Дайджест новостей автоэлектроники, выпуск №4

В четвертом выпуске мы поговорим, в первую очередь, о безопасности движения. В частности, о попытке Ford пресекать использование мобильных телефонов за рулем и о перспективной разработке Continental, направленной на снижение количества столкновений. Кроме этого, мы рассмотрим новинки BMW в сфере интеграции инфотейнмента с различными мобильными устройствами; обсудим программу для iPhone, обещающую экономить топливо; а также забавное изобретение Magna International и… использование Ford Mustang в качестве скейт-борда.

Ford SYNC борется с телефонными разговорами за рулем

Использование мобильных телефонов во время вождения сродни езде в состоянии алкогольного опьянения. Конечно, некоторые умудряются годами не попадать в переплет, но статистика говорит совсем о другом – и если вам дорога ваша жизнь и здоровье, лучше не пользоваться телефоном за рулем, особенно для набора SMS. Согласно статистике Департамента транспорта, в США ежегодно около 6000 (ШЕСТИ ТЫСЯЧ!) человек погибают из-за «distracted driving», то есть отвлеченного от дороги внимания во время вождения, иными словами – исключительно по собственной глупости и лени. Как говорилось в социальной рекламе советских времен, «сэкономил секунду – потерял жизнь». Безусловно, с этим стараются бороться, например, законодательным путем – вводя штрафы за разговоры без hands-free и т.п. (кстати, очень жаль, что соответствующий штраф у нас не слишком часто реально практикуется ГАИ), и путем «уговоров» с помощью той самой социальной рекламы… Корпорация Ford также вносит свою лепту в борьбу с distracted driving – путем внедрения блокировки телефона, подключенного к инфотейнтмент SYNC. Впервые функция появится в кроссоверах Ford Edge и Lincoln MKX 2011 модельного года, оборудованных системой MyFord Touch, в виде кнопки «Do Not Disturb» («Не беспокоить»). При движении автомобиля телефон, подключенный к SYNC, перестанет реагировать на набор текста и голосовые вызовы, поступающие без hands-free, сохранив только поддержку экстренных звонков 911 Assist. И все бы хорошо, но блокировка предполагается сугубо добровольной – и тут уже вопрос, какой процент водителей окажется достаточно самодисциплинированным, чтобы включать DND-функцию?

Continental AG создали технологию ухода от столкновения

Тему безопасности в нашем дайджесте продолжает гораздо более серьезная разработка, авторами которой выступили немцы Continental AG. Технология Emergency Steer Assist (ESA) направлена на снижение вероятности ДТП при типичной дорожной скорости движения путем ухода от опасного объекта, что и отличает ее от уже достаточно многочисленных систем предотвращения столкновений на малой скорости, когда автомобиль самостоятельно совершает экстренное торможение (технологии Volvo City Safety, Ford Collision Warning и т.п.). Суть ESA в том, что электронные системы автомобиля, обнаружив неизбежность столкновения с каким-либо объектом, изменяют характеристики подвески и рулевого управления таким образом, чтобы водитель смог максимально четко совершить маневр объезда препятствия. Тем самым ESA дополняет уже существующие системы brake assist, так как срабатывает уже после прохождения точки, до которой возможно избежать ДТП при помощи резкого торможения. Стоит отметить, что ESA информирует водителя о неизбежности столкновения, но оставляет окончательное решение за ним и не предотвращает аварию самостоятельно, а лишь изменяет характеристики поведения автомобиля на дороге для оптимального выполнения экстренного маневра. Таким образом обеспечивается безопасность системы, так как для принятия решения о маневре, возможно, потребуется больше информации, чем способна собрать ESA (например, что происходит в соседних полосах движения и есть ли куда поворачивать вообще).

Важным моментом является то, что все аппаратные средства, необходимые для внедрения Emergency Steering Assist уже присутствуют во многих современных автомобилях, особенно премиум-класса. По мнению Continental, такой подход (реализация новых возможностей путем синергии существующих электронных систем автомобиля) крайне важен для успеха технологии – и они правы, так как цена внедрения оказывается существенно ниже. Итак, для работы ESA требуются:
  • электрический усилитель рулевого управления (ключевой элемент, т.к. только с ним можно быстро менять характеристики реакции на поворот руля);
  • набор сенсоров (в минимальном варианте – такой, как применяется в системах адаптивного круиз-контроля, а в перспективе – дополнительный видеосигнал по типу используемого в Intelligent Headlamp Control);
  • система электронного контроля курсовой устойчивости (ESC, Electronic Stability Control), позволяющая управлять параметрами подвески;
  • модуль ESA в системе ContiGuard – комплекте различных электронных блоков, разработанных Continental.
Continental AG уже продемонстрировали рабочий прототип ESA в виде BMW 5 Series и протестировавшие его представители автомобильной прессы остались довольны работой системы. По их словам, экстренное перестроение перестает быть опасным маневром, так как машина ведет себя гораздо более предсказуемо.
Ожидается, что первые серийные автомобили с системой Emergency Steer Assist появятся в течении двух-трех лет. Очевидно, что вначале это будут машины высшего ценового диапазона, уже оборудованные всеми необходимыми компонентами для работы ESA.

Экономия топлива с помощью iPhone

Не секрет, что расход топлива зависит от манеры езды, поэтому у разных водителей даже на идентичных машинах стоимость километра пробега может отличаться. Конечно, концептуально верный тезис “F**k the fuel economy” находит отзыв у тех, кто считает, что от езды нужно в первую очередь получать удовольствие. Но все же большая часть водителей о расходе таки беспокоится. И владельцы iPhone теперь могут пользоваться для контроля своего стиля вождения специальной программой DriveGain. Метод ее работы прост: используя встроенный GPS-приемник и акселерометр, ПО определяет скорость и ускорение автомобиля, которые затем сопоставляет с имеющимися данными о данной модели (предварительно вводится пользователем) в части расхода топлива и выбросов СО2. В итоге, на экран выводится ориентировочный расход топлива, цена одного километра пробега или (для озабоченных «зеленых друзей») уровень СО2, а также рекомендация, на какой передаче следует ехать при имеющейся скорости для максимальной экономии. Визуальное отображение дублируется голосовым оповещением аналогично тому, как это сделано в навигационных устройствах. Кстати, для борьбы с тем самым distracted driving, многие настройки программы можно поменять только в стоящем автомобиле, на ходу они заблокированы – такой подход к организации безопасности движения гораздо эффективнее, чем либеральное предложение Ford (правда, эту функцию таки можно отключить, но она хотя бы включена по умолчанию).
Программа DriveGain продается через iTunes App Store за $6.99, а обещает разработчик аж $205 в среднем ежегодной экономии на топливе (в ценах США) и сокращение выбросов CO2 на 660 кг за тот же период, если кого-то это волнует. ПО совместимо с iPhone 3G и 3GS (поддержка iPhone 4 – в ближайшем будущем), iPad 3G и iPod Touch при использовании внешнего GPS-приемника. Пока у DriveGain есть существенное ограничение – поддерживаются только автомобили с механической коробкой передач, но расчет эффективности вождения на машинах с АКПП обещают внедрить в следующих версиях. А вот реальная точность показаний вызывает сомнения. Конечно, акселерометр действительно позволяет, при использовании достаточно продуманных алгоритмов и введении точных исходных данных, очень точно рассчитывать динамические характеристики автомобиля и даже такие показатели, как мощность двигателя. Скажем, наше собственное тестирование показало, что при грамотном операторе устройство на основе акселерометра реально демонстрирует результаты, находящиеся в пределах 0.1% от замера прохождения автомобилем дистанции ¼ мили с помощью стационарной телеметрии или измерения мощности на динамометрическом стенде. Однако, рассчитывая ориентировочный расход топлива, DriveGain может полагаться лишь на имеющиеся таблицы характеристик от производителя – следовательно, не учитывается ни качество топлива, ни реальное состояние двигателя – параметры, от которых очень сильно зависит реальный расход… Так что пока программа больше выглядит недорогой игрушкой, нежели адекватным измерителем экономности вождения.

Mustang в роли скейтборда?!

Знакомо ли вам имя Вона Гиттина-младшего (Vaughn Gittin Jr.)? Скорее всего да, если вы интересуетесь дрифтом. А имя Роба Дёрдека (Rob Dyrdek)? Вероятно знакомо, если скейтбординг попадает в сферу ваших интересов. Хотите знать, что произойдет, если эти два спортсмена-экстремала соберутся устроить совместное выступление? Конечно же, получится скейтбординг на автомобиле – и не говорите, что это было неочевидно (как говорится, «will it blend?»). Зато неочевидно другое – то, что можно на самом деле превратить Ford Mustang GT 2011 года в спортивный снаряд, способный проявить себя в скейт-парке. Для этого пришлось лишь модифицировать днище автомобиля, а затем усадить за руль Вона Гиттина, а на пассажирское сиденье – Роба Дёрдека… Все это делается для первой серии третьего сезона шоу «Фабрика фантазий Роба Дёрдека» («Rob Dyrdek’s Fantasy Factory»), которое транслируется по MTV при спонсорской поддержке энергетического напитка Monster Energy – того самого, который поддерживает и Вона Гиттина в его более традиционной деятельности, т.е. соревнованиях по дрифту. В Сети уже доступен короткий ролик, показывающий скейт-Mustang и, надо сказать, выглядит это достаточно впечатляюще:

 BMW улучшает интеграцию с iPhone и BlackBerry

О том, как оптимальнее внедрить iPhone или iPod в инфотейнмент, похоже, беспокоятся все разработчики оных. Вместе с тем, до сих пор никто не выпустил решение, позволяющее полноценно интегрировать в экосистему автомобиля самый популярный бизнес-коммуникатор – BlackBerry. Никто, кроме BMW.

Баварская компания сообщила, что начиная с сентября, на рынок будут поставляться автомобили 2011 модельного года, в числе опций имеющие улучшенные средства синхронизации с BlackBerry, в том числе — возможность голосового чтения входящих е-мейлов. Синхронизация коммуникатора реализуется через Bluetooth-соединение, а работа с почтовым ящиком и доступ к другим функциям – с помощью типового интерфейса iDrive. Разумеется, возможность отвечать на письма не предусмотрена и не планируется в будущем. Среди совместимых с ConnectedDrive устройств пока присутствует только BlackBerry Pearl 3G, но BMW собирается расширять список коммуникаторов.

Вместе с тем, не забывают баварские инженеры и о продукции Apple, сообщив о том, что их будущие автомобили (без подробного уточнения сроков и конкретных моделей, за исключением того, что это предполагаются и сами BMW, и Mini) будут поддерживать функцию iPod Out, имеющуюся в операционной системе мобильных устройств Apple. Данная возможность предполагает вывод на внешний экран, в данном случае являющийся монитором инфотейнмента BMW, собственного интерфейса iPhone 3G/3GS/4 и iPod Touch (второго или третьего поколения). Управление при этом осуществляется также внешними органами, например через iDrive. Внешний вид разработанного Apple интерфейса достаточно аскетичен и напоминает о первых версиях iPod, причем вопрос удобства управления им без традиционного Apple’овского сенсорного круга остается открытым. Вместе с тем, большой плюс iPod Out в том, что его функциональность находится под контролем Apple и, следовательно, любой апдейт будет тут же заметен, в отличие от привычных iPod-оболочек, создаваемых разработчиками инфотейнментов. Таким образом, BMW как бы перекладывают ответственность за реализацию интерфейса с себя на создателей iPod, заодно обеспечивая максимальную гибкость и обновляемость решения.

Иллюминация в стиле Бэтмена от Magna

Индустриальный гигант Magna International, являющийся поставщиком многочисленных автомобильных деталей, представил свое новое изобретение – дверные ручки с направленной вниз светодиодной подсветкой. Практическое применение новинки простое: подсвечивать зону выхода из машины для своевременного обнаружения всяких сюрпризов вроде луж, грязи и прочего… Маркетинговое применение иное – подсветка может проецировать еще и логотип, напоминая, например, о том, какой марки автомобиль. Пока что конкретных клиентов на эту «бирюльку» у Magna International нет, но компания ожидает, что уже в 2012 году их изобретение появится в серийных автомобилях в том или ином варианте. Лично же меня больше пугает мысль о том, что идея понравится поставщикам aftermarket-продуктов и пятна света с надписями «StritRaking» под дверями станут дополнением к вырвиглазному арсеналу средств скототюнинга, как это произошло с «синими_светодиодами_где_угодно» и «светодиодными_линейками_хочу_быть_как_Audi».

Star Safety System: безопасность от Toyota

За последний год имидж Toyota сильно пострадал от сразу нескольких скандалов, связанных с недоработками в их автомобилях, которые привели и к смертельным случаям, и к массовым отзывам машин на исправление брака. Так что теперь японской корпорации весьма актуально напомнить потенциальным покупателям о том, что они все же прилагают много усилий для создания более безопасных автомобилей. Поэтому и рекламный ролик, уже традиционно завершающий «Дайджест новостей автоэлектроники» на этот раз будет не столь зрелищным… Он всего лишь напоминает о том, какие системы безопасности установлены в каждом автомобиле Toyota (да и вообще в большинстве современных машин от заслуживающих внимания брендов, хотя именно Toyota стали первыми, кто оборудовал всеми системами все актуальные модели): Vehicle Stability Control (VSC), Traction Control (TRAC), Anti-lock Brake System (ABS), Electronic Brake-force Distribution (EBD) и Brake Assist.