предлагали пишущие устройства с встроенными винчестерами, но цена на них была, как правило, несусветной, и из разряда экзотики они так и не выбрались. Однако по мере насыщения рынка персональными компьютерами маркетологи начали задумываться, как заставить купить еще что-нибудь тех, у кого дома уже есть ПК и вроде бы больше ничего не нужно. Помогли в этом производители телевизионных панелей с большими диагоналями: публике привили мысль об отдельном ПК – HTPC (персональный компьютер – домашний кинотеатр), управление которым сводилось бы к традиционному «ленивчику», а предназначение – к просмотру фильмов и прочего медиаконтента. Самая передовая публика на новинку радостно повелась, однако перспектива заплатить еще трех-четырехзначную цифру за второй компьютер понравилась далеко не всем, и это направление компьютеростроения постепенно превратилось в исключительно нишевое.

Но сама идея-то осталась! И предприимчивые разработчики быстренько предложили рынку «то же самое, только значительно дешевле»: дорогое и избыточное компьютерное железо заменили дешевыми и почти ничего не потребляющими системами-на-чипе, производительности которых в обрез хватало на выполнение заявленных функций – смотреть кино, слушать музыку и чуть-чуть работать с сетью. Расчет был прост: если уж покупатель расщедрился на широкоформатную панель, то несколько сотен долларов за то, чтобы ею удобно было пользоваться, для него проблемы не составят. И мир содрогнулся от массового нашествия медиаплееров – их стали выпускать все кому не лень.

А если у нас опять появилась «коробочка под телевизором», то почему бы нам не вспомнить давно позабытую функцию записи? Винчестеры нынче большие и дешевые, ТВ-тюнеры разве что только в зажигалки не вставляют… Именно такое устройство и было выпущено под торговой маркой Verbatim. MediaStation HD DVR – цифровой «видеомагнитофон», умеющий самостоятельно записывать телепередачи, проигрывать записанное, а также файлы, находящиеся в домашней сети, причем с выходом на телевизионную панель высокого разрешения.

Экстерьер: упаковка, комплект и дизайн

Открыв коробку, видим запакованный в прозрачный пластик и уложенный в пенополиуретановые демпферы медиарекордер, а также инструкцию по быстрому запуску и описание возможных схем подключения (и там, и там – многоязычные варианты, русский присутствует, украинский – нет). Количество разнообразных кабелей откровенно порадовало: обойдены вниманием только сетевой интерфейс, цифровые аудиовыходы и HDMI. Нашлись: трехпроводной композитный и стереоаудиокабель, трехпроводной компонентный кабель, переключаемый на вход или выход, переходник с композита на SCART, 75-омный антенный кабель, переходник «тип I – тип F», кабель USB «тип А – тип В» (для подключения рекордера как USB-клиента непосредственно к ПК) и сетевой кабель для блока питания, выполненный по европейскому стандарту.

Блок питания – выносной, 12 V — 3 A, с указанной максимальной мощностью на выходе 42 W. Завершает список аксессуаров пульт дистанционного управления с обязательной парой элементов AAA и диск с расширенной инструкцией по эксплуатации и программным обеспечением.

Освобожденный от упаковки медиарекордер выглядит именно так, как и положено недешевому бытовому прибору: скомбинированный из трех материалов черный корпус, экран, обилие органов управления. Все говорит о том, что перед нами – настоящее многофункциональное устройство с продуманной логикой пользования и богатыми возможностями. В немалой степени такому впечатлению способствует строгий лаконичный дизайн, единственным недостатком которого можно признать неуместный на общем черном фоне ярко-белый сердечник фронтального USB-разъема.

Расположение разъемов и органов управления – вполне логичное и потому удобное. На фасад вынесены почти все кнопки управления (единственный орган управления, находящийся сзади, – это сетевой выключатель, полностью обесточивающий рекордер, например, если пользователь надолго уезжает) и необходимые для оперативного доступа USB-разъем и слот SD/MS. Также на передней панели находится ЖК-экран и окно ИК-приемника для пульта дистанционного управления. В принципе управлять медиарекордером можно и без пульта – для выполнения всех основных операций вполне достаточно кнопок на передней панели: навигационный блок с центральной кнопкой Пуск/Пауза, кнопки Запись, Стоп, Копирование и возврат в главное меню. Немного особняком расположилась кнопка Power, переводящая устройство в дежурный режим.

Все разъемы для подключения аудио, видео и ПК находятся на задней панели: вокруг занимающего центральную позицию вентилятора – настоящая россыпь разъемов, которой могут позавидовать даже некоторые устройства «покруче». Слева расположены два резьбовых 75-омных разъема для телеантенны или кабеля – пользователю не придется искать разветвитель, чтобы оставить подключенным к антенне и телевизор: идущий к телевизору кабель подсоединяется к рекордеру через комплектный переходник, а находящийся во внутренней коробке 75-омный кабель подключает к выходному разъему гнездо телевизора, позволяя продолжать использовать собственный тюнер телевизора при выключенном рекордере. Кроме телевизионных, в левой части и под вентилятором сосредоточены цифровые разъемы: RJ-45 для локальной сети с наклеенным над ним стикером с MAC-адресом интерфейса, коаксиальный и оптический разъемы S/P-DIF, HDMI-выход, а также два USB-порта – USB Host для подключения накопителей и USB Client для подключения рекордера к ПК. Правая часть отведена под аналоговые разъемы: композитный видео- и стереоаудиовход, а также блок выходов (стереоаудио, композитный и компонентный). Несколько удивило отсутствие поддержки S-Video и IEEE1394: многие современные видеокамеры позволяют использовать эти, более качественные способы передачи.

Пульт дистанционного управления – 47-кнопочный, средних размеров, выполнен из обычного матового черного пластика. Резиновые кнопки нажимаются вполне удобно, расположение их почти не вызывает затруднений при пользовании, хотя, например, кнопки громкости можно было бы как-то выделить тактильно. Общее впечатление от ДУ таково: на фоне действительно продуманного и стильного дизайнерского решения самого рекордера пульт выглядит простовато.

Интерьер: что внутри?

Отвинтив четыре шурупа, спрятанные под наклеенными резиновыми ножками, освобождаем верхнюю половину корпуса. Снять ее полностью, правда, не получается: к ней прикреплены две платы, связанные с «системной» платой довольно-таки короткими шлейфами. Внутренний объем рекордера практически полностью занят, не побоимся этого слова, монументальной обоймой, в которой закреплен винчестер.

Сложная конструкция «кармана», стоящего внутри корпуса на четырех ножках, привинченных такими же, как и крепили крышку, саморезами к основанию, полностью закрывает весь жесткий диск, позволяя «выглядывать» наружу только разъему питания и данных, а также часть верхней крышки. Все остальное закрыто и заэкранировано так, как будто винчестер является основным источником радиопомех внутри корпуса. Фиксируется накопитель с помощью специально откидывающейся на оси боковой стенки, удерживаемой в закрытом состоянии защелками. В целом конструкция не оставляет никаких надежд на то, что пользователю когда-нибудь удастся поменять HDD самостоятельно.

В побывавшем на тестировании рекордере установлен накопитель Samsung HD103SI объемом в 1 терабайт и со скоростью вращения пакета 5400 оборотов в минуту. Нужно признать, что это – оптимальный вариант: скорость обмена все равно ограничивается процессором, а пониженная частота вращения мало того что экономит электроэнергию, но и, что гораздо важнее, генерирует значительно меньше тепла, что, в принципе, могло бы позволить эксплуатировать диск вообще без активного охлаждения. Но разработчики все же решили перестраховаться и установили в корпус 40-миллиметровый вентилятор.

Сняв бокс с винчестером, мы наконец увидели, из чего состоит медиарекордер. Большинство его элементов размещены на «системной» плате, занимающей практически всю площадь основания устройства. В специальный разъем на плате вставлен отдельный модуль ТВ-тюнера, а также с помощью плоских шлейфов к ней подключены модуль дисплея и плата кнопочного управления, закрепленные на лицевой стороне верхней части корпуса.

Посредине основной платы под небольшим алюминиевым радиатором расположилось сердце рекордера – медиапроцессор Realtek RTD1262DA.

Анонсированный в мае 2008 года, этот чип стал первым у производителя, поддерживающим видео высокого разрешения и, как для первого поколения подобных «систем-на-чипе», представлял собой достаточно выдающееся решение: обеспечивал аппаратное кодирование и декодирование потоков MPEG-2 и MPEG-4, в том числе и трансляцию потоков в Ethernet и Wi-Fi, запись и таймшифт цифрового и аналогового ТВ, все возможные аналоговые ТВ-выходы, HDMI, USB, FireWire… Сегодня, правда, появились новые чипы, более мощные, с поддержкой H.264, но записывать это решение в антиквариат все же рановато.

Большим достоинством данного чипа можно считать его невысокое энергопотребление (на фото видно, что радиатор к нему был приклеен буквально за два уголка, но никаких признаков перегрева во время теста выявлено не было).

Для хранения оперативных данных используется память Nanya NT5DS32M16BS-5T – 512 мегабит DDR400, для хранения прошивки и настроек – модуль флеш-памяти MX 25L12805DMI-20G.

Оригинально решена система ввода-вывода: к встроенному в медиапроцессор USB-порту подключен USB-хаб от Genesys – GL850A, к которому подсоединены контроллер кардридера Realtek RTS5156 и… USB IDE контроллер Prolific PL-2506. А поскольку в наше время на IDE-накопители рассчитывать уже не приходится, то, чтобы можно было подключить современный емкий SATA-диск, на плате распаян еще один чип – IDE-SATA мост JMicron JM20330, обеспечивающий желанный интерфейс. Как поведет себя такая длинная цепочка мостов в условиях реальной эксплуатации – посмотрим в процессе теста.

Гибридный аналоговый и цифровой DVB-T-тюнер построен на базе универсального чипа Xcieve XC5000ACQ и DVB-T-демодулятора от Realtek RTL2830. Тюнер собран на отдельной плате, вставленной «гребенкой» в разъем на системной плате медиарекордера. Считается, что силиконовый тюнер от Xcieve имеет достаточно качественную внутреннюю экранировку, поэтому никаких экранов на плате нет.

Две платы, смонтированные на передней панели, представляют собой блок управления (девять короткоходных микропереключателей, расположенных под кнопками лицевой стороны) и модуль дисплея. Сине-белый жидкокристаллический дисплей с диагональю 2,56” управляется 8-битным контроллером Winbond W79L633A25PL, являющимся, по сути, отдельной «системой-на-чипе», оборудованной в том числе и собственной оперативной и постоянной памятью.

Включаем

Итак, рекордер установлен, кабели подключены, самое время нажать на кнопку Power. Вначале слышим отчетливый шум вентилятора – и это при том, что тестирование проводится далеко не в самом тихом месте. Примерно через секунду на экране телевизора появляется заставка.

На самом рекордере никаких признаков включения не наблюдается, и если бы не телевизор и шум, то возникло бы непреодолимое желание нажать кнопочку еще раз. Заставкой на экране наслаждаемся 25 секунд, после чего она… просто гаснет. Правда, почти сразу же включается дисплей на корпусе. Еще четверть минуты сомнений – все ли исправно? – и на экране телевизора появляется главное меню.

Состоит оно из пяти пунктов, хотя на экране помещается только три: ТВ, копирование файлов, браузер, настройка и расписание записи. По какому принципу авторы прошивки выбирали, какие пункты переводить на русский, а какие оставить английскими – выяснить не удалось, хотя особых неудобств это не причинило: пиктограммы вполне информативны, так что ошибиться достаточно сложно. Что приятно, так это практически мгновенная реакция на нажатие кнопок на пульте.

При первом включении вместо главного меню появляется нечто вроде «мастера настройки», предлагающего выбрать язык меню (русский присутствует, украинский – нет), ТВ-регион, тип входа – эфирная антенна или кабельное ТВ, после чего можно переходить к поиску телевизионных каналов. Сканирование аналоговой эфирной сетки заняло две с половиной минуты, затем автоматически пошел поиск доступных цифровых каналов.

Весь процесс занял 12 минут 15 секунд, в результате было найдено 13 аналоговых (из 16) и все 24 цифровых канала, транслируемых сейчас в Киеве. Следующим пунктом стала настройка времени на встроенных часах.

После выставления нужного времени – первая неожиданность: в диалоге подтверждения выбора предлагается выбрать ОК или Отмена – одно слово выделено желтым, другое – белым. Что считается активным – более яркое или цветное – непонятно. Предполагаем, что по умолчанию выбрано все же ОК, жмем кнопку. Ура, угадали! Придется запомнить: активный – желтый. И последним пунктом стоит настройка проводной сети – ее предлагается либо отключить вообще, либо получить параметры по DHCP, либо выставить их вручную.

Опять бело-желтый диалог, короткая проверка сети – и мы в главном меню. Начальная настройка закончена. Всего на настройку прибора при первом включении ушло 14 минут.

Остальные параметры уже не так критичны для работы, и при желании их настроить можно зайти в меню настройки отдельно. Так как сейчас в главном меню активен пункт «Настройка», ищем «ТВ». Переход вправо – и стоп, дальше двигаться некуда. Теперь, чтобы дойти до пункта «ТВ», стоящего первым, придется пять раз нажать «влево» Почему-то главное меню не сделано кольцевым, хотя все остальные меню при попытке выйти за крайний пункт спокойно переводят курсор на другой край.

Телевидение

Качество приема каналов на комнатную антенну вполне соответствует качеству как компьютерных ТВ-тюнеров, так и телевизора – условия приема каналов в метровом диапазоне в месте тестирования не ахти, поэтому мы ограничились констатацией факта малого отличия от других приемников. С поиском аналоговых каналов дело обстояло хуже: «1+1» (85,25 МГц), «Украина» (215,25 МГц) и «М1» (623,25 МГц) найти не удалось. С другой стороны, канал «Интер», передаваемый на нестандартной для не экс-советских устройств частоте (199,25 МГц) и потому многими производителями просто не включаемый в частотную сетку для поиска, здесь был благополучно обнаружен.

«Поиск вручную» (есть и такой режим в меню настройки) тоже помочь не смог: вместо того чтобы просто задать нужную частоту, в нем предлагается выбрать канал из жестко заданной сетки, начинающейся почему-то с 15-го канала (107,5 МГц). Естественно, частот трех ненайденных каналов в сетке не обнаружилось, потому с возможностью смотреть эти три канала придется распрощаться. Позабавило то, что при выборе «кабельного ТВ» мало того что поиск ведется по той же таблице, но ищется… и эфирное цифровое ТВ тоже, которого в кабеле быть не может по определению. Результат такого поиска практически аналогичен «Антенне» за исключением еще одного ненайденного канала – «Первого украинского» (59,25 МГц).

С поиском каналов цифрового эфирного телевидения ситуация гораздо веселее: все каналы благополучно нашлись. И первые 14 каналов (передаваемые в Киеве в формате MPEG-2) даже видны с замечательным качеством. А вот 10 каналов, транслируемых в MPEG-4 (DVB-H, кодек H.264), рекордер показывать отказался напрочь. Скорее всего, дело в том, что кодек H.264 в системе просто отсутствует.

При работе с телевидением рекордер поддерживает все функции обычного «компьютерного» ТВ-тюнера: запись (в том числе по расписанию), отложенное воспроизведение (таймшифт), паузу… Качество реализации этих функций – на высоте, придраться просто не к чему. Возможны даже пользовательский порядок и названия каналов (несмотря на то что поле названия длинное, на экране отображаются только 8–9 символов). В целом – ТВ-часть устройства заслуживает твердой «четверки»: если огрехи с сеткой каналов теоретически могут быть устранены в следующих версиях прошивки, то невозможность работы с H.264 – аппаратная. Однако в остальном прием телепередач находится на уровне самых высоких стандартов.

Работа с файлами

Зайдя в меню работы с файлами (оно почему-то зовется «копирование файлов», хотя это – не единственная его функция), мы сразу же видим две панели: левую источника и правую назначения. В обеих указаны все варианты, с которыми умеет работать рекордер: USB-накопитель, флеш-карта, встроенный диск и сеть. Среди вариантов «куда» есть и «корзина» – при копировании в нее файл удаляется. Во всех остальных случаях пользователю предлагается сначала выбрать файл или каталог в левом окне, нажать кнопку «Запись» на пульте, чтобы пометить его для работы, потом перейти в правое окно и выбрать место, куда его поместить.

Первой строкой значится NEWFOLDER – при его выборе открывается диалог, в котором предлагается ввести название нового каталога (поддерживаются прописные и строчные латинские буквы, цифры и некоторые спецсимволы, выбор осуществляется навигацией курсорными кнопками и ОК пульта ДУ по «виртуальной» QWERTY-клавиатуре, в качестве начального варианта предлагается текущая дата). Выбрав, куда поместить файлы, жмем кнопку -> и, наконец, тут нам предлагают выбор – копировать файлы или перенести их.

При старте копирования на экране рисуются привычные две папочки с порхающим листочком. Хотя, казалось бы, какое отношение имеют листочки бумаги к медиаплееру? Под ними – прогресс-бар с именем копируемого в настоящий момент файла и счетчиком, сколько уже скопировано. По завершении процедуры нам опять предлагается выбор – перейти в браузер или нет.

Так как мы помним, что «браузером» здесь называется следующий пункт главного меню, из которого можно запускать контент, а нам нужно скопировать еще пару фильмов – отказываемся от предложения и попадаем опять в начало меню копирования. Выбираем очередной каталог, запускаем копирование и… по имени копируемого файла понимаем, что каталог взят не тот. Лихорадочно жмем на все кнопки пульта – но до завершения операции плеер реагирует только на кнопку Power – при ее нажатии оба экрана (и телевизора и дисплея) мгновенно гаснут (вентилятор, правда, продолжает шуметь). При попытке опять включить устройство этой кнопкой ничего не происходит. Нажав кнопку Power раз десять, поднимаемся с дивана, идем к рекордеру и отключаем его расположенным сзади выключателем. Щелкаем его обратно – и устройство как ни в чем ни бывало оживает. Воспользовавшись паузой, мы подключили USB-винчестер – и при следующем выключении устройства причина его отказа повторно включаться выяснилась благодаря индикации на накопителе: гашение экранов вовсе не означает, что рекордер на самом деле выключился – процесс выключения занимает еще 20 секунд после пропадания признаков жизни прибора. Тут опять может пригодиться шумный вентилятор – он остается единственным «индикатором» того, что процесс выключения все еще не завершен, и повторно включить рекордер пока не получится.

Разобравшись с этой особенностью, продолжим копирование. Единственная трудность, с которой может столкнуться пользователь, – это не вполне интуитивно понятный момент, что копируемый файл или каталог нужно пометить, нажав на нем кнопку Record.

Информация об этом выведена внизу экрана, но, во-первых, только на английском и, во-вторых, белым шрифтом на светло-сером фоне, так что разглядеть текст довольно проблематично.
Для определения скорости копирования было решено использовать каталог с тестовыми видеофрагментами суммарным объемом 1,7 гигабайта. Такой объем позволяет, с одной стороны, обеспечить достаточную точность при замере времени копирования ручным секундомером, с другой – ограничить разумными пределами время, затраченное на тестирование (в зависимости от источника и приемника копирование этого объема занимало от 200 до 900 секунд). Так как устройство работает с четырьмя видами «носителей» информации, замеры скорости копирования были проведены для всех возможных комбинаций. В левом столбце таблицы указаны источники копирования, в верхней строке – приемники. Скорость указана в мегабайтах в секунду.

Скорость копирования, MБ/с Ethernet HDD
USB SDHC
Ethernet 1,97 2,78 3 2,67
HDD 3,28 6,84 8,5 2,67
USB 2,89 5,82 5,8 3,84
SDHC 2,83 6,2 6,71

2,2

Кроме «самостоятельного» копирования, рекордер может подключаться к ПК как USB-накопитель. Сделать это можно, только выключив устройство и включив его уже подключенным к ПК. При этом его встроенная ОС не стартует, а файловая система диска оказывается «напрямую» подключенной к ПК. Здесь уже скорости работы становятся совсем другими: 31,79 МБ/с при чтении и 23,84 – при записи.

Если сравнить эти цифры со скоростями работы собственной системы-на-чипе, то становится ясно, что вся та неожиданно длинная цепочка, связывающая диск с процессором, не стала «узким местом». Конечно, винчестер, подключенный через USB-SATA-мост непосредственно к контроллеру ПК, вероятно, показал бы более высокую скорость обмена, при скоростном контроллере – возможно, даже вдвое большую… Но такое подключение – отнюдь не основной режим работы, а встроенный процессор, как мы видим, не подбирается к пропускной способности всей цепочки даже на пушечный выстрел.

Впрочем – для работы устройства как плеера этих скоростей вполне достаточно: если уж мы решили скопировать фильм из сети на локальный диск, то обычный «полуторагиговый» фильм уложится в почти разумные десять минут. То есть скорость работы с сетью вполне достаточна для того, чтобы не хотелось пользоваться переносным винчестером: копирование с него происходит всего лишь вдвое быстрее, чем с сети, а это уже совершенно не оправдывает затраченных на это времени и усилий. Да и при прямом проигрывании почти всех поддерживаемых видов файлов скорости сети вполне хватало. Что же касается «тяжелого» контента высокого разрешения, то… о нем речь пойдет в следующем разделе.

Проигрывание файлов

Несмотря на то что на коробке прибора написано Recorder, мало кто будет сомневаться в том, что основная его функция – все же воспроизведение. Собственно, основная интрига этого аппарата, начала вырисовываться еще при изучении спецификаций его главного чипа – Realtek RTD1262DA: при наличии поддержки мониторов высокого разрешения эта система не располагает средствами для декодирования основного кодека, используемого для HD-контента, – h.264. То есть мы имеем устройство, на коробке которого большими буквами написано HD, совершенно штатно подключаем его к HD-панели и… смотрим эфирное ТВ? Именно поэтому так хотелось поскорее добраться до этого, самого любопытного этапа тестирования.

Итак, для начала читаем спецификации. Список поддерживаемых форматов довольно внушительный:
Аудио: MP3, WMA, WMA7/8, OGG, AAC
Видео:

MPEG-1 (.dat, .mpg, .mpeg, .iso, .vob)
MPEG-2 (.mpg, .mpeg, .ifo, .iso, .vob, .ts)
MPEG-4 (.avi, .mkv, .xvid)
DIVX 3/4/5/6 (.avi, .mkv)
MP4 AVC (h.264) (ма-а-аленькими буквочками: via supplied Transcode Server)

Фото: JPG, JPEG, BMP

Приученные читать текст мелкими буквами сразу обратили внимание на некий «сервер», остальные радостно закивали – ага, порядок, H.264 есть. Скептики что-то буркнули насчет «А как, собственно, если чип не умеет?», но «приватизировавший» пульт реалист уже зашел на сетевое хранилище с фильмами, и проверка началась. С первого нажатия на кнопку фильм не запустился – плеер был «занят» открытием файла на предмет определения его длительности и показа превью в маленьком окошке справа от списка файлов. Когда превью появилось (на это ушло почти 5 секунд), нажатие на центральную кнопку запустило фильм.

Первым в каталоге был IMAX’овский ролик с разрешением 720p в формате .avi/XviD – картинка порадовала своей четкостью и отсутствием привычных по «атомным» неттопам притормаживаний в динамичных сценах. Следующим был тоже .avi трейлер «Shark Tale» с разрешением 1080p – и на нем особых проблем замечено не было, хотя стоит вспомнить, что для анимации высокие битрейты традиционно не нужны. И на этом дело остановилось – все остальные файлы в подборке прибор принимать отказался, лаконично сообщив по поводу большинства «Invalid File!».

«Хм», – сказали оптимисты и, забрав пульт, перешли на тестовый пакет, обычно в Сети называемый «HDTV test files v1.7». Первый ролик – 00019.m2ts (MPEG Blu-Ray Video, 48 Mbps 1080i) плеер показал, хотя и с заметным притормаживанием, на следующем же Avalon.split.34.m2ts (AVC H@L4.1, 1080p, 35.5 Mbps) на экране появилась надпись «Неподдерж. формат Стоп/Просмотр OK», причем ничего, кроме OK, на ней не выбиралось.

Аналогично устройство отреагировало и на все остальные m2ts-файлы на диске. С «матрешками» было еще проще: в режиме проигрывания рекордер их вообще пропускал, а в списке файлов сообщал, что они все «Invalid File!». На четвертом или пятом таком файле медиацентр завис, погасив экран, и больше не стал отзываться ни на одну из кнопок пульта, включая Power.

Тут мы все сказали инженерам «спасибо» за выключатель на задней стенке, так как выдергивать блок питания из розетки было сильно неудобно, и после очередных 40 секунд загрузки и последующего восстановления слетевших настроек пультом завладели пессимисты, натравившие плеер на большой каталог фильмов стандартного разрешения, с которым он справился без каких бы то ни было сложностей (за исключением .wmv – но его вроде как никто и не обещал…)

Пока пессимисты безуспешно старались найти огрехи в проигрывании, оптимисты вспомнили про строчку насчет какого-то сервера и углубились в чтение инструкции. Нужно сказать, что с фильмами стандартного разрешения действительно никаких проблем не возникло – что с сети, что с карточки и встроенного винчестера все они воспроизводились без огрехов, аудиодорожки переключались, и даже полностью работало DVD-меню на образе диска.

Тем временем реалисты нашли на компакт-диске, лежавшем в коробке, каталог «Transcode Server» и установили его содержимое на тестовый компьютер, благо оптимисты к тому времени уже вычитали, что, оказывается, файлы с кодеками H.264, RM, RMVB и WMV, а также некие другие («спрятанные» за многозначительным троеточием в списке), оказывается, таки да, проигрываются, но… с помощью установленного на ПК специального транскодирующего сервера, который перекодирует те файлы в потоковое видео, понятное процессору рекордера! Для знающего английский установка и настройка ничего сложного не представляла – на ПК достаточно проинсталлировать программу, запустить ее и с ее помощью расшарить локальный каталог с контентом. Тогда, по идее, при заходе на этот ПК и обращении в этот «общий ресурс» сервер перехватывает его и обрабатывает все обращения плеера к файлам, предлагая вместо них уже перекодированный поток.

На практике оказалось несколько сложнее. Во-первых – «приконнектиться» к ПК под управлением Windows 7 так и не получилось, даже создав отдельного пользователя с паролем и прописав его в плеере. Все попытки завершились радостно-зеленым сообщением Login Failed. Вопрос решили пессимисты, предположив по внешнему виду программы, что годков ей уже немало и потому ее нужно использовать на чем-то попроще. Установив «сервер» на Windows XP, проблему логина мы благополучно разрешили, однако наступили на следующие грабли: коллекция фильмов-то осталась на сетевом хранилище… Естественно, ни о каком расшаривании на ХР сетевых ресурсов, расположенных на другой системе, речи идти не могло, даже при подключении их как собственного диска, так что тестовые файлы пришлось копировать на машину с установленным сервером.

Пока копировались остальные файлы, первый, наконец, стал виден в браузере плеера, и оптимисты его тут же запустили. Однако после первых нескольких кадров картинка остановилась, и поверх нее вверху экрана появилась так ненавидимая любителями онлайн-видео с YouTube надпись Buffering… Нужно ли говорить, что смотреть видео с разрешением 1080р в таком режиме – это не совсем то, на что мы рассчитывали?
С .mkv и .wmv файлами разрешения 720р ситуация была несколько приятнее: буферировать ничего не приходилось, просто видео воспроизводилось с короткими подтормаживаниями, как будто пропускался каждый второй-третий кадр. При взгляде на экран «сервера» все стало ясно: сообщения об ошибках перекодирования и «одинаковых кадрах» шли в его окне сплошным потоком. При этом программа, не заточенная под многозадачность, практически полностью «съела» ресурсы одного из ядер, разогнанного до 3 ГГц Core 2 Duo.

 

пример видео

Посмотрев несколько минут кино, оптимисты сказали что-то вроде «Ну что – привыкнуть можно, вон аниме вообще по жизни на 15 fps рисуют, и ничего…», пессимисты дружно выразили свое «фе», а реалисты начали прикидывать, что нужно, чтобы, имея HD-устройство, как-нибудь смотреть хотя бы 720р кино…

Итак – при условии, что у пользователя есть медиарекордер с собственным терабайтным накопителем, NAS с фильмами и обычный ПК с современной операционной системой, этого всего будет мало: ему как минимум понадобится еще виртуальная машина (как максимум – отдельный ПК с собственным достаточно вместительным винчестером, чтобы не копировать фильмы по одному) с ХР, к которой в качестве «своего» диска будет подмонтирован NAS. Ну и, конечно же, нужен будет специалист, которые все это сумеет установить, подключить, и главное – настроить.

Проверка проигрывания музыки и фотографий никаких сюрпризов не преподнесла: все заявленные форматы поддерживаются, отличий от остальной когорты устройств, имеющих такого рода функциональность, не обнаружено.

Конечно, жаль, что такой большой и красивый ЖК-дисплей не показывает хотя бы названия песен при проигрывании музыки – это было бы логично, ведь чтобы просто послушать, не всегда хочется включать большую панель, но после разочарования с HD-видео такого сервиса не ждали даже самые убежденные оптимисты.

Настройки

Следующим пунктом главного меню идут Настройки – здесь можно настроить все возможности рекордера. Нажав кнопку, мы оказываемся в таком же линейном меню (здесь уже, к счастью, закольцованном), открывающем доступ к группам настроек:

ТВ. Этот пункт мы уже видели при начальной установке – здесь предлагается выбрать страну, тип входа, найти каналы и в последнем пункте – ими управлять: менять названия и порядок).

Звук. Возможность выбора настройки «ночного режима» (по сути это максимальный уровень громкости) и варианта цифрового аудиовыхода (возможны четыре комбинации из HDMI/SPDIF и LPCM/RAW).

Видео. Выбор формата экрана, установка яркости и контраста, шумоподавления и ТВ-системы.

Запись. Здесь предлагается установить качество записи, включить или выключить постоянно работающий таймшифт, а также указать, куда писать – на встроенный винчестер, карточку или USB-порт.

Сеть. Настройка проводной и (зачем?) беспроводной сети.

Система. Выбор языка меню, кодировки текста (например, в субтитрах), настройка системных часов, родительского контроля, а также сброс настроек в фабричный вариант, форматирование диска и обновление встроенного ПО.

Самое интересное меню – Прочее. Здесь спрятаны сервисные функции, настройка которых может здорово облегчить жизнь пользователю. Первый пункт – «Продолжить» – позволяет запомнить место, на котором остановилось воспроизведение фильма, и потом продолжить с того же места. Следующие пункты – «Интервал слайд-шоу», «Эффект перехода» и «Фоновая музыка» — говорят сами за себя и относятся к слайд-шоу. «Screen Saver» отключает экранную заставку. Последний же пункт – «Movie Preview» – самый нужный: он позволяет отключить почти пятисекундную паузу перед возможностью запустить найденный фильм, т.е. выключить подготовку превью.

Расписание записи

Последний пункт главного меню открывает доступ в расписание, в котором можно запрограммировать запись со всех доступных телеканалов.

В задании на запись устанавливается номер канала, время начала записи, ее продолжительность и периодичность: однократная, каждый день, только с понедельника по пятницу, с понедельника по субботу или каждый выбранный день недели. Если записывать передачу нужно по вторникам и четвергам – придется сделать два задания, в одном из которых выбрать «каждый вторник», а во втором – «каждый четверг». Кроме того, для каждого задания выбирается качество записи, куда именно писать (встроенный винчестер, карта памяти или USB-порты) и – для многокамерных каналов – номер камеры.

Запись с цифровых каналов возможна только с одним уровнем качества – наличествующим в транспортном потоке (на диск он записывается «как есть» – в формате .ts), при пробе на час записи был сформирован файл размером в 1.7 гигабайта. При записи с аналоговых телеканалов уровень качества можно выбирать, максимальное качество соответствует расходу 4 гигабайт дискового пространства на один час записи. Для удобства слева от экрана указано, сколько есть места на диске и на сколько часов записи при каком уровне качества его хватит.

Задав расписание, рекордер можно выключать (не из сети, разумеется) – он автоматически включится, запишет передачу и опять выключится до следующей запланированной записи. При использовании режима записи по расписанию имеет смысл отдельно выключать телевизор: если он имеет функцию автоматического включения по приходу сигнала, то при включении записи телевизор включится, причем со звуком.

Итого…

Медиарекордер Verbatim MediaStation HD DVR оставил довольно неоднозначное впечатление – как будто его разрабатывали никак друг с другом не контактирующие команды. Так, дизайнеры успешно создали внешность солидно выглядящего прибора, но инженеры совершенно не использовали одну из главных визуальных составляющих – ЖК-дисплей. Хотя те же инженеры сделали прекрасно работающий SD-медиацентр, но маркетологи потребовали дописать на нем модные буковки «HD». Конструкторы электроники выбрали тихий и холодный HDD, да и чип похолоднее, а конструкторы корпуса зачем-то поставили в него шумный вентилятор. И уж непонятно, кто принял решение не распаивать S-Video- и FireWire-входы, хотя на чипе они есть, и для устройства видеозаписи они были бы совершенно не лишними.

Что ж, нельзя не отметить, что устройство отлично справляется с контентом стандартного разрешения, хорошо – с телевидением, но пасует перед контентом высокого разрешения. Дизайн рекордера позволит ему безупречно вписаться в современный интерьер, но над функциональностью устройства еще нужно работать: сегодня ему явно не хватает как минимум информативности ЖК-дисплея и входов S-Video и FireWire.

Продукт предоставлен Verbatim