Дайджест новостей автоэлектроники, выпуск №2

Во втором выпуске (хех, пока что мне удается удерживать обещанную регулярность) дайджеста событий, связанных с автомобильной электроникой, оказалось особенно много новостей про Android: и почти безвестные китайцы, и General Motors желают использовать продукты Google. Также вновь на страницы дайджеста попали Audi с очень интересными концептуальными разработками, а вот Ford недавно отрапортовал о расширении функциональности их инфотейнмента SYNC…

Китайцы выпускают автомобиль с Google Android

Китайское правительство и Google последнее время имеют определенные трения, но это отнюдь не помешало Shanghai Automotive Industry Corporation (SAIC) первой в мире представить серийный автомобиль, оснащенный инфотейнмент-системой на базе ОС Google Android — компактный седан Roewe 350. Производство этой модели началось в конце марта, но только недавно в Сети появились фотографии пользовательского интерфейса InkaNet (Intelligent Network Travel System) и достаточное количество подробностей о функциональности системы. Используя постоянное 3G-подключение к Сети через China Unicom, InkaNet позволяет получить доступ к возможностям, пока нетипичным для автомобильной электроники:

  • сбор в реальном времени информации о находящихся недалеко объектах, включая геотэги – функция AroundMe;
  • GPS-навигация с данными о пробках;
  • подробный путеводитель по маршруту, получаемый с «официально лицензированного Roewe ресурса»;
  • SNS Walkie Talkie – возможность группового push-to-talk общения с другими владельцами Roewe 350;
  • Загрузка медиаконтента, просмотр видео в онлайн-режиме;
  • Поддержка загружаемых расширений через Incar Store;
  • Публикация информации о погоде, биржевых котировках и т.п.;
  • Веб-браузер, почтовый клиент, работа с SMS и голосовыми звонками;
  • Assistance-центр.

Разумеется, сохранены и стандартные функции современной автомобильной развлекательной системы, такие как воспроизведение аудио и видео DVD, FM-радио, поддержка hands-free через Bluetooth, совместимость с MP3-плеерами и так далее. Интересно, что система InkaNet не «прошита» аппаратно, а поставляется в виде SD-карты объемом 16 ГБ производства Kingston, которую следует вставить в соответствующий разъем на панели приборов – без этой карточки система работает в режиме обычной магнитолы с GPS-навигатором.

Интерфейс сделан достаточно аккуратно, хотя и без особых претензий на шедевр эргономики. По крайней мере, экранная QWERTY-клавиатура выглядит достаточно удобной. На сегодняшний день InkaNet является опциональным оборудованием для Roewe 350 и стоит покупателю порядка 600-900 долларов. Первые два года пользования – бесплатны, затем SAIC намеревается взимать абонентскую плату, размер которой пока неизвестен. Цена самого Roewe 350 в Китае составляет около $13000.

Сотрудничество двух гигантов: General Motors и Google

В целом, совершенно неудивительно, что китайцы лидируют в области практического внедрения Android в инфотейнмент-системы – в конце концов, постепенно набирающие популярность автомобильные ПК тоже, по большей части, производятся в Китае или на Тайване, как и все прочие IT-гаджеты. А вот подход такого монстра индустрии, как General Motors, не менее ожидаемо отличается, с одной стороны, постепенностью, с другой – потенциальной масштабностью: одно время даже ходили слухи, что GM хотят выкупить Android, но зная отношение Google к своим разработкам, такой сценарий сложно признать реалистичным. Так что пока два гиганта определяются, каким именно образом внедрить Android в качестве полноценного инфотейнмента (а это на самом актуально для обеих сторон, так как позволит создать маркетинговый и технологический противовес SYNC — совместной разработке их двух прямейших конкурентов, Ford и Microsoft), начинают сотрудничать корпорации с малого. Для владельцев гибридного автомобиля Chevrolet Volt, выход которого запланирован на этот год в качестве модели 2011-го года, подготовлено сервисное приложение для коммуникаторов на основе Android. С его помощью возможно наблюдать за уровнем зарядки батарей, дистанционно открывать и закрывать замки, подавать звуковой сигнал, проводить некоторые диагностические процедуры (вроде сохранения данных о пробеге на электродвигателе и бензине, а также расходе топлива) и так далее.

Однако, более интересные функции заявлены для версии 2.0 этой программы (которая, напомню, пока еще не появилась публично даже в виде версии 1.0). Добавится закладка «Навигация», которая позволит на основе Google Maps реализовать некоторые полезные трюки. Например, отображать на карте месторасположение и автомобиля, и его хозяина, что гарантирует невозможность «потерять машину на парковке» или заблудиться на пикнике. Или проложить маршрут на телефоне и отправить его на встроенный GPS-навигатор Chevrolet Volt, чтобы дальше пользоваться голосовой навигацией от OnStar. А там, глядишь, и о полноценной интеграции Android в машину договорятся, вслед за китайцами…

Кстати, вполне вероятно, что дальшейшее сотрудничество Google и GM будет происходить в рамках новосозданной дочерней компании General Motors Ventures, LLC – технологического подразделения корпорации, созданного для разработки и продвижения новых технологий в транспортном секторе. На первоначальное финансирование компании выделено $100 млн., которые планируется вложить в различные профильные разработки. Серьезность отношения GM к новому подразделению подчеркивается и тем, что его президентом стал Йон Локнер (Jon J. Laukner), совмещающий эту должность с постом вице-президента материнской корпорации.

GPS-навигация с дополненной реальностью для Android

Тема augmented reality всегда привлекала меня широтой открывающихся возможностей, но, к сожалению, до сих пор за пределами военного применения дополненная реальность появляется в нашей жизни лишь фрагментами. Одним из них стала новая разработка компании Mobilizy, занимающейся созданием программного обеспечения для мобильных платформ. Программа Wikitude Drive создана для коммуникаторов на базе Android (версии 1.6 и выше) и является уникальным на сегодняшний день GPS-навигатором: используя встроенную камеру телефона и GPS-приемник, Wikitude Drive отображает на экране устройства реальную картинку дороги с наложенным на нее маршрутом. Разумеется, ориентироваться по такой «карте» значительно легче, чем по стандартному навигатору (впрочем, возможность переключиться в обычный режим отображения карты в программе тоже есть).



На данный момент Wikitude Drive проходит стадию публичного бета-тестирования, закрытую для всех, кроме первых 2000 загрузок из Android Market. По отзывам, работает система именно так, как задумано, но небольшой размер экрана телефона может создавать проблемы при езде, если в него придется всматриваться, чтобы разглядеть маршрут – впрочем, это проблема большинства навигаторов на рынке. Жаль, что появившаяся в 90-е годы технология Heads-up-дисплеев (HUD, иными словами – вывода информации на лобовое стекло) так и не нашла пока широкого распространения, за исключением спидометра на Chevrolet Corvette и еще пары подобных применений…

Audi работает над связью автомобиля со светофорами и бензоколонками

Этот немецкий автопроизводитель регулярно рапортует о новых наработках на стыке автомобильной и ИТ-индустрии, причем зачастую речь идет не просто о внедрении каких-то технологий, а об интересных концептуальных проектах, способных в будущем существенно изменить наше представление о передвижении по дорогам. На этот раз Audi представили журналистам пилотный проект Travolution – технологии, позволяющей автомобилям связываться напрямую со светофорами через Wi-Fi и UMTS. В немецком городе Данубе на данный момент систему Travolution поддерживают 25 светофоров и 15 тестовых автомобилей Audi, что позволяет проверить работу концепции в условиях реального города.
Ближайший светофор по пути следования автомобиля передает информацию о своем текущем состоянии, которая в графической форме отображается на экране инфотейнмент-системы, сообщая водителю, например, какую скорость следует поддерживать для того, чтобы светофор успел переключиться на зеленый до того, как автомобиль достигнет перекрестка. Эта скорость, которая позволяет организовать машинопоток максимально эффективно, может затем быть выбрана вручную или автоматически в качестве установки для адаптивного круиз-контроля.

Если автомобиль остановился на перекрестке, Travolution сообщит водителю, сколько времени осталось ждать до зеленого сигнала. А при подъезде к светофору, который вскоре переключится на желтый или красный, система подает соответствующий сигнал о необходимости остановки: визуальный, звуковой или даже кратковременно отключая подачу топлива в двигатель.
Оснащенные Travolution автомобили не только экономят время простоя на перекрестках и нервы водителям, ожидающим зеленого света, но также способны принести практические экономические и экологические выгоды. По заявлениям Audi, на каждой остановке в среднем экономится по 20 грамм бензина, что в условиях городского траффика даже для одной машины может оказаться достаточной экономией. Также представители Audi подсчитали, что внедрение Travolution на всех автомобилях в Германии позволило бы снизить выбросы CO2 на 15% (так как наиболее активно они происходят именно при разгоне после остановки).
Кроме этого, у технологии Travolution есть еще один аспект, технически никак не связанный со светофорами: она позволяет платить за парковку и заправку в онлайне, не выходя из машины. Аналогично светофорам, автомобиль может связываться с заправкой или паркоматом и после подтверждения транзакции водителем через интерфейс MMI, соответствующая сумма снимается с кредитной карты или счета владельца машины.

Ford расширяет функциональность SYNC

Имея в активе, пожалуй, наиболее развитую и «отточенную» на данный момент систему инфотейнмента SYNC, корпорация Ford продолжает развивать ее возможности, добавляя как приятные, так и полезные функции.

Вначале, пожалуй, о полезной. То, что автомобили – транспортное средство повышенной опасности, не секрет ни для кого. И ситуации, в которые попадают автомобилисты, иногда требуют помощи от медиков, правоохранительных органов и других специальных служб. Так вот, одной из ключевых проблем, хотя бы частичное решение которой вполне неиллюзорно поможет спасать жизни и здоровье попавших в ДТП (а это даже в Украине – десятки тысяч человек в год!), является проблема оповещения о случившемся. При всей моей склонности к конспирологии, пользу «большого брата» вроде OnStar в данном случае отрицать нельзя. Ford теперь предлагает свой вариант решения: менее автоматизированный, но и меньше способный потенциально стать способом вмешательства в или наблюдения за личной жизнью хозяина машины. В рамках SYNC в автомобилях Ford и Lincoln 2011 модельного года с функцией “911 Assist” появляется возможность не только автоматически сообщить по телефону 911 об экстренной ситуации, но и отправить GPS-координаты автомобиля (ранее возможно было только определение местонахождения по триангуляции сигнала мобильного телефона). Связь с местным оператором 911 организуется через обычную мобильную связь, поэтому телефон должен быть подключен к SYNC через Bluetooth – в таком случае, автомобиль самостоятельно вызовет спасателей и дорожный патруль при срабатывании подушек безопасности или экстренном отключении подачи топлива в двигатель. Представители корпорации подчеркивают, что в отличие от «конкурирующих решений» (читай, GM OnStar) эта функция является бесплатной на протяжении всего периода владения автомобилем.

По сравнению с 911 Assist, второе обновление SYNC выглядит скромнее, хотя в повседневной эксплуатации окажется приятной возможностью для многих пользователей. Приложение Traffic, Directions and Information (TDI), являющееся «облачным» (в том смысле, что автомобиль с SYNC выступает просто в роли терминала для выдачи информации), внедрено в SYNC год назад, а теперь позволяет получить доступ к таким данным, как гороскопы, биржевые котировки, расписание фильмов и авиарейсов, а также организовать связь с авиакомпаниями, отелями и агенствами по прокату авто. Наиболее интересно, что реализовано все это через автоматизированный голосовой интерфейс на английском языке: например, для вызова гороскопа следует последовательно произнести “services”, “horoscopes” и назвать знак зодиака. Сервис доступен на территории США и Канады в автомобилях Ford, Lincoln и Mercury 2010 и 2011 года выпуска с поддержкой SYNC и является бесплатным для всех пользователей TDI, которые зарегистрированы на сайте syncmyride.com (в свою очередь, за пакет услуг TDI предполагается брать абонентскую плату, начиная с четвертого года эксплуатации автомобиля). Через вышеупомянутый веб-сайт можно настроить некоторые функции TDI, например, составив список компаний, котировки акций которых вас интересуют по умолчанию при выводе соответствующей информации.

Lexus LFA разбивает бокал звуком выхлопа

Ну и напоследок второго выпуска дайджеста новостей автомобильной электроники – немного забавного «оффтопика», связанного как с машинами, так и с наукой. В качестве рекламы уже практически распроданного еще до начала отгрузки клиентам 550-сильного суперкара LFA компания представила ролик, в котором этот автомобиль разбивает бокал одним только звуком своего выхлопа на скорости порядка 300 км/ч. Как заявляют авторы, в ролике нет ни кадра компьютерной графики, а секрет заключается в том, что ученые рассчитали свойства стекла, необходимые для того, чтобы оно вошло в резонанс со звуком LFA. Наслаждайтесь, действительно красивая реклама: