Как работают «Яндекс.Пробки» и о ситуации на дорогах Киева в 2012 и начале 2013 года

Снимок экрана 2013-03-20 в 17.44.48

Сервис «Яндекс.Пробки» с каждым годом становится все популярнее. По данным компании ежегодно количество его пользователей возрастает в два раза. И, к сожалению, своим ростом «Яндекс.Пробки» обязаны не только слаженной команде менеджеров и разработчиков, из года в год ситуация на дорогах Украины ухудшается. О том, как работают «Яндекс.Пробки» и как менялась ситуация на дорогах Киева в 2012 и начале 2013 года, компания «Яндекс» рассказала на встрече с журналистами.

Как работают «Яндекс.Пробки»

Для начала в «Яндексе» решили разъяснить, что вопреки распространённому мнению, «Яндекс.Пробки» не наносятся на карту вручную. Например, в Киеве больше 1000 км дорог, и если раскрашивать по 1 км дороги, тратя на это 10 секунд, то понадобится около 3 часов. А так как карта обновляется каждые 4 минуты, для этого «Яндексу» понадобилось бы 40 человек, которые работали постоянно. На самом деле, данные на картах появляются автоматически, на основе алгоритма, который позволяет анализировать загруженность дорог.

P3207047

Информацию для него передают сами пользователи «Яндекс.Пробок». На данный момент «Яндекс» отслеживает передвижения смартфонов и других мобильных устройств, на которых запущены приложения «Яндекс.Карты» или «Яндекс.Навигатор». Таким образом, пользователи не просто потребляют информацию о загруженности дорог, но и помогают создавать ее. Все эти данные анализируются сложным алгоритмом, которому приходится учитывать много факторов.

P3207054

 

Например, передавалась информация с автомобиля, от велосипедиста или пешехода, как и куда они передвигались, как ехали другие участники движения и т.д. Весь этот анализ проходит в режиме реального времени. В «Яндексе» отмечают, что 100% достоверными «Пробки» пока быть не могут, так как ситуация на дороге может быстро меняться, водители могут передвигаться с нарушением правил, или это могут быть вовсе не легковые автомобили, а автобусы или тракторы.

P3207058

 

Чтобы оценить качество собственного алгоритма, команда «Яндекс.Пробок» проводит так называемые «Асессорские заезды». Для этого собирается группа автомобилей, в которых есть видеорегистраторы, а также GPS. Они проезжают по популярным маршрутам в разное время и дальше полученные с них данные позволяют сравнить, насколько соответствовала информация, выданная алгоритмом, с реальным положением на дороге.

Одной из важных составляющих «Яндекс.Пробок» является 10-бальная шкала, которая позволяет быстро понять, насколько дороги загружены. Несмотря на то, что из года в год пробки растут, баллы в «Яндекс.Пробках» не меняются, они по прежнему показывают от 1 до 10, где 1 – минимальная загруженность дорог, а 10 – максимальная. Тем не менее, в компании говорят, что сегодняшние «10 баллов» – это далеко не те «10 баллов», которые были еще 5 лет назад. Пробки увеличиваются, но изменять их оценку в «Яндексе» не планируют, иначе сегодня максимум мог бы быть, например, 34 балла, что просто бы сбивало пользователей с толку.

P3207067

 

Для того чтобы рассчитать баллы, сервис берет полную карту дорог города, отбрасывает второстепенные улицы, а потом считает время движения с учетом, и без пробок. Таким образом, «балл» – это насколько больше времени в среднем займет дорога из-за пробок.

P3207063

В итоге, схема работы «Яндекс.Пробок» довольно проста: сервис собирает данные с мобильных устройств, у которых есть поддержка GPS/ГЛОНАСС и мобильное соединение, анализирует их, и дальше наносит на карту, доступ к которой можно получить через браузер на компьютере или через приложение на смартфоне/планшете. На данный момент информация из «Яндекс.Пробок» также озвучивается на радиостанциях «Хiт.FM», «Русское радио», «Авто радио», «Столица», «Радио Шансон», «DJFM» и показывается на 30 уличных экранах в Киеве.

Автомобильные пробки в Киеве: 2012–2013

Согласно исследованию «Яндекса», загруженность киевских дорог в рабочие дни с марта 2012 по февраль 2013 года составила чуть больше 3 баллов (по данным с 7:00 до 23:00). Как и в предыдущие годы, самым сложным месяцем для автомобилистов был декабрь (среднемесячная загруженность — 4,6 балла), причиной чего стали снегопады и предпраздничная суета. А самым спокойным месяцем был июль, на который, по-видимому, пришёлся сезон отпусков (2,2 балла).

1

Если не считать суббот и воскресений, то свободнее всего дороги были в праздничные дни, а глухие пробки возникали чаще всего осенью и зимой во время сильных осадков. Самым сложным днём года было 24 декабря, когда средняя загруженность превысила 7 баллов, а максимальная достигла 10 баллов. В этот же день была зафиксирована крупнейшая за всю пятилетнюю историю наблюдений пробка длиной около 21 километра.

002

В «Яндексе» отмечают, что погода особенно сильно влияет на дорожную ситуацию. В декабре и январе было четыре дня, когда из-за снегопадов уровень загруженности достигал 10 баллов.

3

По сравнению с прошлым годом ситуация на дорогах Киева ухудшилась, отмечают в «Яндексе». По отношению к январю 2012 года общее время, которое потребовалось бы, чтобы проехать все выделенные участки, увеличилось на 6-7% .

4

 

5

(Изображения кликабельны)

 

Самое сильное ухудшение связано с началом строительства развязки на Почтовой площади: время проезда по Набережному шоссе от моста Патона до поворота на Боричев спуск утром увеличилось в два с половиной, а вечером — почти в четыре раза. Есть и явные улучшения: так, после окончания строительных работ на пересечении бульвара Дружбы Народов и Надднепрянского шоссе заметно выросла скорость движения на подъездах к развязке.
Если говорить об отдельных районах, то этой зимой по утрам в центр города немного быстрее добирались жители Оболони, Голосеевского и Дарницкого районов, а также все, кто едет на правый берег по мостам Метро, Патона и Дарницкому. Наоборот, больше времени на дорогу тратили те, кто едет с запада: из Подольского, Святошинского и Соломенского районов.

В течение недели в любое время года в будние дни меньше всего заторов «Яндекс.Пробки» фиксируют в понедельник, а больше всего – во вторник или пятницу. В субботу дороги в полтора-два раза меньше загружены, а в воскресенье – в два-три раза.

06

В Киеве, как и в любом другом крупном городе, больше всего пробок и затруднений возникает утром, когда люди едут на работу, и вечером, когда они возвращаются домой. Во второй половине дня ситуация на дорогах обычно сложнее, чем в первой: в течение дня в центре скапливается много машин, и вечером из него сложнее выехать.

007

Средний бал в утренний час пик (с 8:00 до 10:00) этой зимой составлял около 5 баллов. Это означает, что в среднем киевский автомобилист вынужден был тратить на дорогу более чем в полтора раза больше времени, чем при свободных улицах. Например, те водители, которым по пустым дорогам ехать до работы 20 минут, только из-за утренних пробок теряли за один месяц почти 5 часов, а за год — около двух с половиной суток.

В вечерний час пик (с 18:00 до 20:00) средняя загруженность превышала 6 баллов. Общая длина возникающих в эти часы пробок и затруднений (то есть участков, закрашенных на Яндекс.Картах красным и жёлтым) составляла более 700 км — это примерно, как расстояние от Киева до Донецка. При этом в худший день года, 24 декабря, пробки были в два раза длиннее.

Напоследок, компания «Яндекс» составила «Топ-10 самых длинных пробок зимы 2012–2013»:

Снимок экрана 2013-03-20 в 17.41.12

(Изображение кликабельно)

 


  • essentia

    Ну что я вам могу сказать

    Пробки неизбежны. Но!

    Если бы украинские люди знали и соблюдали правила
    пробки были бы заметно меньше

    Когда видишь как Германии люди стоя в огромной пробке не занимают крайнюю полосу потому что такой закон. Когда видишь что люди не едут по “Bus line” не смотря на пробку

    А потом сравниваешь это с украиной
    где тупое быдло едет по тротуарам разделительным полосам, встречке и обочинам

    Понимаешь на сколько украинцы отстали в розвитии

    • Sergii

      Не только уважение к законам, но и штрафы помогают. Проехал по Bus line – сняли на камеру и через неделю пришел штраф на 200-500 евро. В следующий раз подумаешь, стоит ли.

      • Marioz

        Та и дороги помагают, и разметка и т.д., а не приходиться всем в Украине объезжать огромные ямы по встречке!

        • Denys Popovich

          Какие ямы? дороги отремонтированы на 97%!
          P.S. на прошлой неделе встретил людей, которые ехали из Ужгорода в Хмельницкий через Ровно. Говорили, что не хотят между Львовом и Тернополем ехать 150км на второй передаче

        • essentia

          Ага это они по тротуарам ямы объезжают а я то думал

      • Big_Voffka

        За таких штрафів, я наприклад, навіть і не подумав би їхати по такій смузі.

        • i1ias

          Можно номера забрызгать грязью, и ехать, как уже в России делают, борясь с камерами слежения…

          • DimaNemesis

            Можно, но для начала надо просто начать что-то делать… А тех кто грязбю будет мазать все равно меньше…

      • i1ias

        Если это вор или депутат, то 200-500 евро его не остановят, еще и крутость свою этим будут демонстрировать как при покупке шампанского за 1000 евро за бутылку.

        • MYury

          2-3 нарушения – права на годик оставить в ГАИ, не помогает – машину с аукциона с запретом покупки авто данным челом. Было бы желание…

          Но тут важный вопрос – уважение к простым водителям. Если 80% водителей нарушают вот тут вот, в этом месте, правила – наверное, что-то не так с правилами? Например, почему бы не разрешить даже в городской черте на дороге из 6+ полос с разделителем (Столичка, Бажана в Киеве) скорость 100 км/ч? Да, 0,5% разгонится до 170-250 (их и текущее ограничение в 60 не останавливает) и убьется, но остальные, едущие 100 в таком месте (оно же позволяет легко так ехать!) будут чувствовать себя нормальными людьми, которых государство уважает, а не терпилами, которых прессуют. В этом и проблема данного государства – в отсутствии уважения к своим гражданам, превращении их в “доильный аппарат”. :(

        • DimaNemesis

          Остановят, еще и как. Депутаты и воры хоть и не бедные, но не полные дураки.

      • DimaNemesis

        У нас нет линии для маршрутного транспорта, не? Поэтому давай другие, актуальные примеры..

        • Дмитрий Бондаренко

          Линии для маршрутного транспорта у нас есть!!! см. ул. Горького и Красноармейская!! НО!!!! Но вся полоса забита припаркованными авто!!!

    • Andrey108

      вот сто пудов. самого постоянно выводят из себя быдлоиды которые постоянно лезут во все дыры!! на тротуары и т.д. смотришь и думаешь – не дай бог пожар или человеку плохо – в жизни 101 и 103 не доедут вовремя! а вот полос для спецтранспорта у нас действительно не хватает! хотя при нашем менталитете они бы все ровно были бы заняты теми же быдлюками.

      • MYury

        500 евро штрафа с камеры первый раз, права в сейф на 6 мес. второй раз, отобрать права на 10 лет без права восстановления 3 раз – и полосы будут свободны. При этом за езду без прав – 1-2 года тюрьмы, если поймали просто так, и +2-3 года к результатам ДТП, если было ДТП. 10-15 лет за взятку, +7-10 лет за то что знал о взятке, и не сообщил, +год условно, если подозревал о взятке (и её выявили), и не сообщил.

        • DimaNemesis

          Тюрем столько нету… Что бы бороться со взятками на дорогах нужно автоматизировать контроль, тоесть надо у самого себя отнять деньги, ибо все мы прекрасно понимаем куда эти взятки в конечном итоге попадают…

    • Denys Popovich

      Отдельные представители нашего “народа” думаю, что они самые умные и быдло какрас и стоит в пробках

      • essentia

        Вот таким нужно объяснять с помошью штрафов и лишения прав
        кто на самом деле быдло

        а гайцы стоят на дорогах днем а когда наступает час пик их почему то нет
        хотя могли бы столько штрафов насобирать что хватило бы и себе и стране

    • DaartKote

      При чем здесь развитие, штрафы спасут родину. Сегодня их уровень такой, что половина водителей может себе спокойно купить абонемент на нарушения.

      • Big_Voffka

        … та половина, що в основному платить штраф якраз і стоїть, а ті хто “був Іваном і став хамом” купило, як ви кажете “абонемент на нарушения” поставило під лобове шкло та їдуть на своїх уазіках по тротуарах. І їм похрен, що ми пишемо на форумах та у відгуках. Велика прикрість.

      • essentia

        Ну вот в том то и проблема что штрафи есть но платить их не обязательно
        а надо что бы за один проезд по тротуару забирали права навсегда

        • i1ias

          Чем это поможет? Те кто сможет оплатить, будут нанимать водил специально под это нарушение, только и всего…

          • MYury

            “Права на одну поездку в жизни”? Дорого. :) Пока лучше занести “кому надо”… А вот если будет желание начать садить этих “кого надо”, лет на 10-15, плюс того, кто занёс, лет на 7-10, плюс того, кто знал, но не “донёс”, лет на 5…

          • i1ias

            Ну почему на одну в жизни? Тем кто имеет два и более гражданства вполне может, а некоторую суму, – здесь права отобрали, – поехал на следующую родину, – снова получил…

      • MYury

        Уважение к водителям спасёт родину. Когда скорость на трассе будет установлена такая, как действительно позволяет трасса (грубо – 100 даже в черте города для дорог на 6 и более полос с разделителем типа Бажана, Победы, Столички в Киеве), и не будет за углом стоять служивый с “феном” и кормиться на дурацком ограничении. Кто-то, кроме 3% идиотов, летает по центральным улицам городов шириной в 2,5 полосы больше 60? Да кому оно надо – любой разумный водитель понимает, что улица узкая, в застройке, и можно или с управлением не справится, или не дай Боже в пешехода влететь… А идиотам хоть 15 км/ч ограничение поставь – их не остановит… Но зачем эти ограничения на дорогах, которые изначально спроектированы для скоростей 100-120-140? Вот что бесит…

        А когда правила станут такими, что 80% водителей будут их соблюдать (да, именно так – ПДД должны идти от водителей, а не навязываться – что, правда кто-то считает, что “нормальный” водитель хочет убиться?), тогда можно придумывать штрафы в 500 евро и массовые расстрелы для тех, кто нарушил 2-3 раз…

        • DaartKote

          Согласен, “план по протоколам” это тоже большая проблема.

    • i1ias

      и что им дает такое соблюдение правил? По моему только удлиняет пробку, т.к. те что едут по “тротуарам разделительным полосам, встречке и обочинам” то все таки рассасывают пробку и она становится меньше. Так что кто тупой, еще вопрос…

      • MYury

        Ага, если влазишь без очереди – она становится короче. Только если влазишь без очереди в магазине, можно и по шее схлопотать…

        • http://twitter.com/TolikKyiv Толік Київ

          Пробка стає коротшою, але ширшою. Закон збереження площі пробки. )))

          Тобто пробка стане від цього не меншою, але хтось тебе незаконно обжене.

          • i1ias

            +100500 Да шире и расширяется пока не захватит все доступное пространство… Это плохо, но стоять в пробке и видеть что одна полоса свободна, тоже как то неприятно… Нужно какое то универсально решение, может надо свыше определенного количества машин в город не пускать или что-то типа того…

          • http://twitter.com/TolikKyiv Толік Київ

            Підняття рівня культури — ось вирішення проблеми.

    • ihotea

      Правильно.
      Только главная причина в том, что у нас всецелое неуважение к закону – точнее – бумажка то есть, а закона, судей, милиции, законопослушных граждан – ничего практически нет ..
      всё уже очень глубоко запущено

      • i1ias

        А все из-за того, что сами “блюстители закона” не уважают то что они блюдут, кто ж после этого закон соблюдать будет?

        • ihotea

          именно – блюстители и гаранты. но мы же им и потакаем :)
          так что имеем круговую поруку, которая нас и имеет.

  • Marioz

    Весёлая тема! :)

    • harman

      Вот зачем эта гнида купила вертолет и ездит на машине, создавая многокилометровые пробки для людей? Стингера боится?

      • Андрей Паенко

        )))))))))) Надо ему еще и про РПГ рассказать, может еще и ездить боятся будет!!!)))

        • disqus_bot

          А ему как нагадали авиааварию – и не летает, хотя как перестал летать – действительно была аварийная посадка борта))

  • gavcheg

    Всегда удивляло: почему малейшие осадки и привет пробкам? Каждый день катаюсь по дарницкому мосту, в 90% случаев, при сухой погоде, толкаюсь максимум в конце моста (если ехать с левого берега). Как только дождьснег (мелкий, не ливень и не снегопад, про них молчу) подмочил асфальт – толкаемся уже в начале моста, при этом аварий никаких не наблюдается. Совпадение?

    • Антон Бреусов

      Водителям банально приходится снижать скорости и ездить аккуратнее. Вот и пробки.

    • Marioz

      Ям не видно, вот и крадутся все…

    • Vopros

      Намокают окна, зеркала (у многих машин нет подогрева зеркал, чтобы их просушить). У многих старых машин не работает дуйка на лобовое стекло и нет кондёра, чтобы просушить запотевание. Во многих новых машинах бабы не знают как этим пользоваться. Раз был свидетелем как 2 подруги на Х6 задышали все стёкла, стояли минут 15 (видать, думали как включить обдув) – в итоге протёрли на лобовузе глазок и поехали. Всё это снижает среднюю скорость.

  • roma

    отличный сервис, очень редко подводит. да еще и бесплатно, спасибо яндексу))

  • harman

    «Сталiца» – бог ты мой, у нас и такое радио есть?!

  • samanta_ua

    хороша стаття – багато чого для себе дізнався нового. Дякую

  • Roman Dovzhenko

    Спасибо за статью.

  • ihotea

    Программа, конечно, полезная, но ее главный недостаток – большая инерционность – очень часто прога показывает пробки там, где их уже и нет (а иногда и не было вообще, и это проблема автоматического алгоритма).
    Поэтому доверия к инфо на карте не очень много – пока сам не сунешься, не узнаешь, есть ли там пробка.

    И еще по баллу загруженности дорог. Думаю, помимо интегрального по всему городу нужно вводить локальные – ну что толку с общей оценки 4 или 5, если ты в центре, а там, как всегда все 7 или 8?

    Утром и вечером Троещина и Дарница штурмуют переправу через Днепр – нужен балл именно по мостам – это узкое место Киева. ну и т.д.

    • http://www.facebook.com/people/Max-Golovnya/100001378673676 Max Golovnya

      >>И еще по баллу загруженности дорог.
      В виджетах для смартов есть возможность установить свой определенный маршрут (Дом-работа-дом) и он будет показывать баллы общие + баллы по маршруту. У меня таких маршрутов несколько, заодно и одним кликом можно проложить такой маршрут на карте.

      • ihotea

        я в курсе, спасибо :)

    • i1ias

      Так и есть, может программе надо бы сделать опцию “рекомендуемая скорость” по определенным маршрутам, а то пробки ведь бывают возникают на ровном месте, от того, насколько агрессивно ездят по дорогам. Ведь резкое нажатие на педаль
      тормоза, “поджимание” впереди стоящего автомобиля и агрессивная манера
      езды способствуют увеличению времени стояния в пробке без движения. При
      этом останавливаетесь не только вы, но и автомобиль, который идёт за
      вами и ориентируется на вашу манеру езды, и так дальше по цепочке.
      Действительно, процесс появления затора напоминает цепную реакцию. Если
      шоссе состоит из небольшого числа полос, то движение затора (а он будет
      перемещаться в противоположную от направления движения сторону) будет
      линейным. В случае трёх и более полос можно проследить, как остановка
      одного ряда провоцирует снижение скорости соседних автомобилей, причём
      может привести к снижению её до нуля.

      С помощью математического моделирования была выявлена закономерность:
      пробки зависят от агрессивности стиля вождения. Если один водитель
      резко тормозит на дороге, то следующему приходится снижать скорость ещё
      быстрее, чтобы не оказаться в ДТП. Один “гонщик” на дороге парой
      манёвров и подрезаний может спровоцировать возникновение пробки за пару
      километров позади себя. Визуально пронаблюдать процесс образования
      пробки на дороге можно на демонстрационной модели, разработанной при
      содействии дрезденского технического университета. В ней реализованы
      сценарии с зажигающимся на прямой трассе светофорами, со сменой полос,
      одной заблокированной полосой, подъёмом, полосой разгона со
      второстепенной дороги и кольцевым движением. Последний вариант – самый
      интересный, так как позволяет увидеть, что пробка может образоваться буквально без причины и дорожных препятствий. http://old.computerra.ru/vision/642856/

  • Vopros

    Полезная статья, спасибо.

  • Pavel_Y

    Яндекс пробками пользоваться можно только в Киеве… В Харькове только одиночные куски улиц показаны. Нокиевские пробки предпочтительнее для “провинции” http://here.com/49.9952851,36.2553291,13,0,0,traffic%20map.day

  • http://antibaba.org/ Antibaba dot Org

    Спасибо за статью! Познавательно.