XCOM 2: шаг вперед, два шага назад

XCOM_2_i01

После триумфального возрождения XCOM: Enemy Unknown и гениального дополнения XCOM: Enemy Within все ждали от XCOM 2 чуть ли не откровения. Но, похоже, в этот раз, что-то пошло не так.

XCOM 2

Жанр пошаговая стратегия
Платформы Windows, Mac OS, Lunix
Разработчик Firaxis Games
Издатель 2K Games
Сайт xcom.com

Никогда бы не подумал, что описание пошаговой стратегии серии XCOM придется начинать с графики. Точней, даже не с самой графики, потому как XCOM 2 выглядит, конечно, хорошо, но никаких прорывов здесь все же нет. Да, мягкий фокус и глубина резкости в игре реализованы, но, во-первых, так ли они нужны в пошаговой стратегии, во-вторых, если и нужны, то совершенно точно не такой ценой.

Удивительно, но Firaxis Games удалось затормозить Unreal Engine 3.5, далеко не самый прожорливый, отлично оптимизированный, хорошо описанный и используемый многими студиями движок. И, главное, чем? Решительно непонятно, что в XCOM 2 нагружает и греет видеокарту так, как не удается даже Rise of the Tomb Raider с ее кинематографической next-gen графикой. Но факт остается фактом: во время игры в XCOM 2 ваш компьютер будет работать в качестве печки и изо всех сил гудеть вентиляторами. При этом игра частенько заикается и показывает на системах, где Rise of the Tomb Raider выдает в экстремальных настройках больше 20 fps, всего 10 кадров в секунду.

Мало того, так и загрузка тактического уровня в XCOM 2 занимает чуть ли не полторы-две минуты. Можно успеть заварить чай, например. Для стратегии, в которой игроки привыкли перегружаться после каждого неудачного выстрела – это просто катастрофа. Добавьте к этому периодические зависания при загрузке, и вы поймете, почему фанаты пошаговых стратегий, мягко говоря, недовольны. Будем надеяться, что авторы исправят проблемы оптимизации и ошибки в ближайшем патче.

В новой части, действие которой происходит через 20 лет после событий XCOM: Enemy Unknown, мы впервые не защищаем Землю от атак инопланетных захватчиков, а в качестве лидера сопротивления пытаемся вернуть планету себе. В этом XCOM 2 внезапно похож на сериал Colony. Под властью коллаборационистского правительства Земля процветает, города восстановлены, люди получили доступ к бесплатной генной медицине, закон и порядок торжествуют. Но, как всегда, находятся недовольные, которые пытаются найти подвох в такой нежной заботе инопланетян о жителях Земли. И находят. Не все так радужно, как вещают лидеры правительства – инопланетяне ведут загадочные исследования на своих базах, а еще… куда-то пропадают люди. Лидеры сопротивления, в чьи руки попал вражеский корабль, переоборудуют его в мобильный командный центр и отправляются на спасение бывшего командующего XCOM, который, оказывается, все это время был в плену у захватчиков.

Казалось бы, партизанщина, работа в подполье, тайные операции, диверсии, разведывательные миссии — все это должно было бы разительно изменить базовый геймплей XCOM, но увы, не изменило. Мы все так же расстраиваем свою мобильную базу, нанимаем бойцов и персонал, защищаем территории и выполняем миссии их руководителей и нашего тайного благодетеля, чье лицо традиционно остается в тени. Разве что теперь не мы охотимся за летающими тарелками, а они ищут нас в небе и могут приземлить.

Для того, чтобы подчеркнуть специфику партизанской войны, Firaxis решила добавить таймер чуть ли не к каждой второй миссии. И это – самая большая ошибка разработчиков. Да, таймер оказывает дополнительное давление на игрока, заставляя его почувствовать себя в роли бойца сопротивления. Быстрей, а то враги заблокируют терминалы, увезут VIP-персонал, вызовут подкрепление. Ок, хорошо, но ведь подкрепления к врагу прибывают и так, независимо от таймера. Мало того, точка выброса дополнительных противников всегда (ВСЕГДА!) находится возле точки эвакуации вашего отряда. И, если у нас все-таки запланирован таймер, то почему он тикает в то время, когда ваши бойцы еще не обнаружены? Кого боятся оккупанты?

В итоге ни о каком стратегическом планировании, неторопливом занятии позиций и возможности проявить свои навыки командира речь зачастую не идет. Сломя голову несемся к ключевой точке, по дороге отстреливая все что движется. Собственно, большинство ранений и потерь обусловлены именно этой спешкой, в пылу которой вы легко можете наткнуться на патруль инопланетян, а то и на два сразу. И тогда — только рестарт миссии. Слава богу, XCOM 2 поддерживает пользовательские модификации, и несколько модов с возможностью настроить или полностью отключить таймер уже имеются в Steam Workshop. Обратите внимание, что кампанию, скорей, всего придется начать заново.

Вторая проблема XCOM 2 – просчет результатов стрельбы до начала хода. То есть, перезагрузки бесполезны, сколько раз ни начинай ход заново, если ваш солдат промазал, значит, промазал, сделать ничего нельзя. Некоторый элемент случайности может проявиться при смене позиции, да и то не факт.

Говоря об XCOM 2, нельзя не упомянуть про разнообразные не смертельные, а скорей забавные глюки. Такие, как перемещение на соседнюю клетку через второй этаж, бег по столам, выход за пределы карты с возращением, промахи при вероятности попадания 100% при стрельбе в упор и т.д. Впрочем, такого добра в XCOM хватало всегда.

И буквально пару слов об интерфейсе. Хотя новая часть XCOM пока что вышла только на ПК, разрабатывалась она все так же с прицелом на консоли. Играть с помощью мыши по-прежнему неудобно, часть действий проще подтверждать с клавиатуры. Зато геймпад здесь вполне к месту, хотя играть в стратегию с геймпада – это уже какая-то ересь.

Поехали дальше. Развитие базы. Теперь мы не закапываемся под землю, а расчищаем разрушенные помещения «Мстителя». Вот только складывается впечатление, что большинство новых лабораторий и подсобных служб нужны только для продвижения по сюжету. Все постройки оказываются ключевыми и открываются по мере приближения к финалу. Выбрать свой уникальный стиль игры и глобальную стратегию, скорее всего, не получится. Да и выбор апгрейдов на самом деле не такой уж и большой, исследовательских проектов и технических новинок откровенно мало: такое впечатление, что их приберегли для DLС. На глобальной карте у вас тоже есть своеобразный таймер – индикатор прогресса проекта «Аватар», разрабатываемого пришельцами, и, чтобы не дать игре закончиться раньше времени, придется сломя голову прорубаться, открывая новые территории, к базам, оказывающим поддержку «Аватару».

Игра под постоянным давлением как в стратегической, так и в тактической части немного напрягает, особенно в первой половине кампании. Плохо вооруженные и слабо обученные бойцы будут постоянно попадать в передряги. Обновленные противники порадуют вас неплохим дизайном, неожиданными умениями и способностями, хотя концентрировать огонь они так и не научились. Зато во второй части игры, когда вы выучите все тактики и откроете мощное оружие, играть станет даже слишком просто. Неубиваемые терминаторы будут проходить миссию за миссией без единой царапины, оставляя за собой только трупы.

Кстати, о миссиях. Теперь над картами работает генератор и они стали отличаться разнообразием, что, бесспорно, радует. Плюс задачи постоянно меняются: то вы должны вырубить вражеский передатчик, то защитить свой, то выкрасть человека, то спасти гражданское население, то оборонять собственную базу. Вроде бы все привычно, но типов миссий все же стало чуть больше. И это не считая сюжетных, которые раза в два длинней обычных. Впрочем, в целом стандартные задания здесь короче, чем в XCOM: Enemy Unknown и противников в них поменьше. Разве что в обороне «Мстителя» можно бесконечно отстреливать волны напирающих инопланетян, зарабатывая бойцам опыт.

Сами боевые классы проапгрейдились. Самым смертоносным по статистике Firaxis Games стал вооруженный мечом рейнджер, который, как правило, разрубает большинство противников с первого удара. Специалист вооружился дроном поддержки, способным лечить товарищей или нападать на врагов. Гренадер получил новые гранаты нескольких типов, которые в прямом смысле слова могут сравнять с лицом земли большинство строений. Учитывая, что и противники, и ваши солдаты получают урон при падении с высоты и при взрыве машин и объектов рядом с ними, гренадеры – это настоящие разрушители. Ну а снайперы – это и есть снайперы, с ними все как обычно. Да, новая система кастомизации персонажей отличная, вы проведете немало времени, подбирая своим героям очки, прически и камуфляж для оружия.

Обидно, что в XCOM 2 не нашлось места наработкам XCOM: Enemy Within. Ни генных модификаций, ни киберимплантов. Часть функций перешла к боевым модулям, но это все же не совсем то. Зато в Партизанской школе можно приобретать новые тактики, которые будут давать разнообразные бонусы и умения всем бойцам. Firaxis запланировал 3 DLC в рамках Reinforcement Pack, в том числе сюжетные и содержащие новые классы солдат — глядишь, и что-то из Enemy Within попадет в игру.

Удивительно, но несмотря на все технические проблемы XCOM 2, несмотря на длительную загрузку и глюки, играть в XCOM 2 все равно интересно. Это все тот же XCOM, только с другой стороны. И вернув свой израненный отряд из суицидальной миссии, которую, казалось бы, невозможно пройти без потерь, вынеся на плечах еле живых товарищей, вы будете испытывать настоящую гордость за своих бойцов и себя в роли их командира.

Прямо сейчас мы рекомендуем отложить XCOM 2 и пройти XCOM: Enemy Within, если вы еще не сделали это. А там, глядишь, Firaxis выкатит пару патчей, правящих оптимизацию, и играть в XCOM 2 станет комфортней. В целом же, XCOM 2 – это хорошая игра, просто наши ожидания после XCOM: Enemy Unknown и Enemy Within были слишком завышены.

P.S. В ожидании официального патча от Firaxis можно попробовать повысить производительность игры при помощи небольшой модификации ini-файлов. Это действительно работает.

4
Оценка ITC.UA
Плюсы: Сюжет, новые способности, новые противники, качественная графика, кастомизация персонажей, классический геймплей
Минусы: Отвратительная оптимизация, долгая загрузка миссий, таймеры, ошибки, интерфейс
Вывод: XCOM 2 внезапно сделал шаг назад по сравнению с XCOM: Enemy Within