И жнец, и швец, и на дуде игрец!

Несколько лет назад в Компьютерном Обозрении, на заре колонки «Юмор», была такая интересная статейка, суть которой было следующей: «как бы выглядело объявление о найме на работу водителей, если бы их набирали на работу так же, как и программистов». Читать было очень смешно, иногда даже до слез.

Но жизнь течет своим чередом и нынче эту тенденцию уже можно смело проецировать на всех IT-специалистов, потребность в которых якобы проявляет наш резко сокращающийся рынок труда.

По долгу службы периодически просматриваю вакансии на руководящие позиции и менеджеров среднего звена в сфере IT и странное чувство того, что живешь в стране абсурда никак не покидает меня, при том, что я вообще не включаю в данное понятие нынешнюю политическую и экономическую ситуации.

Казалось бы, пройдя период бурного роста и все более массовый выход украинских компаний на международную арену, наш рынок труда постепенно начал четко делить специалистов по профилям, хотя, конечно, легкое перегибание в сторону смежных и не очень областей оставалось. Но тут «неожиданно вернулся» он, экономический кризис, прямо как в одном широко известном анекдоте, и сайты вакансий снова превратились в собрания фельетонов.

И даже принимая во внимание то, что в условиях нашей страны тотальное большинство IT-специалистов самоучки, прошедшие «и Крым и Рым и медные трубы», такой вариант развития событий всё равно вызывает чувство полной профанации.

Вот пример вакансии на позицию «Руководитель IT проектов», на которую я недавно натолкнулся (привожу в оригинале):

Основные требования к кандидату:

  1. Мужчина 27-35 лет, В.О. в области компьютерной техники, программирования.
  2. Опыт ведения IT проектов по оптимизации и автоматизации бизнес-процессов в качестве руководителя проектов.
  3. Ответственность, целеустремлённость, стремление к чётко поставленной целе.

Тут вроде как все более-менее в порядке, но самое интересное начинается дальше (снова в оригинале):

Основные обязанности:

  1. Ведение IT проектов
  2. Поиск заказчиков, ведение переговоров, заключение договоров
  3. Внедрение технологии ГРИД
  4. Контроль работоспособности оргтехники, средств связи и локальной сети компании

Это как значит понимать данную вакансию? Человек, который гипотетически подходит под данное описание, должен быть специалистом сразу в 4-х разных, фактически никак не пересекающихся областях: управление проектами, продажи, ГРИД технологии и системное администрирование. Вы много видели таких специалистов? Я, к сожалению, нет. А, возможно, и к счастью, ибо уже жили в стране, где каждый был специалистом во всем, а в результате получалось, что качественно ничего не было сделано вообще.

Вот скажите мне, пожалуйста, если я, например, устраиваюсь на работу директором компании, то нужно ли мне уметь ремонтировать двигатель своего служебного автомобиля, тем более, если у меня, к тому же, есть водитель? Думаю вряд ли.

Ну и приправлено все выше сказанное было следующим (все так же цитирую):

Компания предлагает работу не из лёгких, требующую много внимания и сосредоточенности. Перспектива карьерного роста- «руководитель производственного отделения" Стажировка 2 недели без оплаты для подтверждения квалификации саециалиста.Повышение оплаты труда согласно выполненным задачам и целям.

Компания предлагает официальное оформление, полный соц. пакет, хорошие условия работы, молодой и дружный коллектив.

Условия оплаты: еженедельный расчёт на основании статистик о проделанной работе.

Мало того что Вы крутитесь как «белка в колесе»:

  1. сами ищете себе заказчика;
  2. сами оформляете всю техническую и сопроводительную документацию;
  3. внедряете проект;
  4. поддерживаете работоспособность сети в целом и каждого отдельного устройства в частности;

так в дополнение ко всему этому, вы еще и отчетность ведете ежедневную, иначе зарплаты не видать как собственных ушей. Почему ежедневную отчетность спросите Вы? Да потому, что при таком количестве разрозненных задач, запомнить детально, что и когда вы делали, да еще и с разбивкой по часам – просто нереально. Хорошо хоть признали, что работа не из легких, но в глазах соискателя, думаю, вряд ли это будет выглядеть хоть каким-то утешением, особенно на фоне того, что столь высококвалифицированному специалисту нужно будет 2 недели проработать абсолютно бесплатно, без каких либо гарантий трудоустройства. Такие люди обычно ценят свое время очень дорого.

Или вот попалась на глаза другая вакансия. Не буду приводить ее полностью, отмечу только некоторые, особо зацепившие, моменты (в оригинале):

Вакансия: Руководитель WEB проекта

Требования:

  1. хорошее знание интернет и принцыпов его работы

Обязанности:

  1. Разработка стратегии вывода на рынок нового продукта
  2. Достижение поставленных финансовых, технических, маркетинговых показателей и целей по продажам

Все остальное в описании данной вакансии вполне укладывалось в цивилизованное понимание должностных обязанностей позиции «Руководитель проекта». Но вот очень стало интересно, зачем руководителю проекта, основная задача которого, согласно вакансии:

  1. составление бизнес – плана;
  2. определение необходимой для продвижения команды и других ресурсов;
  3. ведение переговоров и презентаций, работа с потенциальными и существующими клиентами;
  4. подготовка отчетности для руководства;

знания в области принципов работы сети Интернет? Неужели ему нужно четко представлять, например, как происходит коммутация пакетов данных в WAN и без этого он никак не сможет определить необходимые команде ресурсы?! Почему руководитель проекта должен разрабатывать стратегию вывода на рынок нового продукта? Так кто же он, в конце то концов – маркетолог или специалист по управлению проектами, и это я уже не вдаюсь в подробности «достижения целей по продажам».

Подвести итог хотелось бы следующим рассуждением. Неужели за неполных 20 лет независимости и присутствия на международных рынках труда, так и не пришло понимание того, как правильно и цивилизованно нужно вести бизнес и к чему стремиться? В любом случае, пока что складывается впечатление, что:

  • руководители не могут сформировать четкого видение того, какие специалисты им нужны;
  • отделы кадров – это безграмотные HR менеджеры и рекрутеры, в большинстве своем не имеющие и малейшего понятия о том, что же и, главное, как они должны это делать;
  • почти полное отсутствие понимания того, что правильное распределение труда и только, может привести компанию к ожидаемым результатам.

Будет ли когда-то такое время, когда люди таки начнут учить и познавать то, что обязательно нужно знать и уметь, чтобы гордо именовать себя специалистом или профессионалом в определенной области, а руководство компании будет значительно грамотней формировать штатное расписание и специфицировать вакансии? Как показывают множество исследований, направленных на изучение повышения эффективности труда, только повышение уровня знаний приводит к росту эффективности более чем на 30%, в то время как ближайший конкурент — опыт, дает лишь порядка 5-10% прироста эффективности. Может в условиях кризиса и наличия у людей большего количества свободного времени, снова пришло время учиться для, якобы, самой ученой нации в мире?! И тогда, в один прекрасный момент, мы таки перестанем встречать вакансии в стиле «И жнец, и швец, и на дуде игрец»!