«Яндекс» готов поиграть с Android

«Яндекс» готов поиграть с AndroidПочти год назад я предлагал сотрудникам «Яндекса» пошутить на первое апреля о том, что компания выпустила свой Android-смартфон. Вчера эта шутка перестала быть смешной. «Яндекс» купил российского разработчика SPB Software, известного благодаря своим программам для Symbian и Android. Сумма сделки, как говорят источники, составила целых $38 млн. И если учитывать тот факт, что SPB Software разрабатывает приложения для всех популярных мобильных ОС, то цену можно назвать оправданной. Однако в самом «Яндексе» говорят, что основной интерес у них вызвала оболочка SPB Shell 3D, которая предназначена для Android-смартфонов. В нее компания планирует встроить свои сервисы и технологии.

Для «Яндекса» это открывает массу возможностей. Посудите сами, на рынке СНГ компания демонстрирует хорошие результаты, ее поиск №1 в России, но все это нивелируется на мобильном рынке. «Мы стоим на пороге эры пост-ПК» сказал когда-то Стив Джобс, и, в целом, не ошибся, аналитики прогнозируют, что уже в следующем году продажи смартфонов в мире превзойдут продажи компьютеров. С усилением роли мобильных устройств пользователи будут отправлять с них все больше поисковых запросов и смотреть еще больше рекламы. В этом плане «Яндекс» пока сливает в чистую, так как у компании нет своей мобильной платформы.

Но это можно исправить, и даже нет необходимости вкладывать большие деньги в разработку своей ОС. Можно просто купить SPB Software, переделать их оболочку SPB Shell 3D, интегрировав в нее все сервисы «Яндекса», и выложить ее для бесплатного скачивания. На данный момент SPB Shell 3D продают по $15 и это вполне успешный продукт. Я более чем уверен, что на рынках, где «Яндекс» популярен, бесплатная оболочка для Android, в которую интегрированы все сервисы компании, может найти множество поклонников.

Но можно пойти еще дальше и договорится с производителями о том, чтобы устанавливать на Android-смарфтоны интерфейс SPB со встроенными сервисами «Яндекса». У SPB Software большой опыт работы в этом направлении, к примеру, оболочка компании устанавливалась в смартфоны Sony Ericsson, Toshiba и Huawei. Я не думаю, что для «Яндекса» будет большой проблемой убедить тот же Huawei в том, что смартфоны с предустановленными сервисами компании будут хорошо продаваться в России. Huawei не вкладывала огромных денег в создание своего интерфейса для Android, как это сделала HTC, поэтому ей выгодно работать со сторонним разработчиками.

И на этом перспективы использования активов SPB Software для «Яндекса» не заканчиваются, ведь можно еще поговорить с операторами и сделать трафик для приложений в «яндексфонах» бесплатным. К примеру в Украине «Яндекс» уже сотрудничает с «Киевстаром» и для «Яндекс.Карт» трафик в сети оператора бесплатный. Это создаст для оболочки SPB дополнительную ценность.

О хорошем я рассказал, но есть у этой сделки и менее радужные перспективы. Google активно работает над тем, чтобы производители меньше ковырялись во внутренностях Android и систему можно было обновлять быстрее, чем это происходит сейчас. При самом плохом сценарии, компания может очень сильно ограничить сторонние оболочки, если помните, в Android 3.2 Google не разрешала ставить свой интерфейс. Ну и, соответственно, на iPhone и Windows Phone никаких оболочек и так не поставишь. Таким образом стратегия «Яндекса» в отношении своего интерфейса не может быть долгосрочной, так как компания зависит от Google и ее планов относительно Android.