Foxconn. Самый неизвестный лидер

В процессе подготовки рассказа о компании Foxconn мне невольно вспомнилась старая то ли шутка, то ли легенда о том, что Coca-Cola и Pepsi имеют общее начало, а противостояние их искусственное и создано исключительно в маркетинговых целях. И такая параллель имеет место быть, поскольку, будь вы поклонником Nokia и противником Apple, или сторонником Playstation 3 и ненавистником XBOX360 — все эти устройства собраны на мощностях компании Foxconn, и таких примеров очень много. По сути, можно смело утверждать, что в мире не найдется ни единого человека, чьи руки никогда не держали бы устройство, к производству которого имеет отношение Foxconn. Среди топ-менеджеров даже бытует шутка: “Через 20 лет в мире будет всего две компании: вся продукция будет производиться Foxconn и продаваться в Wal-Mart”.


Несмотря на свою важную и, можно сказать, эпохальную роль в IT-индустии, Foxconn продолжает быть малоизвестной среди широкого круга пользователей и остается в тени своих заказчиков, таких
 компаний, как Apple, Sony, Microsoft, DELL, HP, Cisco, Intel, Nintendo и многих других.

Foxconn. Самый неизвестный лидер.

Hon Hai Precision Industry Co. (Ltd.) — тайваньская компания с частным капиталом и крупнейший экспортер в Китае, более известная под торговой маркой Foxconn. Компания была основана в 1974 году 23-летним Терри Гуо (Terry Gou), ныне богатейшим человеком Тайваня. Штат сотрудников составлял 10 человек, а стартовым капиталом были $7500, которые Гуо одолжил у собственной матери. Первый “прорыв” произошел в 1980, когда компания Гуо начала поставлять для Atari коннекторы, соединяющие кабель джойстика с игровой консолью. В начале 80-х Терри Гуо совершил 11-ти месячный тур по компаниям из США. Взяв в аренду Lincoln, начинающий бизнесмен путешествовал от кабинета к кабинету, предлагая услуги своей компании. Для сокращения расходов даже приходилось ночевать на заднем сидении автомобиля. Однажды, сняв номер в мотеле неподалеку от офиса IBM, в течении трех дней Терри добивался встречи с потенциальным клиентом и в итоге получил заказ на коннекторы. По мнению тогдашнего главы отдела закупок Dell в Азии Макса Фэнга, Терри Гуо — “определенно в десятке лучших продавцов мира”.

В 1988 году компания открыла свой первый завод в Китае, а с 1991 акции Foxconn начали котироваться на Тайваньской фондовой бирже. 1994-й год ознаменовала экспансия в Японию и Соединенные Штаты Америки, где компания начала приобретать местные предприятия. Начиная с 2007 года были открыты новые заводы Foxconn в Чехии, Венгрии, Мексике, Бразилии, Индии, Вьетнаме и России.

Foxconn. Самый неизвестный лидер.

Глава компании Foxconn Терри Гуо


В 1996-м благодаря главе Foxconn Терри Гуо в производстве компьютерной техники состоялась небольшая революция — были созданы первые barebone
системы, то есть компьютеры с незаконченной комплектацией, куда еще предстоит установить, например, оперативную память и жесткий диск. Началось все с создания корпусов для компьютеров Compaq и продолжилось поставками barebone для IBM, HP и Apple. В 1998-м году Foxconn получил заказ от Dell на производство корпусов для своих компьютеров, однако клиент потребовал, чтобы его заказы производились исключительно на территории США. Терри Гуо пришлось купить фабрику в Канзасе и, несмотря на убыточность затеи, это стало билетом в сотрудничество с Dell.

Таким образом, на сегодняшний день Hon Hai Precision Industry Co. является крупнейшим OEM и ODM производителем в мире, имея в своем списке клиентов наиболее значимые компании мира, а штат сотрудников компании составляет более 1.2 млн. человек. По данным CNN Money, Foxconn вошла в рейтинг крупнейших компаний мира GLOBAL 500, заняв 60-е место в 2011 году и оставив позади такие компании как Sony, ArcelorMittal, BMW, Toshiba, Apple, Boeing, Microsoft, Mitsubishi, Kraft Foods, LG Electronics и многих других.

Foxconn занимается не только производством товаров, разработанных в других компаниях, но и создает свои собственные разработки (ноутбуки, планшеты), которые в итоге продает третьим брендам либо выпускает под собственным (в основном это компьютерные комплектующие).

Лидерство и успех компании неудивительны, если взглянуть на ее девиз “Built-to-Order”, то есть оперативное производство продукции в сжатые сроки при тесном взаимодействии с заказчиками, а жесткий и пристальный контроль складских запасов позволяет с максимальной скоростью реагировать на изменения спроса.  Этот девиз является основным принципом производственной политики Foxconn и основой сотрудничества со своими многочисленными партнерами.

Главу Foxconn часто сравнивают с Генри Фордом, мечтавшим о корпоративной империи с численностью сотрудников, сравнимой с населением одного из штатов Америки. Терри Гуо сделал эту мечту реальностью.

 

 

Foxconn. Самый неизвестный лидер.


Отдельной истории заслуживает сотрудничество Apple и Foxconn, которое порой напоминает семейные отношения, где гениальный и успешный яблочный гигант мирится, борется и закрывает глаза на своего нерадивого дальнего родственника
, от которого и проблем много, и выкинуть жалко. Впрочем, нельзя не отметить старания компании Foxconn удержать и удовлетворить своего главного клиента: в августе 2010 тайваньский сборщик даже запланировал постройку завода специально для производства iPhone, а это признак настоящего стратегического партнерства. Поэтому, несмотря на постоянные прогнозы в прессе о том, что Foxconn вот-вот не справится с производством нужного количества iPad или iPhone, можно смело утверждать, что данному сотрудничеству быть и в будущем. С другой стороны, не все так безоблачно, и Foxconn придется и в дальнейшем прикладывать немало усилий для удержания требовательного заказчика компании Apple. По слухам, существует договор между Apple и другим тайваньским производителем, компанией Pegatron, о поставках 15 млн. смартфонов iPhone 5 и возможном контракте на производство iPad 3 — такова реакция яблочного гиганта на технологические проблемы Foxconn в производстве. Проблемы со сборкой iPhone и iPad подтверждает председатель Foxconn Терри Гуо: «Устройства с сенсорными экранами очень тонкие. Устанавливать так много компонентов в iPhone и iPad действительно сложно. Мы надеемся, что сможем улучшить количество и качество наших поставок во второй половине года, что позволит нам увеличить и показатели прибыльности». Попытки диверсификации партнеров компанией Apple тоже можно понять, поскольку регулярные оплошности в Foxconn рано или поздно могут привести к серьезным проблемам для Apple. Foxconn является главным “поставщиком” новостей и слухов о деталях новинок Apple, которые еще не поступили в продажу. Так, например, в марте прошлого года служба безопасности завода Foxconn не углядела небольшую партию iPhone 4, которая впоследствии поступила на “серый рынок” еще до начала официальных продаж.

Foxconn. Самый неизвестный лидер.

Скриншот вебсайта на котором можно было купить белый корпус iPhone до официального старта продаж

Забавной оплошностью Foxconn стал случай, когда семнадцатилетний американский подросток Фей Лам в 2010-м году договорился с сотрудниками завода Foxconn о “теневых” поставках белых корпусов для iPhone 4 и начал продавать их через свой интернет-магазин по $279. Продав эксклюзивных товаров на $130 тыс., парень заработал $40 тыс. чистой прибыли и стал уже выбирать себе хороший колледж, но афера раскрылась и юному торговцу придется для начала договориться с юристами Apple и лишь потом думать о получении образования.

Foxconn. Самый неизвестный лидер.

Фотография работницы сборочного цеха Foxconn
 

 

Еще одной милой и нелепой историей стал случай с британским покупателем iPhone, который в своем новеньком смартфоне обнаружил фотографии девушки из сборочного цеха Foxconn. Британские покупатели люди добрые и заботливые, а потому вместо возмущений стали заботиться о судьбе девушки на фотографии, чтобы она не лишилась работы. Представители Foxconn заверили, что работница уволена не будет, поскольку фотографии были сделаны в процессе обязательного тестирования устройства. Отмазались, одним словом 🙂

Широкой аудитории компания Foxconn стала известна из-за неудовлетворительных условий труда своих работников, а вовсе не благодаря своим производственным успехам. Первой ласточкой была статья в London Daily Mail о суровых условиях труда 30 тыс. работников фабрики по производству iPod’ов. Этот инцидент затронул репутацию компании Apple, которой пришлось провести проверку условий труда на фабрике. Итоги аудита были негативными: чрезмерный сверхурочный труд, неоправданно усложненная структура заработной платы и неприемлемые условия проживания в общежитиях (трехэтажные кровати, например). Foxconn пришлось прислушаться к своему крупнейшему заказчику и устранить выявленные недостатки.

Foxconn. Самый неизвестный лидер.


Казалось бы
, проблема исчерпана, но с 2010-го года прокатилась волна самоубийств среди работников фабрик — ушли из жизни 15 человек. Такой сюжет мог бы стать основой голливудского ужастика или триллера, но причина суицидальной активности вовсе не в мистике, а в тяжелейших условиях малооплачиваемого труда в Китае в целом и на заводах Foxconn в частности. Кроме того, жесткая политика информационной защиты и “не очень корректная” служба внутренней безопасности компании также становятся причиной, как минимум, стресса сотрудников. Так, одним из самоубийц был 25-летний работник, потерявший один из прототипов четвертого поколения iPhone. Служба безопасности компании устроила жесткий допрос с причинением физической силы и угроз нерадивому сотруднику. Справиться с таким унижением он не смог.

В интервью Bloomberg Buisnessweek глава Foxconn Терри Гуо признался, что первые три самоубийства не вызвали у него волнения, ведь компания имеет огромный штат рабочих. Однако, после пятого самоубийства и мирового резонанса компании пришлось принять меры: около трех миллионов квадратных метров желтой сетки было натянуто по периметру производственных помещений Foxconn с целью не допустить смерти прыгающих с крыши или в окно. Также был создан круглосуточный центр консультаций, а зарплаты сотрудников повышены на 30% (до $176 в месяц) с перспективой дальнейшего повышения. Впервые за 35 лет своего существования компании пришлось заказать у нью-йоркской "Burson-Marsteller" разработку стратегии публичных отношений (PR). Частью реализации этой стратегии стал беспрецедентный доступ корреспондента Bloomberg Buisnessweek к помещениям фабрики, общежитиям для работников, общению с операторами линии доверия для сотрудников. Корреспондент также удостоился права на трехчасовое интервью с самим Терри Гуо,  в котором бизнесмен поведал о своем отношении к знаменитому американскому инвестору Уоррену Баффету (“Он слишком стар” — следует полагать, что такой характеристики Баффет удостоился за инвестиции в конкурирующую компанию BYD, которую сам Гуо обвинял в воровстве технологий Foxconn — прим. автора), о необходимости получения университетского образования (“Прочитав книгу, плавать не научишься”) и взаимоотношениях со Стивом Джобсом (“Я заставил его дать мне свою визитку”).

В настоящее время компания занимается воспитанием нового поколения руководителей для улучшения микроклимата на своих заводах. Луи Вуу (Louis Woo), седовласый 62-летний доктор философии из Стэнфорда и исполнительный директор компании Foxconn, внедряет программу реорганизации системы заботы о трудящихся. В рамках этой программы открыта круглосуточная горячая линия с сертифицированными консультантами, создан соответствующий вебсайт "Campus Loving Heart" (с англ. — “любящее сердце кампуса”), стартовала программа, в рамках которой обучают менеджеров быть чуткими к моральным потребностям и чувствам рабочих. “Крик — не единственный способ”, — резюмирует Вуу.

Эрик Кейн (Eric Caine), занимающий должность заведующего кафедрой психиатрии Рочестерского Университета и являющийся экспертом по предотвращению самоубийств, считает, что проблемы компании Foxconn с участившимися самоубийствами работников фабрик связаны в основном с высокой численностью персонала в целом. По словам Кейна, “Среди более чем 900 тыс. сотрудников всегда найдутся люди с психическими проблемами от романтических разочарований жизнью и подавленности до клинической депрессии и психоза.”. Это мнение подтверждается двумя десятками опрошенных Bloomberg Buisnessweek работниками фабрики Foxconn в Лунхуа (Longhua). Так, например, 19-летняя девушка из провинции Ганьсу, работавшая в 12-часовую смену и прикреплявшая 9 разных деталей к материнским платам смартфонов Nokia N90, испытывала стресс от рутинной и однообразной работы, однако работала ради своей цели — скопить денег на собственный бизнес. C другой стороны, сотрудник отдела логистики отмечает малообразованный менеджмент низшего и среднего звеньев и их невежливое отношение к рабочим, а вину за такой порядок вещей возлагает на главу компании Терри Гуо, считая, что он таким образом экономит. Стоит заметить, что в нашей стране управленцы аналогичных уровней также не отличаются эрудированностью и воспитанием, но и обострения суицидальных настроений среди рабочих не создают.

Условия труда на фабриках Foxconn далеки от лучших западно-европейских образцов, однако, как отмечают местные профсоюзы, расчеты с работниками осуществляются вовремя и в полном объеме, что отличает компанию от многих других китайских производственных организаций с аналогичными или во многих случаях даже худшими условиями труда. А по мнению самого Стива Джобса, главы компании Apple, статистика количества самоубийств на 100 тыс. человек в Foxconn ниже средней по США, так что и переживать не о чем.

Первого августа поступило сообщение о том, что Foxconn планирует заменить часть работников, выполнявших рутинную и “тонкую” работу, роботами. Таким образом, компания сможет уменьшить бюджет оплаты труда, избежать возможных самоубийств в дальнейшем и, наконец, снизить долю брака на своих заводах.

Вот такой противоречивой является компания Foxconn, являясь предметом восхищений и ненависти. Такой же противоречивой личностью является создатель и главный идеолог компании Терри Гуо — его считают как гениальным менеджером, так и большим диктатором. Впрочем, подобные противоречия свойственны всем лидерам, и с этим ничего не поделать.