Дайджест новостей автоэлектроники, выпуск №3

Нынешний выпуск оказался достаточно тематическим, так сказать «социально-софтверным». Мы поговорим о разных аспектах сложности современной автоэлектроники, немного – о продажах машин через Интернет, а также об экспансии Google в навигационную сферу и о том, как сторонний разработчик ПО расширяет возможности спортпакета Porsche.

Дилеры обучают покупателей, как пользоваться электронными системами

С каждым годом электронных систем в автомобиле становится все больше, причем далеко не все из них работают независимо от пользователя (как, например, ABS и EBD). Да и инфотейнмент-системы, как бы ни старались разработчики интерфейсов, все же намного сложнее в освоении «с нуля», нежели обычные автомагнитолы… Одним из следствий процесса усложнения электронной составляющей в машине стали «талмуды» руководств по эксплуатации, заметно увеличившиеся в толщине у многих моделей за последние годы. Но даже в формате книги не всегда удается понятно объяснить, как использовать ту или иную функцию. Думаю, как раз IT-шникам это должно быть близко и понятно, ведь каждый из нас наверняка сталкивался хоть раз с необходимостью провести для кого-то «инструктаж» по пользованию мобильным телефоном, домашним кинотеатром или новой программой на ПК… Вот и дилеры новых автомобилей в США начали внедрять новую практику работы с клиентами – специальные семинары, на которых покупателей обучают работать с их автомобилями.

Ким Винклер, менеджер по продажам в автосалоне Dan Pfeiffer Lincoln-Mercury (город Гранд Рэпидс, штат Мичиган), прокомментировал это нововведение, объяснив, зачем это нужно дилеру: «Чем более комфортно покупатели будут чувствовать себя с продуктами, которые мы им продали, тем больше вероятность того, что они вернутся к нам за следующим автомобилем». В принципе, вполне очевидная цель. Ради ее достижения сотрудники автосалона раз в месяц, начиная с января этого года, собирают заинтересованных клиентов на полуторачасовой семинар, посвященный эксплуатации навигационной системы и инфотейнмента SYNC. Инструктаж выглядит следующим образом: клиенты сидят в зале, оборудованном проектором и экраном, на который транслируется живой видеопоток с камеры, установленной в автомобиле. Один лектор объясняет различные аспекты использования навигации или инфотейнмента, второй – выполняет указания первого, находясь в автомобиле с видеокамерой.
Первый семинар в Dan Pfeiffer Lincoln-Mercury привлек всего четырех слушателей, но сейчас, как правило, их собирается уже более десятка. Начиная с мая, корпорация Ford Motors объявила о маркетинговой поддержке дилеров, проводящих подобные семинары (дилеру бесплатно выделяются различные промо-материалы на сумму $500) и уже около трети из 3513 автосалонов Ford и Lincoln в США начинают организовывать аналогичные мероприятия.
Зная подход американцев к таким вопросам, вероятно вскоре мы увидим и книги в духе «SYNC для чайников» и «Как научиться пользоваться OnStar за 30 минут». Но шутки шутками, а  целом тенденция вполне очевидна: с каждым годом людям, не умеющим быстро учиться обращению с информационными технологиями, становится все сложнее жить в современном мире – вот теперь уже и автомобили начинают требовать это умение…

Сколько стоит электроника в автомобиле?

На днях IBM, Hughes Telematics, Inc и Daimler Fleetboard GmbH в совместном пресс-релизе рассказали о своем сотрудничестве по оптимизации процесса разработки различных электронных систем автомобиля. Откровенно говоря, сам информационный повод не столь интересен (совместная разработка ПО для более быстрого выполнения требований заказчиков), сколь некоторые факты, приведенные в пресс-релизе, а также комментарии от IBM.
По информации Центра Автомобильных Исследований (Center for Automotive Research), чьи данные использовались IBM, в современном новом автомобиле примерно 40% стоимости составляет различная электроника – аппаратное и программное обеспечение. В 2001 году эта цифра составляла 25%, а в 1990-м – 16%. Общий объем управляющего ПО в машинах премиум-класса сейчас доходит до гигабайта, а количество строк кода больше, чем в ПО для космических шаттлов (это, впрочем, как раз неудивительно, если вспомнить, когда разрабатывались шаттлы, но звучит все равно впечатляюще). Кстати, еще один факт подобного плана: в новых Ferrari проложено 25 километров (!!!) проводов, что делает их просто адом для электриков.

Как говорит Мег Селфе (Meg Selfe), вице-президент IBM Rational Software по комплексным и встроенным системам, главная проблема индустрии автомобильной электроники в том, что системы и технологии разрабатываются различными компаниями порознь, в отличие от привычной нам части IT-индустрии, где существует множество стандартов аппаратного и программного обеспечения. Причем речь идет не только о продукции различных автопроизводителей, но и о внедрении новых устройств стороннего производства (так как большинство систем разрабатывается отдельными компаниями) в уже существующие платформы. Пока же, по словам Селфе, даже перспективы удешевления автомобильных электронных систем (вроде бы очевидные по закону Мура) не гарантированы из-за вышеописанной ситуации.

General Motors и Ford внедряют навигацию по Google Maps

Некоторые новости от Google почти пугают – настолько быстро эта компания способна выходить на новые для себя рынки и начинать их активно захватывать, что иногда сложно представить, к чему мы придем лет через пять с такими темпами гуглификации индустрии. Вот, например, достаточно внезапно Google начинают заниматься навигационными картами для автомобильных GPS-систем, причем масштаб, как всегда, впечатляет.

В течение одного дня корпорации General Motors и Ford (вернее, их североамериканские подразделения) объявили о том, что внедряют поддержку Google Maps в свои инфотейнменты. О том, что GM начинает сотрудничать с Google было известно уже несколько недель назад, и даже представлен первый плод совместной работы – апплет под Android для мониторинга систем гибридного Chevrolet Volt, так что стоило ожидать и других шагов. А вот решение Ford менее ожидаемо, ведь их инфотейнмент SYNC разрабатывался совместно с Microsoft и на основе технологий последней. Но, видимо, в Редмонде не смогли помешать сотрудничеству автопроизводителя с их ключевым конкурентом.
Оба варианта навигации явно используют единый механизм работы, несмотря на разницу в подходе к организации инфотейнментов (и, особенно, их connectivity-части): пользователь отправляет с компьютера или смартфона через Bluetooth подготовленный с помощью Google Maps маршрут в автомобильную систему, затем слушая традиционные голосовые указания навигатора. У General Motors данная функция именуется eNav и предлагается для систем OnStar на автомобилях с 2006 года, а начиная с 2011 модельного года сервис eNav будет стандартным для всех машин с данной системой. В варианте Ford услуга предлагается под названием Send to SYNC и доступна для автомобилей Ford, Lincoln и Mercury 2010 и 2011 модельного годов, оснащенных собственно системой SYNC. В порыве маркетинговой борьбы Ford особо подчеркивают, что на данный момент являются единственным производителем, предлагающим такую услугу бесплатно – так как у GM пользование OnStar предполагает абонплату.

Audi получили награду за Google Earth в A8

Напомню, что Ford и GM не создали первые прецеденты интеграции сервиса Google Maps в машину, более того – Audi применяют для этих целей даже полноценный Google Earth, о чем я уже подробно писал сразу после анонса данной системы в начале этого года. Оснащенные возможностью навигации по Google Earth автомобили Audi A8 2011 модельного года поступят в продажу осенью, но конкретно этот сервис станет доступным не сразу, а в следующем году – вероятно, Audi и Google еще требуется некоторое время на доводку системы. Зато на прошедшей в Детройте конференции Telematics 2010 этот продукт от Audi получил награду в категории «Best Embedded Telematics Navigation Product». Вполне заслуженно, как мне кажется – ведь пока остальные заявляют о будущих применениях или делают робкие шаги к внедрению, Audi уже готовы предоставить завершенную систему для коммерческой эксплуатации.

Кроме этой информации, в Сети появился видеоролик, демонстрирующий работу MMI Navigation System на практике: кроме собственно навигации по Google Earth, в нем продемонстрированы и другие возможности – например, показ фотографий и информации об объекте, а также ввод информации через сенсорную панель.

ПО от Chronolyze творит чудеса с «черным ящиком» Porsche

Пакет опций "Sport Chrono Package" от Porsche добавляет в оснащенный им автомобиль несколько трек-ориентированных дополнительных возможностей: кнопку «Sport» на центральной консоли (одновременно включающей спортивный режим поведения подвески, двигателя и педали газа), лонч-контроль на машинах с PDK, и очень заметный таймер на панели приборов. Кроме этого, существует пакет "Sport Chrono Package Plus", в котором добавлена возможность запоминать данные телеметрии и демонстрировать их на дисплее инфотейнмента.

Так вот, штатные возможности Chrono Package Plus, оказываются, являются лишь вершиной «айсберга» собираемой информации, чем и воспользовались разработчики программного обеспечения из сообразно называющейся компании Chronolyze. «Черный ящик» Porsche записывает скорость автомобиля, обороты двигателя, передачу КПП, угол поворота руля, боковое ускорение, температуру двигателя, наружную температуру, высоту над уровнем моря, пройденное расстояние и, на машинах с навигацией – GPS-координаты. Все это богатство недоступно через штатные системы, но Chronolyze разработали ПО, которое позволяет скопировать файлы с информацией «черного ящика» через Bluetooth-соединение или интерфейс для iPod. Далее программа анализирует данные и выдает их в виде трехмерного графика, который можно воспроизводить в режиме реального времени. Разумеется, особенно интересно наблюдать за графиками на автомобилях с GPS, так как Chronolyze использует спутниковые карты Google для отображения перемещения машины в пространстве. На данный момент технология находится в состоянии бесплатной публичной бета-версии, записаться на участие в которой можно на сайте Chronolyze. Правда, для этого потребуется соответствующий автомобиль…

Интернет и продажи автомобилей: наглядный пример

Каждый, кто хоть раз покупал или продавал автомобиль через объявление в интернете, знает, насколько такой способ удобнее и эффективнее, например, авторынков. Но конечно же, тут мы сильно отстаем от Запада: где, например, машину можно не только выбрать, но и собственно купить, не выходя из дома с помощью eBay. А вот недавняя новость наглядно демонстрирует и то, как Интернет революционизировал продажи новых экслюзивных авто.

Для рынка США компания BMW предложила ограниченную серию из 30 автомобилей BMW M3 Frozen Grey. От обычных M3 лимитированная версия, выпущенная в честь 25-летия модели, отличается специфической матовой серебристой окраской (собственно, давшей название Frozen Grey) и двухцветным кожаным салоном, а также чуть более высокой ценой: если базовая M3 с набором опций, обязательно входящих в состав Frozen Grey (трансмиссия с двойным сцеплением, “competition package”, “premium package” и “technology package”) стоит в США $74005, то за Frozen Grey просили $77600, но в эту стоимость также входит однодневный курс экстремального вождения в BMW Performance Driving School.
Так вот, в течение 12 минут (ДВЕНАДЦАТИ МИНУТ!) с момента начала продаж, на сайте BMW было размещено не только 30 заказов на произведенные автомобили, но и еще 50 «запасных». Из этих 50 человек первые в порядке очереди смогут получить желанные M3 Frozen Grey в том случае, если откажется кто-то из первой тридцатки…

Очень английская реклама Vodafone

Теперь каждый выпуск дайджеста будет завершать какой-нибудь интересный рекламный ролик. На этот раз – это реклама оператора мобильной связи Vodafone, снятая в недрах производственного комплекса McLaren: как известно, Vodafone является спонсором этой команды в гонках Формулы-1.