«Неуд» для интернет-магазинов

Теория рыночной экономики говорит о том, что спрос порождает предложение. Мы, покупатели, формируем это самое предложение нашими кошельками и это единственный инструмент, которым по этой теории мы можем воспользоваться.

На практике эта будет правдой лишь на половину — продавцы формируют наше желание к покупке. Будь то компания изготовитель, которая маркетинговыми ухищрениями формирует в нас тягу к покупке устройства стоимостью в 200 долларов за 1000, или розничный магазин, который дает достаточный уровень сервиса, чтобы мы пришли и именно там это устройство купили; мы не имеем полноценного влияния на ситуацию, мы покупаем то, что есть и там, где есть, и виноваты в этом не экономические, а социальные механизмы.

Интернет магазин — довольно удобный сервис, который должен позволять покупать товары БЫСТРО и ДЕШЕВО, жертвуя возможностью оценить и сравнить этот товар на расстоянии вытянутой руки. В реальной жизни это все та же теория.

Пример из жизни. Я хочу купить определенный DVD-плеер и выбираю металлического цвета вариант корпуса. На сайте Hotline.ua цена за устройство начинается от 450 гривен и заканчивается где-то на отметке 600. Я потратил более двух часов на обзвон магазинов на предмет наличия товара и сравнение цен с условием доставки. В итоге, я заказываю устройство за 550 гривен, с условием самовывоза, и в черном корпусе. И все же остается опасение, что в последний момент мне скажут, что этого устройства уже нет. Практика оказалась болезненно далекой от теории.

За это время я мог съездить в ближайший розничный магазин, купить аналог и забыть про проблему, тем самым, воспользоваться аксиомой теории рыночной экономики и поставить интернет магазинам оценку «неудовлетворительно» или короче, «неуд». Да, так бывает не всегда, но поездка в самый обычный РОЗНИЧНЫЙ МАГАЗИН содержит меньше рисков и, как выясняется, позволяет иногда купить товар БЫСТРЕЕ и ЗА ТЕ ЖЕ ДЕНЬГИ.

В чем же проблема отечественных «виртуальных лавок»? Давайте проанализируем.

1. Не всегда есть то, что обещают (цвет, цена, наличие).

Думаю тут все ясно: цвета нет, наличие не гарантируют, цена на сайте после звонка меняется в бОльшую сторону. И после этого кто-то хочет организовать продажи без телефона?!

2. Сложности в анализе и сравнении ценообразования.

То, что занимает бОльшую часть времени у покупателя. Я покупал фототовары в США и это было проще, чем купить товар в Украине: на странице товара, как правило, была цена, которая включала стоимость доставки. Сама суть данного вида продаж в доставке, так зачем лукавить? Я не хочу заморачиваться и искать на сайте стоимость, а потом прибавлять 15 гривен до 500, а 10 после, но до 750, хоть до 1000 будет 5. А на том же Hotline.ua стоимость доставки отсутствует полностью и это уже, конечно, не вина магазинов, а недочет самого сервиса.

3. В гарантийном случае не знаешь к кому обращаться

Хоть с этим и стало в последнее время лучше, но если есть офис куда можно прийти, то и жить спокойнее.

Чтобы избежать обвинения в критиканстве, я вношу такие предложения:

1. Каждый день, утром, каждый интернет магазин должен обновлять информацию по количеству доступного товара (то же, что и наличие, только лучше) и цене (на своем сайте и сторонних). Можно это все автоматизировать, если будет достаточно желания. После этого мы можем говорить о продажах без телефона.

2. На сайте интернет магазина и сервисах на подобие Hotline.ua включать стоимость доставки. Самовывоз писать только в случае его возможности. В идеале я бы хотел видеть такую информацию:

[Цвет: а/б/в]  [Склад: заказ/есть/нет(удалить)]  [Цена самовывоз: 500 грн./нет]  [Цена нал. 530 грн.]  [Цена б/н 550 грн.]

При оптовой закупке я буду все равно звонить, так что эти цены не нужны вообще на сервисе. Сервис стал полностью розничным.

3. Желательно иметь какой-то адрес, куда люди могут приходить (надеюсь не в погонах). Пусть это будут Бровары или Вышгород, но это все равно адрес, куда можно приехать со своей проблемой.

Только после этого мы сможем говорить об интернет магазинах как о чем-то конкурентноспособном по отношению к классической рознице. Автоматизация деятельности позволит снизить затраты на обслуживание клиентов и логистику, а дружественность к мозгу клиента — увеличить объемы. Но пока, то, что мы называем «украинским интренет магазином» не далеко ушло от того, что мы называем «украинским автопромом», «украинским здравоохранением» и так далее.